09.02.2019
Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических, сообществах «христиан»; а также вопрос о действительности или недействительноcти таинств у этих групп.
Церковь, основываясь на канонических решениях Святых Отцов, Поместных и Вселенских Соборов, которые выражают ее экклезиологию, имеет решение по данному вопросу, применяя в зависимости от ситуации акривию или икономию. Несмотря на все это, в наши дни, под влиянием т. н. экуменического движения, существенно действующего на современное сознание многих православных богословов и иерархов, эти вопросы, которые получили свое окончательное решение и разрешение в предшествующие века, решаются иначе, с помощью новых теорий и концепций.
Если в первых веках вопрос ограничивался только способом принятия еретиков в лоно Церкви Христовой, то сегодня в экуменическом движении поднимается вопрос даже не о принятии в Церковь Христову – ведь по воззрениям сторонников и участников экуменизма инославные якобы и так относятся к Церкви Христовой[1], – а о признании наличия божественной благодати[2], совершающей Таинства, и, следовательно, – очищающей, просвещающей и обожающей энергии Святаго Духа в еретических сообществах-«церквах».
Таким образом, для новоявленной экклезиологии экуменического движения границы Церкви определяются не Божественной Евхаристией, а крещением. Т. е., все, кто принял крещение во имя Святой Троицы в любом сообществе, называющем себя христианским, якобы являются полноправными членами Церкви Христовой, независимо от той веры, которую исповедует их религиозное сообщество-«церковь» (т. н. «крещальное богословие»). Это ведет к серьезным экклезиологическим последствиям, самым значительным из которых является то, что Православная Церковь больше не рассматривается последователями этого течения как единственная Церковь Христова («исключительная экклезиология»), а считается, будто все сообщества, называющие себя христианскими, в которых есть «крещение», являются настоящими «церквами», входят в Церковь Христову («всеобъемлющая экклезиология») и несут спасение своим членам, поскольку в них якобы действует благодать, совершающая Таинства. Именно на этой модернистской экклезиологии основывается экуменическое движение.
Безусловно, данный подход абсолютно чужд и противен богословию и пастырской практике всего нашего экклезиологического предания.
Карфагенский Собор при сщмч. Киприане (256 г.) утвердил богословский принцип: «Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви»[3]. Этот Собор и принцип получили вселенский авторитет на Шестом Вселенском Соборе[4].
Несмотря на признание вселенского авторитета богословских принципов Карфагенского Собора, в рамках экуменического движения поднимается вопрос об ошибочности решений Собора и необходимости признать «крещальное богословие» в качестве основы для объединения всех сообществ, называющих себя христианскими. В связи с этим представляет значительный интерес отношение Отцов и Соборов Церкви к крещению вне Церкви в докиприанову эпоху с точки зрения принципа согласия Отцов. Ниже свидетельства об отношении Церкви к таинствам еретиков до Карфагенского Собора 256 года.
Отметим, что в церковных канонах дается следующее определение еретиков: «Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов» (6-е правило Второго Вселенского Собора)[5].
ОТЦЫ И СОБОРЫ О КРЕЩЕНИИ ВНЕ ЦЕРКВИ
Апостольские правила (I в.):
«Епископы, или пресвитеры, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?»[6]
Климент Александрийский (почитается Церковью как христианский философ, учитель веры, свидетель Предания) (IIв.):
«Священное Писание восклицает: Ибо поступив так, ты пройдешь мимо воды чуждой (Прит. 6, 18); т. е. Священное Писание на воду еретического крещения смотрит как на нечистую (святости дома Божия не соответствующую) и незаконную (ему чуждую). И ты перейдешь, говорит оно, реку чуждую, течением которой отвращающиеся от учения истинного, единого и неколебимого, бывают увлекаемы и ввергаемы вместе с язычниками в пучину изменчивых и безпорядочных человеческих мнений, пучину, крутящую свои воды, выбивающую их и вновь поглощающую на меже между приливом и отливом»[7].
Тертуллиан (запечатлен в сознании Церкви как один из выдающихся христианских мыслителей, плодовитый писатель, догматист, мужественный апологет, ревностный обличитель еретиков. В труде «О крещении», написанном в период 198–203 гг., т. е. задолго до приблизительной даты разрыва Тертуллиана с Церковью в 213-м г.):
«Еретики же не имеют никакого участия в нашем учении, и что они „внешние", об этом свидетельствует самое прекращение церковного общения с ними. Я не обязан признавать существования у них того, что служит для меня заповедью, ибо не тот же Бог у нас и у них, не один Христос, т. е. не тот же самый. Посему и крещение (у них) не едино, ибо не то же самое. Т. к. они не имеют его по законному обряду, то, без сомнения, вовсе не имеют, а что не имеется, того нельзя считать существующим. И не могут они его принимать, ибо не имеют его. Но об этом уже подробнее вами сказано на греческом языке»[8].
Карфагенский Собор при блж. Агриппине (около 220 г.):
«Должны быть перекрещиваемы те, которые переходят в Церковь от еретиков» (Киприан, ер. 73, 3)[9].
Собор в Иконии и Синааде (230–235 гг.):
«Давно уже мы, сошедшись из Галатии, Киликии и других ближайших областей, на Соборе в Иконии, что в Фригии, постановили твердо держаться такового мнения о еретиках и отстаивать его, когда обнаружится сомнение относительно этого предмета… мы, рассмотрев этот предмет со всем тщанием, на Соборе в Иконии постановили – вовсе отвергать всякое крещение, которое совершается вне Церкви» (еп. Фирмилиан к еп. Киприану Карфагенскому)[10].
Свидетельство св. Дионисия Александрийского о докиприановой практике приема еретиков в Церковь и о соборах в Иконии, Синааде:
«На значительнейших Соборах епископов, как я слышу, действительно постановлены правила, чтобы приходящие в Церковь из ереси по предварительном оглашении были потом омываемы и очищаемы от скверн старой и нечистой закваски» (Дионисий к Сиксту II)[11];
«Узнал я также, что не в одной Африке и не теперь только введено это, но что подобное мнение существовало с давнего времени у прежних епископов, в Церквах многолюднейших и на Соборах братий в Иконии, Синнаде и во многих других странах» (Дионисий к Филимону в «Церковной истории» Евсевия (VIII, 7))[12].
Свидетельство св. Василия Великого о докиприановой практике приема еретиков в Церковь (вселенский авторитет запечатлен на Шестом Вселенском Соборе):
«Ибо древние положили приимати Крещение, ни в чем не отступающее от веры... Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати… Ибо не суть крещены крестившиеся в то, что нам не предано»[13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из вышеприведенных свидетельств следует, что Отцы и Соборы в докиприанову эпоху не признавали возможности совершения крещения вне Кафолической Церкви, т. е Православной Церкви. Такое отношение Церкви к «таинствам» еретиков не претерпело изменений и на Карфагенском Соборе при сщмч. Киприане. Принятый Карфагенским Собором богословский принцип – «Крещение – одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви» – находится в полном согласии с приведенными свидетельствами Апостолов, Святых Отцов и Соборов. Апостольские правила (I в.), труды Климента Александрийского (II в.) и Тертуллиана (198–203 гг.), древние Соборы в Карфагене (220 г.), Иконии (235 г.) и Синааде (230 г.), свидетельства святых о докиприановой практике приема еретиков в Церковь: «от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати» (св. Василий Вел.), «не теперь только введено это, но что подобное мнение [никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви] существовало с давнего времени у прежних епископов» (св. Дионисий Александрийский), – показывают согласие Святых Отцов и Соборов: «Крещение – одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви».
Принципу согласия Отцов следовал и Карфагенский Собор при св. Киприане, утверждая: «Мы изложим наше мнение [о том, что никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви] – не новое и не только теперь установленное, но давно уже нашими предшественниками со всякою точностию и со тщанием испытанное, которое мы соблюдаем, которым мы руководствуемся и которым мы желаем поделиться с вами»[14].
Римский папа Стефан, по-видимому, впервые потребовал признать крещение вне Церкви истинным. Желая навязать свое мнение всей Церкви, Стефан отверг древние Соборы о крещении еретиков, отверг Соборы при сщмч. Киприане, заклеймил сщмч. Киприана «лжехристом, лжеапостолом и коварным делателем!»[15] и отлучил святого от общения. Это ошибочное мнение Стефана, вероятно, стало следствием господствовавшей в Римской Церкви широкой икономии в отношении принятия еретиков без повторения обряда крещения, совершенного вне Церкви. Важно отметить, что Карфагенский Собор при сщмч. Киприане также допускает принцип икономии при определенных условиях для обращающихся от ереси к Церкви и не получивших Крещения в Православной Церкви, ибо «Господь, по милосердию своему, силен даровать им прощение и тех, кои, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишить даров Церкви Своей» (акты Карфагенского Собора)[16]. Однако из возможности применения икономии к еретикам и раскольникам Карфагенский Собор вовсе не делает вывода о возможности Крещения вне Церкви, подобно тому, как это сделал Римский папа Стефан.
[1] Собственно, именно так решается вопрос о существовании инославного «христианского мира» документом Критского собора «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру».
[2] См. Баламандский документ 1993 г. и богословскую критику на него.
[3] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, правило и толкование. Правило святого Поместного Собора, состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане. Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416.
[4]«Посему и Второй Вселенский Собор в своем 7-м правиле настоящее правило принял частично (он не принял его полностью только потому, что руководствовался принципом икономии и проявил снисхождение, не поступая по всей строгости, как мы писали в примечании к 46-му Апостольскому правилу). Утвердил его и Шестой Вселенский Собор во 2-м своем правиле (хотя этот Собор и говорит, что это правило действовало только в некоторых местах Африки, но раз принявши его, он утвердил его для дальнейшего применения, а не отменил). Принял его и свт. Василий Великий в своем 1-м правиле. См. также примечание к вышеупомянутому 46-му Апостольскому правилу. Далее: Вселенские Соборы приняли и утвердили определения Поместных Соборов и, в частности, приняли правила свт. Василия Великого, что мы видели ранее во 2-м правиле Шестого Вселенского Собора. Следовательно, вместе с тем они приняли и утвердили все, что определили эти Поместные Соборы и свт. Василий Великий ранее» (Пидалион. Агапий иеромонах и Никодим монах (Святогорец). Правило Третьего святого Поместного Собора, состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане с толкованием. Издание 4-е. Афины, 1886. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/gr/?id=3308).
О признании Шестым Вселенским Собором канона Карфагенского Собора при сщмч. Киприане также см. толкование преп. Никодима Святогорца на 46-е Апостольское правило (Там же).
[5] Правила Святых Апостолов и Святых Отец с толкованиями Алексея Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона. Режим доступа: http://agioskanon.ru/otci/007.htm#1.
[6] Там же.
[7] Cтpоматы. Творение учителя Церкви Климента Александрийского. Пер. с примечаниями Н. Корсунского. Ярославль, 1892. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty-perevod-n-korsunskogo/1_20#sel=340:260,340:341.
[8] Тертуллиан. О крещении. Гл. XV. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_kreshenii/#0_15. Слова Тертуллиана к адресату труда: «Но об этом уже подробнее вами сказано на греческом языке», – показывают само собой разумеющимся и давно известным мнение о невозможности Крещения вне Церкви для неизвестного писателя на греческом языке, к которому или которым пишет Тертуллиан.
[9] Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Брюссель, 1964. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-razdelenija-tserkvej-1054-g/1#sel=522:84,522:105.
[10] Творения св. священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Письмо Фирмилиана к Киприану по поводу разногласия с Римским епископом Стефаном относительно крещения еретиков. Киев, 1879. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62.
[11] Свящ. А. Дружинин. Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского. СПб., 2007. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleksandrijskij/zhizn-i-trudy-sv-dionisija-velikogo-episkopa-aleksandrijskogo/3#note589.
[12] Там же.
[13] Правила Святых Апостолов и Святых Отец с толкованиями Алексея Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона. Режим доступа: http://agioskanon.ru/otci/007.htm#1.
[14] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, правило и толкование. Правило святого Поместного Собора, состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане. Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416.
[15] Творения св. священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Письмо Фирмилиана к Киприану по поводу разногласия с Римским епископом Стефаном относительно крещения еретиков. Киев, 1879. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62.
[16] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, правило и толкование. Акты Карфагенского Собора: письмо к Юбаяну. Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416.
<-назад в раздел
Возможно ли Крещение вне Церкви?: Согласие Отцов и Соборов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»
«Крещение» от папы Франциска
ВВЕДЕНИЕ
Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических, сообществах «христиан»; а также вопрос о действительности или недействительноcти таинств у этих групп.
Церковь, основываясь на канонических решениях Святых Отцов, Поместных и Вселенских Соборов, которые выражают ее экклезиологию, имеет решение по данному вопросу, применяя в зависимости от ситуации акривию или икономию. Несмотря на все это, в наши дни, под влиянием т. н. экуменического движения, существенно действующего на современное сознание многих православных богословов и иерархов, эти вопросы, которые получили свое окончательное решение и разрешение в предшествующие века, решаются иначе, с помощью новых теорий и концепций.
Если в первых веках вопрос ограничивался только способом принятия еретиков в лоно Церкви Христовой, то сегодня в экуменическом движении поднимается вопрос даже не о принятии в Церковь Христову – ведь по воззрениям сторонников и участников экуменизма инославные якобы и так относятся к Церкви Христовой[1], – а о признании наличия божественной благодати[2], совершающей Таинства, и, следовательно, – очищающей, просвещающей и обожающей энергии Святаго Духа в еретических сообществах-«церквах».
Таким образом, для новоявленной экклезиологии экуменического движения границы Церкви определяются не Божественной Евхаристией, а крещением. Т. е., все, кто принял крещение во имя Святой Троицы в любом сообществе, называющем себя христианским, якобы являются полноправными членами Церкви Христовой, независимо от той веры, которую исповедует их религиозное сообщество-«церковь» (т. н. «крещальное богословие»). Это ведет к серьезным экклезиологическим последствиям, самым значительным из которых является то, что Православная Церковь больше не рассматривается последователями этого течения как единственная Церковь Христова («исключительная экклезиология»), а считается, будто все сообщества, называющие себя христианскими, в которых есть «крещение», являются настоящими «церквами», входят в Церковь Христову («всеобъемлющая экклезиология») и несут спасение своим членам, поскольку в них якобы действует благодать, совершающая Таинства. Именно на этой модернистской экклезиологии основывается экуменическое движение.
Безусловно, данный подход абсолютно чужд и противен богословию и пастырской практике всего нашего экклезиологического предания.
Карфагенский Собор при сщмч. Киприане (256 г.) утвердил богословский принцип: «Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви»[3]. Этот Собор и принцип получили вселенский авторитет на Шестом Вселенском Соборе[4].
Несмотря на признание вселенского авторитета богословских принципов Карфагенского Собора, в рамках экуменического движения поднимается вопрос об ошибочности решений Собора и необходимости признать «крещальное богословие» в качестве основы для объединения всех сообществ, называющих себя христианскими. В связи с этим представляет значительный интерес отношение Отцов и Соборов Церкви к крещению вне Церкви в докиприанову эпоху с точки зрения принципа согласия Отцов. Ниже свидетельства об отношении Церкви к таинствам еретиков до Карфагенского Собора 256 года.
Отметим, что в церковных канонах дается следующее определение еретиков: «Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов» (6-е правило Второго Вселенского Собора)[5].
ОТЦЫ И СОБОРЫ О КРЕЩЕНИИ ВНЕ ЦЕРКВИ
Апостольские правила (I в.):
«Епископы, или пресвитеры, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?»[6]
Климент Александрийский (почитается Церковью как христианский философ, учитель веры, свидетель Предания) (IIв.):
«Священное Писание восклицает: Ибо поступив так, ты пройдешь мимо воды чуждой (Прит. 6, 18); т. е. Священное Писание на воду еретического крещения смотрит как на нечистую (святости дома Божия не соответствующую) и незаконную (ему чуждую). И ты перейдешь, говорит оно, реку чуждую, течением которой отвращающиеся от учения истинного, единого и неколебимого, бывают увлекаемы и ввергаемы вместе с язычниками в пучину изменчивых и безпорядочных человеческих мнений, пучину, крутящую свои воды, выбивающую их и вновь поглощающую на меже между приливом и отливом»[7].
Тертуллиан (запечатлен в сознании Церкви как один из выдающихся христианских мыслителей, плодовитый писатель, догматист, мужественный апологет, ревностный обличитель еретиков. В труде «О крещении», написанном в период 198–203 гг., т. е. задолго до приблизительной даты разрыва Тертуллиана с Церковью в 213-м г.):
«Еретики же не имеют никакого участия в нашем учении, и что они „внешние", об этом свидетельствует самое прекращение церковного общения с ними. Я не обязан признавать существования у них того, что служит для меня заповедью, ибо не тот же Бог у нас и у них, не один Христос, т. е. не тот же самый. Посему и крещение (у них) не едино, ибо не то же самое. Т. к. они не имеют его по законному обряду, то, без сомнения, вовсе не имеют, а что не имеется, того нельзя считать существующим. И не могут они его принимать, ибо не имеют его. Но об этом уже подробнее вами сказано на греческом языке»[8].
Карфагенский Собор при блж. Агриппине (около 220 г.):
«Должны быть перекрещиваемы те, которые переходят в Церковь от еретиков» (Киприан, ер. 73, 3)[9].
Собор в Иконии и Синааде (230–235 гг.):
«Давно уже мы, сошедшись из Галатии, Киликии и других ближайших областей, на Соборе в Иконии, что в Фригии, постановили твердо держаться такового мнения о еретиках и отстаивать его, когда обнаружится сомнение относительно этого предмета… мы, рассмотрев этот предмет со всем тщанием, на Соборе в Иконии постановили – вовсе отвергать всякое крещение, которое совершается вне Церкви» (еп. Фирмилиан к еп. Киприану Карфагенскому)[10].
Свидетельство св. Дионисия Александрийского о докиприановой практике приема еретиков в Церковь и о соборах в Иконии, Синааде:
«На значительнейших Соборах епископов, как я слышу, действительно постановлены правила, чтобы приходящие в Церковь из ереси по предварительном оглашении были потом омываемы и очищаемы от скверн старой и нечистой закваски» (Дионисий к Сиксту II)[11];
«Узнал я также, что не в одной Африке и не теперь только введено это, но что подобное мнение существовало с давнего времени у прежних епископов, в Церквах многолюднейших и на Соборах братий в Иконии, Синнаде и во многих других странах» (Дионисий к Филимону в «Церковной истории» Евсевия (VIII, 7))[12].
Свидетельство св. Василия Великого о докиприановой практике приема еретиков в Церковь (вселенский авторитет запечатлен на Шестом Вселенском Соборе):
«Ибо древние положили приимати Крещение, ни в чем не отступающее от веры... Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати… Ибо не суть крещены крестившиеся в то, что нам не предано»[13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из вышеприведенных свидетельств следует, что Отцы и Соборы в докиприанову эпоху не признавали возможности совершения крещения вне Кафолической Церкви, т. е Православной Церкви. Такое отношение Церкви к «таинствам» еретиков не претерпело изменений и на Карфагенском Соборе при сщмч. Киприане. Принятый Карфагенским Собором богословский принцип – «Крещение – одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви» – находится в полном согласии с приведенными свидетельствами Апостолов, Святых Отцов и Соборов. Апостольские правила (I в.), труды Климента Александрийского (II в.) и Тертуллиана (198–203 гг.), древние Соборы в Карфагене (220 г.), Иконии (235 г.) и Синааде (230 г.), свидетельства святых о докиприановой практике приема еретиков в Церковь: «от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати» (св. Василий Вел.), «не теперь только введено это, но что подобное мнение [никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви] существовало с давнего времени у прежних епископов» (св. Дионисий Александрийский), – показывают согласие Святых Отцов и Соборов: «Крещение – одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви».
Принципу согласия Отцов следовал и Карфагенский Собор при св. Киприане, утверждая: «Мы изложим наше мнение [о том, что никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви] – не новое и не только теперь установленное, но давно уже нашими предшественниками со всякою точностию и со тщанием испытанное, которое мы соблюдаем, которым мы руководствуемся и которым мы желаем поделиться с вами»[14].
Римский папа Стефан, по-видимому, впервые потребовал признать крещение вне Церкви истинным. Желая навязать свое мнение всей Церкви, Стефан отверг древние Соборы о крещении еретиков, отверг Соборы при сщмч. Киприане, заклеймил сщмч. Киприана «лжехристом, лжеапостолом и коварным делателем!»[15] и отлучил святого от общения. Это ошибочное мнение Стефана, вероятно, стало следствием господствовавшей в Римской Церкви широкой икономии в отношении принятия еретиков без повторения обряда крещения, совершенного вне Церкви. Важно отметить, что Карфагенский Собор при сщмч. Киприане также допускает принцип икономии при определенных условиях для обращающихся от ереси к Церкви и не получивших Крещения в Православной Церкви, ибо «Господь, по милосердию своему, силен даровать им прощение и тех, кои, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишить даров Церкви Своей» (акты Карфагенского Собора)[16]. Однако из возможности применения икономии к еретикам и раскольникам Карфагенский Собор вовсе не делает вывода о возможности Крещения вне Церкви, подобно тому, как это сделал Римский папа Стефан.
[1] Собственно, именно так решается вопрос о существовании инославного «христианского мира» документом Критского собора «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру».
[2] См. Баламандский документ 1993 г. и богословскую критику на него.
[3] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, правило и толкование. Правило святого Поместного Собора, состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане. Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416.
[4]«Посему и Второй Вселенский Собор в своем 7-м правиле настоящее правило принял частично (он не принял его полностью только потому, что руководствовался принципом икономии и проявил снисхождение, не поступая по всей строгости, как мы писали в примечании к 46-му Апостольскому правилу). Утвердил его и Шестой Вселенский Собор во 2-м своем правиле (хотя этот Собор и говорит, что это правило действовало только в некоторых местах Африки, но раз принявши его, он утвердил его для дальнейшего применения, а не отменил). Принял его и свт. Василий Великий в своем 1-м правиле. См. также примечание к вышеупомянутому 46-му Апостольскому правилу. Далее: Вселенские Соборы приняли и утвердили определения Поместных Соборов и, в частности, приняли правила свт. Василия Великого, что мы видели ранее во 2-м правиле Шестого Вселенского Собора. Следовательно, вместе с тем они приняли и утвердили все, что определили эти Поместные Соборы и свт. Василий Великий ранее» (Пидалион. Агапий иеромонах и Никодим монах (Святогорец). Правило Третьего святого Поместного Собора, состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане с толкованием. Издание 4-е. Афины, 1886. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/gr/?id=3308).
О признании Шестым Вселенским Собором канона Карфагенского Собора при сщмч. Киприане также см. толкование преп. Никодима Святогорца на 46-е Апостольское правило (Там же).
[5] Правила Святых Апостолов и Святых Отец с толкованиями Алексея Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона. Режим доступа: http://agioskanon.ru/otci/007.htm#1.
[6] Там же.
[7] Cтpоматы. Творение учителя Церкви Климента Александрийского. Пер. с примечаниями Н. Корсунского. Ярославль, 1892. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty-perevod-n-korsunskogo/1_20#sel=340:260,340:341.
[8] Тертуллиан. О крещении. Гл. XV. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_kreshenii/#0_15. Слова Тертуллиана к адресату труда: «Но об этом уже подробнее вами сказано на греческом языке», – показывают само собой разумеющимся и давно известным мнение о невозможности Крещения вне Церкви для неизвестного писателя на греческом языке, к которому или которым пишет Тертуллиан.
[9] Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Брюссель, 1964. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-razdelenija-tserkvej-1054-g/1#sel=522:84,522:105.
[10] Творения св. священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Письмо Фирмилиана к Киприану по поводу разногласия с Римским епископом Стефаном относительно крещения еретиков. Киев, 1879. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62.
[11] Свящ. А. Дружинин. Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского. СПб., 2007. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleksandrijskij/zhizn-i-trudy-sv-dionisija-velikogo-episkopa-aleksandrijskogo/3#note589.
[12] Там же.
[13] Правила Святых Апостолов и Святых Отец с толкованиями Алексея Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона. Режим доступа: http://agioskanon.ru/otci/007.htm#1.
[14] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, правило и толкование. Правило святого Поместного Собора, состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане. Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416.
[15] Творения св. священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Письмо Фирмилиана к Киприану по поводу разногласия с Римским епископом Стефаном относительно крещения еретиков. Киев, 1879. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62.
[16] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, правило и толкование. Акты Карфагенского Собора: письмо к Юбаяну. Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416.
Источник: Интернет-содружество «Православный Апологет»
https://www. (https://apologet.spb.ru)
https://www. (https://apologet.spb.ru)