29.10.2018
Praefatio. Эта часть анафоры также иногда носит название «Диалоги литургические», так как по форме и смыслу она является диалогом между священником и народом. От лица последнего сегодня в наших храмах в богослужебном отношении выступает хор.
Начальная часть Евхаристического канона начинается возглашением диакона (священника): «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити!» Священник словно бы настраивает людей на предельное внимание и благоговение, предупреждая, что буквально через несколько минут совершится величайшее чудо – Сам Бог претворит материальное вещество в Тело и Кровь Христовы.
Народ же ему отвечает, что он осознает эту страшную и святую глубину происходящего пением хора: «Милость мира, жертву хваления». Т. е. люди будто бы говорят, что мы приносим свою жертву хваления, которая в мере наших сил.
Далее священник призывает людей отъединиться от всего земного и словно бы войти в Небо, максимально сконцентрировав свое внимание на общении с Богом, которое происходит в молитве. Священник говорит: «Горе имеим сердца». Это обозначает, что мы должны свои сердца обратить в высь, в Небо – к Богу. Народ отвечает, что он готов это делать пением хора: «Имамы ко Господу», что обозначает «устремляем духовный взор своего сердца ко Господу».
И далее священник от лица всего народа и, можно сказать, всего мира возглашает: «Благодарим Господа». Святые отцы писали, что высшая форма молитвы – благодарственная молитва, когда человек осознает неизреченные блага, которые Бог ему ниспосылает.
Обе молитвы: и «Горе имеим сердца», и «Благодарим Господа» произносятся священником с воздетыми вверх руками. Это обозначает то, что мы обращаемся к Богу как дети к Отцу, и в то же время это говорит и о высшем пике напряжения молитвы.
На призыв священника «Благодарим Господа» хор отвечает также благодарением Всевышнего: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». В нем мы славим Святую Троицу.
В это время священник в алтаре читает тайную молитву, которая словно бы вторит и переплетается с благодарением народа. Центральной ее темой является догмат о том, что, несмотря на грехопадение, Господь не отказался от людей, но совершил искупительный Свой подвиг ради их спасения: «…нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас» – так звучит молитва.
Далее Praefatio органически увязывается-перетекает в следующую часть анафоры – Sanctus.
В заключение хочется сказать, что не только на богослужениях мы должны благодарить Бога, но и в повседневной жизни. Ведь и сама жизнь, и все духовные и материальные блага, которые у нас есть, – Божий дар нам, людям.
Иерей Андрей Чиженко
<-назад в раздел
Объясняет священник: С чего начинается Евхаристический канон?
Praefatio. Эта часть анафоры также иногда носит название «Диалоги литургические», так как по форме и смыслу она является диалогом между священником и народом. От лица последнего сегодня в наших храмах в богослужебном отношении выступает хор.
Начальная часть Евхаристического канона начинается возглашением диакона (священника): «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити!» Священник словно бы настраивает людей на предельное внимание и благоговение, предупреждая, что буквально через несколько минут совершится величайшее чудо – Сам Бог претворит материальное вещество в Тело и Кровь Христовы.
Народ же ему отвечает, что он осознает эту страшную и святую глубину происходящего пением хора: «Милость мира, жертву хваления». Т. е. люди будто бы говорят, что мы приносим свою жертву хваления, которая в мере наших сил.
Далее священник призывает людей отъединиться от всего земного и словно бы войти в Небо, максимально сконцентрировав свое внимание на общении с Богом, которое происходит в молитве. Священник говорит: «Горе имеим сердца». Это обозначает, что мы должны свои сердца обратить в высь, в Небо – к Богу. Народ отвечает, что он готов это делать пением хора: «Имамы ко Господу», что обозначает «устремляем духовный взор своего сердца ко Господу».
И далее священник от лица всего народа и, можно сказать, всего мира возглашает: «Благодарим Господа». Святые отцы писали, что высшая форма молитвы – благодарственная молитва, когда человек осознает неизреченные блага, которые Бог ему ниспосылает.
Обе молитвы: и «Горе имеим сердца», и «Благодарим Господа» произносятся священником с воздетыми вверх руками. Это обозначает то, что мы обращаемся к Богу как дети к Отцу, и в то же время это говорит и о высшем пике напряжения молитвы.
На призыв священника «Благодарим Господа» хор отвечает также благодарением Всевышнего: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». В нем мы славим Святую Троицу.
В это время священник в алтаре читает тайную молитву, которая словно бы вторит и переплетается с благодарением народа. Центральной ее темой является догмат о том, что, несмотря на грехопадение, Господь не отказался от людей, но совершил искупительный Свой подвиг ради их спасения: «…нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас» – так звучит молитва.
Далее Praefatio органически увязывается-перетекает в следующую часть анафоры – Sanctus.
В заключение хочется сказать, что не только на богослужениях мы должны благодарить Бога, но и в повседневной жизни. Ведь и сама жизнь, и все духовные и материальные блага, которые у нас есть, – Божий дар нам, людям.
Иерей Андрей Чиженко