Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Неразумная критика священноначалия бьет по Церкви и России 05.10.2018

Неразумная критика священноначалия бьет по Церкви и России

На некоторых сайтах православно-патриотического направления появились такие материалы о деятельности патриарха Кирилла, с которыми я, при всем уважении к патриотам, согласится не могу. Ведь наши святые не раз говорили, что дар рассуждения важнее всех иных даров. А что можно теперь увидеть в нашем патриотическом интернете? Можно, например, прочитать перепевы тезисов украинской пропаганды о том, что патриарх Кирилл, якобы, пытался отравить патриарха Варфоломея на встрече в Стамбуле. Не буду давать ссылок на все эти материалы, дабы не рекламировать их. Эта моя статья предназначена для сравнительно узкого круга лиц, которые и так знают, о каких текстах идет речь.  

Воистину, крайние полюса сходятся. Ведь эту «отравительную версию», которую перепечатали некоторые наши ревнители, первыми выдали украинские порталы самого антиправославного и либерального толка, сославшиеся на видео встречи, где патриарх Варфоломей отказался принять напиток из рук некоего человека, которого укро-СМИ бездоказательно обозвали сотрудником ФСО. Якобы Варфоломей «понял», что его «решили убить» злые московиты и не взял чашу. На этом «основании» была выдвинута гипотеза о том, что Константинопольского патриарха хотел отравить патриарх Московский. Все ради того, чтобы тот не дал автокефалии Украине. Однако данная теория настолько смехотворна, что ее опроверг и высмеял даже русофоб и бандеровец архиепископ Даниил, назначенный «экзархом» Константинопольского Патриархата в Киев. Он официально заявил, что это неправда, снабдив свой комментарий фотографией, где он с улыбкой сфотографирован с «отравителем».  

Несмотря на то, что патриарху Варфоломею выгодна любая клевета на Московский Патриархат, он явно сам велел опровергнуть эту клевету архиепископу Даниилу, как заведомо ложную, ставящую в неловкое положение его самого. И это закономерно. Даже если брать чисто прагматические мотивы, то патриарх Кирилл должен был бы совершенно лишиться ума, чтобы попытаться отравить Варфоломея, да еще и прямо на официальной встрече в Стамбуле, когда ко всем ее участникам были буквально прикованы видеокамеры. Такое отравление, в случае его совершения, вызвало бы немыслимый мировой скандал и не только не отодвинуло бы угрозу украинской автокефалии, а, напротив, резко ускорило бы ее получение.    

Как известно всем, кто интересуется данной тематикой, я очень критически отношусь ко многим аспектам деятельности патриарха Кирилла и его окружения (особенно к экуменизму представителей Московской Патриархии, противоречащему православным канонам), и написал весьма много статей на эту тему. Однако вся моя критика является информационно и логически обоснованной, а вот бездоказательную клевету я всегда отвергаю. И считаю совершенно неприемлемым тиражировать столь крайнюю ложь в адрес патриарха Кирилла, поскольку это подрывает доверие к нашим СМИ и, в конечном итоге, бьет по Церкви и по России.  

При этом на тех же ресурсах одновременно появились и не менее эмоциональные статьи совершенно противоположного толка: о том, что, наоборот, разыгрывается некий спектакль, создающий только видимость сопротивления руководства РПЦ надвигающейся украинской автокефалии. А на самом деле патриарх Кирилл, якобы, не только не выступает против украинской автокефалии, а тайно ее продвигает и даже думает привлечь к украинским разборкам папу Римского в качестве «миротворца», готовя для этого свою новую встречу с ним. То есть обвинения в том, что патриарх Кирилл настолько сильно хочет не допустить автокефального Томоса для Украины, что будто бы даже решил ради этого убить Варфоломея, мирно уживаются на тех же сайтах с обвинениями в том, что патриарх Кирилл сам добровольно и безропотно отдает Украину Варфоломею и папе Франциску.  

Да, сейчас многие люди критикуют курс патриарха Кирилла за нарушения канонов, однако это вовсе не повод обвинять его во всех злодействах на свете. Авторы таких статей полагают, что раз Кирилл занимается экуменизмом, то он и Малороссию тоже нарочно предал врагам, а теперь только разыгрывает спектакль о своем сопротивлении этому. Фактически такие авторы утверждают, что Московская Патриархия была в курсе готовящегося вторжения Варфоломея на каноническую территорию РПЦ, была совсем не против него, а теперь еще и цинично организует сближение с Ватиканом по этому поводу. Но это совершенно не так.  

На самом деле патриархийцы были, конечно, реально шокированы этим вторжением Варфоломея, и это вовсе не шутки. Да, судя по всему патриарх Кирилл действительно мечтает вписаться в мировую элиту с помощью крайнего экуменизма и насаждения либеральной идеологии в Церкви. Однако для этого он должен был бы всю Русскую Православную Церковь постараться вписать в глобализацию. Но потеря Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, если она произойдет, поставила бы крест на таких планах. Это сделало бы его просто «политическим трупом», неуважаемым ни в Кремле, ни на Западе, ни в оставшихся епархиях. Также, насколько известно, он думает и о своей роли в будущей историографии: войти в историю в качестве патриарха, допустившего откол Украины, – это для него страшный сон.   

Вместо обвинений в надуманном «заговоре» стоило бы задать другой вопрос: а все ли было сделано руководством РПЦ для недопущения украинской автокефалии? А вот здесь ответ, конечно, будет отрицательным. С треском провалилась политика нашей Патриархии по заигрыванию с режимом Порошенко. Не помогли сохранению церковного единства патриаршие поздравления киевскому путчисту с «победой на выборах» и с «днем независимости Украины». Не помогли и противоречащие канонам объятия патриарха Кирилла с папой-иезуитом в Гаване.

Однако такие провалы политики патриарха Кирилла и его участие в некоем заговоре с целью украинского раскола – это все же совершенно разные вещи. Поэтому я нахожу крайне маловероятной и новую встречу Московского патриарха с папой римским, о чем пишут некоторые патриоты-антиэкуменисты. Нет, патриарх Кирилл вовсе не является таким сумасшедшим злодеем, которым его порой рисуют патриоты. Он, конечно, прекрасно понимает, что если даже в сравнительно более спокойной обстановке 2016 года такая встреча вызвала немалый разброд и шатания в РПЦ, то теперь, в условиях нарастающего краха УПЦ МП (а ведь там находится до 45% приходов РПЦ), данная встреча простимулирует серьезные расколы и настоящие массовые восстания против него. 

Кроме того, в глазах патриарха Кирилла Франциск теперь является наглым жуликом: он наверняка обещал ему сотрудничество и постепенную интеграцию его в ряды мировой элиты, а вместо этого «отжимает» Украину с помощью своего вассала Варфоломея и союзного Ватикану Госдепа США (роль Ватикана в создании украинской автокефалии с ее последующим взятием под контроль католиками общеизвестна). Это ставит жирный крест на подобных грандиозных планах. Конечно же, патриарху Кириллу очень не хочется, чтобы с ним повторилась ситуация Горбачева: тот искренне мечтал стать одним из «всемирного совета мудрецов», а стал рекламистом пиццы, поскольку Запад развалил с его помощью Союз, а ставку сделал на других лидеров. Поэтому новой встречи, которая была весьма вероятной в конце 2016 года или в начале 2017, скорее всего, не будет.    

Также некоторые патриоты ставят патриарху Кириллу в вину то, что он не оказал публичной поддержки освобождению Крыма, делая на этом основании неверный вывод о том, что он вообще был против освобождения Украины от власти путчистов. Однако, при всей моей критике политики Патриархии, могу ответственно сказать, что Патриархия, конечно, была настроена против майдана, а не была участницей «всероссийского заговора» по победе киевских путчистов. Повторяю, потеря церковной Украины (а майдан вел к ней) – это для патриарха Кирилла просто страшный сон. 

Что же касается взятия Крыма, то Патриархия была обезпокоена, прежде всего, тем, что вся остальная Украина переходит в руки американцев. И поддерживая именно присоединение Крыма, можно было вызвать репрессии против приходов Московского Патриархата, которые находятся на Украине. Как видим, такая «толерантность» по отношению к путчистам не помогла РПЦ: победившие мятежники все равно принялись искоренять Православие на Украине. Однако, опять же, беззубая и неэффективная политика – это одно, а прямой сговор с киевскими путчистами – это совсем другое.    

Хотя вообще скепсис по отношению к освобождению Крыма был у многих здравомыслящих людей – в том числе, у меня. Не потому что я против освобождения Крыма – Боже упаси! я сам вносил в него свою скромную лепту. Но брать под контроль (не обязательно формальный) надо было всю Украину или, на худой конец, весь ее Юго-Восток. А вот взятие одного Крыма отдельно от всей Украины сильно настроило остальную Украину против России, разорвало экономические связи полуострова с материков, что привело к громадным убыткам и неудобствам. Насколько я понимаю, патриарх Кирилл приехал бы с удовольствием на праздник присоединения всей Украины (неважно, оформленное юридически или нет).  

Однако все высказанное мною вовсе не говорит о том, что я перестал критически относиться к деятельности руководства РПЦ. Я просто говорю о том, что не надо приписывать патриарху Кириллу злодейств, которых он не совершал: это вредит не ему, а Церкви и России. А говорить сейчас больше всего надо о другом – о реальных провалах, которые очевидны. 

Московская Патриархия была возмущена нападением Варфоломея на ее каноническую территорию, но не на каноны Церкви. Однако для того, чтобы защищать территорию, надо защищать и каноны, обличая Варфоломея, погрязшего во многих ересях. А вот этого Московская Патриархия не делает. Более того, в своих выступлениях против Варфоломея патриархия ссылается на… документы, принятые в Шамбези (то есть на экуменические, либеральные тексты)! Но сохранить территории может только соблюдение чистоты канонов и правды Божьей, нужно иметь крепость воли и мужество. 

Однако в руководстве РПЦ и далее преобладают именно те либеральные методы, которые во многом и привели к нынешнему кризису.

Процветает не только экуменизм: снова и снова идет волна жестов елейного соглашательства по отношению к режиму Порошенко, который мирно договариваться с Церковью не собирается ни в коем случае. При этом патриархийцы фактически наносят оскорбление православным Украины, которые сейчас рискуют своей свободой, здоровьем и даже жизнью. Так, пытаясь стяжать ласку антихристианского майданного режима, известный либерал и экуменист митрополит Иларион недавно заявил, что Украинская Православная Церковь (МП) – это «не российская Церковь, это Украинская Церковь, и верующие этой Церкви считают себя украинцами, они патриоты своей страны». 

А вот что ответил ему известный православный публицист из Киева Дмитрий Скворцов: «Печально, что единоверцев на Украине ближайший помощник Патриарха считает менее верными своим корням». 

По мнению Скворцова, «очищенная от всего наносного Церковь будет называться Русской. Пусть даже и станет она (очень хочется верить, что на короткое время) катакомбной. Большинство верующих к этому готово. И это то большинство, для которых Православная Русь – не чужая страна. И для которых принадлежность к тысячелетней Русской Церкви важнее двадцатипятилетнего "украинского патриотизма"». 

Здесь, кстати, напомню читателям от себя еще одну важную вещь: как известно, к УПЦ (МП) относятся и епархии Крыма, а также и ЛДНР, где подавляющее большинство местных жителей поддержало Русскую Весну, отвергнув украинский сепаратистский проект. Итак, митрополит Иларион, выходит, и их записал в ряды патриотов единой Украины? 

Также Дмитрий Скворцов в своем комментарии отметил:  
   «Ситуация вокруг украинской автокефалии наглядно продемонстрировала провал нашего, как казалось, совсем недавно могущественного и эффективного Отдела внешних церковных связей (ОВЦС). Константинополь занимается откровенным разбоем, но мы не слышим дружного осуждения его действий со стороны братских Православных Церквей. Есть какие-то разрозненные невнятные выступления отдельных предстоятелей и архиереев. В чем же дело? 
   Думается, это результат того, что ОВЦС практически забросил работу "на православном направлении", сосредоточив все усилия на контактах с Ватиканом. Глава Отдела митрополит Иларион (Алфеев) – частый гость в Риме, постоянно происходят "дружеские встречи" с папой и его представителями, концерты и собеседования, а иногда и совсем противозаконные совместные молитвы, будто католики вовсе не еретики, а такие же православные христиане, только "немного по-другому верующие". Порой даже складывалось впечатление, что наше священноначалие соревнуется с тем же патриархом Варфоломеем, кого папа Франциск сильнее похвалит и кто будет ближе к Ватикану. 
   Как на эти игры с Ватиканом реагируют во всем остальном православном мире, ОВЦС явно не интересовало. И вот мы пожинаем плоды этого высокомерия представителей церковной Москвы, – Православные Церкви не встали дружно на защиту Русской Православной Церкви, страдающей от разбойничьих действий Константинополя».  

Это же до чего надо было запустить ситуацию, чтобы гонимые государством православные русские патриоты Украины были вынуждены вести информационное противодействие не только антихристианскому майданному режиму, но и либеральным деятелям Московской Патриархии, которые вообще-то обязаны защищать православных! 

Не могу не согласиться с этим человеком, без преувеличения рискующим жизнью за веру. Дмитрий Скворцов не занимается измышлениями странных версий о делах патриарха Кирилла, а ставит правильные вопросы о реальном экуменизме руководства РПЦ, который и привел к нынешней пагубе. Вот, о чем нужно говорить, иначе скоро и камни об этом возопиют…  

И.М. Друзь, публицист, политолог,
православный общественный деятель

Источник: Русский Путь
http://rossiyaplyus.info/644112-65/

<-назад в раздел

Русский календарь