11.05.2018
Сегодня, как никогда громко, звучат призывы к взаимодействию Русской Православной Церкви со всевозможными раскольниками и еретиками. Вот как по поводу "дружбы" предостерегает нас святитель Лука Крымский:
Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16:17). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1:10). Умоляет вас святой апостол Павел, умоляет, – значит, то, о чем говорит, чрезвычайно важно. Если не исполните этого, то горе вам. О ком это речь?
О тех, о которых и другой Апостол говорит, что придут лжеучители, придут те, которые раздирают ризу Христову. Кто это? Это еретики древние, это также все те, кто отделяется от Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, - это все сектанты. Слово "сектант" именно и значит "отделившийся".
Они отделились от Церкви Христовой, от той Церкви, о которой вы слышите и сами поете в Символе веры: "Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Они не веруют во Единую Церковь, они не веруют в Церковь Апостольскую, Соборную, они не веруют в Церковь Святую. Разве это не страшно? Разве не страшно самовольно выбросить из Символа веры, который был составлен Святыми Отцами Первого Вселенского Собора и частично дополнен Отцами Второго, – разве не страшно что- нибудь изменить в нем?! Ведь Святые Отцы Вселенских Соборов произносили анафему на всех, которые посмеют что-нибудь убавить или прибавить в этом святом Символе веры православной. А сектанты не боятся убавлять, сектанты не боятся вычеркнуть часть Символа веры и подпасть анафеме. Что это значит, почему они так дерзки, так своевольны? Как ответить на этот вопрос? Я должен сперва сказать, откуда пошло сектантство. Вам надо знать, что в древней Церкви, Церкви времен апостольских и первых времен христианства, сект не было, были еретики, те, которые учили не так, как учит Святая Церковь. Свое учение они ставили на место учения Церкви. Все эти еретики посрамлены, отвержены и преданы анафеме святыми Соборами, и с тех пор в течение многих веков не было никакого разделения Церкви Святой.
Первое весьма тяжкое разделение – разделение между Церквами Восточной и Западной, Греческой и Римской – последовало в 1054 году. О причинах его не могу много говорить теперь, ибо много и долго надо бы говорить об этом. Скажу больше когда-нибудь в будущем, а теперь скажу только, что в основе разделения этого, как ни тяжело это сказать, было властолюбие Римских пап и ошибки патриархов Константинопольских, прежде всего властолюбие пап, желавших первенствовать и главенствовать в Церкви, стремившихся управлять всею Церковью так, как монархи управляют государством. Об этом довольно. В 1520 году, уже, следовательно, давно, произошел новый pacкол Церкви Святой. Монах Римской церкви Mapтин Лютер восстал против папских злоупотреблений. Он был первым раскольником, первым, разодравшим ризу Христову. Он учил, что надо руководствоваться только Священным Писанием, и совершенно отверг ценность и значение Священного Предания. Он отверг почитание Пресвятой Богородицы, икон и мощей. Он отверг целый ряд Таинств: coxpaнил он только два Таинства - Крещение и Причащение. Но Таинство Причащения в его понимании потеряло всякое знанчение Таинства, ибо все лютеране, протестанты и сектанты не признают того, что признаем мы: они признают, что в Таинстве Евхаристии хлеб, благословляемый священником с призыванием Святого Духа, претворяется в истинное Тело Христово, а вино - в истнную Кровь Его.
Мы, причащаясь, глубоко веруем, что причащаемся истинных Тела и Крови Христовых, а протестанты и сектанты в это не верют, для них Таинство Евхаристии только исполнение завета, данного Христом на Тайной вечери: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19). Они преломляют хлеб, но, вкушая его, не вкушают Тела Христова. Мне надо сказать еще более о гом, что было следствием деятельности этого первого раскольника Церкви Мартина Лютера. Он разрешил всем мирянам толковать Священное Писание, как они вздумают. Он предоставил понимать каждому Священное Писание, как заблагорассудится. И что же было следствием этого? Следствием этого было быстрое дробление церкви лютеранской и всех церквей протестантских на множество, множество сект. Каждый толковал Священное Писание по-своему, толковал и слова Христовы и слова апостолов, как ему казалось правильным. И с тех пор, с самого времени возникновения лютеранства идет доныне непрестанное дробление протестантских церквей на бесчисленное множество сект. В одной Америке насчитывается более двухсот сект. Это первое несчастье, которое было следствием разрешения Лютером каждому понимать Священное Писание по-своему. Другим печальным последствием свободного толкования Библии было то, что ученые немецкие богословы подвергли беспощадной критике все Священное Писание, и в увлечении некоторые из них дошли до отрицания важнейших основ христианства и даже самой Божественности Господа Иисуса Христа. В Германии был глубокий философ Гегель, философия которого в свое время, в XIX веке произвела огромное впечатление на всех образованных людей. И вот под влияние этой философии подпало значительное число лютеранских богословов.
В основу своего богословия поставили они не Евангелие, не Послания, не Деяния апостольские, а философию Гегеля, и это привело к тому, что постепенно стали они все больше и больше отходить от подлинных основ христианства. Но не все протестанты пошли по этому пути. Более разумная часть поняла, что это гибель, что это приведет к безбожию. Они ужасаются, что Церковь распадается на бесчисленное множество сект. Они поняли, что в дроблении их погибель, и они стремятся всеми силами к соединению с Церковью – или римско-католической, или Православной. И уже существует бездна между этими благоразумными христианами-протестантами и пошедшими по пути философии Гегеля крайними либералами в богословии. Да пошлет им Бог помощь Свою, но думаю я, что уже поздно, ибо лютеранская и протестантская церкви раздроблены на огромное количество сект. Зачем говорю я вам это? Затем, чтобы вы знали, что большинство и наших сект имеют свое начало в протестантстве; наши сектанты: баптисты, адвентисты, евангелисты и многие другие – это чисто протестантские секты. Это важно вам знать, ибо если сердце ваше – сердце русское, если вера ваша древняя – православная, то неужели вы захотите переменить ее с легким сердцем на веру немецкую? Этого не знают и не понимают сами сектанты. Я слышал о разговоре одного православного с баптистом, простым плотником. Его спросил православный: "А давно ли существует ваша секта?" – "От времени крещения Святой Руси князем Владимиром", – отвечал тот. Он так невежествен, что не знает, что штунда, принявшая позднее имя баптизма, появилась в России только в 1864 году, и считает ее древней Церковью.
Знайте, что русский штундизм начался в Одесской губернии от проповеди лютеранских пасторов, и первыми уловленными в их сектантские сети были простые крестьяне: Михаил Ратушный и Иван Рябошапка. Они-то и стали первыми проповедниками штундизма. Они ничему не учились, ничего не знали и поверили всему, что говорили им лютеранские пасторы. И ныне баптисты не знают, что они, по существу, протестанты. Если сравнить учение веры баптистов, изложенное в очень краткой брошюрке, с лютеранством, то yвидите, что это почти лютеранская вера. Но сами баптисты обиделись бы если бы мы называли их лютеранами, ибо этого они не понимают. К великому горю нашему, многие из православных совращаются в ceкты баптистов и евангелистов. Почему совращаются они? Прежде всего по невежеству своему и гордости. Ибо, скажите, пожалуйста, можно ли отвечать так, как ответил один крестьянин Старокрымского района, когда его спросили, почему он перешел в секту баптистов: "Я нахожу, что их вера более справедливая". Он послушал баптистов и сразу решил, что вера их более справедливая: он решил, что вера, утвержденная Семью Вселенскими Соборами несправедлива; сразу поверил, что почитание икон есть идолопоклонство. С легким сердцем сразу отверг он учение Церкви Православной. Не убоялся тех страшных слов, с которых начал я ныне слове свое, не послушался той мольбы св. Павла, которой он предостерегает всех христиан от уклонения в секты. Для него не авторитет даже апостол Павел. Ему показалось учение баптистов более справедливым, чем учение наше православное, и он перечеркнул свою старую веру и перешел в баптистскую секту.
Что руководит уходящими в секты? Они сами говорят об этом так: "Мы ушли из Православной Церкви потому, что в ней много пьяниц, воров и даже убийц, и мы не хотим быть с нечистыми. Церковь должна быть святой, в ней не должно быть никаких тяжких грешников". Что, что скажем мы в ответ им? Да, вы отчасти правы. Да, действительно, к стыду нашему, есть в Церкви нашей немало грешников: есть и пьяницы, и воры, и прелюбодеи. Но что же, разве Церковь их учит этому? Разве виновата Церковь, что стали они по своей воле ворами и прелюбодеями? Церковь их этому не учила. Церковь в этом не виновна. В Церкви существует огромное количество людей чистых, далеких от воровства и блудодеяния. А если и есть недостойные, то не результат ли это их собственного расположения, непослушания Церкви? Сектанты говорят: "Зачем не гоните их, не исключаете из Церкви, зачем не следуете совету апостола Павла, чтобы выйти из среды их?" Прочтем подлинные слова апостола Павла и посмотрим, действительно ли они относятся к грешным членам Церкви, из которой надо уйти.
Вот что писал св. Павел: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас (2 Кор. 6:14–17). Вот из этих слов св. Павла сектанты делают вывод, что надо уйти из Церкви, ибо она нечиста. Но разве о нас, разве о православных, разве о христианах говорит в этом тексте св. Павел? Он говорит о язычниках, о нечистых идолопоклонниках, говорит, что христиане не должны иметь общения с нечистыми язычниками. Что же, значит, нас сектанты называют идолопоклонниками? Может ли быть большая неправда и клевета на нас?Разве мы терпим молча в Церкви нашей тяжких грешников? Прочтите Каноны церковные и увидите, что Соборы и величайшие святые, как Василий Великий, наказывали суровейшими карами грубых грешников. Св. Василий определил убийц отлучать от Причащения Святых Тайн на двадцать лет, а прелюбодеев на восемнадцать лет. На многие годы им запрещалось даже входить в храм, и они должны были стоять у церковных дверей, прося у входящих прощения и молитв о себе. В наше время эти очень суровые кары смягчены, но и мы отлучаем и запрещаем в Причащении грешников. И я в епархии своей предписываю священникам не давать отпущения на исповеди повинившимся в тяжких грехах. Зачем же клевещут на нас сектанты, будто равнодушны мы к тому, что много грешников в Церкви? Если мы внимательно прочтем Послание апостола Павла к Коринфянам, то узнаем, что в Коринфской Церкви было немало грешников: были великие постоянные тяжбы, отнимавшие достояние у ближних, были и воры, были даже не верующие в Воскресение Христово. Что же, отлучал их св. Павел? Нет, отлучил только одного: за кровосмешение, отлучил имевшего вместо жены жену отца своего. Неверно утверждение сектантов, будто в Православной Церкви много отягченных грубейшими грехами: бандиты и пьяницы, развратники и воры сами себя отлучают от Церкви и к ней не принадлежат.
Выступающие с такими обвинениями сектанты ничем не отличаются от тех врагов Христовых, которые обвинили апостолов святых в том, что они едят и пьют с мытарями и грешниками. Даже Самого Спасителя они называли другом мытарей и блудниц. Пусть и нас называют друзьями грешников: мы жалеем грешников, стараемся направить на путь покаяния. Мы не поступаем так, как сектанты поступают в гордости, в самосвятости своей, осуждая грешников за являя, что не желают быть в oбщении с ними. А вот апостол Павел всех христиан коринфских в начале Послания своего называет святыми, так мягко, было сердце его, так далеко от осуждения. Почему называет он их так, если были среди них грешники?
Потому что надо вам знать, что в Новом Завете слово "святые", часто применяемое к христианам, не равносильно слову "безгрешные". Святыми н называли всех очищенных от скверны духовной в бане Святого Крещения всех, кто стал близок к Богу, потому что пошел за Христом. Как бы ни погрешали они, как бы ни падали святыми называли их, потому они стремились к святости. А баптисты, евангелисты себя только считают праведными. Их яркая отличительная черта – себя считать искупленными, спасенными, святыми. Я имел случай три месяца инкогнито посещать одно баптистское собрание с целью узнать сектантов непосредственным наблюдением, ибо это нужно было как епископу.
Я слышал много проповедей но ни одной проповеди о смирении и покаянии. Баптисты всего чаще говорили о Воскресении Христовом, которым они освящены. Таинство покаяния отвергают они, им нечего каяться, ибо они уже святы, уже искуплены, уже чисты и не могут грешить. Это ли не духовная гордость? Апостол Иаков о христианах и даже о самом себе говорит: все мы много согрешаем (Иак. 3:2). А апостол Иоанн Богослов говорит так: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1 Ин. 1:8-10). Вот так говорят святые апостолы, а сектанты в гордости духовной считают себя спасенными и чистыми. Ну что же, пусть идут своим путем: мы не властны исправлять всех. Одно могу сделать: предостеречь вас, православных христиан, от уклонения в секты, и чтобы запечатлеть в сердцах ваших, какой тяжкий, какой страшный грех, какая погибель – уход в секты, в раскол, я прочту вам слова великих святых. Священномученик Киприан: "Люди, не хранящие союза и приискреннего общения с Церковью, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не смоется и самой кровью; неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже кровью".
Священномученик Игнатий Богоносец: "Не обманывайтесь, братия;кто последует производящему раскол, тот не наследует Царствия Божия". А св. Ириней, весьма древний епископ, так говорит: "Всякий, отделяющийся от Церкви, чужд для нее, он не потребен ей, он враг ее. Не имеющий матерью Церкви не может иметь Отцом своим Бога". Не страшны ли эти слова? Запомните их, запомните. Мне надо было бы еще многое говорить о сектантах, об их учении: я еще не начал говорить, как они относятся к Церкви, как превратно судят о ней; не рассказывал, почему называется Церковь Христова Единой Святой, Соборной и Апостольской. Если Бог позволит, продлю свою беседу о сектантах в другой день, а сегодня прибавлю только немногое: я скажу, что в основе уклонения в секты лежит весьма часто невежество тех, кто уклоняется.
Поясню примером. В 11-й главе Евангелия от Луки повествуется, как один фарисей пригласил Господа Иисуса Христа на обед и был удивлен, что Господь не умыл рук перед обедом. А по-славянски место это читается иначе: Христос не прежде крестится прежде обеда (Лк. 11,38). И вот невежественные сектанты указывают нам, что и Сам Христос не крестился перед обедом. Что отвечать на это? О бедные вы, бедные! Ведь вы совсем невежественны, не знаете ни славянского, ни греческого языка, не знаете, что погречески слово "баптизо" значит крестить, как мы крестим детей, погружая в воду, призывая имя Святой Троицы. Но они не знают, что это греческое слово имеет и другое значение – омовение. Поэтому в русском тексте читаем, что фарисей был удивлен, что Христос не умыл рук перед обедом. Подумайте, мог ли Он осенять Себя крестным знамением до Своего распятия на Кресте, который только после этого стал символом нашего спасения? Могли ли тогда и апостолы креститься? Креститься, осенять себя знамением крестным мы стали, когда Христос на Кресте искупил нас от клятвы законной. А невежественные сектанты, ссылаясь на это славянское слово, отвергают величайшую защиту нашу, защиту от всех козней диавола. А вы, христиане, как величайшую святыню, храните всегда знамение Креста Господня!
Святитель Лука Войно-Ясенецкий
Источник: https://rg.ru
<-назад в раздел
Святитель Лука Крымский педупреждает нас: Остерегайтесь сектантов, еретиков и раскольников!
Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16:17). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1:10). Умоляет вас святой апостол Павел, умоляет, – значит, то, о чем говорит, чрезвычайно важно. Если не исполните этого, то горе вам. О ком это речь?
О тех, о которых и другой Апостол говорит, что придут лжеучители, придут те, которые раздирают ризу Христову. Кто это? Это еретики древние, это также все те, кто отделяется от Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, - это все сектанты. Слово "сектант" именно и значит "отделившийся".
Они отделились от Церкви Христовой, от той Церкви, о которой вы слышите и сами поете в Символе веры: "Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Они не веруют во Единую Церковь, они не веруют в Церковь Апостольскую, Соборную, они не веруют в Церковь Святую. Разве это не страшно? Разве не страшно самовольно выбросить из Символа веры, который был составлен Святыми Отцами Первого Вселенского Собора и частично дополнен Отцами Второго, – разве не страшно что- нибудь изменить в нем?! Ведь Святые Отцы Вселенских Соборов произносили анафему на всех, которые посмеют что-нибудь убавить или прибавить в этом святом Символе веры православной. А сектанты не боятся убавлять, сектанты не боятся вычеркнуть часть Символа веры и подпасть анафеме. Что это значит, почему они так дерзки, так своевольны? Как ответить на этот вопрос? Я должен сперва сказать, откуда пошло сектантство. Вам надо знать, что в древней Церкви, Церкви времен апостольских и первых времен христианства, сект не было, были еретики, те, которые учили не так, как учит Святая Церковь. Свое учение они ставили на место учения Церкви. Все эти еретики посрамлены, отвержены и преданы анафеме святыми Соборами, и с тех пор в течение многих веков не было никакого разделения Церкви Святой.
Первое весьма тяжкое разделение – разделение между Церквами Восточной и Западной, Греческой и Римской – последовало в 1054 году. О причинах его не могу много говорить теперь, ибо много и долго надо бы говорить об этом. Скажу больше когда-нибудь в будущем, а теперь скажу только, что в основе разделения этого, как ни тяжело это сказать, было властолюбие Римских пап и ошибки патриархов Константинопольских, прежде всего властолюбие пап, желавших первенствовать и главенствовать в Церкви, стремившихся управлять всею Церковью так, как монархи управляют государством. Об этом довольно. В 1520 году, уже, следовательно, давно, произошел новый pacкол Церкви Святой. Монах Римской церкви Mapтин Лютер восстал против папских злоупотреблений. Он был первым раскольником, первым, разодравшим ризу Христову. Он учил, что надо руководствоваться только Священным Писанием, и совершенно отверг ценность и значение Священного Предания. Он отверг почитание Пресвятой Богородицы, икон и мощей. Он отверг целый ряд Таинств: coxpaнил он только два Таинства - Крещение и Причащение. Но Таинство Причащения в его понимании потеряло всякое знанчение Таинства, ибо все лютеране, протестанты и сектанты не признают того, что признаем мы: они признают, что в Таинстве Евхаристии хлеб, благословляемый священником с призыванием Святого Духа, претворяется в истинное Тело Христово, а вино - в истнную Кровь Его.
Мы, причащаясь, глубоко веруем, что причащаемся истинных Тела и Крови Христовых, а протестанты и сектанты в это не верют, для них Таинство Евхаристии только исполнение завета, данного Христом на Тайной вечери: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19). Они преломляют хлеб, но, вкушая его, не вкушают Тела Христова. Мне надо сказать еще более о гом, что было следствием деятельности этого первого раскольника Церкви Мартина Лютера. Он разрешил всем мирянам толковать Священное Писание, как они вздумают. Он предоставил понимать каждому Священное Писание, как заблагорассудится. И что же было следствием этого? Следствием этого было быстрое дробление церкви лютеранской и всех церквей протестантских на множество, множество сект. Каждый толковал Священное Писание по-своему, толковал и слова Христовы и слова апостолов, как ему казалось правильным. И с тех пор, с самого времени возникновения лютеранства идет доныне непрестанное дробление протестантских церквей на бесчисленное множество сект. В одной Америке насчитывается более двухсот сект. Это первое несчастье, которое было следствием разрешения Лютером каждому понимать Священное Писание по-своему. Другим печальным последствием свободного толкования Библии было то, что ученые немецкие богословы подвергли беспощадной критике все Священное Писание, и в увлечении некоторые из них дошли до отрицания важнейших основ христианства и даже самой Божественности Господа Иисуса Христа. В Германии был глубокий философ Гегель, философия которого в свое время, в XIX веке произвела огромное впечатление на всех образованных людей. И вот под влияние этой философии подпало значительное число лютеранских богословов.
В основу своего богословия поставили они не Евангелие, не Послания, не Деяния апостольские, а философию Гегеля, и это привело к тому, что постепенно стали они все больше и больше отходить от подлинных основ христианства. Но не все протестанты пошли по этому пути. Более разумная часть поняла, что это гибель, что это приведет к безбожию. Они ужасаются, что Церковь распадается на бесчисленное множество сект. Они поняли, что в дроблении их погибель, и они стремятся всеми силами к соединению с Церковью – или римско-католической, или Православной. И уже существует бездна между этими благоразумными христианами-протестантами и пошедшими по пути философии Гегеля крайними либералами в богословии. Да пошлет им Бог помощь Свою, но думаю я, что уже поздно, ибо лютеранская и протестантская церкви раздроблены на огромное количество сект. Зачем говорю я вам это? Затем, чтобы вы знали, что большинство и наших сект имеют свое начало в протестантстве; наши сектанты: баптисты, адвентисты, евангелисты и многие другие – это чисто протестантские секты. Это важно вам знать, ибо если сердце ваше – сердце русское, если вера ваша древняя – православная, то неужели вы захотите переменить ее с легким сердцем на веру немецкую? Этого не знают и не понимают сами сектанты. Я слышал о разговоре одного православного с баптистом, простым плотником. Его спросил православный: "А давно ли существует ваша секта?" – "От времени крещения Святой Руси князем Владимиром", – отвечал тот. Он так невежествен, что не знает, что штунда, принявшая позднее имя баптизма, появилась в России только в 1864 году, и считает ее древней Церковью.
Знайте, что русский штундизм начался в Одесской губернии от проповеди лютеранских пасторов, и первыми уловленными в их сектантские сети были простые крестьяне: Михаил Ратушный и Иван Рябошапка. Они-то и стали первыми проповедниками штундизма. Они ничему не учились, ничего не знали и поверили всему, что говорили им лютеранские пасторы. И ныне баптисты не знают, что они, по существу, протестанты. Если сравнить учение веры баптистов, изложенное в очень краткой брошюрке, с лютеранством, то yвидите, что это почти лютеранская вера. Но сами баптисты обиделись бы если бы мы называли их лютеранами, ибо этого они не понимают. К великому горю нашему, многие из православных совращаются в ceкты баптистов и евангелистов. Почему совращаются они? Прежде всего по невежеству своему и гордости. Ибо, скажите, пожалуйста, можно ли отвечать так, как ответил один крестьянин Старокрымского района, когда его спросили, почему он перешел в секту баптистов: "Я нахожу, что их вера более справедливая". Он послушал баптистов и сразу решил, что вера их более справедливая: он решил, что вера, утвержденная Семью Вселенскими Соборами несправедлива; сразу поверил, что почитание икон есть идолопоклонство. С легким сердцем сразу отверг он учение Церкви Православной. Не убоялся тех страшных слов, с которых начал я ныне слове свое, не послушался той мольбы св. Павла, которой он предостерегает всех христиан от уклонения в секты. Для него не авторитет даже апостол Павел. Ему показалось учение баптистов более справедливым, чем учение наше православное, и он перечеркнул свою старую веру и перешел в баптистскую секту.
Что руководит уходящими в секты? Они сами говорят об этом так: "Мы ушли из Православной Церкви потому, что в ней много пьяниц, воров и даже убийц, и мы не хотим быть с нечистыми. Церковь должна быть святой, в ней не должно быть никаких тяжких грешников". Что, что скажем мы в ответ им? Да, вы отчасти правы. Да, действительно, к стыду нашему, есть в Церкви нашей немало грешников: есть и пьяницы, и воры, и прелюбодеи. Но что же, разве Церковь их учит этому? Разве виновата Церковь, что стали они по своей воле ворами и прелюбодеями? Церковь их этому не учила. Церковь в этом не виновна. В Церкви существует огромное количество людей чистых, далеких от воровства и блудодеяния. А если и есть недостойные, то не результат ли это их собственного расположения, непослушания Церкви? Сектанты говорят: "Зачем не гоните их, не исключаете из Церкви, зачем не следуете совету апостола Павла, чтобы выйти из среды их?" Прочтем подлинные слова апостола Павла и посмотрим, действительно ли они относятся к грешным членам Церкви, из которой надо уйти.
Вот что писал св. Павел: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас (2 Кор. 6:14–17). Вот из этих слов св. Павла сектанты делают вывод, что надо уйти из Церкви, ибо она нечиста. Но разве о нас, разве о православных, разве о христианах говорит в этом тексте св. Павел? Он говорит о язычниках, о нечистых идолопоклонниках, говорит, что христиане не должны иметь общения с нечистыми язычниками. Что же, значит, нас сектанты называют идолопоклонниками? Может ли быть большая неправда и клевета на нас?Разве мы терпим молча в Церкви нашей тяжких грешников? Прочтите Каноны церковные и увидите, что Соборы и величайшие святые, как Василий Великий, наказывали суровейшими карами грубых грешников. Св. Василий определил убийц отлучать от Причащения Святых Тайн на двадцать лет, а прелюбодеев на восемнадцать лет. На многие годы им запрещалось даже входить в храм, и они должны были стоять у церковных дверей, прося у входящих прощения и молитв о себе. В наше время эти очень суровые кары смягчены, но и мы отлучаем и запрещаем в Причащении грешников. И я в епархии своей предписываю священникам не давать отпущения на исповеди повинившимся в тяжких грехах. Зачем же клевещут на нас сектанты, будто равнодушны мы к тому, что много грешников в Церкви? Если мы внимательно прочтем Послание апостола Павла к Коринфянам, то узнаем, что в Коринфской Церкви было немало грешников: были великие постоянные тяжбы, отнимавшие достояние у ближних, были и воры, были даже не верующие в Воскресение Христово. Что же, отлучал их св. Павел? Нет, отлучил только одного: за кровосмешение, отлучил имевшего вместо жены жену отца своего. Неверно утверждение сектантов, будто в Православной Церкви много отягченных грубейшими грехами: бандиты и пьяницы, развратники и воры сами себя отлучают от Церкви и к ней не принадлежат.
Выступающие с такими обвинениями сектанты ничем не отличаются от тех врагов Христовых, которые обвинили апостолов святых в том, что они едят и пьют с мытарями и грешниками. Даже Самого Спасителя они называли другом мытарей и блудниц. Пусть и нас называют друзьями грешников: мы жалеем грешников, стараемся направить на путь покаяния. Мы не поступаем так, как сектанты поступают в гордости, в самосвятости своей, осуждая грешников за являя, что не желают быть в oбщении с ними. А вот апостол Павел всех христиан коринфских в начале Послания своего называет святыми, так мягко, было сердце его, так далеко от осуждения. Почему называет он их так, если были среди них грешники?
Потому что надо вам знать, что в Новом Завете слово "святые", часто применяемое к христианам, не равносильно слову "безгрешные". Святыми н называли всех очищенных от скверны духовной в бане Святого Крещения всех, кто стал близок к Богу, потому что пошел за Христом. Как бы ни погрешали они, как бы ни падали святыми называли их, потому они стремились к святости. А баптисты, евангелисты себя только считают праведными. Их яркая отличительная черта – себя считать искупленными, спасенными, святыми. Я имел случай три месяца инкогнито посещать одно баптистское собрание с целью узнать сектантов непосредственным наблюдением, ибо это нужно было как епископу.
Я слышал много проповедей но ни одной проповеди о смирении и покаянии. Баптисты всего чаще говорили о Воскресении Христовом, которым они освящены. Таинство покаяния отвергают они, им нечего каяться, ибо они уже святы, уже искуплены, уже чисты и не могут грешить. Это ли не духовная гордость? Апостол Иаков о христианах и даже о самом себе говорит: все мы много согрешаем (Иак. 3:2). А апостол Иоанн Богослов говорит так: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1 Ин. 1:8-10). Вот так говорят святые апостолы, а сектанты в гордости духовной считают себя спасенными и чистыми. Ну что же, пусть идут своим путем: мы не властны исправлять всех. Одно могу сделать: предостеречь вас, православных христиан, от уклонения в секты, и чтобы запечатлеть в сердцах ваших, какой тяжкий, какой страшный грех, какая погибель – уход в секты, в раскол, я прочту вам слова великих святых. Священномученик Киприан: "Люди, не хранящие союза и приискреннего общения с Церковью, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не смоется и самой кровью; неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже кровью".
Священномученик Игнатий Богоносец: "Не обманывайтесь, братия;кто последует производящему раскол, тот не наследует Царствия Божия". А св. Ириней, весьма древний епископ, так говорит: "Всякий, отделяющийся от Церкви, чужд для нее, он не потребен ей, он враг ее. Не имеющий матерью Церкви не может иметь Отцом своим Бога". Не страшны ли эти слова? Запомните их, запомните. Мне надо было бы еще многое говорить о сектантах, об их учении: я еще не начал говорить, как они относятся к Церкви, как превратно судят о ней; не рассказывал, почему называется Церковь Христова Единой Святой, Соборной и Апостольской. Если Бог позволит, продлю свою беседу о сектантах в другой день, а сегодня прибавлю только немногое: я скажу, что в основе уклонения в секты лежит весьма часто невежество тех, кто уклоняется.
Поясню примером. В 11-й главе Евангелия от Луки повествуется, как один фарисей пригласил Господа Иисуса Христа на обед и был удивлен, что Господь не умыл рук перед обедом. А по-славянски место это читается иначе: Христос не прежде крестится прежде обеда (Лк. 11,38). И вот невежественные сектанты указывают нам, что и Сам Христос не крестился перед обедом. Что отвечать на это? О бедные вы, бедные! Ведь вы совсем невежественны, не знаете ни славянского, ни греческого языка, не знаете, что погречески слово "баптизо" значит крестить, как мы крестим детей, погружая в воду, призывая имя Святой Троицы. Но они не знают, что это греческое слово имеет и другое значение – омовение. Поэтому в русском тексте читаем, что фарисей был удивлен, что Христос не умыл рук перед обедом. Подумайте, мог ли Он осенять Себя крестным знамением до Своего распятия на Кресте, который только после этого стал символом нашего спасения? Могли ли тогда и апостолы креститься? Креститься, осенять себя знамением крестным мы стали, когда Христос на Кресте искупил нас от клятвы законной. А невежественные сектанты, ссылаясь на это славянское слово, отвергают величайшую защиту нашу, защиту от всех козней диавола. А вы, христиане, как величайшую святыню, храните всегда знамение Креста Господня!
Святитель Лука Войно-Ясенецкий
Источник: https://rg.ru