22.09.2018
<-назад в раздел
Беседа с Л.А. Рябиченко о цифровизации школ, борьбе и отговорках
Людмила Аркадьевна Рябиченко – публицист, аналитик, общественный деятель, руководитель Экспертно-аналитического центра «Veritas», председатель движения «Семья, Любовь, Отечество»; автор многочисленных публикаций на темы: право родителей на жизнь со своими детьми, сохранение суверенитета семьи, защита традиционных культурных и духовно-нравственных ценностей в России, безопасность человека в информационном обществе и др.
– Людмила Аркадьевна, хочется обсудить многие вопросы и теряешься в выявлении главного… Но вот, в связи с началом учебного года актуальна тема образования. В первый день занятий одна православная мама девятиклассницы из Москвы прислала мне ошеломляющее фото: мальчик с хвостиком на затылке стоит около огромного сенсорного экрана, заменившего классную доску. Комментарий: «Теперь так выглядит ученик и учебный процесс». Что происходит с современной школой?
– Вы затронули сразу большой пласт проблем, в двух словах о них не расскажешь. Постараюсь сказать о главном. Многие уже знают, что в стране началась цифровизация образования. Министр образования Ольга Васильева в преддверии учебного 2018 года заявила, что у нас будет всероссийская «цифровая школа». В ее рамках в столице запустили «Московскую электронную школу» (МЭШ), которая уже вызвала бурные родительские протесты. Это пилотный проект, и когда его отработают, вся российская образовательная система будет рушиться уже последовательно по регионам.
– В чем суть «Московской электронной школы»?
– Проект предварительно не обсуждался ни с родительским, ни с педагогическим сообществами, все происходит по умолчанию: мол, мы сейчас внедряем, а вам потом будет хорошо. При этом преподавателей мотивируют обещаниями доплаты по 10 тысяч рублей в месяц за реализацию этой системы.
За основу МЭШ взята сингапурская модель образования. Это часть проекта глобального образования, разработанного по заказу Всемирного банка в 1984 году. Из него вышли и ЕГЭ, и пресловутая Болонская система, против которой общественность выступает еще с 90-х годов, и «дублинские дескрипторы», и «Глобальные университеты», и рейтинги, и индексы Хирша, и многое другое, уже ставшее нашей печальной реальностью.
Сингапурская модель – образец кастового образования, в котором дети в зависимости от их способностей делятся при поступлении на четыре потока и затем развиваются по своим, никогда более не пересекающимся траекториям, определяющим их социальный статус на всю последующую жизнь. Выход из потоков не предусмотрен, дети оканчивают школу с аттестатами разного уровня и должны поступать в соответствующие разноуровневые вузы.
– Кем это продвигается в нашей стране?
– Лобби-группа у этой модели в России весьма мощная. В 2013 году г-н Кудрин пытался внедрить в Сибири проект «Модернизация детского движения Забайкальского края», который предусматривал деление детей на основании портфолио на четыре группы (будущая элита, будущие сельхозработники, будущие производственники и будущий обслуживающий персонал) и обучение их по отдельным программам, составленным строго в соответствии с конечной целью подготовки конкретной касты. Общественности удалось остановить данный проект, но, как мы видим, эта же идея предлагается нам теперь в другой упаковке.
В том же 2013 году генеральный секретарь правления сингапурской компании Educare (Educare International Consultancy Limited), проводник сингапурской модели обучения Майк Тируман при поддержке известной журналистки Тины Канделаки, которой, по слухам, на тот момент обещали место министра образования вместо Фурсенко, в пилотном режиме запустил эту методику в Татарстане.
Тогда же сингапурскую модель пытались ввести в Ижевске, в 2014 году – во Владивостоке, в 2015-м – в Тюмени, в 2016-м – в Омске. А в феврале этого года было подписано соглашение о сотрудничестве с Министерством образования Московской области. В новостройках Москвы уже есть пилотные учреждения – образовательные комплексы, совместные с детскими садами школы, где апробируются программы электронного обучения. Конкретная информация о них не распространяется, но хвалебные статьи уже есть.
«Теперь так выглядит ученик и учебный процесс»
– Каковы основные особенности данного проекта?
– Сингапурская модель в корне меняет базовые принципы нашего образовательного процесса – когда учитель преподает, ученики слушают, запоминают, усваивают, устно или письменно отвечают на вопросы, сдают экзамены. В частности, в ее рамках предполагается создать т. н. «перевернутые классы», где привычная иерархия разрушается, и главенствующая роль отводится ученику, который отныне сам добывает знания, сам передает их другим ученикам и больше не нуждается в помощи взрослого. А педагог становится лишь консультантом, навигатором, направляющим или даже просто старшим помощником, но – не «детоводителем».
В чистом виде сингапурская система выглядит как набор англоязычных (это принципиальное требование) команд-«структур» – от 25 до 200 разных словосочетаний, посредством которых ученики, подобно дрессированным собачкам, должны менять свою деятельность во время уроков. Например – команда high five! (дословно «дай пять!»), – учитель выкрикивает, вытягивая руку вверх, чтобы сконцентрировать внимание детей. Получается весьма необычное поведение, к тому же напоминающее нацистское приветствие, что взламывает культурный код общества.
Пространство класса также перестраивается: столы ставятся друг к другу, ученики объединяются вокруг них по 4–6 человек и начинают сами себя «учить» (с первого класса!) и сами опрашивать. Новый материал объясняют друг другу внутри команд, которые формируются спонтанно и в которых дети получают вместо имени номер (!) с соответствующей карточкой.
Предполагается, что в таких классах количество детей должно быть увеличено вдвое, а количество педагогов для экономии зарплаты вдвое уменьшено. Для нерадивых специалистов это – находка: матрица задана, структуры одобрены, команды приняты – знай, отрабатывай себе уроки с любым коллективом, живи – не тужи. Поэтому и группа поддержки в профессиональной среде очень даже может появиться.
В новой системе московского образования кроме МЭШ предусмотрены и такие модули, как «Урбошкола». Дети будут не только выбирать предметы и преподавателей, сами организовывать процесс обучения, уровень, скорость, сроки, но и обучаться в любом месте, не обязательно в школе: хочешь – иди в музей, хочешь – в фитнес-клуб. «Обучение» ребенка будет происходить вне коллектива и школьных границ – «с людьми, разделяющими его взгляды», как сформулировано в одной из методичек; школьный коллектив нивелируется и размывается за ненадобностью.
Министр Васильева уже анонсировала введение в школах системы биометрической идентификации школьников по фотографии, аналогичной той, которую апробировали в мае в Эрмитаже и намерены ввести во всех музеях, театрах, концертных залах – «лицо вместо билета».
Новая модель образования предусматривает в перспективе даже отказ от государственной итоговой аттестации, взамен которой введут цифровую биографию. По сути это все та же система «Контингент», победу над которой общественность недавно отпраздновала, но только под другим именем. Уничтожается личная приватность: система электронного учета прозрачная, двери в классах стеклянные.
Происходит слом традиционной модели классического образования, и под лозунгами технологического прорыва провозглашается всеобщая компьютеризация. Обычные классные доски заменяются электронными, у детей обязательно должны быть планшеты – пока что параллельно с учебниками, но полная отмена книг – вопрос времени.
– Какого человека формирует эта система?
– Во-первых, обученного работать только в команде, а значит – воспринимающего реальность некритически. Без иерархии, авторитетов и ценностей. Во-вторых, – идеального пользователя компьютера: именно для этого известный биржевой спекулянт Сорос еще в 90-е годы «облагодетельствовал» многие наши детские сады и школы безплатными компьютерами. Все направлено на создание т. н. «служебного человека», который, как считают в придумавшей это Европе, должен жить лишь для удовлетворения потребностей «хозяина», питаться ГМО-продуктами, размножаться под контролем и по разрешению и не превышать заданный «хозяином» уровень интеллектуального развития.
– Сейчас нам еще щедро раздается безплатный интернет, Wi-Fi…
– Причем в школах той же Европы от него уже повсеместно отказываются из-за сильной вредоносности облучения, а у нас это усиленно внедряется. Нам как мантру повторяют про новую технологическую эпоху, «неизбежному» наступлению которой мы все должны покориться. Но вот в Индии, например, под предлогом повышения уровня жизни всех переписали и ввели данные в единую биометрическую базу. А что изменилось? Возникла чудовищная система контроля, и все.
К сожалению, МЭШ, несмотря на бурные родительские протесты, все-таки реализуется в Москве – видимо, здесь задействованы очень мощные рычаги, которые пока не позволяют это остановить. А в связке с глобализационными процессами просматривается и вполне четкий ювенальный подтекст.
Более того, г-н Кузьминов из Высшей школы экономики и Кудрин из Центра стратегических разработок, недавно возглавивший Счетную палату, разработали очередной скандальный проект – «12 решений для нового образования». Сакральное число новшеств – куда входят и «цифровизация личности», и «капитализация человеческого потенциала», и «социально-педагогический патронат семей», и «индивидуальная электронная карта развития», и ежегодное создание 70 тыс. мест для детей ясельного возраста – выбрано неспроста, а с учетом особенностей массового сознания.
Выходит, что нашумевшая пенсионная реформа, повышая пенсионный возраст, уничтожает крайне важный для воспитания детей институт бабушек, при этом молодое поколение ставится в сложнейшие финансовые условия выживания, а за воспитание детей с грудного возраста берется государство.
– Возникает параллель с троцкистами-революционерами и их идеями нового массового человека, пролетарского коллективизма, домами-коммунами, «общенародными» женщинами и детьми…
– Да, идет реванш троцкизма с его секспросветом, психологами-фрейдистами, голыми парадами, теорией стакана воды, декретами и указами о долге комсомолок перед потребностями комсомольца, детьми в фабриках-кухнях. Его отголоски встречают нас сегодня в облике ювенальной юстиции, глобализма, трансгуманизма. Демонические силы выбирают разные формы, но главной их целью остается сам человек, его душа и смыслы его жизни.
– Можно ли из этой системы как-то выйти?
– Выход есть всегда. Главное – осознать, что происходит. Вот с этим у нас сложно: осознанность, ответственность уже стали слабым местом жизни человека. Православные еще имеют эту практику, готовясь к Таинству Исповеди, анализируя свои поступки, мотивы, мысли, но ведь это же единицы. А в целом идет унификация сознания, приведение образа жизни к единому глобальному образцу, глобальному культурному коду.
Мы сейчас в очень непростой ситуации: и наши будущие поколения – в связи с образованием, и сами как нация – в связи с глобализацией, и все человечество как создание Божие – в связи с трансгуманизмом. Потому что, повторюсь, конечная цель навязываемой системы – расчеловечивание, уничтожение духовной сути человека. Вот и г-н Греф заявил уже, что в новой эпохе никого не будут интересовать ваши мысли и чувства, а только ваши цифровые аватары. Вопрос стоит крайне серьезно, и он находится именно в духовной плоскости. Это нужно понимать, и правильным будет придать ему статус угрозы национальной безопасности.
Но еще важно знать, что «электронное образование» и «цифровая школа» – в целом пока не реализованные проекты. Поэтому ни в коем случае нельзя опускать руки.
– Возникает вопрос: а сможем ли мы в определенный момент развернуться назад и отказаться от этих новшеств, если они уже широко внедрятся? Можно ли быть «немного цифровым» обществом, а в целом – традиционным?
– Безусловно, это невозможно, тем более когда речь идет об образовании. Ведь именно система образования призвана служить межпоколенческой трансляции культурных и духовных ценностей. Войны выигрывает школьный учитель, как некогда сказал Отто фон Бисмарк. Если в завтрашней цифровой школе главным педагогом будет компьютерная программа, искусственный интеллект – то с нами и воевать будет незачем: у роботов нет Отечества.
– Как же нам сопротивляться навязываемым программам?
– Разве зло может быть сильнее Бога? Сколько бы зло ни торжествовало, оно никогда не победит Его. Для нас важно определиться, готовы ли мы сами, как обещали в святом Крещении, быть воинами Христовыми.
Зло наступает не потому что оно сильно, а потому что мы слабы. Каждый из нас не должен соглашаться с ним, необходимо занять твердую однозначную позицию в личной и общественной жизни: я против и борюсь. Вера без дел мертва – не нужно обманывать себя тем, что от нас якобы ничего не зависит. Наступило время, когда от личного выбора каждого зависит, устоим ли все мы. Но многие избегают этого и сдаются раньше времени.
– Так происходит и с церковными людьми?
– К сожалению, это встречается, и особенно печально, когда пасуют православные, ведь, по сути, отказ от борьбы – малодушие и лень. Многие люди напуганы стремительно меняющейся реальностью, не знают, как к этому правильно относиться, теряют способность к сопротивлению и самозащите. Мол, и так уже без оцифровки личности не устроиться на работу, не попасть в больницу. Да, а скоро будет, как уже озвучено, и не купить продукты. Ну и что – право на защиту того, что тебе дорого и что для тебя важно, у каждого из нас есть всегда.
Ведь даже в Индии, сугубо кастовом государстве, где была создана первая в мире единая биометрическая база на всех граждан, нашлись люди, которые спустя почти десять лет героически отсудили у индийского правительства право на приватность, на свою частную жизнь. И теперь там эта система дает сбой, а смельчаки стали национальными героями.
– Некоторые верующие ссылаются в своем бездействии на последние времена, неотвратимость установления нового мирового порядка во главе с антихристом.
– Конечно, конец земной истории наступит, но только когда? Нам, если вспомним, не дано знать времена и сроки, а «последними» времена назывались еще при жизни апостолов. В каждый исторический период были свои предтечи антихриста и неоспоримые признаки его пришествия – не нужно смущаться и унывать.
Да, сейчас в мире произошел мощный технологический прорыв, который существенно приблизил нас к исполнению пророчеств, но сколько именно все продлится, какими темпами будет развиваться – это никому не ведомо. Не в наших силах отменить последние времена, но мы способны отодвинуть их наступление. Зачем умирать раньше срока, шанс на победу есть всегда. И, если люди, которым не все равно, не иссякнут, если они не утратят способности к сопротивлению – их надежды и труды не могут быть посрамлены. Тогда общество уцелеет, и мир еще постоит.
Вот вам пример такой награды неравнодушным: в Госдуме с 2003 года находился принятый в первом чтении катастрофичный по своим последствиям закон с лицемерным названием «О равенстве прав мужчин и женщин». На деле – «гендерный» закон, который отменяет биологический пол, вводит вместо него социальный пол (т. н. «гендер») и провозглашает приоритет прав извращенцев. Это модельный закон, служащий входным билетом в Евросоюз, и с его помощью в национальных государствах разрушается нравственный суверенитет.
В июле в Думе состоялось заседание, на котором планировалось окончательное его принятие – за полгода до этого была создана рабочая группа, СМИ пестрели хвалебными статьями о равенстве прав мужчин и женщин, депутат Оксана Пушкина уже примеряла на себя роль главного «гендерного» уполномоченного. Но вышло иначе – убийственный закон все же отклонили. Да, для этого нам пришлось потрудиться как никогда ранее, и хотя надежды у многих были слабыми, но с Божией помощью удалось остановить зло и сохранить наших детей.
Это – победа, не побоюсь громкого слова, планетарного масштаба. Так что наши труды не тщетны. Победа всегда будет за нами, нужно только сражаться.
Очень важно доносить до людей истинный смысл фактов: так, в июне 2017 года нам пришлось проводить экстренный сбор общественности и поднимать тему цифровой экономики и биометрии. Это был настоящий шок и ужас для всех, потому что никто не мог поверить и не был готов к тому, что все это так быстро возникло и идет на нас. Программа готовилась втайне, а по сути была создана Всемирным банком и через Международный экономический форум в Давосе навязана России. Через два дня ее собирались принимать, но этот блицкриг все-таки сорвался, и, благодаря неравнодушным людям, рискнувшим пойти против серьезной опасности, удар был смягчен. А Совет безопасности РФ на основании наших документов даже оперативно принял резолюцию об угрозе цифровой экономики для национальной безопасности.
Да, к сожалению, проблема сохраняется и обостряется, но никто не знает, как бы все сложилось в стране, если бы не эти самоотверженные шаги общественности.
Люди не могут поверить, что зло уже придвинулось вплотную и жадно дышит в затылок. Когда в 2009 году проходили первые родительские форумы в Пушкинском, то страшную опасность ювенальной юстиции понимали, пожалуй, только православные. Остальное общество отказывалось верить: «Этого не может быть! Да никогда они такое не сделают!» Годы напряженного труда по просвещению общества, несогласие со злом и сопротивление ему возымели результат: к людям стало приходить понимание угрозы и необходимости противостояния.
Да, это очень непростой труд – анализировать законы, привлекать общественное внимание и показывать людям опасность, когда она не только не очевидна, а даже, напротив, благообразно прикрыта «защитой прав», «безопасностью» и «удобством». Но мы все должны продолжать это делать. И тогда мы будем праздновать наши победы, без которых нас давно бы уже накрыло волной гораздо больших и разрушительных перемен.
Помните про лягушку?
– Которая, попав в клюв аисту, за горло его держала, чтобы не проглотил?
– Есть еще одна – которая попала в банку с молоком, но не сдалась и барахталась в попытках выбраться до тех пор, пока своими лапками не сбила молоко в масло. Мы сами не знаем, что у нас впереди, где будет почва, на которую мы обопремся, и когда именно она проявится. Но сдаваться нельзя никогда.
Да, мы находимся на войне, но ведь эту войну начали не мы. Наша ошибка в том, что мы позволили ее начать. Наша беда в том, что мы к тому времени морально ослабели. Наша задача – отстоять все то, что нам дорого.
Мы предали детей в 90-е годы, предоставив их самим себе – мол, теперь все так живут. Мы стыдливо отворачивались от хлынувшей на улицы и экраны безнравственной рекламы, отговариваясь тем, что мы на нее не смотрим, – когда на нее во все глаза смотрели наши дети. Мы позволили извращениям войти в наш язык, культуру, жизнь. Мы разрешили убрать из системы образования процесс воспитания, и дети оказались предоставленными самим себе.
А потом мы стали наказывать родителей за их непутевых заброшенных детей и разрушать слабые семьи ювенальными технологиями. Мы согласились, что «теперь каждый сам за себя» и получили поколение эгоцентристов, которые не видят рядом с собой другого человека и живут исключительно собственными потребностями и выгодой. Мы предали собственные ценности и «посеяли зубы дракона», а теперь пришла пора горькой жатвы.
И вот нам страшно, и мы не знаем, что со всем этим делать, и малодушно прячемся в скорлупу быта: «Ой, да что там от меня зависит? А у меня – семья, между прочим, и мне еще борщ варить нужно. Пусть другие, если хотят, воюют, а я молиться буду – ведь сказано: спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся».
Почему-то в этом месте всегда идет искажение цитаты, как будто все разом забыли, что преподобный Серафим Саровский говорил о «стяжании духа мирна» как о залоге спасения, а вовсе не о спасении в одиночку.
Цитировать старца – легко и просто, но раз примеряешь на себя его слова – примерь тогда и его путь. Чувствуешь в себе силы стать столпом пламенной молитвы до небес – отлично, воюй молитвой, ступай на камень молиться тысячу дней, а не в супермаркет за постными вкусняшками, прикрываясь напускным благочестием.
Мы восклицаем: что же это в мире творится, почему такое зло идет?! Но наружная грязь – всегда следствие внутренней нечистоты. Это вовсе не означает, что ты «грязный» буквально – ты можешь быть «просто» внутренне с этой нечистотой согласен.
В 1917 году революция пришла в Россию через «ложь, предательство и обман» – и сейчас у порога нашего дома снова маячат грозные тени.
Нужно помнить, что Господь дает испытания всегда по силам. Значит, надо каждому в себе пробудить эти силы и соединить. И сделать свой выбор, а уже из личного выбора каждого складывается общественный.
– Как можно присоединиться к Вашей деятельности?
– Мы всех приглашаем на наш сайт «Семья, любовь, Отечество» (http://semlot.ru), а также на видеоканал на ютубе (https://youtube.com/channel/UCHmEcjYLyqL9wzG4YhplZ7g), где мы размещаем важную информацию и аналитику по актуальным вопросам. На радио «Радонеж» каждый четверг можно слушать мою авторскую программу «Территория семьи», а также круглый стол в ее рамках с участием интересных людей и знающих экспертов.
Несмотря ни на что, неравнодушных людей, которые уже не боятся противостоять глобализационным процессам, становится все больше. На нашем сайте есть раздел «присоединиться», где размещены тексты обращений, телеграмм, адреса для писем, выдержки из законов и статей – все для ваших действий. Сбор подписей, отправка телеграмм – все это по-прежнему влияет на чиновников и депутатов, принимающих законы, ведь никому из них лишние очаги напряженности не нужны.
Не оставайтесь безучастными и действуйте!
Беседовала Анастасия Державина