Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Интересный взгляд на искушения в Церкви и мире 22.10.2018

Интересный взгляд на искушения в Церкви и мире



Смерть человека – это разлучение его души с телом, а смерть души – разлучение ее с благодатью Святого Духа. «Надобно знать, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов, – что как человек имеет тело и душу, то смертей у него две: одна – смерть души, другая – смерть тела, равно как и два безсмертия – душевное и телесное... Так, душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после, спустя девятьсот тридцать лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отдаление от ней Святого Духа…»[i].

Положение нашего праотца Адама после грехопадения – жизнь телесная при смерти души – это обычное наше состояние. Грех убивает душу, тем более грех смертный. Убитая грехом душа имеет свои признаки. Она мертва для любых духовных ощущений. Она не видит смысла и не чувствует «вкуса» в духовных занятиях и предметах: Церковных Таинствах, молитве, посте, богомыслии, в исполнении заповедей Божиих, в посещении храмов, монастырей, чтении Священного Писания, святоотеческих писаний и житий святых.

Убитая грехом душа оживает в Таинствах Крещения и Миропомазания, при которых ушедшая в результате грехопадения Адама благодать возвращается к его потомкам, благодаря искупительному подвигу Господа нашего Иисуса Христа. При этом имеет огромное значение то, чтобы Таинства были совершены именно православным священнослужителем, а не еретиком или раскольником, не имеющими благодати Святого Духа.

«Ибо, – как пишет святитель Василий Великий, – хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцов, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищать истинным церковным Крещением»[ii].

Однако духовное воскресение человека в Таинствах Крещения и Миропомазания не является гарантией безсмертия его души. Впадая в грех смертный или даже и во множество несмертных грехов, она опять лишается благодати Святого Духа и снова умирает. Предвидя нашу предрасположенность к духовному умиранию, Господь наш Иисус Христос учредил Таинство Исповеди или Покаяния, которое святые отцы называют вторым крещением. Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Если бы мы сначала пожелали сохранить заповеди и оставаться такими, какими соделались чрез Крещение, то не впали в это зло и не нуждались бы в трудах и в скорбях покаяния. Однако и опять, если желаем, вторичная благодать Божия, т. е. покаяние, может возвести нас к первой доброте»[iii].

Высшим выражением покаяния является пострижение в монашество. «В беззакониях ты зачат и во грехе роди тя матерь твоя, – вещает преподобный Нил Мироточивый, – священное Крещение ты осквернил скверною мира; вновь крестился крещением покаяния, говорим <пострижением> в монашество»[iv].

Однако и для монаха покаяние в Исповеди, а также в молитве, трудах послушания и терпении скорбей служит постоянным способом к оживлению непрестанно убиваемой грехом души. Все уставы и установления монашеские направлены на оживление души, умирающей во грехах.

И вообще вся Православная Церковь с ее учением, иерархией, Таинствами, уставами, законами, богослужением, Преданием – институт, установленный Господом для оживления мертвых душ. «Церковь – говорит преподобный Иустин Сербский – есть мастерская Богочеловека, в которой каждый человек при помощи святых Таинств и святых добродетелей преображается в Богочеловека по благодати, в Бога по благодати. Здесь все совершается Богочеловеком, в Богочеловеке, по Богочеловеку – все в категории Богочеловеческого. Богочеловеческой Своей Личностью Господь Иисус Христос охватывает, пронизывает, проникает все и повсюду, где живут человеческие существа; сходит в самые мрачные места земли, в сам ад, в царство смерти; восходит выше всех небес, чтобы Собою исполнить все и вся (Еф. 4, 8–10; Рим. 10, 6–7)»[v].

Наряду с духовной смертью душа наша еще и засыпает. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Когда говорится внутреннему человеку: „востани, спяй, и воскресни от мертвых" [Ефес. 5, 14], тогда разумеется действительный сон души, весьма похожий на обыкновенный телесный сон. Также когда говорится: „душе моя, возстани, что спиши", – разумеется действительный сон души, а не говорится только иносказательно. Когда спит тело, оно расслабевает отовсюду и становится нечувствительным: так и душа, спящая греховным сном, расслабевает в силах и бывает нечувствительна ко всему, что касается веры, надежды и любви... Спит – не слышит, не видит, не чувствует»[vi].

Теперь оглянемся вокруг себя и в свете сего святоотеческого учения рассмотрим окружающий мир. Со страниц листовок или с экранов компьютеров мы слышим: Церковь умерла, иерархия ее отпала от истины: епископы – не епископы, священники – не священники, монахи – не монахи. Таинства больше в ней не совершаются, уходите из нее и вступайте в «непомин». Но ведь непоминовение Предстоятеля за богослужением, согласно 13, 14 и 15 правилам Двукратного Собора – это раскол. Живые души или мертвые подталкивают нас на такой шаг?

«Какой же мир обещают себе враги братьев? – вопрошает священномученик Киприан Карфагенский. – Какие жертвы думают приносить завистники священников? Неужели, собираясь, они думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой? Да хотя бы таковые претерпели и смерть за исповедание имени, – пятно их не омоется и самой кровью. Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием. Не может быть мучеником, кто не находится в Церкви; не может достигнуть Царства, кто оставляет Церковь, имеющую царствовать»[vii].

Другие говорят: утрата единства между христианами – православными, католиками и протестантами – это беда, которая должна быть преодолена. Разделение церквей – это грех, нарушающий заповедь Христа, который молил Отца: да будут все едино (Ин. 17, 21). Наша Церковь согрешила грехом разделения. Экуменический диалог, совместная молитва и участие в Таинствах с нашими братьями – католиками и протестантами – единственный выход из создавшейся ситуации. Но ведь католики и протестанты – еретики. А совместная молитва с еретиками запрещена 10 и 45 правилами святых апостолов. Живые или мертвые души зовут нас во след ереси экуменизма?

Церковь Христова свята и непогрешима. «Церковь святая, – пишет святитель Филарет Московский, – потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, Его учение, Его молитву и через Таинства. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистить банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф 5, 25–27)»[viii]. Отсекая от своего древа засохшие еретические ветви, она не разделилась и не погрешила, а уберегла от заражения ересью церковный ствол.

Вот слышатся иные голоса, которые вещают: в 988 г. князь Владимир крестил не Русь, а укров. Проклятые москали захватили незалежну Украину, устроили Голодомор, отняли (завоеванный русским полководцем Суворовым для России и отданный Хрущовым УССР!) Крым. Кто не скачет, тот москаль. Москаляку на гиляку. Живы ли души говорящих такие слова?

«Преподобный Лаврентий [Черниговский] говорил настойчиво и строго, с предупреждением, что наше родное слово Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что, было Крещение Руси, а не крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с Великой Россией. Киев без Великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае»[ix].

В одном хоре с ними можно различить другие подголоски: Константинопольскому Патриархату в Православной Церкви принадлежит высшая власть. Стамбульский первосвященник имеет первенство власти перед Предстоятелями других автокефальных Православных Церквей, ему подчинены диаспоры всех остальных Православных Церквей, только он может даровать автокефалию и автономию любой части других Поместных Православный Церквей. Живы ли души говорящих такие речи? Не убиты ли они диавольской ложью?

Прославленный ныне в лике святых исповедник Русской Церкви Святейший Патриарх Тихон в 1924 г. писал: «Священные Соборы (см. 2-е и 3-е правила II Вселенского Собора и др.) за епископом Константинопольским признавали всегда только первенство чести, но не признавали и не признают за ним первенство власти»[x].

Среди гвалта всех голосов прорываются неистовые крики: «…Когда технология позволит нам преодолеть себя в психологическом, генетическом и нейрологическом аспектах, мы, ставшие трансчеловеками, сможем превратить себя в постчеловеков – существ безпрецедентных физических, интеллектуальных и психологических способностей, самопрограммирующихся, потенциально безсмертных, ничем не ограниченных индивидов»[xi].Сингулярность уже близка! После ее наступления люди «преобразуют биологию и будут существовать во Вселенной в качестве безсмертных киборгов»[xii]. Однако, хотя Живы ли души, издающие эти вопли? Мертвы и «безсмертные» киборги, если бы даже они и появились к указанному сроку, что маловероятно.

В Толковом словаре Владимира Даля одно из значений слова «мертвый» указано как «человек невозрожденный, недуховный, плотской или чувственный»[xiii]. Такой тип человека – в наш век преобладающий. Причем особенностью нашего времени является то, что мертвецы не довольствуются своей духовной смертью, но сеют ее всюду, силясь убить спящие или живые души, стараясь превратить мира в безжизненную пустыню.

В заключение приведем золотые слова Николая Васильевича Гоголя, которые каждый из нас может применить к себе: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…»[xiv].

 

Илья Казачинский



[i] Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 1. Слова. Часть 1.

[ii] Правило 1-е.

[iii] Творения преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина. Кн. 1. М. 1993.С. 19.

[iv] Преп. Нил Мироточивый. Глава ХVI. Посмертные вещания.

[vi] Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. 1-й Том. Гл. 188.

[vii] Cщмч. Киприан Карфагенский. Книга о единстве Церкви.

[viii] Пространный Катехизис , составленный митроп. Московским Филаретом. В доступном изложении. С. 32.

[ix] Роман Сергиев. Молитесь за святую Русь. Преподобные Старцы: Авель Тайновидец, Анатолий Оптинский, Лаврентий Черниговский, Макарий Невский.

[x] Цит. по: Николай Каверин. Восточный папизм Константинополя и перспективы созыва Всеправославного Собора.

[xi] Цит. по: Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. М., Ультра. Культура, 2008.

[xii] Рэй Курцвейл. Сингулярность уже близка» («The Singularity is Near»).

[xiii] Цит. по: Воропаев В. А. Тайна великой поэмы. Литература в школе. № 12. 2017. С. 3.

[xiv] Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. Т. 6. С. 414.


<-назад в раздел

Русский календарь