Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
19.11.2018

В «силе и духе» Исидора: Поразительное сходство через века патриархов, несформировавших в себе твердый православный стержень

Исидор.jpg
Князь Василий отвергает Флорентийскую унию

«Нужно быть искренним: поведение представителей Константинопольской патриархии в течение последних нескольких десятилетий вызывает такое же нездоровое безпокойство и болезненное духовное настроение, какое в XV веке привело Церковь к флорентийской измене и позору 1» . Эти строки написаны еще в 70-е годы прошлого века и принадлежат сербскому Златоусту преподобному Иустину (Поповичу). Действительно сходство между событиями 1438–1439 гг. с нашим временем поразительно. Особенно в этом отношении замечательна биография латинского патриарха Константинополя Исидора.

Патриарх Исидор

Точная дата рождения и имя, данное ему при Крещении, неизвестны. Ориентировочно он появился на свет в промежутке между 1380 и 1390 гг. в византийской области Монемвасии. Получил образование в Константинополе в период, когда византийское богословие переживало свою золотую осень – последний период расцвета перед завоеванием ее османами. Впрочем, ни преподаватели, ни сам будущий кардинал не потрудились или же не смогли сформировать у него твердый православный стержень.

В 1410 г. он возвращается из столицы на малую родину и принимает монашеский постриг в монастыре святого Архангела Михаила и всех Ангелов. Время рукоположения его в священный сан неизвестно. Около 1433 г. он перебрался в Константинополь и сделался приближенным Иоанна VIII Палеолога, став кафигуменом императорского монастыря великомученика Димитрия Солунского. Слыл одним из наиболее образованных представителей столичного духовенства.

15 октября 1433 г. Исидор был направлен в составе дипломатического представительства на Базельский собор для предварительных переговоров о «примирении Церквей», куда выехал в январе 1434 г. 24 июня в Ульме передал императору Священной Римской империи Сигизмунду два письма от византийского императора и произнес приветственную речь, в которой призвал его приложить все силы для объединения христиан против мусульманской агрессии. 12 июля прибыл в Базель и 24 июля на официальном приеме византийских послов произнес речь, «в которой тоже коснулся ряда проблем в отношениях между церквями, напомнил о единстве «священного Тела Церкви» и сказал о возможности сохранить здоровье этого тела, еще не имеющего столь глубокой раны, чтобы члены отпадали от тела» 2 .
После возвращения с Базельского собора и смерти митрополита Герасима (1435) Исидр был хиротонисан во епископа и поставлен на Киевский престол. «Новому митрополиту поручено было, когда он отъезжал в Россию, всячески стараться, чтобы склонить русских к участию в предполагавшемся Вселенском Соборе. Исидор действительно вскоре после прибытия своего в Москву начал возвещать, что в Италии готовится Осьмой (Восьмой – ПК) Вселенский Собор для примирения Церквей, в котором необходимо участвовать и представителю Русской Церкви, и даже начал сбираться к путешествию на Собор» 3.

Получив от великого князя Василия II деньги и до 100 человек свиты, Исидор 8 сентября 1437 г. выехал из Москвы и 18 августа прибыл в Феррару. На соборе он явился одним из наиболее активных сторонников унии с Ватиканом. Митрополит Макарий описывает следующее совещание греческих иерархов в покоях патриарха Иосифа, собранных по воле императора «чтобы как-нибудь найти способ к примирению с Римскою Церковию. Здесь митрополит Русский первый подал голос: “Лучше душою и сердцем соединиться с латинянами, нежели, не кончив дела, возвратиться; возвратиться, конечно, можно, но как, куда и когда?” 4» . 
Первоначально большинство греков было против признания латинских лжедогматов, но после общения с папой Евгением Исидор и еще двое иерархов склонились к унии. Потом император при их помощи убедил и остальных, за исключением святителя Марка Ефесского. С этой целью Исидор сделал для заморенных голодом на католических харчах греческих епископов богатое угощение. В результате греки уступили папе во всем: признали его главою Церкви, наместником и местоблюстителем Иисуса Христа, приняли латинское учение о чистилище, об освящении даров и об опресноках в Евхаристии 5 .

Возлюбив Исидора более всех, Евгений IV произвел его в легата от ребра апостольского в Литве, Ливонии, России и во всех местах Польши, подведомых его митрополии(с 6 сентября 1439 г.), а затем в кардинала-пресвитера (с 18 декабря 1439 г.).Достигнув столицы Венгрии Будина, кардинал-митрополитнаправил отсюда во все подведомые ему страны следующее воззвание: «Возрадуйтесь и возвеселитесь ныне все христиане: Церкви Восточная и Западная, столько времени разделенные и враждебные между собою, ныне соединились истинным, древним, изначальным единством и миром. Вы, христоименитые греки, и все, принадлежащие к святой Константинопольской Церкви: Русь, сербы, валахи и другие, примите это святое соединение с великою радостию и честию, и да не будет у вас никакого разделения с латинянами. Равно и вы, племена латинские, не чуждайтесь исповедующих греческую веру: и они крещены, и их крещение так же свято и истинно, как латинское. И если греки живут в земле латинской или в их земле есть латинские церкви, то пусть ходят они и в эти церкви к Божественной службе и воздают в них чествование Телу Христову, как в своих собственных церквах, пусть приносят покаяние и пред латинскими священниками и приемлют от них святое причастие. А латиняне также должны ходить в греческие церкви, слушать в них Божественные службы и с теплою верою поклоняться Телу Иисуса Христа, потому что таинство Тела равно истинно, совершено ли оно греческим священником на квасном хлебе или латинским на опресночном. Вместе с тем пусть приходят латиняне и на покаяние к греческим священникам и приемлют от них причастие. Так постановил Собор Вселенский во Флоренции» 6 .

Дорогой в Кракове и во Львове он служил мессы в местных костелах. Прибыв в 1441 г. в Москву, он передал от папы послание Василию II, в котором тот льстил князю, относя на его счет флорентийскую унию и призвал оказать честь Исидору. Василий Васильевич уже был проинформирован о деятельности Исидора на соборе, только до времени молчал. «Но когда Исидор, отправляясь в Успенский собор для богослужения, велел нести пред собою латинский крест и три серебряные палицы, когда во время литургии начал поминать папу вместо Восточных патриархов, а по окончании приказал прочесть с амвона велегласно флорентийское определение, в котором излагались латинские лжедогматы, столько противные православным, тогда князь более не выдержал. Он не принял от митрополита благословения и всенародно назвал его латинским прелестником и еретиком, велел низложить его с престола и заключить в Чудовом монастыре до соборного решения дела» 7 . Вскоре собором русских епископов он был осужден. При этом отсутпникотказался от покаяния и отречения от унии и бежал в Рим, куда прибыл в конце 1445 г.

С 1450 по1451 г. управлял всей собственностью, сборами, средствами и доходами Священной коллегии кардиналов. 7 февраля 1451 г. возведен в сан кардинала-епископа Сабины. В мае 1452 г. в качестве легата папы Николая V отбыл в Константинополь. В ноябре во главе отряда из 200 воинов прибыл в окруженный османами город. 12 декабря в соборе Святой Софии произнес проповедь, в которой напомнил о союзе Православной Церкви с Римско-католической. В мае следующего года принимал участие в обороне Константинополя, попал в плен, но избежал смерти. Вместо него султану были представлены останки чужого трупа, одетого в кардинальское облачение. Со многими другими заключенными, оставаясь неопознанным, Исидор был отправлен в Малую Азию, откуда смог бежать, достиг Пелопоннеса, в ноябре 1454 г. достиг Венеции, и затем вскоре Рима. 

В мае 1456 г. был определен архиепископом Никосии на Кипре. 20 апреля 1458 г. возведен в титулярный сан патриарха Константинопольского. 8 октября 1461 стал деканом Священной Коллегии кардиналов. Отошел на Суд Божий в Риме 27 апреля 1463 г. похоронен в базилике Святого Петра.

Патриарх Варфоломей

Исидора и Варфоломея роднит не только греческое происхождение, и не только то, что оба в разное время были Константинопольскими патриархами. Как и Исидор, Варфоломей стал ведущим деятелем апостасийного Восьмого вселенского собора. Кстати, в католической традиции Флорентийский собор до сих пор считается Восьмым вселенским. Нынешнее вторжение Варфоломея в пределы Московского Патриархата, первосвятитель которого в свое время носил титул митрополит Киевский и всея Руси (каковой носил несколько лет и Исидор) – еще одно зримое проявление глубинных внутренних нитей, непостижимым образом связывающих тип со своим прототипом. Оба патриарха – ревнители «соединения Церквей». Последним шагом Исидора в православной Москве стало поминание папы за богослужением в кремлевском Успенском соборе. «Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе митрополит помянул предстоятелей в соответствии с порядком церковной пентархии – папу Римского Евгения, патриарха Константинопольского Митрофана, папу АлександрийскогоФилофея, патриархов Антиохийского Дорофея и Иерусалимского Иоакима. Затем Исидор прочел с амвона Соборное Определение Ферраро-Флорентийского собора» 8. Варфоломей также, не скрывая, поминает папу, как минимум, с 2006 г., только нет в Турции православного самодержца. Уже последние византийские василевсы поколебались в Православии и с тех пор нет удерживающего в Стамбуле. До начала ХХ в. шатания Константинопольских патриархов еще хоть как-то сдерживало служение Русских самодержцев, однако с падением их власти едва ли не сразу Фанар пустился в сомнительные политические игрища, которые в настоящее время довели его до раскола. 

Николай Светлов

1. Преп. Иустин Челийский. По поводу созыва «Великого собора Православной Церкви»//Православный взгляд на «Восьмой Вселенский Собор». М. 2016. С. 45.
  2. Исидор Киевский//Википедия
  3. Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 3. Т. 5. С. 102.
  4. Там же. С. 105.
  5. Там же. С. 106.
  6. Там же. С. 108.
  7. Там же. С. 109.

<-назад в раздел

Русский календарь