Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
16.07.2018

Попущения Божия за развращенность человечества: Социалистический и Откровенный взгляды на будущий строй земной жизни


2018-07-14.1.jpg

Мы продолжаем публикацию ранее не переиздававшегося труда святителя Серафима (Соболева) против социализма.  Ценность работы, во-первых, состоит в том, что святой анализирует «материалистическое миросозерцание» в свете Божественного Откровения, с точки зрения православного учения о последних временах и кончине мира.    

А во-вторых, хотя сегодня социализм в России уже не пользуется популярностью, это не значит, что он не заслуживает внимания. Размышляя о революции, историк М. Б. Смолин отмечает:
 «„Смиренные" либералы и радикальные революционеры были как „начала и концы" единого революционного миросозерцания, внутри которого либералы раскачивали традиционное общество, а революционеры довершили дело его разрушения самим актом революции. <…> Большинство исследователей либеральной и социальной демократии, да и сами либералы и социалисты, считают себя противоположностями. И, как пишет Л. А. Тихомиров, „до известных пределов они правы. Лягушка очень отлична от головастика. Но, тем не менее, это все-таки дети одной матери, это различные фазы одной и той же эволюции"».    

Другой историк и общественный деятель, Л. П. Решетников, констатирует: «В 1991 году все рухнуло. Казалось, Русский народ, имеющий перед глазами страшный кровавый опыт XX века, уйдет от ложного выбора – западный капитализм или очередной социализм-коммунизм. Но Русские слишком долго были под гнетом чужих идей, чужебесия. У власти оказались „новые февралисты"…»    

Итак, наследовавший либерализму социализм выродился на наших глазах в неолиберализм – идеологию глобализации, продвигающую эгоистические интересы международных монополий, дурача массы либеральной риторикой. Поэтому если в публикуемом сочинении святителя Серафима «социализм» понимать как «глобализм», то оно фактически отображает современную действительность.
 

ГЛАВА 2: ОТКРОВЕННЫЙ ВЗГЛЯД 
НА БУДУЩИЙ СТРОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

Таким образом, кажется нам, что настоящее время и есть время, ближайшее к пришествию антихриста. Думается нам, что настоящий период времени как нельзя лучше характеризуется тем символическим откровенным землетрясением, тем омрачением солнца и луны, которое видел святой Иоанн после снятия шестой печати.

Осмелившись в данных образах видеть указания на бедствия времен после периода гонений и времен ближайших к антихристу, мы, тем не менее, полагаем, что эти символические откровенные образы главным образом указывают на бедствия в пришествие антихриста. В пришествие антихриста и совершатся вполне те ужасные перемены в проявлении зла и страданий сравнительно с эпохой гонений, то религиозно-нравственное ослепление и омрачение христиан, которое происходило от первых веков до ближайших к антихристу времен включительно.

По апостолу Павлу, прежде чем прийти антихристу, должно быть всеобщему отступлению и всеобщему безначалию. Следовательно, антихрист придет, когда люди утратят веру, нравственные основы и внешние, второстепенные, сдерживающие зло начала – государственную власть. Иначе сказать, антихрист придет во время, когда у людей рухнут все устои для доброй жизни и не будет препятствий для полного проявления как человеческого, так и диавольского зла. Отсюда можно представить себе, в каких ужасных обнаружениях и небывалых будут царить зло и страдание на земле!

Прежде всего, сам антихрист, появившись в образе человека, воплотит в себе древнего змия или сатану (см.: Откр. 12, 9; 20, 2) для порабощения всего миpa. И это порабощение совершится легко. Кроме того что не будет тогда религиозно-нравственных основ у человечества и государственной власти, сам антихрист будет, по изображению апостола Павла, обладать всею сатанинскою силою и действовать на людей всякими ложными знамениями и чудесами (см.: 2 Фес. 2, 9–10). В силу всего этого и при помощи великих знамений и чудес своего предтечи – лжепророка, он покорит весь мир, будет как Бог на земле, и горе тогда побежденным!

В тот короткий период времени (три с половиной года), предназначенный антихристу для царствования на земле, он будет спешить распространить свое адское зло, разлить свою адскую гибель и злобу на весь мир. И прежде всего ее придется испытать тем, которые представляются в Откровении под образом звезд. Этим именем, по святому Андрею Кесарийскому, обозначаются те мнящиеся быть светилами миpa (главные представители христианской жизни и начальствующие над Церковью), падение которых во времена антихриста и было изображено в Откровении Иоанна в падении звезд (см.: Откр. 6, 13; Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис. М., 1901. С. 52). Об этом-то падении звезд в пришествие антихриста и пророчествовал Спаситель, когда говорил: «По причине множества скорби прельстятся, насколько возможно, и избранные» (ср.: Мф. 24, 24; Андрей Кесарийский, свт. Там же).

Таким образом, прежде всего и главным образом всю силу антихриста придется испытать тем из христиан, которые явятся опасными для его власти. Вот почему, сосредоточив свою силу прежде всего на носителях христианской церковной власти, антихрист вместе с тем постарается ниспровергнуть всякую власть, всякую силу, враждебную ему и его горделивым замыслам властвовать над миром с безраздельною властью – и церковною, и гражданско-политическою. Очевидно, антихрист со своими приверженцами двинется ратью на могущественные государства. Начнется неслыханная по ужасам борьба; наступит период кровопролитнейших войн. Откровение Иоанна показывает нам печальные следствия этой борьбы антихриста с церковною и политическою властью под образом горы, двинувшейся со своего места (см.: Откр. 6, 14; Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 53).

Но если перед антихристом не устоят избранные и сильные, то что можно сказать про всех прочих? Чтобы привлечь всех на свою сторону, у антихриста будут все к тому средства. Объединив под своею властью весь мир, он будет обольщать людей всякими чудесами – своею благотворительностью, предоставлением людям всяких материальных и чувственных благ, которые явятся для людей того времени единственным счастьем. В царстве антихриста будут тогда все земные богатства, все преимущества для животной счастливой жизни. Тогда для тех из христиан, в которых еще будет теплиться божественный благодатный огонь, настанет время небывалых соблазнов и искушений.

Те символические воды, означающие, по святому Андрею (см.: Откр. 12, 15–16; Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 98–99) искушения злых демонов и в особенности ослепляющие современных христиан, которые видел Иоанн испущенными из уст древнего змия вслед жены (Церкви), родившей сына мужеского пола (христиан) и бежавшей в пустыню, во времена антихриста (окончательно) затопят еле тлеющую благодатную искру в душе христиан своею сатанинскою страстностью, сладострастием, пьянством, объедением, умственным извращением и прельщением.

2018-07-14.2.jpg
Падение звезд после снятия шестой печати.
Фреска афонского монастыря Дионисиат

Впрочем, кроме всевозможных соблазнов и искушений, средством для порабощения антихристу будет его небывалый деспотизм, его неслыханная жестокость, которую он будет проявлять чрез кровопролитные войны и повсеместные убийства по отношению к непокорным себе и в особенности к христианам. И дано было ему (т. е. антихристу), – говорится в Откровении, – вести войну со святыми и победить их (Откр. 13, 7; см.: Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 104). В буквальном смысле это и исполнится, когда он убьет посланных Богом на землю свидетельствовать против лжи антихриста – Еноха и Илию.

Так антихрист будет расправляться со всякими своими противниками и такими ужасами привлекать на свою сторону.

На челе или правой руке побежденных и добровольно подчинившихся антихристу будет налагаема печать, или образ антихриста. Без этой печати нельзя будет ничего ни продавать, ни покупать. И всем, таким образом, не принимающим этого образа, будет грозить или насильственная смерть от слуг антихриста, или от недостатка необходимого.

Тогда наступит время, когда Церкви, представленные в Откровении под образом островов, побегут, по святому Андрею, из своих мест, изменяя их одно на другое (см.: Там же. С. 54). Тогда все, как говорится об этом в Откровении, и Цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скроются в пещеры и в ущелья гор; и скажут горам и камням: «Падите на нас и сокройте нас...» (ср.: Откр. 6, 15–16).

До какой невыносимой степени достигнут бедствия и страдания во времена антихриста, об этом свидетельствует символический образ, виденный Иоанном и состоявший в том, что небо тогда (после снятия шестой печати) скрылось, свившись как свиток. По святому Андрею Кесарийскому, этот образ нужно понимать так: зло и страдания при антихристе так будут ужасны, что даже силы небесные, сожалея об отпавших и взирая на земные ужасы, будут иметь как бы сострадание и печаль.

Таковы бедствия, имеющие наступить во время пришествия антихриста, по Откровению Иоанна Богослова.

Но это еще не все. По Откровению Иоанна, все эти описанные бедствия и страдания человеческие принимают еще более потрясающий и усиленный характер, когда представляются выражением попустительства Божия и ярости Божественного гнева. Такое усиление горечи скорбных времен антихриста и представляется в Откровении Иоанна после снятия седьмой печати под образом семи трубных ангельских звуков.

Так, по изображению Откровения, после первого вострубления сделались град и огонь, смешались с кровью и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела (ср.: Там же. 8, 7). По толкованию святого Андрея, град указывает на то, что наказания сии придут с Неба и выразятся в попущении Божием тех кровопролитнейших войн времен антихриста, которые уничтожат третью часть из произведений земли. Последнее обстоятельство показывает, между прочим, на каком большом пространстве земли будет литься человеческая кровь от повсеместных войн при антихристе!

В силу того же попущения Божия, после второго вострубления третья часть моря, по низвержении в него огненной горы (диавола, – Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 65), превратится в кровь, после чего погибнет третья часть одушевленных тварей (в нем) и третья часть судов (см.: Откр. 8, 8–9). Пo святому Андрею Кесарийскому, эти бедствия произойдут прямо и непосредственно от диавола, по допущению Божию, как Он сделал это некогда с Иовом. Можно еще думать, что эти пророческие слова Апокалипсиса указывают на те морские кровопролитные сражения, которые произойдут, опять в силу того же попустительства Божия, во времена антихриста.

2018-07-14.3.jpg
Шестая труба. Фреска Дионисиата

После третьего трубного ангельского звука Откровение Иоанна изображает падение большой горящей звезды, имя которой «полынь», на третью часть рек и водных источников, после чего третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, ставших горькими (см.: Там же, 10–11). Святой Андрей Кесарийский, подразумевая под горящей звездой диавола, под горькими водами видит те удовольствия, которыми диавол, упоевая людей бурным и горьким развращением, попущается Богом наводить мучительные скорби, хотя и не на всех, но, по долготерпенью Божию, на третью часть – для того, чтобы неверие в воздаяние в загробной жизни не причинило душевной смерти нетерпеливым (см.: Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 67).

Т. к. святой Андрей Кесарийский не устраняет буквального смысла в понимании того поражения растительности и морей на земле, которое видел святой Иоанн после первых двух ангельских звуков, то не будем в противоречии с ним, т. е. Святым Отцом, если с таким пониманием отнесемся к тому символическому поражению третьей части рек и водных источников, что видел Иоанн Богослов после третьего ангельского трубного звука. Отсюда, под порчею вод буквально можно разуметь ту порчу водных источников, которая произойдет в наказание людям в последние времена и будет распространять свою смертоносную заразу на людей. В таком же буквальном смысле можно объяснить и поражение третьей части светил небесных, которое видел Иоанн после четвертого трубного ангельского звука (см.: Откр. 8, 12).

«И в наши времена, – говорит, например, Барсов (Русский духовный писатель (†1896), – примеч. ред.), – нередко случается, что времена года начинаются или оканчиваются не в обыкновенное время – раньше или позже; что весеннее и летнее солнце иногда не греет; луна и звезды бросают на землю тусклый и бледный свет; холодные ветры останавливают ход растений, только показавшихся на Божий свет; безвременные морозы убивают надежду плодов еще в цветках... Все такие явления, выступающие из общего порядка вещей, сопровождались утратою благосостояния человека, погибелью его плодов, бедностью, нищетой, голодом и другими многочисленными самыми горестными последствиями. Правосудие Божие нередко поражало подобными гибельными переворотами народы и государства.., и потому можем быть уверены, что еще горчайшие напасти испытают нечестивцы в предпоследние времена мира» (Барсов М. Сборник статей по истолковательному чтению Апокалипсиса. М., 1902. С. 138).

Впрочем, по мнению святого Андрея Кесарийского, третья часть небесных светил указывает на третью часть продолжения дня и ночи. «Отсюда, – говорит святой Андрей, – уразумеваем, что Бог наведет тогда бедствия не неослабленные: ибо, попуская быть уязвленными только в третью часть времени, в остальную, большую, часть тайно призывает к покаянию» (Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 69).

Так или иначе, но после четырех трубных ангельских звуков Откровение рисует нам бедствия времен антихриста с характером особенной скорби, главным образом потому, что само Небо тогда вооружится против миpa. Небесная защита как бы совсем оставит человечество на произвол судьбы: Господь отвернет лицо Свое от человека. Высоко поднимется Его карающая десница над людьми, она даст полный простор для действия на земле диавольских сил.

Этот простор действия злых демонов на земле в сильных символических образах и выясняется в Откровении Иоанна после пятого и шестого ангельских трубных звуков. После пятого звука Иоанн Богослов видел, как ниспадший с Неба Ангел отворил кладезь бездны и оттуда вышел дым, омрачивший солнце и воздух. Из этого дыма вышла саранча, которой дано было наносить людям страдание и мучение, какое бывает от скорпиона. Вид у нее был подобен коням, приготовленным на войну, на головах у нее были золотые венцы, лица ее были подобны человеческим с женскими волосами и львиными зубами. Брони на ней были железные. Власть же ее была – вредить людям пять месяцев (см.: Откр. 9, 1–5, 7–10).

Обратимся за объяснением этого места Откровения к святому Андрею. «О звезде, – говорит он, – я думаю, что это есть Ангел. Он, по попущению Божию, выведет из бездны осужденных злых демонов, которых Христос, воплотившись, связал, чтобы они, соделавши свое пред кончиною, потом подверглись мучению. Дым – мрак, предшествующий производимым, по научению их, злым делам, по совершении коих дана им будет власть мучить людей. Помрачение солнца и воздуха указывает на душевное ослепление людей, наслаждающихся светом их, или на разжженную любовь во время страданий, т. к. находящимся в скорби и свет бывает тьмою. А что мысленные прузи (саранча) уязвляют людей подобно скорпионам, так cиe означает, что в конце злых дел сокрыта душевная смерть, которой подлежат все, не отличенные на лицах Божественною печатью и не освещенные через посредство Святаго Духа просвещением животворящего Креста, так, чтобы, по слову Владычнему, свет их светился пред человеками к прославлению Божественного имени (см.: Mф. 5, 16). Пять месяцев мучений означают их непродолжительность, ибо, по слову Владыки, „аще не быша прекратились дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть“ (Мф. 24, 22)» (Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 71).

Таким образом, из данного толкования святого Андрея Кесарийского видно, что освобожденные во времена антихриста демоны присоединяют к бедствиям и страданиям человеческим еще новые, мучительнейшие бывших до них, подобные уязвлениям от скорпиона, следствие которых будет душевная смерть или вечная адская гибель.

Спрашивается: в чем же будут проявляться эти уязвления, куда они направятся? Откровение, как видели мы, изображает саранчу с женскими волосами. Отсюда понятно, что указанные демоны будут главным образом бесами сладострастия. Как сильно и широко разольется тогда разврат на земле, об этом можно судить уже по откровенному описанию саранчи. У нее будут львиные зубы и железные брони. Т. е. сатанинское сладострастье с царственною (львиные зубы) и жестокою (брони железные) силою вопьется тогда в человечество, разорвет в нем последние связи с нравственной чистотой и повергнет все силы его существа на служение гибельной блудной страсти. Затем, Откровение изображаете саранчу с золотыми венцами. Это означает их полную победу над человечеством последних времен. Эти демоны довершат картину дикого, чудовищного разврата, какой был до них, и сделают его явлением всеобщим, всемирным.

2018-07-14.4.jpg 
Явление саранчи. 
Фреска Дионисиата

Если и в наше время блудные страсти бушуют повсюду, если уже и культура, эта надежда современных людей на обновление, в своих художественных и эстетических произведениях является ядоносною заразою для людей через безнравственные картины, статуи, открытки и проч. и служит, таким образом, разврату, то что будет тогда? Какие размеры примет разврат, когда рухнут для нравственности все устои, а из адской бездны, по допущению Божию, вырвутся на землю нарочитые бесы сладострастные, которые затопят весь мир в блудной страсти?!

Но на этом попустительство Божие еще не остановится. После шестого ангельского трубного звука Иоанн видел, как этот шестой Ангел освободил четырех Ангелов, связанных при реке Евфрате и приготовленных на час и день и месяц и год для того, чтобы умертвить третью часть людей. И видел Иоанн Богослов безчисленное множество конного войска, коней и всадников, которые имели на себе огненные брони, гиацинтовые и серные; головы у коней были подобны львиным, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв (огня, дыма и серы) погибла третья часть людей. Хвосты у коней были подобны змеям и имели головы, и ими они вредили (см.: Откр. 9, 13–19).

«Думаю, – говорит святой Андрей, – что и сии суть связанные в пришествие Христово прелукавые демоны, которые, по Божественному повелению, исходящему от пренебесного жертвенника.., и разрешаются Божественным Ангелом для возмущения народов не только против христиан, но и друг на друга. А что связаны были при Евфрате, в том нет ничего странного, ибо, по изволению Божию, до времени были осуждены одни в бездну, другие в свиней, некоторые в иные места, чтобы по совершенном окончании брани против людей подвергнуться им вечным мучениям» (Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 74).

По объяснению святого Андрея, как видим, и эти демоны, как и первые, по своем освобождении будут сеять адскую гибель могущественно и широко, отличаясь от первых тем, что будут возбуждать в людях сатанинскую ярость и злобу, кровавые распри и междоусобицы. Какова будет их сила, это свидетельствуется, по святому Андрею, из описания символического конного войска. Огненные, гиацинтовые и серные брони всадников, по святому Андрею, указывают на воздушное существо и пожирающую деятельность диаволов, убийство и зверство которых описывается под видом львиных голов коней. Под конями святой истолкователь подразумевает женонеистовых и скотоподобных людей, воплотивших в себе сатанинскую злобу и вражду. Исходящие из уст коней дым, сера и огонь и есть те всеобщие зверские междоусобные кровопролития, в особенности имеющие усилиться от указанных демонов, от которых погибнет третья часть людей во время антихриста.

Вот чему надлежит быть в последние времена от попущения Божия за развращенность человечества, его неверие и нечестие. Движимые демонами и своими разнузданными страстями, люди превзойдут тогда своею хищностью и жестокостью дикого зверя. Над миром взойдет кровавая заря, которая повергнет в трепет ангельские силы (см.: Откр. 8, 13). Сколько горя, страданий и муки придется испытать тогда живущим на земле! «И будут в те дни, – говорит Иоанн Богослов, – люди искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (ср.: Там же. 9, 6).

После седьмого трубного звука Иоанн слышал, как раздались на Небе голоса, говорившие: Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков... Пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю (Там же. 11, 15, 18).

Эти слова, слышанные Иоанном, говорят, до какой высочайшей степени достигнут тогда зло и бедствия на земле! Земля не будет в состоянии вынести всей тяжести от имеющего разлиться на ней человеческого и диавольского зла. Второй раз мир станет пред правосудием Божиим в таком состоянии, в силу которого некогда был произнесен Божественный приговор: Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт. 6, 3).

Н-й С-в [Николай Соболев]
Социалистический и откровенный взгляды на будущий строй земной жизни
СПб., 1907

Продолжение следует 

http://www.pkrest.ru  

<-назад в раздел

Русский календарь