Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
08.10.2018

По стопам обновленцев


Введенский.jpg
Обновленческий «митрополит»
Александр Введенский со второй женой, 1941 год
 

Августовский Синод Константинопольского Патриархата разрешил повторный брак для греческих православных священников. Решение было опубликовано во дни Синаксиса архиереев Константинопольского Патриархата 31 августа – 4 сентября. Отмечается, что таковой брак может быть дозволен, если священнослужитель овдовел или если его оставила жена. Каждый конкретный случай предполагается рассматривать отдельно в Синоде Вселенского Патриархата, куда правящие архиереи будут направлять соответствующие просьбы священников.

Постановление Константинопольского Синода активно обсуждается в нашей Русской Православной Церкви. Иерархи и священнослужители подчеркивают, что это – кардинальное новшество в канонической сфере и церковном учении (в области нравственного и пастырского богословия).

С первых веков христианства каноны дозволяют людям, намеревающимся принять священный сан, пребывать в браке, если их союз носит христианский характер.

Однако второй брак разрешается только мирянам – как «врачество противу блуда, а не напутствие сластолюбию», говорится в 87-м правиле святителя Василия Великого.

К вопросу повторного брака священнослужителей ясно выразил отношение Церкви еще святой апостол Павел в Посланиях к Тимофею и Титу: священник должен быть одной жены муж (1 Тим. 3, 2–12; ср.: Тит. 1, 6).

Правила Святых Апостолов провозглашают второбрачие каноническим препятствием для священства, в том числе и для тех, кто женился во второй раз в состоянии вдовства: «Кто после святого Крещения двумя браками обязан был, или имел наложницу, тот не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще состоять в списке священного чина» (17-е Апостольское правило).

Тем не менее, вопрос о второбрачии духовенства обсуждается во вселенском Православии на протяжении последних десятилетий. В частности, он был поднят по инициативе Вселенского Патриархата на т. н. Межправославном конгрессе, проходившем в Константинополе 10 мая – 8 июня 1923 года.

Тогда Патриарх-масон Мелетий (Метаксакис; 1871–1935) активно пытался утвердить ряд положений обновленческого характера, в том числе возможность повторного брака для клириков. Участники совещания высказались за разрешение диаконам и священникам вступать в брак после хиротонии, а вдовым клирикам – жениться во второй раз. Однако это отступление не нашло поддержки и не утвердилось ни в одной Поместной Православной Церкви.

Даже в определении нашумевшего непризнанного Критского собора (18–26 июня 2016 г.) «Таинство брака и препятствия к нему» закреплен канонический запрет на второбрачие для духовенства: «Священство само по себе не является препятствием к браку, но, согласно действующему каноническому преданию (3-е правило Пято-шестого Трулльского Собора), после хиротонии вступление в брак запрещается» (п. 4 главы II «О препятствиях к браку и применение икономии»).

Под документом среди прочих стоит и подпись Константинопольского Патриарха Варфоломея.

По этому поводу в эфире телеканала «Россия 24» высказался председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион: «Если говорить о том, что Критский собор до сих пор позиционируется Константинополем как своего рода всеправославный, как Святой и Великий Собор, решениям которого все должны следовать, то почему тогда сам Константинопольский Патриархат им не следует? На днях они приняли сенсационное решение о том, что священнослужителю – священнику либо диакону – в случае, если его оставила жена, может быть разрешено вступление во второй брак. Это не только нарушает каноны Вселенских Соборов, но и вступает в прямое противоречие с постановлением Критского собора, в котором прямо говорится о том, что священство является препятствием для вступления в новый брак».

«Мне даже трудно представить, – заявил глава ОВЦС, – как они собираются венчать этих священнослужителей. Например, священник будет в рясе с крестом стоять на Венчании, или же станет переодеваться в пиджак? Каким образом эти священники станут подбирать себе жен – будут высматривать среди своих прихожанок? Такого рода каноны не случайно принимались, это было сделано, чтобы оградить Церковь от соблазна».

«Единолично, без согласования с Поместными Церквами разрушая тот канонический строй Церкви, который сложился в течение веков, Константинопольский Патриархат, по сути, ставит себя вне того, что мы называем каноническим полем, т. е. вне правового поля вселенского Православия», – подытожил свою речь митрополит.

Таким образом, даже имеющий в нашей Церкви репутацию «модерниста» Владыка посчитал необходимым противостать неканоничному предложению Константинопольского Синода – видимо, в свете продолжающейся борьбы по вопросу украинской автокефалии.

Однако новшество Константинопольского Патриархата нельзя назвать чем-то неожиданным. Осуждения и полного неприятия давно заслуживают и другие насаждаемые Константинополем в современной церковной жизни вопиющие канонические нарушения: экуменические службы и молитвы, сокращение и отмена установленных Церковью постов, практика принятия Таинства Святого Причащения без необходимой подготовки и т. д. Будем молить Бога, чтобы наше священноначалие отмежевалось и от внедрения всего этого в Русской Православной Церкви.
 

Александр ДРУЖИНИН

Источник: Газета «Православный Крест», № 19 (211)  1 октября 2018 г.
http://www.pkrest.ru

<-назад в раздел

Русский календарь