21.07.2018
Нарушение этических норм, установленных Спасителем, сделалось обычным явлением нашего времени и практически никого уже не удивляет. Однако нарушение заповедей Божиих церковнослужителями еще не успело настолько распространиться, звучит диссонансом и бросается в глаза к немалому смущению верующей души.
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас, – повелевает Христос (Мф. 7:6). Еще более выпукло и выразительно этот текст звучит по церковно-славянски: Не мечите бисер перед свиньями. Как и во многих иных случаях, здесь Господь говорит иносказательно. Выражения Его наряду с прямым смыслом имеют еще и переносный смысл. «Под именем… псов, – пишет свт. Иоанн Златоуст, – Он здесь разумел тех, которые живут в неисцельном нечестии, без всякой надежды исправления; а под именем свиней – всегда живущих невоздержно; все таковые, по слову Его, недостойны слушать высокое учение. То же самое и Павел выразил, сказав: “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием” (1 Кор. 2, 14)…» [1].
Итак, псы – это грешники, не подающие надежду на исправление. Свиньи же – люди, преданные разврату. Вникнем вместе с Златоустом также в смысл следующих за этим слов Господа: «И хорошо сказано: “обратившись, не растерзали вас”. В самом деле, сначала они принимают на себя личину кротости, чтобы узнать; потом, когда узнают, сделавшись совсем иными, ругаются, поносят, смеются над нами, как бы над обманутыми. Потому и Павел говорит Тимофею: “Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам” (2 Тим. 4, 15). И в другом месте: “Таковых удаляйся” (2 Тим. 3, 5). И еще: “Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся” (Тит. 3, 10). Итак, врагов всего священного вооружает против нас не сама святыня, но их доводит до безумия то, что, познав ее, они исполняются гордостью. Вот почему немалая польза оставаться им в неведении: в таком случае они не будут пренебрегать; если узнают, то двойной вред: и сами не получат от того никакой пользы, разве еще больший вред, и тебе причинят безчисленные беспокойства» [2].
Как видим, в этом поучении Господь предостерегал Своих учеников не просто от неисправимых грешников или от развращенных людей, но и от еретиков, которые зачастую соединяют в себе свойства как первой, так и второй категории. Пренебрегая данным наставлением Божественного Учителя, некоторые церковнослужители нередко поступают с точностью до наоборот. В качестве примера можно указать на мультимедийную экспозицию «Новомученики и исповедники Церкви Русской», которая открылась 30 мая 2018 года в Риме, в Латеранском дворце и продлилась до 13 июня.
Мультимедийная экспозиция «Новомученики и исповедники Церкви Русской» показывает исторический путь Церкви в Советской России через призму подвига новомучеников. Этот подвиг отображен в контексте исторических событий того времени.
Однако одним метанием бисера дело не кончилось. Не зрители, а сами же организаторы смешали чистый бисер Христов – истинных мучеников с подделкой под него – убитыми в СССР католиками. «Отдельный блок выставки посвящен гонениям со стороны большевиков на Католическую церковь, которая тоже имела в России своих исповедников и мучеников.
Кто же устроил это неблаговидное действо? Как сообщается, экспозиция была подготовлена Патриаршим советом по культуре, Фондом содействия сохранению христианских ценностей при содействии Папского совета по культуре и папского совета по содействию христианскому единству.
Что касается латинян, то этого и следовало от них ожидать. Ничего необычного они не сделали. Но лиц, представляющих Патриарший совет по культуре, данная акция выставляет в неприглядном виде. Она – ничто иное, как недостойная экуменическая спекуляция на костях наших дедушек и бабушек, ценой своей жизни отстоявших для нас и для всего человечества Православную Веру.
1. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 23 на Евангелие от Матфея. Т. 7. Ч. 1.
2. Там же.
<-назад в раздел
Патриарший совет по культуре спекулирует на памяти новомучеников российских
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас, – повелевает Христос (Мф. 7:6). Еще более выпукло и выразительно этот текст звучит по церковно-славянски: Не мечите бисер перед свиньями. Как и во многих иных случаях, здесь Господь говорит иносказательно. Выражения Его наряду с прямым смыслом имеют еще и переносный смысл. «Под именем… псов, – пишет свт. Иоанн Златоуст, – Он здесь разумел тех, которые живут в неисцельном нечестии, без всякой надежды исправления; а под именем свиней – всегда живущих невоздержно; все таковые, по слову Его, недостойны слушать высокое учение. То же самое и Павел выразил, сказав: “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием” (1 Кор. 2, 14)…» [1].
Итак, псы – это грешники, не подающие надежду на исправление. Свиньи же – люди, преданные разврату. Вникнем вместе с Златоустом также в смысл следующих за этим слов Господа: «И хорошо сказано: “обратившись, не растерзали вас”. В самом деле, сначала они принимают на себя личину кротости, чтобы узнать; потом, когда узнают, сделавшись совсем иными, ругаются, поносят, смеются над нами, как бы над обманутыми. Потому и Павел говорит Тимофею: “Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам” (2 Тим. 4, 15). И в другом месте: “Таковых удаляйся” (2 Тим. 3, 5). И еще: “Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся” (Тит. 3, 10). Итак, врагов всего священного вооружает против нас не сама святыня, но их доводит до безумия то, что, познав ее, они исполняются гордостью. Вот почему немалая польза оставаться им в неведении: в таком случае они не будут пренебрегать; если узнают, то двойной вред: и сами не получат от того никакой пользы, разве еще больший вред, и тебе причинят безчисленные беспокойства» [2].
Как видим, в этом поучении Господь предостерегал Своих учеников не просто от неисправимых грешников или от развращенных людей, но и от еретиков, которые зачастую соединяют в себе свойства как первой, так и второй категории. Пренебрегая данным наставлением Божественного Учителя, некоторые церковнослужители нередко поступают с точностью до наоборот. В качестве примера можно указать на мультимедийную экспозицию «Новомученики и исповедники Церкви Русской», которая открылась 30 мая 2018 года в Риме, в Латеранском дворце и продлилась до 13 июня.
Мультимедийная экспозиция «Новомученики и исповедники Церкви Русской» показывает исторический путь Церкви в Советской России через призму подвига новомучеников. Этот подвиг отображен в контексте исторических событий того времени.
Однако одним метанием бисера дело не кончилось. Не зрители, а сами же организаторы смешали чистый бисер Христов – истинных мучеников с подделкой под него – убитыми в СССР католиками. «Отдельный блок выставки посвящен гонениям со стороны большевиков на Католическую церковь, которая тоже имела в России своих исповедников и мучеников.
Кто же устроил это неблаговидное действо? Как сообщается, экспозиция была подготовлена Патриаршим советом по культуре, Фондом содействия сохранению христианских ценностей при содействии Папского совета по культуре и папского совета по содействию христианскому единству.
Что касается латинян, то этого и следовало от них ожидать. Ничего необычного они не сделали. Но лиц, представляющих Патриарший совет по культуре, данная акция выставляет в неприглядном виде. Она – ничто иное, как недостойная экуменическая спекуляция на костях наших дедушек и бабушек, ценой своей жизни отстоявших для нас и для всего человечества Православную Веру.
1. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 23 на Евангелие от Матфея. Т. 7. Ч. 1.
2. Там же.
Николай Светлов