10.10.2018
В эфире телеканала «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал о ситуации вокруг т. н. украинской автокефалии. Интервью свидетельствует об определенных изменениях в системе богословских воззрений митрополита (вызванных, возможно, политическими и тактическими причинами). Однако даже такие (условные) перемены радостны. Значит, понимание, где правда, а где ложь, – не утрачено. В первую очередь это касается термина «ересь».
Так, выступая 1 ноября 2010 года перед студентами Московской духовной академии и семинарии с лекцией о взаимоотношениях между Православием и католичеством, владыка Иларион заявил: «Православная Церковь отказалась от употребления термина „ересь“ в отношении католичества».
В нынешнем же интервью он возвратился к традиционным святоотеческим понятиям и смыслам. Митрополит процитировал положения из выступления Патриарха Варфоломея на последнем Архиерейском соборе Константинопольского Патриархата, состоявшемся 1 сентября, в котором тот утверждает, что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата».
Полемизируя с Константинопольским Предстоятелем, владыка Иларион вопрошает: «А как, простите, Церковь существовала до IV века, когда не было никакого Вселенского Патриархата? А как существовала Церковь, когда Вселенские Патриархи впадали в ересь?»
Далее он приводит пример уклонения Константинополя в католицизм: «Вот нам иногда ставят в вину, что Русская Церковь как бы самостоятельно провозгласила свою автокефалию, потому что когда в середине XV века был избран митрополит Московский Иона, это было сделано без согласия Константинопольского Патриарха. А как Русь могла получить его согласие, когда Константинопольский Патриарх был в унии, в ереси? Он прислал к нам митрополита, который поминал папу римского и после изгнания стал кардиналом в римско-католической церкви».
Действительно, это замечательный пример. Он четко отражает современную церковную ситуацию в Стамбуле. Подобно митрополиту Исидору, который, правда, не после изгнания, а еще до него, во время Ферраро-Флорентийского собора, стал кардиналом, и нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей поминает папу римского. Это общеизвестный факт. Значит, и он вместе со своим епископатом впал в унию, в ересь?
Почему же Исидор был изгнан, а Варфоломей нет? Потому что Русь – Третий Рим – была живым организмом с миллионами верных, которые мгновенно отреагировали на искушение пожертвовать верой и Царством Божиим ради земного благополучия. А сегодня у Фанара «имеются митрополиты без народа, епископы, которым некем руководить (т. е. нет епископии) и которые, как таковые, хотели бы держать в своих руках судьбы всей Церкви!» (Иустин Челийский, преп. По поводу созыва «Великого Собора Православной Церкви» // Православный взгляд на «Восьмой Вселенский» собор. М., 2016. С. 47).
Однако даже в те времена православные самостоятельно не смогли бы преодолеть последствий Флорентийской унии, посланником которой в России был Исидор. Возглавлявший верных святитель Марк Ефесский Императором был заключен в темницу. В этот критический момент в дела Константинопольского Патриархата вмешались Восточные Патриархи, которые предали унию и униатов анафеме. Лишь после этого постепенно церковная жизнь Византии начала возвращаться в привычное русло.
Кто же сегодня возьмет на себя ответственность по отсечению еретической гангрены от загнивающего церковного тела Константинопольского Патриархата? Единственная Церковь, которой эта задача по силам – Московский Патриархат. Нет нужды даже изгонять Варфоломея из Стамбула. Достаточно соборно дать оценку его еретической прокатолической деятельности и вынести церковное решение. Тогда народ Божий Константинопольской Церкви, ее верные чада, которые не осквернили одежд своих в ереси (ср.: Откр. 3, 4), получат инструмент по уврачеванию смертельной раны, нанесенной унией. В этом состоит дочерний долг Русской Церкви перед своей Церковью-матерью.
Вячеслав ЧЕРНОВ
Источник: Газета «Православный Крест», № 19 (211) 1 октября 2018 г.
http://www.pkrest.ru
<-назад в раздел
Свидетельство об определенных изменениях в системе богословских воззрений
В эфире телеканала «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал о ситуации вокруг т. н. украинской автокефалии. Интервью свидетельствует об определенных изменениях в системе богословских воззрений митрополита (вызванных, возможно, политическими и тактическими причинами). Однако даже такие (условные) перемены радостны. Значит, понимание, где правда, а где ложь, – не утрачено. В первую очередь это касается термина «ересь».
Так, выступая 1 ноября 2010 года перед студентами Московской духовной академии и семинарии с лекцией о взаимоотношениях между Православием и католичеством, владыка Иларион заявил: «Православная Церковь отказалась от употребления термина „ересь“ в отношении католичества».
В нынешнем же интервью он возвратился к традиционным святоотеческим понятиям и смыслам. Митрополит процитировал положения из выступления Патриарха Варфоломея на последнем Архиерейском соборе Константинопольского Патриархата, состоявшемся 1 сентября, в котором тот утверждает, что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата».
Полемизируя с Константинопольским Предстоятелем, владыка Иларион вопрошает: «А как, простите, Церковь существовала до IV века, когда не было никакого Вселенского Патриархата? А как существовала Церковь, когда Вселенские Патриархи впадали в ересь?»
Далее он приводит пример уклонения Константинополя в католицизм: «Вот нам иногда ставят в вину, что Русская Церковь как бы самостоятельно провозгласила свою автокефалию, потому что когда в середине XV века был избран митрополит Московский Иона, это было сделано без согласия Константинопольского Патриарха. А как Русь могла получить его согласие, когда Константинопольский Патриарх был в унии, в ереси? Он прислал к нам митрополита, который поминал папу римского и после изгнания стал кардиналом в римско-католической церкви».
Действительно, это замечательный пример. Он четко отражает современную церковную ситуацию в Стамбуле. Подобно митрополиту Исидору, который, правда, не после изгнания, а еще до него, во время Ферраро-Флорентийского собора, стал кардиналом, и нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей поминает папу римского. Это общеизвестный факт. Значит, и он вместе со своим епископатом впал в унию, в ересь?
Почему же Исидор был изгнан, а Варфоломей нет? Потому что Русь – Третий Рим – была живым организмом с миллионами верных, которые мгновенно отреагировали на искушение пожертвовать верой и Царством Божиим ради земного благополучия. А сегодня у Фанара «имеются митрополиты без народа, епископы, которым некем руководить (т. е. нет епископии) и которые, как таковые, хотели бы держать в своих руках судьбы всей Церкви!» (Иустин Челийский, преп. По поводу созыва «Великого Собора Православной Церкви» // Православный взгляд на «Восьмой Вселенский» собор. М., 2016. С. 47).
Однако даже в те времена православные самостоятельно не смогли бы преодолеть последствий Флорентийской унии, посланником которой в России был Исидор. Возглавлявший верных святитель Марк Ефесский Императором был заключен в темницу. В этот критический момент в дела Константинопольского Патриархата вмешались Восточные Патриархи, которые предали унию и униатов анафеме. Лишь после этого постепенно церковная жизнь Византии начала возвращаться в привычное русло.
Кто же сегодня возьмет на себя ответственность по отсечению еретической гангрены от загнивающего церковного тела Константинопольского Патриархата? Единственная Церковь, которой эта задача по силам – Московский Патриархат. Нет нужды даже изгонять Варфоломея из Стамбула. Достаточно соборно дать оценку его еретической прокатолической деятельности и вынести церковное решение. Тогда народ Божий Константинопольской Церкви, ее верные чада, которые не осквернили одежд своих в ереси (ср.: Откр. 3, 4), получат инструмент по уврачеванию смертельной раны, нанесенной унией. В этом состоит дочерний долг Русской Церкви перед своей Церковью-матерью.
Вячеслав ЧЕРНОВ
Источник: Газета «Православный Крест», № 19 (211) 1 октября 2018 г.
http://www.pkrest.ru