04.02.2019
Действительно, многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником валаамских старцев – схиархимандритом Кенсорином.
– Отец Кенсорин, Вы жили в разные исторические эпохи – и безбожия, и возрождения церковной жизни. Что Вы думаете о нынешнем периоде? На что более всего нужно сегодня обращать внимание в деле спасения души?
– Сейчас сложное время. Скоро мне будет 84 года, 60 из которых я служу в Церкви. Здоровье, конечно, уже неважное. Но Господь дал два храма восстанавливать – среди полей и лесов, брошенные на произвол судьбы. Мы их открыли, в одном стараемся служить Литургию каждый день, читаем молитвенные правила. И, знаете, дома вокруг стоят заброшенные! Приезжай, живи в уединении, вдали от этого мира, спасайся – но нет народа! Все поглощены «системой» (я на себе ее давление испытал), единицы только собираются. И священников нет, монахов очень мало. Переживаю за это сильно. А с семейными что происходит? Сколько, думаете, я за годы службы крепких, благочестивых семей видел? И десяти не найдется, – или разведенные, или по несколько раз женатые, или невенчанные, или одиночки с детьми. Это же какая беда, а для многих – ничего, норма. Все живут как попало, как придется… Страшное время!
– Как же сейчас спасаться?
– Надо всем без исключения Иисусову молитву постоянно твердить. Приготавливаться, чтобы быть со Христом, почаще причащаться. Сейчас больше ничего не спасет. Неизвестно, что Господь попустит. Если начнутся испытания, гонения, то ни иконы, ни книги с собой не возьмешь, а со Христом быть – самое главное. Тогда Он сохранит и не допустит выше сил искушений.
Все старцы, которые прошли заточения, спасались молитвой. Отец Иоанн (Крестьянкин) в дневнике пишет, что молитва у него настоящая была, только когда был в заточении, а после он такой молитвы не имел. Одна знакомая матушка из Костромы, которая пять лет в тюрьме отсидела, тоже говорила: я вышла на свободу и плакала горькими слезами, что лишилась дара молитвы – там, в узах, я такое утешение от Бога чувствовала, а теперь не могу так соединиться с Ним!.. Потому что где страдания – там Господь рядом.
– Батюшка, а как правильно относиться к происходящему вокруг? Как не потерять мирный дух, не отчаяться, видя различные беззакония?
– Самое главное – нельзя осуждать. Раньше некоторые советскую власть проклинали: «Да всех этих бандитов давно надо расстрелять!» Но фактически это не в нашем праве. Надо каяться, что мы имеем злость, ненависть, осуждение властей предержащих – светских и церковных. Они – Божие попущение. Старцы не зря говорили: «Знай себя – и довольно с тебя».
Это не безразличие, это предание всего в волю Божию. Разные безобразия не надо принимать близко к своему сердцу, – в нем нужно прежде всего Христа иметь. Когда человек старается через Причастие, молитву соединиться со Христом, то уже меньше на него влияет все внешнее. Мало ли что вода хлещет, ветер дует, буря идет, – нас это не останавливает: мы движемся в своем направлении, и все. Главное – только со Христом.
По большому счету, борьба с нечестием, ересью, беззакониями – долг властей духовных, с них за это спросится. В нашей власти только – на своем уровне стараться не участвовать в апостасии, до конца, – не принимать антихриста и его систему.
– Вы сказали, что на себе давление этой системы испытали. Как это?
– Мне самому еще старец Михаил Труханов (протоиерей, 1916–2006), который был в заточении 14 лет, не благословил принимать современные документы, менять паспорт. Таких отцов моего поколения, еще той закалки, теперь почти не осталось. Они говорили, что мы уже близки к приходу антихриста. Сейчас настолько распространилась электронная система, что уже чипы вживляют людям. Многие у меня спрашивают, что делать, как уберечь детей. Везде сбор и обработка персональных данных, биометрия вводится, готовятся электронные паспорта… Хотя заявляется, что использование всего этого должно быть добровольным, но по факту принуждают людей.
Мне как-то перевели деньги через почту, я пошел со старым паспортом. И меня, 84-летнего инвалида второй группы, «мурыжили» целый час, даже позвонили начальнику почты в районный центр. Потом все-таки выдали еле-еле. Но в следующий раз если приду – дадут ли?! Вообще, я не могу здесь, у себя на родине, прописаться, даже временно! Мне пенсию не хотели давать восемь месяцев, потом, правда, все выяснили и пока дают. Но ладно мне, старику, деньги не получить, а если семейному человеку, в городе? Так он бы на кладбище уже мог оказаться. Полный безпредел, концов не сыщешь.
Поэтому с электронной системой я всех благословляю по силам бороться. Остановить все это мы уже не можем, но по возможности будем тормозить ее внедрение – противостоять каждый в своей мере. Если не будет людей ревностных, понимающих опасность электронной сатанинской системы, борющихся с ней, то падет Божий гнев на нас и всех туда загонят. Конечно, все это беззаконие предсказано Святыми Отцами, еще апостолом Иоанном Богословом – о трех шестерках, внедрении печати... Кто-то из народа это начинает понимать, и некоторые священники, архиереи, даже Патриарх – говорят о пагубности электронной системы. А некоторые, наоборот, в кощунство все обращают, высмеивают.
– Батюшка, а про ситуацию на Украине что можете сказать?
– Это конкретный раскол Православия – больше ничего не скажешь. Дальше – как Господь попустит. Если отберут святыни, храмы, мощи святых угодников – то прольется гнев Божий. Еретикам и раскольникам на Украине главное – взять под свое влияние Киево-Печерскую и Почаевскую лавры.
Так распался наш Валаам, как рассказывал мне об этом старец Николай (Монахов, 1876–1969; валаамский схимонах), за которым я много лет ухаживал в болезни. Враги стали раскалывать Церковь через внедрение новостильного календаря. Когда отца Николая пригласил наместник сказать свое мнение, то у него вдруг как будто отнялся язык и он ничего не смог произнести. А ночью старец взмолился Божией Матери, и Она возвестила, что нужно хранить Предание. В итоге многие валаамские отцы не приняли новый стиль, их обозвали «старостильниками», всячески притесняли, гнали… Потом они смогли переехать в Печоры, я с ними всеми общался: отцами Михаилом, Лукой, Германом, Иоанном… Они говорили: мы рады, что вернулись на Родину. Так вот, а сатанинский слуга, Константинопольский Патриарх, давно уже новый стиль принял. И многие Поместные Церкви на это попались, вот и идет раскол.
Так что у нас есть примеры борьбы до смерти за чистоту Православия. А новостильники уже по духу несовместимы с Православной Церковью. Слава Богу, у нас еще большинство держится за сохранение старого стиля. Хотя у священноначалия нашего много ошибок, смущающих народ и духовенство. Встречался я с такими священниками, которые перестали поминать Патриарха Кирилла, поддались смуте и теперь уже зашли очень далеко – хулят Таинства, Церковь, в которой сами же крестились, рукополагались, принимали постриг. Это помрачение ума, сатанинское влияние. Надо обязательно держаться Церкви.
Беседовал Роман Чудов
<-назад в раздел
«Надо держаться Церкви»: Беседа со старцем Кенсорином о спасении в «лукавое время»
Иеродиакон Кенсорин, иеромонах Ипполит (Халин; † 2002) и схимонах Николай (Монахов), 1960-е годы
В изданной до революции книге «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса» (СПб., 1900), о которой высоко отзывался святой праведный Иоанн Кронштадтский, сказано: «Открылся в последние века четвертый период преследований и гонений на Церковь, в который вмещаются все роды и виды явных и тайных козней. Вместо магометанства поднимают голову еврейство, масонство, сектантство и социальная революция, столь же ревностная на всесветные завоевания, только иными, чем магометанство, путями. Вместо огня и меча – кредит, пропаганда печати и мод. Вместо гонения на догмат – гонение на церковный обряд и церковное устройство, а вместе с тем и на общественный строй, препятствующий развитию анархии как вернейшей почвы для конечного истребления Христианства».
Действительно, многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником валаамских старцев – схиархимандритом Кенсорином.
– Отец Кенсорин, Вы жили в разные исторические эпохи – и безбожия, и возрождения церковной жизни. Что Вы думаете о нынешнем периоде? На что более всего нужно сегодня обращать внимание в деле спасения души?
– Сейчас сложное время. Скоро мне будет 84 года, 60 из которых я служу в Церкви. Здоровье, конечно, уже неважное. Но Господь дал два храма восстанавливать – среди полей и лесов, брошенные на произвол судьбы. Мы их открыли, в одном стараемся служить Литургию каждый день, читаем молитвенные правила. И, знаете, дома вокруг стоят заброшенные! Приезжай, живи в уединении, вдали от этого мира, спасайся – но нет народа! Все поглощены «системой» (я на себе ее давление испытал), единицы только собираются. И священников нет, монахов очень мало. Переживаю за это сильно. А с семейными что происходит? Сколько, думаете, я за годы службы крепких, благочестивых семей видел? И десяти не найдется, – или разведенные, или по несколько раз женатые, или невенчанные, или одиночки с детьми. Это же какая беда, а для многих – ничего, норма. Все живут как попало, как придется… Страшное время!
– Как же сейчас спасаться?
– Надо всем без исключения Иисусову молитву постоянно твердить. Приготавливаться, чтобы быть со Христом, почаще причащаться. Сейчас больше ничего не спасет. Неизвестно, что Господь попустит. Если начнутся испытания, гонения, то ни иконы, ни книги с собой не возьмешь, а со Христом быть – самое главное. Тогда Он сохранит и не допустит выше сил искушений.
Все старцы, которые прошли заточения, спасались молитвой. Отец Иоанн (Крестьянкин) в дневнике пишет, что молитва у него настоящая была, только когда был в заточении, а после он такой молитвы не имел. Одна знакомая матушка из Костромы, которая пять лет в тюрьме отсидела, тоже говорила: я вышла на свободу и плакала горькими слезами, что лишилась дара молитвы – там, в узах, я такое утешение от Бога чувствовала, а теперь не могу так соединиться с Ним!.. Потому что где страдания – там Господь рядом.
– Батюшка, а как правильно относиться к происходящему вокруг? Как не потерять мирный дух, не отчаяться, видя различные беззакония?
– Самое главное – нельзя осуждать. Раньше некоторые советскую власть проклинали: «Да всех этих бандитов давно надо расстрелять!» Но фактически это не в нашем праве. Надо каяться, что мы имеем злость, ненависть, осуждение властей предержащих – светских и церковных. Они – Божие попущение. Старцы не зря говорили: «Знай себя – и довольно с тебя».
Это не безразличие, это предание всего в волю Божию. Разные безобразия не надо принимать близко к своему сердцу, – в нем нужно прежде всего Христа иметь. Когда человек старается через Причастие, молитву соединиться со Христом, то уже меньше на него влияет все внешнее. Мало ли что вода хлещет, ветер дует, буря идет, – нас это не останавливает: мы движемся в своем направлении, и все. Главное – только со Христом.
По большому счету, борьба с нечестием, ересью, беззакониями – долг властей духовных, с них за это спросится. В нашей власти только – на своем уровне стараться не участвовать в апостасии, до конца, – не принимать антихриста и его систему.
– Вы сказали, что на себе давление этой системы испытали. Как это?
– Мне самому еще старец Михаил Труханов (протоиерей, 1916–2006), который был в заточении 14 лет, не благословил принимать современные документы, менять паспорт. Таких отцов моего поколения, еще той закалки, теперь почти не осталось. Они говорили, что мы уже близки к приходу антихриста. Сейчас настолько распространилась электронная система, что уже чипы вживляют людям. Многие у меня спрашивают, что делать, как уберечь детей. Везде сбор и обработка персональных данных, биометрия вводится, готовятся электронные паспорта… Хотя заявляется, что использование всего этого должно быть добровольным, но по факту принуждают людей.
Мне как-то перевели деньги через почту, я пошел со старым паспортом. И меня, 84-летнего инвалида второй группы, «мурыжили» целый час, даже позвонили начальнику почты в районный центр. Потом все-таки выдали еле-еле. Но в следующий раз если приду – дадут ли?! Вообще, я не могу здесь, у себя на родине, прописаться, даже временно! Мне пенсию не хотели давать восемь месяцев, потом, правда, все выяснили и пока дают. Но ладно мне, старику, деньги не получить, а если семейному человеку, в городе? Так он бы на кладбище уже мог оказаться. Полный безпредел, концов не сыщешь.
Поэтому с электронной системой я всех благословляю по силам бороться. Остановить все это мы уже не можем, но по возможности будем тормозить ее внедрение – противостоять каждый в своей мере. Если не будет людей ревностных, понимающих опасность электронной сатанинской системы, борющихся с ней, то падет Божий гнев на нас и всех туда загонят. Конечно, все это беззаконие предсказано Святыми Отцами, еще апостолом Иоанном Богословом – о трех шестерках, внедрении печати... Кто-то из народа это начинает понимать, и некоторые священники, архиереи, даже Патриарх – говорят о пагубности электронной системы. А некоторые, наоборот, в кощунство все обращают, высмеивают.
– Батюшка, а про ситуацию на Украине что можете сказать?
– Это конкретный раскол Православия – больше ничего не скажешь. Дальше – как Господь попустит. Если отберут святыни, храмы, мощи святых угодников – то прольется гнев Божий. Еретикам и раскольникам на Украине главное – взять под свое влияние Киево-Печерскую и Почаевскую лавры.
Так распался наш Валаам, как рассказывал мне об этом старец Николай (Монахов, 1876–1969; валаамский схимонах), за которым я много лет ухаживал в болезни. Враги стали раскалывать Церковь через внедрение новостильного календаря. Когда отца Николая пригласил наместник сказать свое мнение, то у него вдруг как будто отнялся язык и он ничего не смог произнести. А ночью старец взмолился Божией Матери, и Она возвестила, что нужно хранить Предание. В итоге многие валаамские отцы не приняли новый стиль, их обозвали «старостильниками», всячески притесняли, гнали… Потом они смогли переехать в Печоры, я с ними всеми общался: отцами Михаилом, Лукой, Германом, Иоанном… Они говорили: мы рады, что вернулись на Родину. Так вот, а сатанинский слуга, Константинопольский Патриарх, давно уже новый стиль принял. И многие Поместные Церкви на это попались, вот и идет раскол.
Так что у нас есть примеры борьбы до смерти за чистоту Православия. А новостильники уже по духу несовместимы с Православной Церковью. Слава Богу, у нас еще большинство держится за сохранение старого стиля. Хотя у священноначалия нашего много ошибок, смущающих народ и духовенство. Встречался я с такими священниками, которые перестали поминать Патриарха Кирилла, поддались смуте и теперь уже зашли очень далеко – хулят Таинства, Церковь, в которой сами же крестились, рукополагались, принимали постриг. Это помрачение ума, сатанинское влияние. Надо обязательно держаться Церкви.
Беседовал Роман Чудов
Схимонах Николай (Монахов)
ИЗ ДНЕВНИКА ВАЛААМСКОГО СХИМОНАХА НИКОЛАЯ (МОНАХОВА)
В сентября 1925 года на Валааме было разделение старого и нового стиля. Стали принуждать переходить на новый стиль. Многие из братий остались по-старому. Начались суды. Приехало церковное управление; во главе с нашим игуменом отцом Павлином был суд; стали призывать по одному каждого из братий. Многих уволили из обители. Пришла очередь и моя. Вошел я в комнату, там сидел игумен Павлин с прочими из церковного управления. Они спросили: «Признаешь ли игумена отца Павлина? Будешь ли ходить в собор по новому стилю?» На их вопросы я не мог ответить, у меня в это время точно отнялся язык. Тогда они сказали: «Ну, иди, раб Божий, и подумай». Я начал молиться Божией Матери, Споручнице моей, в сердце моем: «Скажи мне и укажи путь жизни моей: на какую сторону идти, за новый или за старый стиль? В собор ходить или куда?» Внутренний голос говорил: «Иди на старый стиль и держись его». И слышу Женский голос сверху: «Если хочешь спастись, держи предание Святых Апостолов и Святых Отцов». И во второй раз то же самое повторилось, и в третий раз голос сей: «Если хочешь спастись, держи предание Святых Апостолов и Святых Отцов, а не сих мудрецов». Сердце мое возрадовалось, что Господь указал путь спасения по молитвам Божией Матери.
Печатается в сокращении
«Валаамский патерик» (https://valaam.ru/starets/5523)
Источник: газета «Православный Крест», № 3 (219) (от 1 февраля 2019 года)
http://www.pkrest.ru/
В сентября 1925 года на Валааме было разделение старого и нового стиля. Стали принуждать переходить на новый стиль. Многие из братий остались по-старому. Начались суды. Приехало церковное управление; во главе с нашим игуменом отцом Павлином был суд; стали призывать по одному каждого из братий. Многих уволили из обители. Пришла очередь и моя. Вошел я в комнату, там сидел игумен Павлин с прочими из церковного управления. Они спросили: «Признаешь ли игумена отца Павлина? Будешь ли ходить в собор по новому стилю?» На их вопросы я не мог ответить, у меня в это время точно отнялся язык. Тогда они сказали: «Ну, иди, раб Божий, и подумай». Я начал молиться Божией Матери, Споручнице моей, в сердце моем: «Скажи мне и укажи путь жизни моей: на какую сторону идти, за новый или за старый стиль? В собор ходить или куда?» Внутренний голос говорил: «Иди на старый стиль и держись его». И слышу Женский голос сверху: «Если хочешь спастись, держи предание Святых Апостолов и Святых Отцов». И во второй раз то же самое повторилось, и в третий раз голос сей: «Если хочешь спастись, держи предание Святых Апостолов и Святых Отцов, а не сих мудрецов». Сердце мое возрадовалось, что Господь указал путь спасения по молитвам Божией Матери.
Печатается в сокращении
«Валаамский патерик» (https://valaam.ru/starets/5523)
Источник: газета «Православный Крест», № 3 (219) (от 1 февраля 2019 года)
http://www.pkrest.ru/