18.08.2018
Практически с 1991 г. – времени разгрома СССР и образования на базе советских республик независимых государств на Украине начались попытки образования автокефальной Церкви.
Пользуясь шоком, в котором пребывал народа после гибели государства и неразберихой при налаживании управления новых административных структур, митрополитКиевский и всея Украины Филарет (Денисенко)1 ноября созвал Архиерейский собор УПЦ, который единогласно принял решение об автокефалии Украинской Православной Церкви и обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. Позже, на Архиерейском Соборе РПЦ в Москве 2 апреля 1992 года почти все украинские архиереи отозвали свои подписи, объяснив свое голосование угрозами и давлением со стороны Денисенко, который вскоре был запрещен в священнослужении, анафематствован и лишен сана, но не подчинился, а образовал раскольничью структуру Киевский Патриархат, объявив себя ее руководителем – Патриархом Киевским.
Киевский Патриархат, руководимый Денисенко, существует до сих пор и пользуется всесторонней поддержкой президента Украины П. Порошенко, задавшегося целью его легализовать при помощи Константинопольского Патриарха Варфоломея, испросив у него томос об автокефалии Украинской Церкви.
Общеизвестно, что за спиной и Порошенко, и Варфоломея стоит Госдеп США, для которого Русское Православие – враг № 1. И тому, и другому в борьбе против России и Русской Православной Церкви отведена роль пехоты, пушечного мяса, исполняющего приказы.
Вместе с тем известно, что выпускник Экуменического института в Боссэ Патриарх Варфоломей занимает лидирующие позиции в международном экуменическом движении и входит в руководство головной экуменической организации Всемирный Совет Церквей. В частности, с1975 г. он является член комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство», на протяжении 8 лет был вице-президентом этой организации. В 1991 г. возглавлял делегацию «православных» экуменистов на 7-й Ассамблее ВСЦ в Канберре, где был избран членом ЦК и исполкома ВСЦ.
Эти две лини – политика Фанара (Вашингтона) по вмешательству во внутренние дела Русской Церкви и его приверженность к безграничному экуменизму на первый взгляд как-то плохо сочетаются друг с другом. Ведь экуменизм предусматривает игнорирование всех различий вплоть до догматических, каковые признаются в церковном законодательстве наиболее существенным препятствием для общения с еретиками и раскольниками. Разногласия у Стамбула с Московским Патриархатом не носят догматический характер. Тем не менее на практике многократно преданный соборной анафеме папа римский ближе и дороже предстоятелю Константинопольской Православной Церкви, чем его собрат, предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл. С чем же связано такое нелогичное и неадекватное поведение стамбульского Патриарха? Попробуем в этом разобраться.
Еще вначале 90-х годов прошлого века Фанар предъявил свои права на церковные приходы в Эстонии и на Украине, находящиеся в юрисдикции Московского Патриархата, что на несколько лет значительно осложнило отношения между Фанаром и Чистым переулком вплоть до разрыва на какое-то время канонического общения. В конце ХХ – начале ХХI века отношения несколько нормализовались и особенно интенсивными сделались после 2009 г., когда Патриарх Варфоломей предпочитал не обострять ситуацию с эстонским и украинским расколом, а сделал упор на подготовку совместно с Московской Патриархией экуменического Всеправославного собора, на котором, судя по повестке и по тем решениям, которые были потом приняты, намечалась широкая ревизия православной догматики, законодательства и этики.
Божиим чудом и милостью в последний момент Русская Церковь отказалась от участия в Критской авантюре, и Варфоломею оставалось лишь сделать вид, что Вселенский Собор состоялся и его еретические решения якобы общеобязательны. Русская, Антиохийская, Сербская, Грузинская и Болгарская Церкви обязательность для себя этих решений не признали. И тогда после почти полуторагодовой паузы Вашингтон при посредстве президента Украины перезапустил тему предоставления автокефалии украинским самосвятам, а Стамбульский Патриарх ее поддержал.
Т.о., в руках Патриарха Варфоломея тема украинской автокефалии служит аналогом кнута. В том случае, когда священноначалие Русской Церкви допускает уклонения с экуменического курса, предначертанного Госдепом США для церковной православной полноты, в ход идет шантаж украинской автокефалией. На иерархию, духовенство, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви начинается гонение и Чистый переулок всеми силами и средствами пытается от них избавить, усиливая консультации с Ватиканом, Фанаром, а также с влиятельными международными организациями, подчиненными США – т.е. опять же вынужден интенсифицировать экуменические контакты.
Получается замкнутый круг. Московская Патриархия дрессируется международными воспитателями, которые добиваются того, чтобы она стала более управляемой и послушной.
Однако, как бы ни был тяжел выбор, как был ни был тяжек крест гонений и скорбей, все-таки Глава Церкви, и в том числе Русской Православной Церкви как части Вселенской Церкви – Господь наш Иисус Христос. Ему и Его учению мы прежде всего обязаны хранить верность, какие бы муки нам за это не грозили. Смирение же перед врагами Христовыми, послушание им – измена Христу, духовная смерть, ходатайствующая нераскаянным грешникам смерть вечную.
Долг же православных христиан, не имеющих влияние на ход административных церковных дел, молиться, чтобы Господь вразумил наших церковных руководителей, если они в чем-то ошибаются, дал им мужество и терпение в отстаивании церковных интересов, а также в защите чистоты Православия или, хотя бы, если кто-то уже не исправится, тогда, чтобы как можно меньше было вреда от его антицерковной деятельности.
<-назад в раздел
Кнут и пряник Варофоломея для РПЦ
Пользуясь шоком, в котором пребывал народа после гибели государства и неразберихой при налаживании управления новых административных структур, митрополитКиевский и всея Украины Филарет (Денисенко)1 ноября созвал Архиерейский собор УПЦ, который единогласно принял решение об автокефалии Украинской Православной Церкви и обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. Позже, на Архиерейском Соборе РПЦ в Москве 2 апреля 1992 года почти все украинские архиереи отозвали свои подписи, объяснив свое голосование угрозами и давлением со стороны Денисенко, который вскоре был запрещен в священнослужении, анафематствован и лишен сана, но не подчинился, а образовал раскольничью структуру Киевский Патриархат, объявив себя ее руководителем – Патриархом Киевским.
Киевский Патриархат, руководимый Денисенко, существует до сих пор и пользуется всесторонней поддержкой президента Украины П. Порошенко, задавшегося целью его легализовать при помощи Константинопольского Патриарха Варфоломея, испросив у него томос об автокефалии Украинской Церкви.
Общеизвестно, что за спиной и Порошенко, и Варфоломея стоит Госдеп США, для которого Русское Православие – враг № 1. И тому, и другому в борьбе против России и Русской Православной Церкви отведена роль пехоты, пушечного мяса, исполняющего приказы.
Вместе с тем известно, что выпускник Экуменического института в Боссэ Патриарх Варфоломей занимает лидирующие позиции в международном экуменическом движении и входит в руководство головной экуменической организации Всемирный Совет Церквей. В частности, с1975 г. он является член комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство», на протяжении 8 лет был вице-президентом этой организации. В 1991 г. возглавлял делегацию «православных» экуменистов на 7-й Ассамблее ВСЦ в Канберре, где был избран членом ЦК и исполкома ВСЦ.
Эти две лини – политика Фанара (Вашингтона) по вмешательству во внутренние дела Русской Церкви и его приверженность к безграничному экуменизму на первый взгляд как-то плохо сочетаются друг с другом. Ведь экуменизм предусматривает игнорирование всех различий вплоть до догматических, каковые признаются в церковном законодательстве наиболее существенным препятствием для общения с еретиками и раскольниками. Разногласия у Стамбула с Московским Патриархатом не носят догматический характер. Тем не менее на практике многократно преданный соборной анафеме папа римский ближе и дороже предстоятелю Константинопольской Православной Церкви, чем его собрат, предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл. С чем же связано такое нелогичное и неадекватное поведение стамбульского Патриарха? Попробуем в этом разобраться.
Еще вначале 90-х годов прошлого века Фанар предъявил свои права на церковные приходы в Эстонии и на Украине, находящиеся в юрисдикции Московского Патриархата, что на несколько лет значительно осложнило отношения между Фанаром и Чистым переулком вплоть до разрыва на какое-то время канонического общения. В конце ХХ – начале ХХI века отношения несколько нормализовались и особенно интенсивными сделались после 2009 г., когда Патриарх Варфоломей предпочитал не обострять ситуацию с эстонским и украинским расколом, а сделал упор на подготовку совместно с Московской Патриархией экуменического Всеправославного собора, на котором, судя по повестке и по тем решениям, которые были потом приняты, намечалась широкая ревизия православной догматики, законодательства и этики.
Божиим чудом и милостью в последний момент Русская Церковь отказалась от участия в Критской авантюре, и Варфоломею оставалось лишь сделать вид, что Вселенский Собор состоялся и его еретические решения якобы общеобязательны. Русская, Антиохийская, Сербская, Грузинская и Болгарская Церкви обязательность для себя этих решений не признали. И тогда после почти полуторагодовой паузы Вашингтон при посредстве президента Украины перезапустил тему предоставления автокефалии украинским самосвятам, а Стамбульский Патриарх ее поддержал.
Т.о., в руках Патриарха Варфоломея тема украинской автокефалии служит аналогом кнута. В том случае, когда священноначалие Русской Церкви допускает уклонения с экуменического курса, предначертанного Госдепом США для церковной православной полноты, в ход идет шантаж украинской автокефалией. На иерархию, духовенство, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви начинается гонение и Чистый переулок всеми силами и средствами пытается от них избавить, усиливая консультации с Ватиканом, Фанаром, а также с влиятельными международными организациями, подчиненными США – т.е. опять же вынужден интенсифицировать экуменические контакты.
Получается замкнутый круг. Московская Патриархия дрессируется международными воспитателями, которые добиваются того, чтобы она стала более управляемой и послушной.
Однако, как бы ни был тяжел выбор, как был ни был тяжек крест гонений и скорбей, все-таки Глава Церкви, и в том числе Русской Православной Церкви как части Вселенской Церкви – Господь наш Иисус Христос. Ему и Его учению мы прежде всего обязаны хранить верность, какие бы муки нам за это не грозили. Смирение же перед врагами Христовыми, послушание им – измена Христу, духовная смерть, ходатайствующая нераскаянным грешникам смерть вечную.
Долг же православных христиан, не имеющих влияние на ход административных церковных дел, молиться, чтобы Господь вразумил наших церковных руководителей, если они в чем-то ошибаются, дал им мужество и терпение в отстаивании церковных интересов, а также в защите чистоты Православия или, хотя бы, если кто-то уже не исправится, тогда, чтобы как можно меньше было вреда от его антицерковной деятельности.
Николай Светлов