04.02.2019
29 января в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений Всемирный Русский Народный Собор провел конференцию «Молодежное движение за достоинство человека в эпоху глобализации».
С напутственным словом к участникам форума обратился заместитель Главы ВРНС митрополит Тверский и Кашинский Савва.
С интересными и содержательными докладами на конференции выступили руководители и представители Исидор, сопредседатель Смоленского регионального отделения ВРНС, протоиерей Александр Гусаков, руководитель секретариата Кузбасской митрополии, член Кемеровского регионального отделения ВРНС, сопредседатель Ярославского отделения ВРНС, президент Международного университета бизнеса и новых технологий (МУБИНТ) В.С. Иванов.
От лица научного и экспертного сообщества выступили руководитель Дискуссионного клуба ВРНС, директор Института ЕАЭС В.А. Лепехин, представитель Экспертного центра ВРНС в Республике Молдова В.В. Букарский, и.о. зам. директора по воспитательной работе Гуманитарного института Северо-Кавказского Федерального Университета (СКФУ, Ставрополь) О.Н. Борисова, и.о. зам. директора по научной работе Гуманитарного института СКФУ И.В. Зозуля.
Кураторами конференции выступили член Бюро Президиума Собора, руководитель Экспертного центра ВРНС А.Б. Рудаков и руководитель молодежного направления ВРНС Ст.А. Юхнов.
После завершения дискуссии перед собравшимися выступил известный российский историк, член Бюро Президиума ВРНС Сергей Вячеславович Перевезенцев, предложивший обсудить обращение к министру просвещения РФ О.Ю. Васильевой по вопросам преподавания Основ православной культуры в российских школах. Участники конференции высказались в поддержку данного обращения:
«Мы, члены Всемирного Русского Народного Собора, принявшие участие в работе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917 года, прихода к власти в России врагов отечественной культуры, Православия, Православной Церкви.
С 1990-х годов в Российской Федерации по инициативе отдельных школ, местных общин, регионов возникло и получило развитие преподавание Православной культуры (Основ православной культуры), направленное на приобщение детей при получении ими общего образования к историческим и культурным традициям, нравственным ценностям Православия, Русской Православной Церкви — духовно-нравственным основаниям русской культуры. Преподавание Православной культуры в школе для граждан, семей, выражающих свою принадлежность к русскому народу, Русской Православной Церкви, является необходимым условием формирования у детей представлений о мире, своём народе, его истории и культуре, нравственных понятий о добре и зле, национального самосознания, обеспечения культурной самоидентификации.
В 2009 году по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и лидеров других российских религий Президентом Российской Федерации было принято решение о проведении эксперимента по преподаванию религиозных культур и светской этики в форме комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в минимальном объёме учебного времени (34 урока). Эксперимент успешно прошёл в 2009–2011 гг. в 4–5 классах общеобразовательных школ в группе регионов. По данным социологических опросов (2010 г.) более 80% школьников, принявших участие в эксперименте, выразили желание продолжать изучение религиозных культур или светской этики дальше, в следующих классах и только менее 1% родителей заявили, что преподавание в течение одного учебного года достаточно для их детей.
С 2012 года экспериментальный курс «Основы религиозных культур и светской этики» преподаётся в 4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных школ Российской Федерации. При этом запланированные после успешного завершения эксперимента в 2009–2011 гг. меры по введению преподавания религиозных культур и светской этики по выбору по другим годам обучения детей в школе, уровням общего образования — до настоящего времени не реализуются.
Принимая во внимание:
— конституционные права граждан Российской Федерации на образование, свободу вероисповедания, право народов России на свободное культурное развитие, сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, в том числе право русского народа на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности на духовной основе Православия;
— обязанность государства при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования уважать право родителей обеспечивать такое образование, которое соответствует их религиозным убеждениям, согласно норме статьи 2 «Право на образование» протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
— положительные итоги апробации преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору в 2009–2011 гг. в группе регионов в 4-5 классах и уже шестилетнего периода преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору во всех регионах Российской Федерации в экспериментальном формате в 4-х классах в объеме 34 учебных часов;
— утвержденные Правительством России стратегические решения о приоритетной направленности государственной политики в сфере образования, общественного воспитания на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2015 г.), повышение качества преподавания традиционных религий для решения задач национальной безопасности (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, 2015 г.);
— обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Министерству образования и науки Российской Федерации о необходимости расширения преподавания Православной культуры в школе (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXIII, XXIV Международных Рождественских образовательных чтений и др.), выражающие потребности в сфере образования русского православного народа;
— поддержку расширения преподавания традиционных религиозных культур в российской школе Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, реализующим политический курс на возрождение России как суверенного государства, развивающегося на основе исторических и культурных традиций российского общества, народов России, а также учитывая, что вопрос об условиях преподавания Православной культуры в общеобразовательных организациях относится к полномочиям (компетенции) Министерства просвещения Российской Федерации;
Всемирный Русский Народный Собор обращается к руководству Министерства просвещения Российской Федерации со следующими предложениями:
— решить принципиальный вопрос о полноценном удовлетворении в российской школе образовательной потребности граждан Российской Федерации в изучении их детьми при получении общего среднего образования духовно-нравственной культуры своего народа — Православной культуры;
— обезпечить гарантии преподавания Православной культуры во всех классах государственных и муниципальных организациях Российской Федерации, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в оптимальном, педагогически обоснованном объёме учебного времени на основе добровольности, свободы выбора, с учётом законных интересов и прав всех участников образовательных отношений;
— во взаимодействии с организациями Русской Православной Церкви внести в федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные образовательные программы начального, основного, среднего общего образования изменения, обезпечивающее последовательное, подготовленное во всех отношениях преподавание Православной культуры по выбору родителей, семьи учащегося по всем годам обучения детей в общеобразовательной школе с 1 по 11 классы.»
<-назад в раздел
Православную культуру – в школу!: Обращение участников XXVII Международных Рождественских образовательных чтений к МП РФ О.Ю. Васильевой
Обращение участников XXVII Международных Рождественских образовательных чтений к министру просвещения РФ О.Ю. Васильевой
29 января в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений Всемирный Русский Народный Собор провел конференцию «Молодежное движение за достоинство человека в эпоху глобализации».
С напутственным словом к участникам форума обратился заместитель Главы ВРНС митрополит Тверский и Кашинский Савва.
С интересными и содержательными докладами на конференции выступили руководители и представители Исидор, сопредседатель Смоленского регионального отделения ВРНС, протоиерей Александр Гусаков, руководитель секретариата Кузбасской митрополии, член Кемеровского регионального отделения ВРНС, сопредседатель Ярославского отделения ВРНС, президент Международного университета бизнеса и новых технологий (МУБИНТ) В.С. Иванов.
От лица научного и экспертного сообщества выступили руководитель Дискуссионного клуба ВРНС, директор Института ЕАЭС В.А. Лепехин, представитель Экспертного центра ВРНС в Республике Молдова В.В. Букарский, и.о. зам. директора по воспитательной работе Гуманитарного института Северо-Кавказского Федерального Университета (СКФУ, Ставрополь) О.Н. Борисова, и.о. зам. директора по научной работе Гуманитарного института СКФУ И.В. Зозуля.
Кураторами конференции выступили член Бюро Президиума Собора, руководитель Экспертного центра ВРНС А.Б. Рудаков и руководитель молодежного направления ВРНС Ст.А. Юхнов.
После завершения дискуссии перед собравшимися выступил известный российский историк, член Бюро Президиума ВРНС Сергей Вячеславович Перевезенцев, предложивший обсудить обращение к министру просвещения РФ О.Ю. Васильевой по вопросам преподавания Основ православной культуры в российских школах. Участники конференции высказались в поддержку данного обращения:
«Мы, члены Всемирного Русского Народного Собора, принявшие участие в работе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917 года, прихода к власти в России врагов отечественной культуры, Православия, Православной Церкви.
С 1990-х годов в Российской Федерации по инициативе отдельных школ, местных общин, регионов возникло и получило развитие преподавание Православной культуры (Основ православной культуры), направленное на приобщение детей при получении ими общего образования к историческим и культурным традициям, нравственным ценностям Православия, Русской Православной Церкви — духовно-нравственным основаниям русской культуры. Преподавание Православной культуры в школе для граждан, семей, выражающих свою принадлежность к русскому народу, Русской Православной Церкви, является необходимым условием формирования у детей представлений о мире, своём народе, его истории и культуре, нравственных понятий о добре и зле, национального самосознания, обеспечения культурной самоидентификации.
В 2009 году по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и лидеров других российских религий Президентом Российской Федерации было принято решение о проведении эксперимента по преподаванию религиозных культур и светской этики в форме комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в минимальном объёме учебного времени (34 урока). Эксперимент успешно прошёл в 2009–2011 гг. в 4–5 классах общеобразовательных школ в группе регионов. По данным социологических опросов (2010 г.) более 80% школьников, принявших участие в эксперименте, выразили желание продолжать изучение религиозных культур или светской этики дальше, в следующих классах и только менее 1% родителей заявили, что преподавание в течение одного учебного года достаточно для их детей.
С 2012 года экспериментальный курс «Основы религиозных культур и светской этики» преподаётся в 4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных школ Российской Федерации. При этом запланированные после успешного завершения эксперимента в 2009–2011 гг. меры по введению преподавания религиозных культур и светской этики по выбору по другим годам обучения детей в школе, уровням общего образования — до настоящего времени не реализуются.
Принимая во внимание:
— конституционные права граждан Российской Федерации на образование, свободу вероисповедания, право народов России на свободное культурное развитие, сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, в том числе право русского народа на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности на духовной основе Православия;
— обязанность государства при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования уважать право родителей обеспечивать такое образование, которое соответствует их религиозным убеждениям, согласно норме статьи 2 «Право на образование» протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
— положительные итоги апробации преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору в 2009–2011 гг. в группе регионов в 4-5 классах и уже шестилетнего периода преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору во всех регионах Российской Федерации в экспериментальном формате в 4-х классах в объеме 34 учебных часов;
— утвержденные Правительством России стратегические решения о приоритетной направленности государственной политики в сфере образования, общественного воспитания на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2015 г.), повышение качества преподавания традиционных религий для решения задач национальной безопасности (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, 2015 г.);
— обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Министерству образования и науки Российской Федерации о необходимости расширения преподавания Православной культуры в школе (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXIII, XXIV Международных Рождественских образовательных чтений и др.), выражающие потребности в сфере образования русского православного народа;
— поддержку расширения преподавания традиционных религиозных культур в российской школе Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, реализующим политический курс на возрождение России как суверенного государства, развивающегося на основе исторических и культурных традиций российского общества, народов России, а также учитывая, что вопрос об условиях преподавания Православной культуры в общеобразовательных организациях относится к полномочиям (компетенции) Министерства просвещения Российской Федерации;
Всемирный Русский Народный Собор обращается к руководству Министерства просвещения Российской Федерации со следующими предложениями:
— решить принципиальный вопрос о полноценном удовлетворении в российской школе образовательной потребности граждан Российской Федерации в изучении их детьми при получении общего среднего образования духовно-нравственной культуры своего народа — Православной культуры;
— обезпечить гарантии преподавания Православной культуры во всех классах государственных и муниципальных организациях Российской Федерации, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в оптимальном, педагогически обоснованном объёме учебного времени на основе добровольности, свободы выбора, с учётом законных интересов и прав всех участников образовательных отношений;
— во взаимодействии с организациями Русской Православной Церкви внести в федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные образовательные программы начального, основного, среднего общего образования изменения, обезпечивающее последовательное, подготовленное во всех отношениях преподавание Православной культуры по выбору родителей, семьи учащегося по всем годам обучения детей в общеобразовательной школе с 1 по 11 классы.»
Источник: https://www.voskres.ru/