01.08.2018
Наиболее известное и обсуждаемое религиозное событие начала июля – экуменическая встреча в Бари. Попробуем вникнуть и понять, что же там произошло. В чем его смысл и значение? Какова подоплека данного съезда духовных лидеров?
Встреча в Бари
Корреспондент ИА REGNUM, побывавший на месте события, описывает его следующим образом. В субботу, 7 июля, папа римский Франциски предстоятели всех основных восточных христианских Церквей встретились в итальянском Бари для общей молитвы о народах Ближнего Востока. Кроме того, они обсудили свои совместные действия для нормализации ситуации в регионе. Основные мероприятия прошли в базилике святого Николая и на берегу моря.
Патриархи и представители Восточных церквей прибыли в Бари накануне, в среду, 4 июля. Франциск прилетел из Рима рано утром 7 июля и приехал к базилике, чтобы встретить патриархов у открытых дверей. Те, впрочем, оказались здесь раньше, чем папа, они прошли пешком перед еще закрытым входом в базилику, отвечая на приветствия собравшихся здесь паломников из разных стран.
После обмена объятиями и рукопожатиями на ступенях храма понтифик и предстоятели Церквей вошли в базилику и спустились в крипту, где покоятся мощи святителя Николая. Опустившись на колени, Франциск прочитал молитву. На алтаре стояла лампада – главный символ нынешней встречи. Свет, зажженный в таком значимом месте совместно главами разных церквей, должен был символизировать единство христиан в их устремлении к миру.
Несмотря на все усилия продемонстрировать «равенство братьев», Франциск в статусе «первого среди равных» явно был здесь хозяином, и это проявлялось в разные моменты на протяжении всей встречи. Подчеркивалось, что «вторым среди равных» для католической Церкви является, несомненно, Константинопольский Патриарх Варфоломей. В крипте он беседовал с госсекретарем Святого престола Пьетро Паролином, а во время молитвенной церемонии сидел по правую руку от Франциска.
После молитвы в крипте базилики папа и предстоятели снова вышли на площадь, сели вместе в открытый белый автобус и отправились к набережной. Паломники приветствовали их и на самой площади, и по пути. Пространство для общей молитвы было выполнено в самых аскетичных тонах: полукруг с крестом посередине, через арку с крестом было видно и море. Глава католической Церкви занял центральное место. По правую руку от него – Варфоломей, по левую – коптский патриарх Тавадрос II. Папа, весь в белом, таким образом оказался окружен полукругом своих братьев – в черном.
Церемония началась с небольшой речи Франциска. Он напомнил, что главная цель этой встречи – молитвой и общим действием помочь жителям Ближнего Востока, «перекрестка мира» и родины христианства, вернуть мир на свою землю.
Церемония состояла из гимнов, молитв, воззваний и евангельских чтений. Их читали все предстоятели Церквей по очереди, менялись и языки: арабский и итальянский, греческий и английский, армянский и французский и т. д. Вступительную молитву и финальное благословение читал папа Франциск по-итальянски. Молитву о мире после первого чтения из послания к Римлянам читал Патриарх Варфоломей по-гречески, после второго из послания к Ефесянам – Тавадрос II по-арабски. На этом же языке спели и евангельский отрывок – Нагорную проповедь. С учетом тематики нынешней встречи «центральным» из блаженств, несомненно, становилось блаженство миротворцев.
Почти все молитвы и воззвания сообщали, какой путь возвращения мира каждый из участников встречи считает наиболее верным. Так, предстоятель Халдейской церкви произнес слова о том, что «нет мира без справедливости и нет справедливости без прощения». После благословений и гимна святому Николаю участники встречи вернулись к своему автобусу, приветствуя по дороге паломников. Возглавлявший шествие Франциск несколько раз останавливался рядом с паломниками с детьми. Лидеры ближневосточных церквей вернулись в базилику, чтобы провести закрытую встречу и перейти от молитвы к планированию дел.
Встреча главы Католической и предстоятелей Восточных церквей завершилась воззванием к миру и к политическим лидерам.
Папа Римский Франциск, произносивший речь по итогам встречи, призвал политиков перейти от логики вражды и эгоизма к логике стремления к миру.
Несколько важных дополнений и уточнений
Патриархи и представители Восточных церквей, прибывшие в Бари не встречу – это патриарх Сирийской Ортодоксальной Церкви Игнатий Ефрем II, католикос Киликийский Арам (Армянская Апостольская церковь), католикос-патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар-Геваргис II, патриарх Коптской Католической Церкви Ибрагим, патриарх Сиро-католической Церкви Игнатий Юсеф III, маронитский патриарх Антиохийский и всего Востока кардинал Бешара Бутрос ар-Раи, а также предстоятели других монофизитских и католических общин.
Корреспондент ИА REGNUM допустил существенную неточность, заявив, что предстоятели всех основных восточных христианских Церквей прибыли на встречу. Предстоятели основных восточных христианских Церквей, каковыми являются патриархи, а также митрополиты Поместных Православных Церквей, в своем подавляющем большинстве не приехали на встречу и не прислали своих представителей.
Из их числа Бари посетил лишь Константинопольский Патриарх Варфоломей, Александрийский Патриарх Феодор II, митрополит Констанции-Аммохостаса Василий представитель архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II, а также архиепископ Антедонский Нектарий, представитель Патриарха Иерусалимского Феофила III.
Из Москвы на встречу прибыл глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион, который явно чувствовал себя не в своей тарелке. Как отмечает корреспондент ИА REGNUM, митрополит Иларион держался не то скромно, не то отстраненно. Дорогу от базилики до набережной он проделал, сидя в хвосте автобуса рядом с одним из армянских предстоятелей. Предполагалось, что он прочтет одну из молитв во время общей церемонии, но ее читал другой человек.
Десять Поместных Православных Церквей благоразумно проигнорировали Барскую встречу. На ней не было предстоятелей и представителей Антиохийского Патриархата, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Элладской, Албанской, Польской, Американской Церквей, а также Православной Церкви Чешских земель и Словакии.
Можно было бы думать, что, поскольку эти Церкви далеко отстоят от места событий, то их руководство просто не было приглашено. На самом деле это не так.
В первую очередь война в Сирии касается Антиохийского Патриархата, кафедральным городом предстоятеля которого является Дамаск, столица Сирии. Но его на встрече не было по неизвестным причинам. Греция находится ближе к Сирии, чем Кипр, но также не прислала своих представителей. Для грузин Антиохийский Патриархат является Матерью-Церковью. 12 сирийских отцов утвердили благочестие в Иверии, основали монастыри, дали мощный импульс грузинскому подвижничеству на века вперед. Так что Грузинский католикос-патриарх Илия мог бы, если бы захотел, также приехать в Барии для молитвы о мире на Ближнем Востоке, но уклонился от этой сомнительной чести, хотя, вероятно, и получил приглашение.
Таким образом, можно констатировать, что православная полнота в основном оставила без своего участия эту встречу, что вселяет определенный оптимизм.
Как следует из вступительной речи папы Франциска, главная цель собрания в Барии – молитвой и общим действием помочь жителям Ближнего Востока вернуть мир на свою землю. Т. о., встреча проводилась ради борьбы за мир.
Историческая справка о движении за мир
«В середине прошлого (XIX, – примеч. ред.) столетия, – пишет заведующий заграничной агентурой Департамента полиции Российской империи Л. Ратаев, – в Англии жил некий человек по имени Уильям Рандаль Кремер, а по ремеслу плотник. Сначала он был секретарем своего рабочего синдиката, затем сделался журналистом, а в 1885 г. попал депутатом в палату общин. С самых молодых лет он носился с неотвязной мыслью о необходимости водворения вечного мира между народами. В 1871 г. ему удалось основать общество мира для рабочих, из коего впоследствии родилась „Международная Лига Арбитража"…»[i].
Первоначально Кремер усиленно хлопотал о заключении арбитражного договора между США и Великобританией в надежде, что в случае успеха, их примеру последуют и другие государства. Но из этой попытки ничего не вышло, хотя она послужила зародышем Межпарламентского Союза.
Вскоре Кремер завязал знакомство с известным французским экономистом Фредериком Пасси, обладавшим большими связями в парламентском и ученом мире, и заручился его поддержкой.
31 октября 1888 г. в Париже состоялось подготовительное собрание, принявшее резолюцию с выражением пожелания «созвать в ближайшем будущем подобное же собрание, к участию в коем приглашались не только французы, американцы и англичане, но и парламентарии других стран, „воодушевленные сочувствием идее всеобщего мира"»[ii].
В 1889 г. состоялась первая конференция. Прежде всего, это собрание впервые носило действительно международный характер. Собралось 95 парламентариев из Франции, Англии, Италии, Бельгии, Венгрии, Дании, Либерии и США.
Во-вторых, в направлении деятельности этого едва народившегося учреждения, по словам Л. Ратаева, произошел перелом, наложивший на всю его последующую деятельность особый отпечаток, который с каждым годом приобретает все более и более определенную окраску. «До сих пор, – пишет Ратаев, – инициатива движения в пользу всеобщего мира принадлежала немногочисленной группе мечтателей-идеалистов, теперь руководительство им перешло в руки масонов»[iii].
Одновременно с Межпарламентской Конференцией в 1889 г. в Париже заседал Вселенский Масонский Конгресс.
«Зная по стародавнему опыту, – продолжает Ратаев, – сколь удобно под отвлеченным и туманным покровом „всемирного братства" обделывать самые неопрятные делишки и достигать целей, собственно ничего общего с этим „братством" не имеющих, масоны сразу сообразили, каким могущественным орудием в их руках может послужить правильно организованная международная, да еще к тому же до некоторой степени полуофициальная, пропаганда пацифизма. Поэтому на первых же порах… преобладающим в нем элементом стали французские парламентарии»[iv].
По их собственному признанию, эти же силы стояли и у истоков международного экуменического движения, важнейшим элементом которого является борьба за мир во всем мире. Еще в 1946 г. французский журнал «Тампль» писал: «Нас спрашивают, почему мы вмешиваемся в споры религиозного порядка; в какой части вопросы объединения церквей, экуменические конгрессы и т. д. могут представлять интерес для масонства? Проблема, выдвинутая проектом объединения церквей, близко интересует масонство. Она близка масонству, так как содержит в себе идею универсализма... Во всяком случае, при возникновении первых экуменических конгрессов вмешательство наших братьев было определяющим»[v].
В результате широких вероучительных реформ Второго Ватиканского собора (1962–1965) «святой» престол также встроился в международное пацифистско-экуменическое движение, достигнув к настоящему времени в нем доминирующих позиций, как мы имели возможность наблюдать на встрече в Бари. Однако добиваясь духовного лидерства в общемировом масштабе, Ватикан сам сделался орудием в руках более могущественных сил, занятых установлением Нового мирового порядка.
Символическое измерение встречи
Корреспондент ИА REGNUM в своем репортаже делает попытку объяснить также и символизм встречи. «Основные мероприятия, – пишет он, – прошли в базилике святого Николая и на берегу моря. Выбор двух этих площадок, как и самого города, был символичным. Святитель Николай Чудотворец, чьи мощи покоятся в Бари, широко почитаем не только в Италии, но, прежде всего, именно на Востоке. Еще символичней – молитва у моря: того самого, которое видел и Основатель Церкви, и того самого, по которому плывут лодки с мигрантами. Мигранты и беженцы, в наибольшей степени страдающие от ближневосточных конфликтов, незримо присутствовали в каждый момент этой встречи».
На счет мигрантов можно допустить, что корреспондент ИА REGNUM и прав. Действительно, выбор берега моря мог символизировать то, о чем он пишет. Отчасти прав он и в своих рассуждениях о святителе Николае, но не глубоко погружается в суть вопроса.
Идея спекуляций на мощах святителя Николая для римской курии не нова. Использовать их как приманку для привлечения к унии православных христиан вынашивается Ватиканом еще с первой половины ХХ в. 5 февраля 1931 г. католический бискуп восточного обряда Мишель д’Эрбиньи, «председатель комиссии «Pro Russia» (римского) «Восточного Института», приближенный папы, с которым он встречался ежедневно, писал епископу Нэве в Москву о своем проекте «избрания» для России в патриархи владыки Варфоломея, тайно перешедшего в католичество. Это «избрание» состояло бы при содействии Рима в сборе подписей православных епископов. Благодарный «избранный» кандидат подписал бы унию, и Россия ее приняла бы в ответ на щедрый жест Рима: дар России мощей Святителя Николая Угодника»[vi].
В мае прошлого года данная идея отчасти была реализована в целях усиления экуменического сближения с Русской Церковью. Теперь видимо Ватикан решил поставить указанный механизм на поток, привлекая в свои сети не только православных христиан, но и отступивших прежде него от Православия несториан и монофизитов.
Каковы истинные цели встречи в Бари?
Поскольку выдвинутая в качестве официальной версия о встрече в Бари, как о пацифистско-религиозном мероприятии, имеющем целью общую молитву о мире на Ближнем Востоке, а также нормализацию ситуации в регионе, рушится при знакомстве с историей пацифистского движения и является лишь прикрытием для неблаговидных дел, то очевидно, что встреча имела иные цели. Каковы же они?
Вместе с предстоятелями Восточных церквей понтифик по окончанию своей речи выпустил в небо белых голубей, символ надежды, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Собравшиеся перед базиликой паломники скандировали не только «Francesco» и «Pace» («мир»), но также – «Unita» («единство»).
Итальянское слово «Unita»и английское слово «Union» означают одно и тоже. Их другое значение – союз. Впрочем, термин «уния» – прекрасно известен, особенно нашим и братьям на Малой Руси, которые уже пятое столетие страдают от зверств греко-католических униатов. Именно новая уния и была целью данной встречи. Франциск не сумел умолчать об этом. В своем выступлении по итогам встречи он заявил: «Вдохновляя друг друга, мы провели братский диалог. Это стало сигналом того, что единство и движение навстречу друг другу всегда должны происходить без боязни различий». Вот главный итог и цель встречи, которая стала очередной вехой на пути достижения экуменического слияния в единой мировой религии.
Выводы
Таким образом, экуменическая встреча в Бари, проводимая под предлогом молитвы о мире на Ближнем Востоке, на самом деле явилась одним из промежуточных этапов на пути к достижению новой унии между Ватиканом и восточными Церквами. В качестве приманки в очередной раз римская курия использовала мощи свт. Николая Чудотворца. Тревожным знаком явилось присутствие на ней председателя ОВЦС митр. Илариона (Алфеева), который, однако, чувствовал себя в Бари несколько неуверенно. Подавляющее большинство Православных Поместных Церквей уклонилось от участия в этом собрании – свидетельство того, что Ватикану и тем, кто использует его в качестве троянского коня против Православия, рано праздновать победу.
Поэтому хотя данное собрание и смутило многих наших братьев и сестер, однако оно не может быть уважительной причиной для уклонения в раскол, являющийся духовным самоубийством. Встреча – лишь маркер, отмечающий слабые звенья в нашей обороне, требующие над собой работы, в первую очередь молитвенной – молитвы о нашей Церкви, об утверждении ее в Православии, об избавлении от еретического шатания и утверждении нас в Вере, об исправлении заблудших.
Дмитрий Мельников
[i] Ратаев. Л. Записка // ГАРФ. Ф. 102. 1905. Д. 12. Ч. 2. Прод. 5. Л. 289.
[ii] Там же.
[iii] Там же. Л. 290.
[iv] Там же. Л. 291.
[v] Цит. по: Иоанн (Снычев), митр. Смотрите не ужасайтесь // Антиэкуменизм.
[vi] Носов С. Папство и его борьба с Православием. М. 1993. С. 62-63.
Источник: Дух христианина
http://www.christian-spirit.ru
<-назад в раздел
Веха экуменического слияния: Об истинных целях встречи религиозных лидеров в Бари
Наиболее известное и обсуждаемое религиозное событие начала июля – экуменическая встреча в Бари. Попробуем вникнуть и понять, что же там произошло. В чем его смысл и значение? Какова подоплека данного съезда духовных лидеров?
Встреча в Бари
Корреспондент ИА REGNUM, побывавший на месте события, описывает его следующим образом. В субботу, 7 июля, папа римский Франциски предстоятели всех основных восточных христианских Церквей встретились в итальянском Бари для общей молитвы о народах Ближнего Востока. Кроме того, они обсудили свои совместные действия для нормализации ситуации в регионе. Основные мероприятия прошли в базилике святого Николая и на берегу моря.
Патриархи и представители Восточных церквей прибыли в Бари накануне, в среду, 4 июля. Франциск прилетел из Рима рано утром 7 июля и приехал к базилике, чтобы встретить патриархов у открытых дверей. Те, впрочем, оказались здесь раньше, чем папа, они прошли пешком перед еще закрытым входом в базилику, отвечая на приветствия собравшихся здесь паломников из разных стран.
После обмена объятиями и рукопожатиями на ступенях храма понтифик и предстоятели Церквей вошли в базилику и спустились в крипту, где покоятся мощи святителя Николая. Опустившись на колени, Франциск прочитал молитву. На алтаре стояла лампада – главный символ нынешней встречи. Свет, зажженный в таком значимом месте совместно главами разных церквей, должен был символизировать единство христиан в их устремлении к миру.
Несмотря на все усилия продемонстрировать «равенство братьев», Франциск в статусе «первого среди равных» явно был здесь хозяином, и это проявлялось в разные моменты на протяжении всей встречи. Подчеркивалось, что «вторым среди равных» для католической Церкви является, несомненно, Константинопольский Патриарх Варфоломей. В крипте он беседовал с госсекретарем Святого престола Пьетро Паролином, а во время молитвенной церемонии сидел по правую руку от Франциска.
После молитвы в крипте базилики папа и предстоятели снова вышли на площадь, сели вместе в открытый белый автобус и отправились к набережной. Паломники приветствовали их и на самой площади, и по пути. Пространство для общей молитвы было выполнено в самых аскетичных тонах: полукруг с крестом посередине, через арку с крестом было видно и море. Глава католической Церкви занял центральное место. По правую руку от него – Варфоломей, по левую – коптский патриарх Тавадрос II. Папа, весь в белом, таким образом оказался окружен полукругом своих братьев – в черном.
Церемония началась с небольшой речи Франциска. Он напомнил, что главная цель этой встречи – молитвой и общим действием помочь жителям Ближнего Востока, «перекрестка мира» и родины христианства, вернуть мир на свою землю.
Церемония состояла из гимнов, молитв, воззваний и евангельских чтений. Их читали все предстоятели Церквей по очереди, менялись и языки: арабский и итальянский, греческий и английский, армянский и французский и т. д. Вступительную молитву и финальное благословение читал папа Франциск по-итальянски. Молитву о мире после первого чтения из послания к Римлянам читал Патриарх Варфоломей по-гречески, после второго из послания к Ефесянам – Тавадрос II по-арабски. На этом же языке спели и евангельский отрывок – Нагорную проповедь. С учетом тематики нынешней встречи «центральным» из блаженств, несомненно, становилось блаженство миротворцев.
Почти все молитвы и воззвания сообщали, какой путь возвращения мира каждый из участников встречи считает наиболее верным. Так, предстоятель Халдейской церкви произнес слова о том, что «нет мира без справедливости и нет справедливости без прощения». После благословений и гимна святому Николаю участники встречи вернулись к своему автобусу, приветствуя по дороге паломников. Возглавлявший шествие Франциск несколько раз останавливался рядом с паломниками с детьми. Лидеры ближневосточных церквей вернулись в базилику, чтобы провести закрытую встречу и перейти от молитвы к планированию дел.
Встреча главы Католической и предстоятелей Восточных церквей завершилась воззванием к миру и к политическим лидерам.
Папа Римский Франциск, произносивший речь по итогам встречи, призвал политиков перейти от логики вражды и эгоизма к логике стремления к миру.
Несколько важных дополнений и уточнений
Патриархи и представители Восточных церквей, прибывшие в Бари не встречу – это патриарх Сирийской Ортодоксальной Церкви Игнатий Ефрем II, католикос Киликийский Арам (Армянская Апостольская церковь), католикос-патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар-Геваргис II, патриарх Коптской Католической Церкви Ибрагим, патриарх Сиро-католической Церкви Игнатий Юсеф III, маронитский патриарх Антиохийский и всего Востока кардинал Бешара Бутрос ар-Раи, а также предстоятели других монофизитских и католических общин.
Корреспондент ИА REGNUM допустил существенную неточность, заявив, что предстоятели всех основных восточных христианских Церквей прибыли на встречу. Предстоятели основных восточных христианских Церквей, каковыми являются патриархи, а также митрополиты Поместных Православных Церквей, в своем подавляющем большинстве не приехали на встречу и не прислали своих представителей.
Из их числа Бари посетил лишь Константинопольский Патриарх Варфоломей, Александрийский Патриарх Феодор II, митрополит Констанции-Аммохостаса Василий представитель архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II, а также архиепископ Антедонский Нектарий, представитель Патриарха Иерусалимского Феофила III.
Из Москвы на встречу прибыл глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион, который явно чувствовал себя не в своей тарелке. Как отмечает корреспондент ИА REGNUM, митрополит Иларион держался не то скромно, не то отстраненно. Дорогу от базилики до набережной он проделал, сидя в хвосте автобуса рядом с одним из армянских предстоятелей. Предполагалось, что он прочтет одну из молитв во время общей церемонии, но ее читал другой человек.
Десять Поместных Православных Церквей благоразумно проигнорировали Барскую встречу. На ней не было предстоятелей и представителей Антиохийского Патриархата, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Элладской, Албанской, Польской, Американской Церквей, а также Православной Церкви Чешских земель и Словакии.
Можно было бы думать, что, поскольку эти Церкви далеко отстоят от места событий, то их руководство просто не было приглашено. На самом деле это не так.
В первую очередь война в Сирии касается Антиохийского Патриархата, кафедральным городом предстоятеля которого является Дамаск, столица Сирии. Но его на встрече не было по неизвестным причинам. Греция находится ближе к Сирии, чем Кипр, но также не прислала своих представителей. Для грузин Антиохийский Патриархат является Матерью-Церковью. 12 сирийских отцов утвердили благочестие в Иверии, основали монастыри, дали мощный импульс грузинскому подвижничеству на века вперед. Так что Грузинский католикос-патриарх Илия мог бы, если бы захотел, также приехать в Барии для молитвы о мире на Ближнем Востоке, но уклонился от этой сомнительной чести, хотя, вероятно, и получил приглашение.
Таким образом, можно констатировать, что православная полнота в основном оставила без своего участия эту встречу, что вселяет определенный оптимизм.
Как следует из вступительной речи папы Франциска, главная цель собрания в Барии – молитвой и общим действием помочь жителям Ближнего Востока вернуть мир на свою землю. Т. о., встреча проводилась ради борьбы за мир.
Историческая справка о движении за мир
«В середине прошлого (XIX, – примеч. ред.) столетия, – пишет заведующий заграничной агентурой Департамента полиции Российской империи Л. Ратаев, – в Англии жил некий человек по имени Уильям Рандаль Кремер, а по ремеслу плотник. Сначала он был секретарем своего рабочего синдиката, затем сделался журналистом, а в 1885 г. попал депутатом в палату общин. С самых молодых лет он носился с неотвязной мыслью о необходимости водворения вечного мира между народами. В 1871 г. ему удалось основать общество мира для рабочих, из коего впоследствии родилась „Международная Лига Арбитража"…»[i].
Первоначально Кремер усиленно хлопотал о заключении арбитражного договора между США и Великобританией в надежде, что в случае успеха, их примеру последуют и другие государства. Но из этой попытки ничего не вышло, хотя она послужила зародышем Межпарламентского Союза.
Вскоре Кремер завязал знакомство с известным французским экономистом Фредериком Пасси, обладавшим большими связями в парламентском и ученом мире, и заручился его поддержкой.
31 октября 1888 г. в Париже состоялось подготовительное собрание, принявшее резолюцию с выражением пожелания «созвать в ближайшем будущем подобное же собрание, к участию в коем приглашались не только французы, американцы и англичане, но и парламентарии других стран, „воодушевленные сочувствием идее всеобщего мира"»[ii].
В 1889 г. состоялась первая конференция. Прежде всего, это собрание впервые носило действительно международный характер. Собралось 95 парламентариев из Франции, Англии, Италии, Бельгии, Венгрии, Дании, Либерии и США.
Во-вторых, в направлении деятельности этого едва народившегося учреждения, по словам Л. Ратаева, произошел перелом, наложивший на всю его последующую деятельность особый отпечаток, который с каждым годом приобретает все более и более определенную окраску. «До сих пор, – пишет Ратаев, – инициатива движения в пользу всеобщего мира принадлежала немногочисленной группе мечтателей-идеалистов, теперь руководительство им перешло в руки масонов»[iii].
Одновременно с Межпарламентской Конференцией в 1889 г. в Париже заседал Вселенский Масонский Конгресс.
«Зная по стародавнему опыту, – продолжает Ратаев, – сколь удобно под отвлеченным и туманным покровом „всемирного братства" обделывать самые неопрятные делишки и достигать целей, собственно ничего общего с этим „братством" не имеющих, масоны сразу сообразили, каким могущественным орудием в их руках может послужить правильно организованная международная, да еще к тому же до некоторой степени полуофициальная, пропаганда пацифизма. Поэтому на первых же порах… преобладающим в нем элементом стали французские парламентарии»[iv].
По их собственному признанию, эти же силы стояли и у истоков международного экуменического движения, важнейшим элементом которого является борьба за мир во всем мире. Еще в 1946 г. французский журнал «Тампль» писал: «Нас спрашивают, почему мы вмешиваемся в споры религиозного порядка; в какой части вопросы объединения церквей, экуменические конгрессы и т. д. могут представлять интерес для масонства? Проблема, выдвинутая проектом объединения церквей, близко интересует масонство. Она близка масонству, так как содержит в себе идею универсализма... Во всяком случае, при возникновении первых экуменических конгрессов вмешательство наших братьев было определяющим»[v].
В результате широких вероучительных реформ Второго Ватиканского собора (1962–1965) «святой» престол также встроился в международное пацифистско-экуменическое движение, достигнув к настоящему времени в нем доминирующих позиций, как мы имели возможность наблюдать на встрече в Бари. Однако добиваясь духовного лидерства в общемировом масштабе, Ватикан сам сделался орудием в руках более могущественных сил, занятых установлением Нового мирового порядка.
Символическое измерение встречи
Корреспондент ИА REGNUM в своем репортаже делает попытку объяснить также и символизм встречи. «Основные мероприятия, – пишет он, – прошли в базилике святого Николая и на берегу моря. Выбор двух этих площадок, как и самого города, был символичным. Святитель Николай Чудотворец, чьи мощи покоятся в Бари, широко почитаем не только в Италии, но, прежде всего, именно на Востоке. Еще символичней – молитва у моря: того самого, которое видел и Основатель Церкви, и того самого, по которому плывут лодки с мигрантами. Мигранты и беженцы, в наибольшей степени страдающие от ближневосточных конфликтов, незримо присутствовали в каждый момент этой встречи».
На счет мигрантов можно допустить, что корреспондент ИА REGNUM и прав. Действительно, выбор берега моря мог символизировать то, о чем он пишет. Отчасти прав он и в своих рассуждениях о святителе Николае, но не глубоко погружается в суть вопроса.
Идея спекуляций на мощах святителя Николая для римской курии не нова. Использовать их как приманку для привлечения к унии православных христиан вынашивается Ватиканом еще с первой половины ХХ в. 5 февраля 1931 г. католический бискуп восточного обряда Мишель д’Эрбиньи, «председатель комиссии «Pro Russia» (римского) «Восточного Института», приближенный папы, с которым он встречался ежедневно, писал епископу Нэве в Москву о своем проекте «избрания» для России в патриархи владыки Варфоломея, тайно перешедшего в католичество. Это «избрание» состояло бы при содействии Рима в сборе подписей православных епископов. Благодарный «избранный» кандидат подписал бы унию, и Россия ее приняла бы в ответ на щедрый жест Рима: дар России мощей Святителя Николая Угодника»[vi].
В мае прошлого года данная идея отчасти была реализована в целях усиления экуменического сближения с Русской Церковью. Теперь видимо Ватикан решил поставить указанный механизм на поток, привлекая в свои сети не только православных христиан, но и отступивших прежде него от Православия несториан и монофизитов.
Каковы истинные цели встречи в Бари?
Поскольку выдвинутая в качестве официальной версия о встрече в Бари, как о пацифистско-религиозном мероприятии, имеющем целью общую молитву о мире на Ближнем Востоке, а также нормализацию ситуации в регионе, рушится при знакомстве с историей пацифистского движения и является лишь прикрытием для неблаговидных дел, то очевидно, что встреча имела иные цели. Каковы же они?
Вместе с предстоятелями Восточных церквей понтифик по окончанию своей речи выпустил в небо белых голубей, символ надежды, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Собравшиеся перед базиликой паломники скандировали не только «Francesco» и «Pace» («мир»), но также – «Unita» («единство»).
Итальянское слово «Unita»и английское слово «Union» означают одно и тоже. Их другое значение – союз. Впрочем, термин «уния» – прекрасно известен, особенно нашим и братьям на Малой Руси, которые уже пятое столетие страдают от зверств греко-католических униатов. Именно новая уния и была целью данной встречи. Франциск не сумел умолчать об этом. В своем выступлении по итогам встречи он заявил: «Вдохновляя друг друга, мы провели братский диалог. Это стало сигналом того, что единство и движение навстречу друг другу всегда должны происходить без боязни различий». Вот главный итог и цель встречи, которая стала очередной вехой на пути достижения экуменического слияния в единой мировой религии.
Выводы
Таким образом, экуменическая встреча в Бари, проводимая под предлогом молитвы о мире на Ближнем Востоке, на самом деле явилась одним из промежуточных этапов на пути к достижению новой унии между Ватиканом и восточными Церквами. В качестве приманки в очередной раз римская курия использовала мощи свт. Николая Чудотворца. Тревожным знаком явилось присутствие на ней председателя ОВЦС митр. Илариона (Алфеева), который, однако, чувствовал себя в Бари несколько неуверенно. Подавляющее большинство Православных Поместных Церквей уклонилось от участия в этом собрании – свидетельство того, что Ватикану и тем, кто использует его в качестве троянского коня против Православия, рано праздновать победу.
Поэтому хотя данное собрание и смутило многих наших братьев и сестер, однако оно не может быть уважительной причиной для уклонения в раскол, являющийся духовным самоубийством. Встреча – лишь маркер, отмечающий слабые звенья в нашей обороне, требующие над собой работы, в первую очередь молитвенной – молитвы о нашей Церкви, об утверждении ее в Православии, об избавлении от еретического шатания и утверждении нас в Вере, об исправлении заблудших.
Дмитрий Мельников
[i] Ратаев. Л. Записка // ГАРФ. Ф. 102. 1905. Д. 12. Ч. 2. Прод. 5. Л. 289.
[ii] Там же.
[iii] Там же. Л. 290.
[iv] Там же. Л. 291.
[v] Цит. по: Иоанн (Снычев), митр. Смотрите не ужасайтесь // Антиэкуменизм.
[vi] Носов С. Папство и его борьба с Православием. М. 1993. С. 62-63.
Источник: Дух христианина
http://www.christian-spirit.ru