05.02.2019
Сегодня в России эмбрионы не только создаются с помощью ЭКО, используются в исследовательских целях без получения согласия лиц-доноров половых клеток, но и уничтожаются в массовых количествах. При этом уже выработана аргументация в защиту данных исследований: «У человечества есть путь научно-технического развития, которым оно движется — автомобили не перестанут ездить, несмотря на то, что на дорогах гибнут люди». К сожалению, современных исследователей можно уподобить водителями, которые сознательно садятся за руль автомобиля, чтобы сознательно губить людей. Ведь принципиального барьера между развитием ребенка от зачатия до рождения и после рождения на генетическом и этическом уровне не существует. Нравственность таких исследователей порождает много вопросов в обществе. Известен и еще один мощный аргумент в защиту экспериментов на эмбрионах человека — это интересы прогрессивной науки. Этот аргумент предъявляли в свою защиту нацистские врачи-исследователи на Нюрнбергском процессе в 1947 г. Но известно, что именно их эксперименты и их «прогрессивные интересы» были классифицированы на этом процессе как «преступления против человечности». Нельзя не напомнить и статью 2 международной Конвенции о правах человека и биомедицине: «Интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки».
Среди самих исследователей распространено мнение, что переход от клеточной культуры на уровень целого организма, даже животного, не говоря уж о человеке, невероятно сложен. В силу этого в полной мере встают вопросы о безопасности этих технологий:
— постоянно существует риск неточного редактирования;
— невозможны точные прогнозы последствий изменений генов, с которыми столкнется человеческая популяция;
— непредсказуемы последствия в ряду поколений носителей измененных генов.
Перечисленные факты являются основаниями позиции Церкви, что редактирование эмбрионов человека — красная линия, которую не стоит пересекать. И здесь речь идет уже не только о безопасности и трагических последствиях для людей применения аморальных по своему основанию технологий. Стоит ее перешагнуть и тут же возникают мечты и соблазны об улучшении человека, о технологическом изменении и самой сущности человека: выявим гены, ответственные за наши желательные свойства и будем иметь толерантность к той или иной пище или среде обитания, преодолеем возрастную деградацию, достигнем долголетия, повысим ментальные способности. Свобода человека смело реализуется в этих идеях, которые быстро распространяются в обществе. Главное: приближают ли эти идеи к спасению или гибели человека? Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12). Может все же стоит свою свободу, и деятельную и мыслительную, взять под свой же контроль? Ведь идеи могут воплотиться и стать делами. И беда, если неправильная и вредная идея овладевает или человеком, или сообществом, будь то сообщество научное или государственное. Свобода, вырвавшаяся из-под контроля морали, легко превращается в произвол и грозит тяжкой несвободой для личности, будь то врач-исследователь, пациент и даже общественные отношения в целом.
ЦОС по биомедицинской этике обращает внимание о необходимости широкой коммуникации между наукой и обществом. К сожалению, в состав Совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019-2027 годы не входят представители гуманитарной и религиозной общественности, что не способствует формированию социального доверия к развитию генетических технологий в России, особенно к таким непростым и неоднозначным с этической точки зрения технологиям как редактирование генома эмбриона человека.
Источник: https://www.bioethics.orthodoxy.ru
<-назад в раздел
Церковно-общественный совет: «Заявление о социальном недоверии к технологиям редактирования генома человека»
Развитие генетической медицины вступило сегодня не только в стадию ускоренного развития, но и в состояние выхода из этических профессиональных требований и стандартов. Речь идет, прежде всего, об экспериментах, вмешательствах, т.е. о редактировании эмбриона человека. В российских лабораториях происходит прямое пренебрежение нормами «Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине» (СЕ,Овьедо,1997 г.). В Статье 18 констатируется, что «исследования на эмбрионах in vitro должны предусматривать надлежащую защиту этого эмбриона», и «Создание эмбрионов человека в исследовательских целях запрещается».
Сегодня в России эмбрионы не только создаются с помощью ЭКО, используются в исследовательских целях без получения согласия лиц-доноров половых клеток, но и уничтожаются в массовых количествах. При этом уже выработана аргументация в защиту данных исследований: «У человечества есть путь научно-технического развития, которым оно движется — автомобили не перестанут ездить, несмотря на то, что на дорогах гибнут люди». К сожалению, современных исследователей можно уподобить водителями, которые сознательно садятся за руль автомобиля, чтобы сознательно губить людей. Ведь принципиального барьера между развитием ребенка от зачатия до рождения и после рождения на генетическом и этическом уровне не существует. Нравственность таких исследователей порождает много вопросов в обществе. Известен и еще один мощный аргумент в защиту экспериментов на эмбрионах человека — это интересы прогрессивной науки. Этот аргумент предъявляли в свою защиту нацистские врачи-исследователи на Нюрнбергском процессе в 1947 г. Но известно, что именно их эксперименты и их «прогрессивные интересы» были классифицированы на этом процессе как «преступления против человечности». Нельзя не напомнить и статью 2 международной Конвенции о правах человека и биомедицине: «Интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки».
Среди самих исследователей распространено мнение, что переход от клеточной культуры на уровень целого организма, даже животного, не говоря уж о человеке, невероятно сложен. В силу этого в полной мере встают вопросы о безопасности этих технологий:
— постоянно существует риск неточного редактирования;
— невозможны точные прогнозы последствий изменений генов, с которыми столкнется человеческая популяция;
— непредсказуемы последствия в ряду поколений носителей измененных генов.
Перечисленные факты являются основаниями позиции Церкви, что редактирование эмбрионов человека — красная линия, которую не стоит пересекать. И здесь речь идет уже не только о безопасности и трагических последствиях для людей применения аморальных по своему основанию технологий. Стоит ее перешагнуть и тут же возникают мечты и соблазны об улучшении человека, о технологическом изменении и самой сущности человека: выявим гены, ответственные за наши желательные свойства и будем иметь толерантность к той или иной пище или среде обитания, преодолеем возрастную деградацию, достигнем долголетия, повысим ментальные способности. Свобода человека смело реализуется в этих идеях, которые быстро распространяются в обществе. Главное: приближают ли эти идеи к спасению или гибели человека? Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12). Может все же стоит свою свободу, и деятельную и мыслительную, взять под свой же контроль? Ведь идеи могут воплотиться и стать делами. И беда, если неправильная и вредная идея овладевает или человеком, или сообществом, будь то сообщество научное или государственное. Свобода, вырвавшаяся из-под контроля морали, легко превращается в произвол и грозит тяжкой несвободой для личности, будь то врач-исследователь, пациент и даже общественные отношения в целом.
ЦОС по биомедицинской этике обращает внимание о необходимости широкой коммуникации между наукой и обществом. К сожалению, в состав Совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019-2027 годы не входят представители гуманитарной и религиозной общественности, что не способствует формированию социального доверия к развитию генетических технологий в России, особенно к таким непростым и неоднозначным с этической точки зрения технологиям как редактирование генома эмбриона человека.
Источник: https://www.bioethics.orthodoxy.ru