Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Либеральная теология: Трансформация христианства на Западе 13.08.2018

Либеральная теология: Трансформация христианства на Западе

Четырехдневная научная конференция «Либеральная теология сегодня» прошла в Университете Людвига Максимилиана в Мюнхене, сообщается на интернет-сайте вуза.

Как информирует своих читателей ресурс Седмица.ру, наименование «либеральная теология» обычно прилагается к методологии по преимуществу протестантских теологов XIX века, которые тщательно изучали взаимосвязи христианства и современности с целью сближения того и другого.

Примечательно, что на начальном этапе большинство из этих теологов не использовало термин либерализм в приложении к своим подходам теологического осмысления действительности, т. к. опасались искажения их духовной интенции через сближения с некоторыми принципами политического или даже экономического либерализма. «Тем не менее, термин прижился и широко применяется до сего дня для обозначения теологического направления, которое ставит своей целью трансформацию христианства и приведение его в согласие с современностью», – говорится в пресс-релизе конференции.

Несмотря на многочисленные способы теологической критики либерального богословия и оценки его как выхолащивания христианства, либеральное направление никогда не исчезало в западном христианстве, переживая периоды упадка и возрождения.

В международном научно-богословском форуме в Мюнхене приняли участие несколько десятков теологов, философов, религиоведов и историков христианской мысли из университетов и научных центров Германии, Австрии, Франции, Голландии, Финляндии, Швеции, Великобритании, Гонконг, США.

Сообщения участников конференции охватили огромный спектр проблем и подходов, которые разрабатываются в связи или в рамках либерально-теологической модели христианства:

– Дух как Посредник: о трансформации пневматологии в рамках современной теологии (Кристиан Данц, профессор систематической теологии Венского университета);

– Побочные эффекты: о вызовах либеральной парадигмы в рамках протестантской этики (Ансельм Райнер, профессор этики Университета Людвига Максимилиана);

– Либеральная теология в межрелигиозном диалоге: оценка с точки зрения сравнительной теологии (Клаус фон Стош, профессор католической теологии Падерборнского университета, Германия);

– Бывает ли слишком много свободы? Философские заметки относительно условий, при которых возможен теологический либерализм (Андреас Урс Зоммер, профессор истории философии Университета Альберта Людвига, Фрайбург);

– Навстречу духовным потребностям современного общества: возможности либеральной теологии (Марлин Пайети профессор философии Дрексельского университета, США), и многие другие…

Целью форума, по замыслу организаторов, стало обсуждение следующих вопросов: С какими вызовами времени сегодня приходится сталкиваться либеральным богословам? Какие принципы должны служить в качестве базовых для этики и догматики либерально-теологической системы? Какой вклад могут внести в нынешнюю церковную жизнь либеральные богословы? Как им использовать либеральный подход к проблемам, связанным с конфессиональным и религиозным многообразием? Какая критика либеральной теологии должна быть учтена? Какое влияние имеет либеральное богословие в разных странах мира?


Вопросы, вынесенные на обсуждение участников форума, мы обсудили с иереем Сергием З., получившим теологическое образование в Германии.


– С какими вызовами времени сегодня приходится сталкиваться либеральным богословам, как Вы считаете?
 

– С самыми различными: межкультурный и миграционный кризис, кризис западных традиционных ценностей, всеобщее падение нравов, сокращение числа верующих, сокращение пожертвований их в пользу тех деноминаций, к которым они принадлежат и т. д. Да и вообще, если посмотреть на курс, которым идет Евросоюз, с библейской точки зрения, то он явно движется не в ту сторону, не говоря уже о взгляде с православной, святоотеческой позиции.


– Второй вопрос конференции: «Какие принципы должны служить в качестве базовых для этики и догматики либерально-теологической системы?» А вообще сохранилась ли у них какая-либо база? Насколько известно, у них размыты уже практически все базовые ценности.

 
– Что касается христианских догматических, канонических и этических базовых принципов, то в основном это действительно так. Но они разделяют общие базовые принципы западной глобалистской идеологии, такие как права человека, толерантность, т. е. терпимость к различным видам греха и извращений, борьба за мир во всем мире, охрана природы, межконфессиональный и межрелигиозный экуменический диалог и т. д.


– Как вы считаете, какой вклад могут внести в нынешнюю церковную жизнь либеральные богословы?


– В православную церковную жизнь пусть лучше не будет никакого вклада от них.


– В конференции принимали участие главным образом протестантские теологи, хотя встречались и католические. Слава Богу, православных на ней не было.

 
– При наблюдении за современной католической теологией, важнейшей частью западной либеральной теологии, приходишь к выводу, что ее назначение – попытаться согласовать, приспособить несовместимые вещи. Ибо как ни крути, а все-таки есть серьезные противоречия между традиционным католическим учением и современной западной идеологией. И вот либеральные теологи пытаются как-то это все примирить, согласовать. Вот главная задача либеральных теологов – приспосабливать веру к требованиям Евросоюза и других наднациональных организаций, «сглаживая острые углы».

Кроме того, поскольку у либеральных теологов фантазия богатая в нехорошую сторону, то они могут начать дискуссию по какому-либо вопросу, например, подвергнуть сомнению какую-либо уцелевшую еще базовую норму морали.

 
– Может быть, ошибаюсь, но кажется, все базовые нормы либеральными теологами уже размыты.

 
– В разных протестантских деноминациях эти процессы протекают с различной скоростью. Одни уже «венчают» т. н. «однополые браки», допускают содомитов до причастия, благословляют открытым гомосексуалистам и женщинам становиться священниками и епископами. Другие могут одобрять «браки» содомитов, но не допускать пока их до священства. Или допускать их до причастия (применяем это слово в общеупотребительном смысле, не придавая ему смысла православного Причастия), не допуская к другим «таинствам». А поскольку в настоящее время существует около тысячи различных протестантских деноминаций и сект, то и градаций может быть множество: кто-то идет в авангарде, кто-то – в середине, кто-то – отстает.

Вообще одним из важнейших маркеров либерализма является отношение к гомосексуализму и гомосексуалистам. Толерантное, терпимое отношение к извращенцам – качество истинного либерального теолога. Не толерантное отношение – устаревший подход.

 
– Следующий вопрос, наверное, самый запутанный – как им использовать либеральный подход к проблемам, связанным с конфессиональным и религиозным многообразием? Суть его можно сформулировать так: каков должен быть либеральный подход к проблемам экуменического диалога? Но какие у них могут быть проблемы в этом направлении – непонятно. Они, вроде бы, активно участвуют в экуменическом движении и никаких проблем не имеют.


– На самом деле у них имеются проблемы с мусульманами. Да и с православными у них также немало проблем, только они делают вид, что их не существует. Кстати, это один из подходов, который они применяют в отношении к православным. Другой подход – «заговаривание зубов». Широко также распространен следующий подход: нивелировать все догматические, канонические и этические различия и все сводить к общему знаменателю. Последний подход применяется достаточно часто, но с мусульманами срабатывает не всегда. Да и с православными тоже.

 
– А вообще, какое влияние имеет либеральное богословие в разных странах мира?

 
– Либеральная теология главным образом поразила церковную мысль протестантского и католического Запада. Соответственно, где сильны позиции протестантизма и католицизма, там сильно и влияние либеральной теологии. Определенное негативное влияние она оказывает и на некоторых православных теологов, но не богословов. Ибо православное понятие богословия в корне отличается от западного.

 
– И последний вопрос: «Какая критика либеральной теологии должна быть учтена?»

 
– В первую очередь необходимо учесть православную критику. Суть же православной критики сводится к тому, что западная либеральная, как, впрочем, и традиционная, теология в корне ошибочна – и в своих базовых принципах, и в вытекающих из них положениях, теориях и подходах.

«Никто не может войти в Богословие и сказать ничего достойного о Боге, как только Духом Святым», – учит преподобный Никита Стифат. Вот православный, святоотеческий подход к богословию.

Если «хочешь со временем стать богословом, достойным Божества, – советует один из величайших богословов всех времен и народов святитель Василий Великий, – соблюдай заповеди и не отступай от повелений Его. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию».

Другой выдающийся богослов, преподобный Исихий Иерусалимский, указывает следующий путь к богословскому ведению: «Путь к ведению есть безстрастие и смирение, без которых никто не узрит Господа».

Преподобный Симеон Новый Богослов приходил в изумление от дерзости современных ему либеральных богословов. Он пишет: «Удивляюсь я тем многочисленным людям, которые прежде рождения от Бога и прежде усыновления Им не боятся богословствовать и беседовать о Боге. Удивляюсь я, когда слышу, как многие, не понимая Божественных истин, философствуют о них и, будучи исполнены грехами, богословствуют о Боге и обо всем, касающемся Его, без благодати Святого Духа, открывающего смысл и дающего разум. Трепещет, ужасается и некоторым образом выходит из себя мой дух, помышляя, что мы, не знающие ни самих себя, ни того, что перед нашими глазами, с дерзостью и безстрашием решаемся мудрствовать о Боге, непостижимом для нас, особенно если мы пусты от благодати Святого Духа, просвещающего и научающего всему».

Желающим связать свою жизнь с истинным богословием можно предложить наставление одного из величайших русских богословов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Необходимо, вполне необходимо всякому христианину ученому, особливо христианскому учителю, не останавливаться на своей земной учености, как бы он ни был богат ею, но перейти из плотского и душевного состояния в духовное и получить живое, благодатное познание о Боге. „Кто имеет заповеди Мои (насажденными в сердце своем, так чтоб они составляли имущество и сокровище человека), – сказал Господь, – и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (действием Святаго Духа)» (Ин. 14, 21)».

Подготовил Дмитрий Мельников


Источник: Дух христианина
http://www.christian-spirit.ru

<-назад в раздел

Русский календарь