20.09.2018
— Сегодня мы поговорим с вами, братья и сёстры, об отношении современного человека к смерти. Тема грозная, но нужная, — так начал свою беседу с посетителями Православной выставки настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев.
Многие святые угодники Божии знали день и даже час, когда они умрут. Пресвятая Богородица, после смерти Спасителя на Кресте проживавшая в доме родителей апостола Иоанна, взявшего на себя заботу о Матери Божией, встретила однажды Архангела Гавриила, который возвестил Ей радостную для Неё весть, что через три дня Её жизнь на земле подойдёт к концу. Это страшное знание у нас — людей грешных, немощных, слабых духом — отсутствует. А если бы оно было нам дано Господом, то отравило бы все земные радости и желание жить. А.С.Пушкин, например, имел слабость ходить к гадалкам, и одна предсказала, что его убьёт белокурый офицер. С тех пор Пушкин — человек не робкого десятка! — панически боялся светловолосых офицеров. «Неужели это он?» — мелькала у него каждый раз мысль. Кстати, древнерусское слово «неужели» — сложносоставное, оно раскладывается как «не уже ли», т.е. «не сейчас ли» произойдёт предсказанное, может быть, уже пора? И это «неужели» сопровождает всю жизнь человека, который знает заранее, что его ожидает. Это — избранничество, но для слабых духом избранничество несчастное.
Другой момент. Император Николай II родился в день памяти прав.Иова Многострадального. И, так же как Иов, русский Царь потерял семью, власть, богатство, друзей. В последние дни жизни он писал: «Кругом измена, трусость и обман...» Иов Многострадальный на некоторых иконах изображается со свитком в руках, на котором написана цитата из книги Иова: «…чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов.3,25). В отношении самого Иова это означает, что он имел какие-то предчувственные страхи о своей судьбе. Прочтите эту книгу — ибо это не только повествование о судьбе Иова, но и его пророчества о Христе: «…я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (Иов.19,25). То есть это ещё и прямое пророчество о воскресении мёртвых. Это — надежда.
Мы с вами уверены, что праведнику должно быть хорошо, а нечестивцу плохо, — это наше нравственное основание незыблемости мира. А как иначе жить на свете, если всё будет наоборот? Мы живём с этой верой в высшую справедливость и очень страдаем, когда видим, что доброму человеку плохо, а злому хорошо. Но ведь иные пророки нас предупреждали: «Скажите праведнику, что хорошо ему будет, скажите грешнику: «Горе тебе», — и вы не ошибётесь». Увы, в жизни окружающей это не всегда сбывается скоро по времени. И мы по немощи своей начинаем сетовать, спрашивать: «Как же Бог допускает такие беззакония? Почему не наказывает грешников?» Особенно болит сердце, если страдание касается ребёнка — человека невинного. Когда погибают взрослые, даже большие грешники, о них плачут родственники. Но когда погибают дети в большом количестве, возникает вопрос: за что? Эта видимая несправедливость отчасти объясняется страданиями праведников, которые пророчески указывали на страдания Иисуса Христа, на Котором не было греха. Даже самые лютые враги не могли Его ни в чём обвинить. Кроме того, страдания взрослых не вразумляют нас в такой степени, как страдания детей.
Вообще страдания — это рычаг воздействия на человеческое сердце. И будет очень плохо, если люди поплачут-поплачут, потом успокоятся и пойдут по своим делам. Кто грешил, тот продолжит грешить... Как сказал Франсуа де Ларошфуко: «У нас всегда хватит мужества перенести чужое несчастье». Вот я, например, никогда не пойму тех людей, кто скорбит о погибших в горящем кинотеатре детях, но не выступает против абортов. В нашей стране в течение года убивают более миллиона невинных младенцев. И гибнут эти детки не случайно — упал с карусели, попал под машину... нет, они уничтожаются сознательно — врачом, матерью, мужчиной, которой является отцом ребёнка, но предпочёл дать женщине деньги на аборт. И там, и там умирают дети, но по одним (сгоревшим в кинотеатре) мы скорбим, в стране объявляется траур, а из других (абортируемых) мы делаем лекарственные препараты и кремы для поддержания молодости и красоты.
Почему мы не плачем о девочках, которые начинают половую жизнь в 13–14 лет? О подростках, которые переходят дорогу, не вынимая наушники из ушей, и их сбивают машины, потому что они ничего не видят и не слышат — у них в голове бушуют децибелы. А массовые смерти от передозировки наркотиков?! Пройдитесь по кладбищу, посмотрите на даты рождения и смерти — тысячи и тысячи молодых лежат там. А наши юные лихачи-зацеперы, катающиеся, прицепившись к электричке! Не нужно быть пророком, чтобы знать, что такая забава может закончиться трагически. Почему так легкомысленно относимся к жизни и смерти? Или нам непременно нужна масштабная трагедия, сотни смертей одновременно, чтобы мы наконец-то осознали, насколько безценен этот Божий дар — жизнь?
Вот когда затонула подлодка «Курск», вся страна прикипела к телевизорам, все переживали за судьбу экипажа. Многие плакали, ведь погибли матросы, офицеры, а это чьи-то дети, мужья, оставившие жён вдовами, детей сиротами, а матерей и отцов — вмиг поседевшими стариками... Ужасная трагедия. Но почему мы не расстраиваемся, не устраиваем государственный траур по детям, которые рождаются уже больными онкологией, ВИЧ-инфицированными, наркозависимыми? Потому что об этом не кричат, не пишут, стараются особо не говорить. Смерть ходит рядом с этими детьми, заглядывая в их испуганные глаза. Кого это волнует? Чьё сердце обливается кровью по поводу страданий этих невинных жертв?
А чеченские войны — кровавые, безсмысленные... Сколько там полегло наших ребят! Вспомним псковских десантников. Полсотни молодых ребят несколько суток вели бой в горном ущелье, отбивая атаки почти двух тысяч матёрых боевиков, прорывавшихся к границе. Эти мальчики-десантники тоже были чьими-то детьми. А Беслан, а Будённовск?..
Озирая нашу даже ближайшую историю, мы найдём много моментов, когда мы всем миром должны были бы собраться в храмах — служить панихиды и молебны, плакать, молиться и просить у Бога прощения. Сделали мы это?
Пока мы не научимся ценить жизнь и уважать смерть, пока не научимся делать нравственные выводы, так и будет.
Ныне у нас множество мест, где ждут развлечения, — гигантские торговые центры, спорткомплексы, кинотеатры, аквапарки и прочее. Но это и места повышенного риска. Большие скопления людей привлекают не только террористов. Случись, например, пожар, более сильные люди, пробиваясь к выходу, насмерть затопчут тех, кто слабее. Они шли отдохнуть, многие с детьми, а нашли горе. Почему? Потому что на отдыхе человек расслабляется, не ждёт беды, и несчастье застаёт его врасплох. Потому что таков современный мир, жадный до развлечений и удовольствий.
Раньше люди занимались хозяйством, работали, и здоровее были, и жили дольше. И к смерти относились серьёзно, но без страха, знали, что, пройдя земной путь, вернутся к Отцу Небесному. Сейчас мы хотим непрерывно веселиться, получать массу удовольствий — и «пусть весь мир подождёт», пока я наслаждаюсь. Это рекламируется, проповедуется, насаждается.
Какие выводы? Первое: бдительности и молитвы нельзя терять нигде, в особенности в местах, предназначенных для отдыха, особенно где собрано огромное количество людей. Второе: надо помнить, что кроме болезней, войны, стихийных бедствий и голода, которые всегда угрожали людям, у нас теперь есть электрическая энергия, атомные электростанции, химическое производство, скоростные поезда и прочее. Всё это чудесно и полезно, пока действует безотказно. Но малейший сбой — и вот уже катастрофа, трагедия, смерти, в которых некого винить, кроме самих себя.
Современного человека подстерегает больше опасностей, а ведёт он себя так, будто застрахован от них. Раньше люди жили со страхом Божиим, боялись грома и молнии, боялись, что хлеб не уродится, что дитя заболеет, а до доктора ехать несколько вёрст. Мы сейчас не боимся этих вещей: от молний есть громоотводы, хлеб купим в магазине, «Скорая помощь» примчится по первому вызову. Но появилось множество того, что нас просто со свету сживает, но чем мы очень гордимся, — высокие технологии. Гордиться-то можно, но и вести себя следует разумно. Страх Божий — вот что совершенно забыто современным человеком. Как поётся в Псалме: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом» (Пс.2,11). Мы почему-то забываем, что человек смертен, причём смертен зачастую внезапно. Лишь немногим избранным Господь посылает знание о дне и часе его ухода в мир иной, и человек имеет возможность подготовить свою грешную душу к этому переходу. Что же делать остальным? Перечтите притчу Иисуса Христа о десяти девах (Мф.25,1—13), ключевой стих: «Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих» — даёт нам ответ на вопрос, как нам жить и как готовиться к Царству Божиему.
<-назад в раздел
Протоиерей Олег Стеняев: Об отношении современного человека к смерти
Многие святые угодники Божии знали день и даже час, когда они умрут. Пресвятая Богородица, после смерти Спасителя на Кресте проживавшая в доме родителей апостола Иоанна, взявшего на себя заботу о Матери Божией, встретила однажды Архангела Гавриила, который возвестил Ей радостную для Неё весть, что через три дня Её жизнь на земле подойдёт к концу. Это страшное знание у нас — людей грешных, немощных, слабых духом — отсутствует. А если бы оно было нам дано Господом, то отравило бы все земные радости и желание жить. А.С.Пушкин, например, имел слабость ходить к гадалкам, и одна предсказала, что его убьёт белокурый офицер. С тех пор Пушкин — человек не робкого десятка! — панически боялся светловолосых офицеров. «Неужели это он?» — мелькала у него каждый раз мысль. Кстати, древнерусское слово «неужели» — сложносоставное, оно раскладывается как «не уже ли», т.е. «не сейчас ли» произойдёт предсказанное, может быть, уже пора? И это «неужели» сопровождает всю жизнь человека, который знает заранее, что его ожидает. Это — избранничество, но для слабых духом избранничество несчастное.
Другой момент. Император Николай II родился в день памяти прав.Иова Многострадального. И, так же как Иов, русский Царь потерял семью, власть, богатство, друзей. В последние дни жизни он писал: «Кругом измена, трусость и обман...» Иов Многострадальный на некоторых иконах изображается со свитком в руках, на котором написана цитата из книги Иова: «…чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов.3,25). В отношении самого Иова это означает, что он имел какие-то предчувственные страхи о своей судьбе. Прочтите эту книгу — ибо это не только повествование о судьбе Иова, но и его пророчества о Христе: «…я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (Иов.19,25). То есть это ещё и прямое пророчество о воскресении мёртвых. Это — надежда.
Мы с вами уверены, что праведнику должно быть хорошо, а нечестивцу плохо, — это наше нравственное основание незыблемости мира. А как иначе жить на свете, если всё будет наоборот? Мы живём с этой верой в высшую справедливость и очень страдаем, когда видим, что доброму человеку плохо, а злому хорошо. Но ведь иные пророки нас предупреждали: «Скажите праведнику, что хорошо ему будет, скажите грешнику: «Горе тебе», — и вы не ошибётесь». Увы, в жизни окружающей это не всегда сбывается скоро по времени. И мы по немощи своей начинаем сетовать, спрашивать: «Как же Бог допускает такие беззакония? Почему не наказывает грешников?» Особенно болит сердце, если страдание касается ребёнка — человека невинного. Когда погибают взрослые, даже большие грешники, о них плачут родственники. Но когда погибают дети в большом количестве, возникает вопрос: за что? Эта видимая несправедливость отчасти объясняется страданиями праведников, которые пророчески указывали на страдания Иисуса Христа, на Котором не было греха. Даже самые лютые враги не могли Его ни в чём обвинить. Кроме того, страдания взрослых не вразумляют нас в такой степени, как страдания детей.
Вообще страдания — это рычаг воздействия на человеческое сердце. И будет очень плохо, если люди поплачут-поплачут, потом успокоятся и пойдут по своим делам. Кто грешил, тот продолжит грешить... Как сказал Франсуа де Ларошфуко: «У нас всегда хватит мужества перенести чужое несчастье». Вот я, например, никогда не пойму тех людей, кто скорбит о погибших в горящем кинотеатре детях, но не выступает против абортов. В нашей стране в течение года убивают более миллиона невинных младенцев. И гибнут эти детки не случайно — упал с карусели, попал под машину... нет, они уничтожаются сознательно — врачом, матерью, мужчиной, которой является отцом ребёнка, но предпочёл дать женщине деньги на аборт. И там, и там умирают дети, но по одним (сгоревшим в кинотеатре) мы скорбим, в стране объявляется траур, а из других (абортируемых) мы делаем лекарственные препараты и кремы для поддержания молодости и красоты.
Почему мы не плачем о девочках, которые начинают половую жизнь в 13–14 лет? О подростках, которые переходят дорогу, не вынимая наушники из ушей, и их сбивают машины, потому что они ничего не видят и не слышат — у них в голове бушуют децибелы. А массовые смерти от передозировки наркотиков?! Пройдитесь по кладбищу, посмотрите на даты рождения и смерти — тысячи и тысячи молодых лежат там. А наши юные лихачи-зацеперы, катающиеся, прицепившись к электричке! Не нужно быть пророком, чтобы знать, что такая забава может закончиться трагически. Почему так легкомысленно относимся к жизни и смерти? Или нам непременно нужна масштабная трагедия, сотни смертей одновременно, чтобы мы наконец-то осознали, насколько безценен этот Божий дар — жизнь?
Вот когда затонула подлодка «Курск», вся страна прикипела к телевизорам, все переживали за судьбу экипажа. Многие плакали, ведь погибли матросы, офицеры, а это чьи-то дети, мужья, оставившие жён вдовами, детей сиротами, а матерей и отцов — вмиг поседевшими стариками... Ужасная трагедия. Но почему мы не расстраиваемся, не устраиваем государственный траур по детям, которые рождаются уже больными онкологией, ВИЧ-инфицированными, наркозависимыми? Потому что об этом не кричат, не пишут, стараются особо не говорить. Смерть ходит рядом с этими детьми, заглядывая в их испуганные глаза. Кого это волнует? Чьё сердце обливается кровью по поводу страданий этих невинных жертв?
А чеченские войны — кровавые, безсмысленные... Сколько там полегло наших ребят! Вспомним псковских десантников. Полсотни молодых ребят несколько суток вели бой в горном ущелье, отбивая атаки почти двух тысяч матёрых боевиков, прорывавшихся к границе. Эти мальчики-десантники тоже были чьими-то детьми. А Беслан, а Будённовск?..
Озирая нашу даже ближайшую историю, мы найдём много моментов, когда мы всем миром должны были бы собраться в храмах — служить панихиды и молебны, плакать, молиться и просить у Бога прощения. Сделали мы это?
Пока мы не научимся ценить жизнь и уважать смерть, пока не научимся делать нравственные выводы, так и будет.
Ныне у нас множество мест, где ждут развлечения, — гигантские торговые центры, спорткомплексы, кинотеатры, аквапарки и прочее. Но это и места повышенного риска. Большие скопления людей привлекают не только террористов. Случись, например, пожар, более сильные люди, пробиваясь к выходу, насмерть затопчут тех, кто слабее. Они шли отдохнуть, многие с детьми, а нашли горе. Почему? Потому что на отдыхе человек расслабляется, не ждёт беды, и несчастье застаёт его врасплох. Потому что таков современный мир, жадный до развлечений и удовольствий.
Раньше люди занимались хозяйством, работали, и здоровее были, и жили дольше. И к смерти относились серьёзно, но без страха, знали, что, пройдя земной путь, вернутся к Отцу Небесному. Сейчас мы хотим непрерывно веселиться, получать массу удовольствий — и «пусть весь мир подождёт», пока я наслаждаюсь. Это рекламируется, проповедуется, насаждается.
Какие выводы? Первое: бдительности и молитвы нельзя терять нигде, в особенности в местах, предназначенных для отдыха, особенно где собрано огромное количество людей. Второе: надо помнить, что кроме болезней, войны, стихийных бедствий и голода, которые всегда угрожали людям, у нас теперь есть электрическая энергия, атомные электростанции, химическое производство, скоростные поезда и прочее. Всё это чудесно и полезно, пока действует безотказно. Но малейший сбой — и вот уже катастрофа, трагедия, смерти, в которых некого винить, кроме самих себя.
Современного человека подстерегает больше опасностей, а ведёт он себя так, будто застрахован от них. Раньше люди жили со страхом Божиим, боялись грома и молнии, боялись, что хлеб не уродится, что дитя заболеет, а до доктора ехать несколько вёрст. Мы сейчас не боимся этих вещей: от молний есть громоотводы, хлеб купим в магазине, «Скорая помощь» примчится по первому вызову. Но появилось множество того, что нас просто со свету сживает, но чем мы очень гордимся, — высокие технологии. Гордиться-то можно, но и вести себя следует разумно. Страх Божий — вот что совершенно забыто современным человеком. Как поётся в Псалме: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом» (Пс.2,11). Мы почему-то забываем, что человек смертен, причём смертен зачастую внезапно. Лишь немногим избранным Господь посылает знание о дне и часе его ухода в мир иной, и человек имеет возможность подготовить свою грешную душу к этому переходу. Что же делать остальным? Перечтите притчу Иисуса Христа о десяти девах (Мф.25,1—13), ключевой стих: «Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих» — даёт нам ответ на вопрос, как нам жить и как готовиться к Царству Божиему.