24.08.2018
Гостем 16-го выпуска «Парсуны», авторской программы Владимира Легойды, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, на телеканале «Спас» стал митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
В конце передачи собеседники затронули важнейший вопрос. «Одна из тем, – сказал Владимир Легойда , – которая горячо всегда обсуждается в православной среде, – это тема спасения и того, возможно ли спасение вне Церкви. И как должен православный человек относиться к этому. С одной стороны, мы понимаем, что Христос пострадал за всех. С другой стороны, мы понимаем, что истин не может быть много – она одна, и мы верим и знаем, что наша Церковь – хранитель этой истины, что истина в Православии, во Христе. Когда мы думаем о спасении тех, кто вне Православной Церкви, в предложении: „Допустить нельзя отказать“ – где Вы поставите точку?»
Митрополит Иларион ответил: «Наверное, я бы поставил точку после „допустить“. Но должен сказать, что вопрос о спасении находящихся вне Церкви – это вопрос, на который в православном богословии до сих пор не дан окончательный ответ. Есть богословы, которые говорят о том, что спасение вне Церкви невозможно. И этот взгляд основывается на учении Самого Христа и учении Святых Отцов. Есть другие богословы, которые говорят, что мы не вправе восхищать Суд Божий, мы не можем за Бога решать, кого Ему спасать, а кого не спасать. И я думаю, что эти богословы тоже в чем-то правы».
Таким образом, председатель ОВЦС предлагает подумать над двумя исключающими друг друга мнениями по главному для всякого человека вопросу.
Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26), – говорит в Евангелии Господь. Мог ли Он в таком случае оставить человечество в неведении о проблеме спасения?
Нет, Господь в Своем слове открыл Свою волю о тех, кто Его принимает и кто отвергает: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16); Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16); Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Во святом Евангелии можно найти еще целый ряд подобных цитат.
У Апостолов Христовых и Святых Отцов также немало ясных свидетельств, касающихся вопроса вечной жизни. Приведем здесь некоторые.
Святой апостол Петр: Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись... и нет ни в ком ином спасения (Деян. 4, 11–12).
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: Идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою (Откр. 21, 8).
Святитель Кирилл Иерусалимский: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус».
Святитель Иоанн Златоуст: «Слышите вы все, чуждые просвещения [Крещением]: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в Царстве знака».
Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.): «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись».
Преподобный Феодосий Печерский: «А тем, которые пребывают в вере латинской, армянской, сарацинской, – тем нет Жизни Вечной, ни части со святыми».
Святитель Тихон Задонский: «Ноев ковчег прообразует большой и безопасный корабль – Церковь. Пребывающие вне его погибают и тонут в потопе адской бездны».
Святитель Феофан Затворник: «В Церкви, и только в ней одной, все устроено к нашему спасению, посему отпадающий от нее не имеет, чем спасти себя».
Отсюда видим, что если и есть какая-либо тайна в участи неправославных, то она состоит не в том, спасутся они или нет: нам неизвестно только, как именно эти люди будут страдать, и как может быть смягчена их участь в каждом отдельном случае с учетом всех жизненных обстоятельств и дел.
Но митрополит Иларион высказался в защиту мнения «других богословов» о возможности спасения вне Церкви: «Возьмем пример благоразумного разбойника. Этот человек не был членом Церкви (не был крещен, – примеч. ред.), он, по-видимому, не сделал ничего доброго за свою жизнь. И единственное, за что он был спасен, – это за то, что в последние часы своей жизни, уже будучи прикованным ко кресту, он обратился к Господу Иисусу Христу со словами: „Помяни меня, когда придешь в Царство Твое“. Только за эти слова он был спасен. Господь ему сказал: „Сегодня же ты будешь со Мной в раю“. И многие другие евангельские истории как бы ниспровергают представление о том, что Бог может спасать только тех, которые находятся в определенных, четко очерченных здесь, на земле, рамках. Поэтому я думаю, что мы не должны Суд Божий восхищать».
Здесь мы сталкиваемся либо с невежеством митрополита, либо с умышленным искажением истины Христа.
«Итак, не сомневайся, возлюбленный: благодать Божия совершенна, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – место не препятствует, здесь ли ты крестился или на корабле, или на пути. Филипп крестил во время пути, Павел – в узах; Христос крестил разбойника на кресте из Своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (Иоанн Златоуст, свт. Т. 3. Кн. 2. 4. Слово о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь).
«Послушаем святого Анастасия Синаита, который о благоразумном разбойнике, для коего вода, истекшая из ребер Христовых, стала водою Крещения, говорит: „К оным птицам (т. е. к небесным духам) отлетел из животворной воды... святой разбойник, воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с Царем Христом“» (Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Январь, кн. 1. Память 6 января. Слово на Богоявление Господне).
И не просто за слова был взят в рай разбойник, как об этом неблагоразумно говорит митрополит Иларион, не заметивший добрых дел у благоразумного христианина.
Святитель Иоанн Златоуст вопрошает: «Видишь ли совершенную исповедь на кресте? Видишь ли, как он омыл свои грехи этими словами?.. Он не дерзал прежде сказать: „Помяни мя“, пока исповеданием не очистил себя от нечистоты грехов, пока осуждением своим не сделал себя невинным, пока обвинением себя не сложил прегрешений своих» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы о кресте и разбойнике).
Разве это не добродетели? Разве исповедание Иисуса Христом и следование Его истине не делит мир на два вида разбойников? Одни – любомудрые, которые каются в грехах своих и верят, что вне Православия нет спасения. Другие же – лукавые богохульники, которые отвергают признание своей греховной сущности и возводят хулу на Спасителя и Его истинное учение.
Веруют ли католики в то, что Иисус есть Христос, Спаситель? Конечно же, нет. Ведь они считают спасителем своего «безгрешного папу», который, подобно злому разбойнику, хулит Господа нашего всевозможными ересями и отступлениями.
Веруют ли протестанты в то, что Иисус есть Христос? К сожалению, нет. Потому что они не признают девства Его Пречистой Матери Марии и считают себя безгрешными, подобно разбойнику, распятому ошую.
Веруют ли иные так называемые религии Божию повелению? Увы, нет. Тогда что может быть общего у Света со тьмою? Что общего у Христа с велиаром, породившим столько лжеучений?
Для нас же, православных христиан, есть заповедь апостольская, повелевающая любого разбойника, проповедующего неправославные взгляды, предавать анафеме. Пусть это будет митрополит, пусть хоть ангел с неба.
Священник Михаил НОВИКОВ
Источник: Газета «Православный Крест», № 16 (208) (от 15 августа 2018 г.)
http://www.pkrest.ru
<-назад в раздел
Спасутся ли неправославные?
Гостем 16-го выпуска «Парсуны», авторской программы Владимира Легойды, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, на телеканале «Спас» стал митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
В конце передачи собеседники затронули важнейший вопрос. «Одна из тем, – сказал Владимир Легойда , – которая горячо всегда обсуждается в православной среде, – это тема спасения и того, возможно ли спасение вне Церкви. И как должен православный человек относиться к этому. С одной стороны, мы понимаем, что Христос пострадал за всех. С другой стороны, мы понимаем, что истин не может быть много – она одна, и мы верим и знаем, что наша Церковь – хранитель этой истины, что истина в Православии, во Христе. Когда мы думаем о спасении тех, кто вне Православной Церкви, в предложении: „Допустить нельзя отказать“ – где Вы поставите точку?»
Митрополит Иларион ответил: «Наверное, я бы поставил точку после „допустить“. Но должен сказать, что вопрос о спасении находящихся вне Церкви – это вопрос, на который в православном богословии до сих пор не дан окончательный ответ. Есть богословы, которые говорят о том, что спасение вне Церкви невозможно. И этот взгляд основывается на учении Самого Христа и учении Святых Отцов. Есть другие богословы, которые говорят, что мы не вправе восхищать Суд Божий, мы не можем за Бога решать, кого Ему спасать, а кого не спасать. И я думаю, что эти богословы тоже в чем-то правы».
Таким образом, председатель ОВЦС предлагает подумать над двумя исключающими друг друга мнениями по главному для всякого человека вопросу.
Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26), – говорит в Евангелии Господь. Мог ли Он в таком случае оставить человечество в неведении о проблеме спасения?
УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Нет, Господь в Своем слове открыл Свою волю о тех, кто Его принимает и кто отвергает: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16); Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16); Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Во святом Евангелии можно найти еще целый ряд подобных цитат.
У Апостолов Христовых и Святых Отцов также немало ясных свидетельств, касающихся вопроса вечной жизни. Приведем здесь некоторые.
Святой апостол Петр: Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись... и нет ни в ком ином спасения (Деян. 4, 11–12).
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: Идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою (Откр. 21, 8).
Святитель Кирилл Иерусалимский: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус».
Святитель Иоанн Златоуст: «Слышите вы все, чуждые просвещения [Крещением]: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в Царстве знака».
Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.): «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись».
Преподобный Феодосий Печерский: «А тем, которые пребывают в вере латинской, армянской, сарацинской, – тем нет Жизни Вечной, ни части со святыми».
Святитель Тихон Задонский: «Ноев ковчег прообразует большой и безопасный корабль – Церковь. Пребывающие вне его погибают и тонут в потопе адской бездны».
Святитель Феофан Затворник: «В Церкви, и только в ней одной, все устроено к нашему спасению, посему отпадающий от нее не имеет, чем спасти себя».
Отсюда видим, что если и есть какая-либо тайна в участи неправославных, то она состоит не в том, спасутся они или нет: нам неизвестно только, как именно эти люди будут страдать, и как может быть смягчена их участь в каждом отдельном случае с учетом всех жизненных обстоятельств и дел.
КРЕЩЕНИЕ
БЛАГОРАЗУМНОГО РАЗБОЙНИКА
БЛАГОРАЗУМНОГО РАЗБОЙНИКА
Но митрополит Иларион высказался в защиту мнения «других богословов» о возможности спасения вне Церкви: «Возьмем пример благоразумного разбойника. Этот человек не был членом Церкви (не был крещен, – примеч. ред.), он, по-видимому, не сделал ничего доброго за свою жизнь. И единственное, за что он был спасен, – это за то, что в последние часы своей жизни, уже будучи прикованным ко кресту, он обратился к Господу Иисусу Христу со словами: „Помяни меня, когда придешь в Царство Твое“. Только за эти слова он был спасен. Господь ему сказал: „Сегодня же ты будешь со Мной в раю“. И многие другие евангельские истории как бы ниспровергают представление о том, что Бог может спасать только тех, которые находятся в определенных, четко очерченных здесь, на земле, рамках. Поэтому я думаю, что мы не должны Суд Божий восхищать».
Здесь мы сталкиваемся либо с невежеством митрополита, либо с умышленным искажением истины Христа.
Надпись у часовни в честь святого благоразумного
разбойника в д. Анишино Тульской области
разбойника в д. Анишино Тульской области
«Итак, не сомневайся, возлюбленный: благодать Божия совершенна, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – место не препятствует, здесь ли ты крестился или на корабле, или на пути. Филипп крестил во время пути, Павел – в узах; Христос крестил разбойника на кресте из Своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (Иоанн Златоуст, свт. Т. 3. Кн. 2. 4. Слово о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь).
«Послушаем святого Анастасия Синаита, который о благоразумном разбойнике, для коего вода, истекшая из ребер Христовых, стала водою Крещения, говорит: „К оным птицам (т. е. к небесным духам) отлетел из животворной воды... святой разбойник, воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с Царем Христом“» (Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Январь, кн. 1. Память 6 января. Слово на Богоявление Господне).
И не просто за слова был взят в рай разбойник, как об этом неблагоразумно говорит митрополит Иларион, не заметивший добрых дел у благоразумного христианина.
Святитель Иоанн Златоуст вопрошает: «Видишь ли совершенную исповедь на кресте? Видишь ли, как он омыл свои грехи этими словами?.. Он не дерзал прежде сказать: „Помяни мя“, пока исповеданием не очистил себя от нечистоты грехов, пока осуждением своим не сделал себя невинным, пока обвинением себя не сложил прегрешений своих» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы о кресте и разбойнике).
Разве это не добродетели? Разве исповедание Иисуса Христом и следование Его истине не делит мир на два вида разбойников? Одни – любомудрые, которые каются в грехах своих и верят, что вне Православия нет спасения. Другие же – лукавые богохульники, которые отвергают признание своей греховной сущности и возводят хулу на Спасителя и Его истинное учение.
Веруют ли католики в то, что Иисус есть Христос, Спаситель? Конечно же, нет. Ведь они считают спасителем своего «безгрешного папу», который, подобно злому разбойнику, хулит Господа нашего всевозможными ересями и отступлениями.
Веруют ли протестанты в то, что Иисус есть Христос? К сожалению, нет. Потому что они не признают девства Его Пречистой Матери Марии и считают себя безгрешными, подобно разбойнику, распятому ошую.
Веруют ли иные так называемые религии Божию повелению? Увы, нет. Тогда что может быть общего у Света со тьмою? Что общего у Христа с велиаром, породившим столько лжеучений?
Для нас же, православных христиан, есть заповедь апостольская, повелевающая любого разбойника, проповедующего неправославные взгляды, предавать анафеме. Пусть это будет митрополит, пусть хоть ангел с неба.
Священник Михаил НОВИКОВ
Источник: Газета «Православный Крест», № 16 (208) (от 15 августа 2018 г.)
http://www.pkrest.ru