09.10.2018
<-назад в раздел
Беседа об обстановке в Церкви, России и мире
Незаконные действия Константинопольского Патриарха Варфоломея взволновали верующих. Не имея на то канонического права, «восточный папа», как его теперь называют, «дает автокефалию» украинским раскольникам – т. н. «киевскому патриархату». Об этом, а также об общей обстановке и насущных проблемах церковной жизни мы задали несколько вопросов насельнику одного из монастырей в центре России иеромонаху Нектарию.
– Батюшка, чего ожидать, к чему готовиться православным Украины в связи с последними событиями? Как скоро начнутся тяжелые времена для верующих?
– Мне сложно говорить о временах и сроках. Ибо это ведает только Господь. Тем не менее мы видим, как стремительно разворачиваются события. А скорби с нами всегда, если мы идем по пути спасения. Но главное – не сами скорби, а наше отношение к ним. Кто со смирением и рассуждением принимает все происходящее и не боится правды – тот не останется без милости Божией.
Господь сказал: Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). К сожалению, некоторые из священноначалия высказывают порой противоречивые мнения, что приводит людей в смятение и растерянность. Лицемерие и двоедушие таких «дипломатов» очевидно: сегодня у них одно, завтра – другое. Более того, на словах одно, на деле – абсолютно противоположное. Это вызывает смущение и недоверие у церковного народа.
Патриарх Варфоломей уже более 20 лет активно встречается, служит с римскими понтификами, претендует на роль «восточного папы», а у нас все это время закрывали на его беззакония глаза. Любому здравомыслящему человеку было понятно, что это предательство Православной веры. Этот экуменизм, новый календарный стиль и прочие обновленческие отступления надо было исправлять, а не соглашаться с ними. А теперь заговорили. А ведь обо всем происходящем пророчествовали Святые Отцы и старцы нашего времени.
– Можно ли сказать, что нынешние гонения Православия на Украине спровоцированы, кроме прочего, и всеми предыдущими экуменическими шабашами и лояльным отношением к еретикам?
– Да, конечно. Эта никому не нужная «дипломатия» и есть причина сегодняшних бед. Снова и снова подтверждаются слова святителя Николая Сербского:
«Они приспосабливали Небо к земле, Христа – к другим „основоположникам вероисповеданий“, а Радостную Весть – к остальным верованиям: иудейским, мусульманским и языческим. И все якобы во имя „толерантности“ да „в интересах мира“ между людьми и народами. Однако именно в этом – начало, зарождение войн и революций, неслыханных прежде в истории мира».
Но надо не забывать, что мы – христиане. И нам не подобает унывать, бояться гонений или смерти за Божественную Истину.
Мы видим, как Господь всех Своих чад желает сегодня сплотить перед лицом общего врага, перед угрозой для Церкви и государства, подобно тому, как это было в Великую Отечественную войну. Тогда тоже не все понимали суть происходящего. Но стали героями те, кто под красными знаменами защищал Родину, а не те, кто дезертировал. Так и раскол есть предательство, которое ничем оправдать невозможно.
Время непростое сегодня. Страшное попущение по нашим грехам. Сложно не уклониться ни вправо, ни влево, но надо идти царским путем спасения. И, конечно, на этом тернистом пути необходимо нам терпение. Претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).
– А какова роль смирения в подготовке к грядущим испытаниям? Как можно смиряться и в то же время бороться?
– Святитель Николай Сербский в своей книге «Война и Библия», написанной накануне Второй мировой, говорил:
«Война человека против человека является следствием войны человека против Бога. <…> „Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого“ (Втор. 23, 9). <…> Недостойный военачальник не побеждает. Недостойный солдат гибнет без славы. „Война Моя“, – говорит Господь. Когда Творец неба и земли, Господь Саваоф, имеет Свои замыслы по отношению к данному народу, то никто на свете не может помешать их исполнению, кроме самого народа».
Т. е. исход войны духовной и физической – в наших руках, в исполнении заповедей любви к Богу и ближним. А это и есть смирение.
Какие отношения сегодня между братьями и сестрами в Церкви? Знаю много примеров, когда патриот патриота, монархист монархиста унижает и презирает только за то, что тот с его мнением не согласен. А это – признак несмирения. В основе нашей жизни должна лежать любовь к Богу и ближним.
Православные люди часто увлекаются какими-то вопросами или темами не от того, что сердцем переживают и болеют об этом, а для того, чтобы подспудно позлорадствовать, выставить свою правоту, осудить.
Вот, ко мне иногда приходят, говорят, вроде бы, правильные вещи, а дух – не тот: озлобленность в них, осуждение, уныние, ропот. Получается какая-то своя «правда», а любви нет, с ближними разлад, ни уступить, ни прислушаться к другим не могут. Зато, я, мол, за чистоту веры, а по сути – это как старообрядцы, которые по букве, а не по духу действуют, внешнему большее значение придают. Это подобно тому, как евреи распяли Христа. За что? Они свою праведность поставили выше всего и – убили Праведника. Вот как лукаво, благовидно враг действует.
Поэтому смирение – самое главное. Оно спасительно для души. И война наша идет, прежде всего, в наших сердцах с духами злобы поднебесной. А затем уже воюем с внешними врагами.
– В последнее время говорят, что братолюбие среди православных заметно возросло. Раньше было много споров из-за глобализации и экуменизма. А теперь как-то все поняли, что надо не спорить, а противостоять этим вражьим планам…
– Дай Бог, если что-то действительно стало улучшаться. Согласен, последние несколько лет дали многим важные уроки терпения и стойкости, укрепили в вере в Бога. Пришли соблазны, и некоторые неразумные не удержались в Церкви. Многие «православные деятели» показали свою истинную неприглядную сущность. Священномученик Киприан Карфагенский пишет, что испытания очищают Церковь. Гонения, ереси и расколы рассеивают пустую шелуху – тех людей, которые, как сказал апостол, были с нами, но не были наши (ср.: 1 Ин. 2, 19). А полные зерна остаются в житнице – Церкви Христовой.
Сейчас, оправившись от внезапности «эпохальных событий», по прошествии некоторого времени, уже можно как бы со стороны посмотреть на произошедшее и понять, что Церковью действительно управляет Сам Христос, а не официальные ее представители.
Думается, ныне самая подходящая возможность тем, кто по горячности не удержался на Церковном Корабле, покаяться и вернуться в ограду Церкви, к ее благодатным Таинствам. Пусть это будет им уроком в стяжании спасительного смирения до начала еще больших потрясений. Как сказано в книге о труде священномученика Киприана, «христианин долго пребывать в расколе не может, даже если случайно попадает в раскол, как внезапно попадают в волчью яму: он будет чувствовать мертвящий, люциферианский дух раскола, от которого сердце человека сжимается как бы в предчувствии погибели, а в глубине души возникает чувство тоски – как боль от скрытой раны. Пусть христианин – по своей простоте или незнанию – не сможет ответить на доводы раскольников, похожие на сеть, которой ловят птицу, – само сердце ему подскажет, что в расколе – дух лжи. Почему добрый человек не может пребывать в расколе? Потому что истинная доброта – это победа над эгоизмом и гордыней, а раскол – поле страстей».
И хотя, действительно, сегодня видны изменения в понимании происходящего, все же в рядах воинов Христовых, к сожалению, нет соборного единодушия и братолюбия – об этом надо сугубо просить Господа.
– Т. е. надо во всем иметь меру: не быть безпечным и не терять надежду?
– Конечно! Нельзя терять надежду на спасение Руси, ее Воскресение – об этом пророчествовали Святые Отцы.
Сколько раз в истории мы могли бы уже сгинуть: татаро-монгольское иго, польско-литовское, смутные страшные времена – Москва уже горела, шли войны… Но звучало вновь и вновь «согрешихом, беззаконновахом» и «с нами Бог, разумейте, языцы» – и, словно Лазаря Четверодневного, Господь воскрешал уже смердевшую Россию!
Всегда был, что называется, «остаток верующих», та малая закваска, которая сквашивала все тесто народное. Так и сейчас.
Есть пророчества: да, легко не будет, рано или поздно начнется война с непосредственным участием России, но из нее и выйдет Русский православный Царь – человек, помазанный Богом на Царство, твердой воли, сильный духом, который хоть на малое время наведет порядок в нашей стране, очистив ее от ига распространяющейся сейчас заразы. Помнится, блаженная Дунюшка Челябинская (1870–1948, село Чудиново, Челябинской обл.) говорила, что все против нас восстанут. Останутся только те, кто на деле готов жертвовать собой, а не декларативно. Даже лучшие из иностранцев будут переезжать к нам... В России и Церкви останутся ее лучшие сыны.
Беседовал Роман Чудов