09.12.2018
<-назад в раздел
Не допустм оболванивания наших детей: Вынужденный шаг – внешкольное обучение
Школа. Не знаю для кого как, но для меня в этом слове есть что-то изначальное и волшебное одновременно. Нечто такое, чем веет от слов «мать», «отец», «родители», «дом». Школа – это не просто место, где учат писать, читать, считать. Это место, где учат познавать мир, где растущие люди обретают основы знаний, без которых невозможно стать человеком разумным в полном смысле этого слова. Возможно поэтому в русском языке такое становление личности, называется словом «образование», т. е. школа – это место, где образуется человек.
Еще со времен античности, а может и раньше, стало понятно, что кроме основных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, ребенок должен получить общие знания, позволяющие ему стать полноценным членом общества. Уже тогда стало ясно, что родителям тяжело справиться с ответственной задачей воспитания и становления человека, для этого необходим учитель и даже не один. Так один из самых важных институтов, созданных человечеством, – это общеобразовательная школа.
Читая про античные, греческие, римские школы ощущаешь, что речь идет примерно о таком же заведении, которое ты сам посещал в детстве. И, наверное, не будет преувеличением сказать, что школа занимается тем, что год от года воспроизводит народ, что история современного человека и история общеобразовательной школы начались примерно в одно время.
Казалось бы, то, что образование необходимо каждому человеку – это азбучная истина, однако сейчас она уже разделяются далеко не всеми. В противном случае образование, наряду, кстати сказать, со здравоохранением, не стало бы проходить по разряду «услуг» наравне с кафе и парикмахерскими, которые, при всем к ним уважении, по общественной значимости до школы и больницы не дотягивают.
Мы давно уже видим, что та школа, к которой мы привыкли и которая для большинства пока еще является нормой, исчезает. Школьники, начиная с младших классов, сейчас занимаются тем, что весьма отдаленно напоминает учебу. Занятиями дети загружены плотно, много времени тратят на выполнение заданного, но знаний получают мало.
Программы перегружены темами и заданиями, которые недоступны ребенку в силу его возрастных ограничений. Для того, чтобы хотя бы в какой то мере обезпечить знания, родители вынуждены сами учить своих детей, а то и прибегать к услугам репетиторов. Репетитор в начальной школе – абсурд, становящийся сейчас обычным.
К чему в первом классе такие формы учебной деятельности как «портфолио», «реферат», «доклад»? Т. е. то, что малыш пока осмыслить, тем более самостоятельно сделать, не может? В итоге рефераты и доклады пишут папы и мамы, а у ребенка складывается представление, что учеба – это то, что ты сделать не можешь, за тебя это делают родители, а твое дело лишь донести готовое до школы.
Из школы практически исчезло воспитание, без которого невозможно полноценное образование. И в целом такое обучение мало способствует привитию любви к учебе. Все больше родителей говорят, что дети в такую школу идти не хотят, она им чужда.
В итоге мы получаем поколения необразованных людей, обладающих слабыми базовыми знаниями, не умеющих и не желающих учиться. Необразованным людям недоступны сложные гуманитарные и технические знания, им тяжело достоверно оценивать происходящее в окружающем мире. Их легче обмануть, разобщить, ими легче помыкать, на них проще наживаться. Лишая наших детей полноценного образования, у них крадут будущее.
В таких условиях все больше людей склоняются к внешкольному обучению своих детей, т. н. семейному обучению. Во многих городах России уже существуют приверженцы семейного обучения, дающие начальное и среднее образование своим детям дома или в сообществе единомышленников.
Подходы и взгляды на семейное обучение встречаются очень разные и, конечно, отражают все разнообразие идеологических веяний, по которым сегодня разбросаны людские умы. Есть приверженцы предельного индивидуализма, придерживающиеся взгляда, что «мой ребенок не должен хотеть в толпу и потому должен учиться дома один». Многие из них ориентированы на иностранные методики, т. н. хоумскулинг, т. е. все то же домашнее обучение, только «как в цивилизованном мире».
Есть монархисты, своим идеалом видящие православные гимназии. И есть приверженцы советского опыта обучения, организующие обучение детей по методикам и учебникам советского образца.
Я являюсь сторонником последнего подхода, поскольку советская система на деле показала свою действенность, выведя СССР на передовые позиции в мировом образовании.
Я считаю переход на внешкольное обучение вынужденной мерой. Повторюсь, по моему мнению, школа не только место, где мальчики и девочки учатся общей грамоте и постигают азы наук. Это еще и место воспитания, формирования мировоззрения, место, где дети учатся как умению учиться, так и умению жизни в коллективе. К ребенку по мере взросления должно приходить понимание роли общества в жизни людей и своей роли в обществе.
Такое образование крайне затруднительно, если вообще возможно, получить вне учебного коллектива, класса, школы. При полностью домашнем, индивидуальном обучении ребенок является оторванным от важнейшей составляющей образования – от общения со сверстниками, т. е. от того, что называется социализацией.
Приверженцы хоумскулинга часто отмахиваются от этого, заявляя, что их ребенок научится навыкам общения либо с родителями, либо на различных кружках. Однако социализация – это не только, и даже не столько, «умение общаться». Социализация – это обретение умения поставить себя на место другого человека, понимания того, человек живет среди людей и больше нигде жить не может. Больше того, без общения в обществе и коллективе сверстников невозможно научиться оценивать, а, значит, и развивать свою собственную личность. Да много чего невозможно сделать одному, невозможно, в конечном счете, в одиночку стать человеком.
Поэтому, говоря о внешкольном образовании сегодня, нужно, на мой взгляд, говорить о таких формах, где обучение детей ведется именно в классе, а не индивидуально. Это может быть, например, семейный класс, организуемый по взаимной договоренности внутри группы родителей, желающих учить своих детей вне школы по программе советского образования.
Коллектив активистов Родительского всероссийского сопротивления (РВС) ведет работу по переизданию, с учетом современных требований, учебников начальной школы советского времени. Уже выпущен комплект полный комплект учебников для 1-го класса, и готова часть учебников для 2-го и 3-го классов. Именно в начальной школе у ребенка, при должном обучении и воспитании, формируются первые навыки обучения, прививается любовь к учению. А проверенные временем советские учебники и методики нацелены именно на такое образование.
Интересно, что первым примером обучения по этим учебникам стали некоторые школы Севастополя, где в 2016 году несколько классов начальной школы, с согласия родителей, были полностью переведены на обучение по советским учебникам издания РВС.
С переизданными советскими учебниками можно ознакомиться на сайте РВС. Там же есть место, где желающие перевести своих детей на внешкольное обучение по этим учебникам могут обсудить конкретные вопросы, найти методики обучения, объединиться для совместной деятельности.
Родители, мамы и папы, бабушки и дедушки у которых растут дети и внуки дошкольного или младшего школьного возраста! Кто, кроме нас, позаботится об их будущем? Не допустим оболванивания наших детей, превращения их в безграмотных городских дикарей!
Сергей Литовкин, РВС
Источник: rvs.su