Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
10.05.2018

Государь Павел должен быть прославлен

В № 6 (198) мы размещали объявление о том, что 24 марта, в день мученической кончины Императора Павла I, в усыпальнице Русских Царей в Петропавловском соборе Северной столицы состоится панихида. В той же заметке говорилось, что этот Государь является одним из самых оболганных правителей России и что «ПК» готовит интервью с председателем «Национального общества ревнителей светлой памяти Императора Павла I» Павлом Николаевичем Бариновым.

Публикацию обещанной беседы предварим важным сообщением: П. Н. Баринов получил благословение на свою деятельность от известного и почитаемого в народе пастыря – схиигумена Сергия (Романова) (об этом ему сообщил начальник Войсковой православной миссии, хранитель мироточивой чудотворной иконы Государя Мученика Николая Игорь Евгеньевич Смыков). Дословно батюшка Сергий передал: «Государь Павел должен быть прославлен. Почему Баринов ничего не делает?..» «Мне стыдно, – говорит Павел Николаевич. – Конечно, кое-что сделано, но это – капля в море из того, что должно совершить... Поделившись этой новостью, радостной и укорительной для меня, призываю всех, кому дорога светлая память Государя Павла Петровича, присоединиться к Обществу и принять участие в подготовке канонизации Государя Павла. Прошу во всякой нужде или тяжбе с мирскими властями, угнетении или несправедливости от них, смертном страхе, разорении или оговоре, волоките или судебном произволе, – подавать в храмах записки о упокоении Государя Павла, совершать церковные панихиды, мирянские литии по нему, читать поминальную молитву Дома Романовых о Государе Павле и просто своими словами призывать его на помощь. Обо всех чудесных случаях прошу незамедлительно информировать, сообщая суть прошения и как впоследствии разрешилась ситуация, а также свои контактные данные для связи. Присылать свои свидетельства можно на электронный адрес сайта Общества: pavel1.1754-1801@yandex.ru».

 
– Павел Николаевич, расскажите, пожалуйста, о себе. Как Вы пришли к вере, к монархическим убеждениям?

– Веры в Бога как таковой изначально у меня не было, но в детстве бабушка водила меня в храм и причащала. А воцерковление мое началось, когда я решил разобраться, что же такое Христианство. Все говорили про Библию, и мне захотелось ее изучать. В 1994 году прочитал в газете «Труд» объявление, что «Международная академия современного знания» в Обнинске (первый наукоград России, город областного подчинения на севере Калужской области. – Примеч. ред.) проводит безплатный набор на теологический факультет. Поступил. Но позднее выяснилось, что это было абсолютно инородное, совсем не православное внедрение в нашу жизнь, в нашу духовную культуру – обучение проводилось под эгидой «Североамериканской ассоциации баптистских церквей». И Обнинск заокеанские учредители выбрали неслучайно, а как наукоград, обслуживавший институт и созданную им первую советскую атомную электростанцию. Публика собиралась со всего СССР. Массовый научный атеизм, сменившийся духовной жаждой в 90-е… И, кстати, на тот момент в городе не было ни одного действующего православного храма…

Что меня разлучило с протестантами? Как-то на собрании три пастора стали толковать заповедь «не убий», и каждый из них объяснял ее по-своему. Но чем дольше я слушал их, тем сильнее у меня нарастал внутренний протест. В конце концов я встал и перед многочисленной аудиторией задал вопрос: «Представим ситуацию: я, взрослый, здоровый, сильный мужчина, иду по улице и вижу, как один человек убивает другого. Что мне делать?» Они втроем отвечают: «Не убий!» Я говорю: «Как это?! Что конкретно делать?» – «Стой и молись». – «Как же так?! Получается, и армия, и флот, и милиция – не нужны?! Т. е. любой враг может прийти и взять нас голыми руками?!..» После этого я от баптистов ушел, и за мной последовали другие люди.

Но с Библией разбираться я продолжил – обратился со своими вопросами к Православной Церкви. И получил там вполне удовлетворившие меня ответы. Стало очевидно, что желание послужить Богу, «возлюбив ближнего своего», всегда приводит к желанию послужить ближнему, а в максимуме это – служба Отечеству... Так я стал православным.

2018-05-07.1.1.jpg
Павел Баринов

Что касается монархических убеждений – меня всегда волновал вопрос: зачем убили Царя? И когда в 90-х годах произошла наша вторая трагедия, по революционным своим градусам не особо отличавшаяся от событий 1917 года, менее кровавая, но по сути та же самая… Потому что дух февралистов и сменивших их записных социалистов и дух либералов – одинаковый: это одни и те же люди, хищные по отношению к нам и нашей земле, на которой они живут. Так вот, у меня отстранение коммунистов от власти сначала вызвало радость, что больше не будет идеологического давления. Но как я понял, что по протестантскому учению жить нельзя, ибо оно лукаво, – точно так же я осознал и суть новой власти – реформаторской, убийственной для России, варварской в обращении с народом… Более того, когда я увидел, что правительство выпустило монеты с двуглавым орлом без корон, я плакал.

Большую роль сыграли, конечно, история и литература. Тот образ доброго Государя, который рисовал в своих сказках Пушкин, который так или иначе отразился в летописи побед Русской армии, Русского народа, – все это сформировало трогательное отношение к Монархии. Но самое главное – ощущалась тоска по Государю, пробудилось сердечное чувство к Тому, Кому можно на земле послужить всей душой без лукавства.

– А как Вы занялись миссионерской работой?

– Находясь в Церкви, я стал все отчетливее понимать, что происходит кругом. Поддерживал многие начинания священников, предлагал свою помощь в разных проектах… Как итог – при Гатчинском благочинии был создан миссионерский отдел. И вот однажды под предлогом исследования религиозной обстановки в Гатчинском районе нас попросили «посчитать» сектантов…

Еще раньше мы встречались с Ириной Медведевой и Татьяной Шишовой, известными православными педагогами, пионерами родительского движения. Эти женщины подняли тему о ювенальной трагедии, рассказали о страшных тенденциях в современном мире… Т. е. у нас появилось представление, начала вырисовываться четкая картина апостасийных процессов. И тут мы у себя, в Гатчине, наткнулись на 27 (!!!) реабилитационных центров для наркоманов неохаризматического толка! Это было первым откровением.

Вторым неприятным открытием стало то, что некоторые из этих «реабилитационных» сектантских центров сотрудничали с администрацией. Мы стали выяснять, кто еще реализует свои программы под прикрытием властей. И выявили еще две организации – центр профилактики наркомании «Лоцман» и «Центр медико-социальной помощи детям и подросткам» при Гатчинской ЦРКБ. Они снимали детей с занятий, заставляли классных руководителей приводить их к ним и устраивали уроки секспросвета! Грубо говоря, люди в белых халатах закрывали дверь перед носом классного руководителя и учили детей разврату, книжки раздавали им... Еще они практиковали тренинг «равный равному» – организатор проводил на полу мелом черту, вставал за нее и обращался к ученикам: «Мы сейчас будем с вами знакомиться. Есть ли среди вас православные?» – «Есть». – «Сделайте шаг к черте. А католики? А мусульмане?.. А гомосексуалисты?!» Т. е. мы увидели, как религиозно-сектантские методики, технологии под видом светских применяются в образовательных учреждениях.

По итогам своего исследования мы написали доклад, который разослали всем представителям власти нашей области. Но нашу информацию везде проигнорировали. Тогда мы были вынуждены ответить созданием ряда общественных организаций для освещения этих проблем и борьбы за наше будущее. В результате сначала прекратил существование один центр, потом второй… Мы познакомились с людьми по всей России, которые делают то же самое в своих городах и весях, стали объединяться…

2018-05-07.1.2.jpg 
Памятник Императору Павлу I перед Большим Гатчинским дворцом.
Скульптор И. П. Витали

– Почему Вы обратились к теме Императора Павла I? Как создали Общество ревнителей его памяти?

– На протяжении восьми лет наши с соратниками усилия постоянно были направлены на то, чтобы разрушать планы врага. Общественные экспертизы, полемика с оппонентами, различные активные протестные действия… А все это накладывает определенный отпечаток на душу. Не понимавшие ситуацию люди стали воспринимать нас как местных сумасшедших скандалистов. А либералы намеренно клеят этот ярлык всем, кто им противостоит... В какой-то момент эта борьба сделалась для меня просто нестерпимой – невыносимой стала вся эта нынешняя прогнившая система. Выработался настолько сильный дух противодействия, что я понял: дальше надо прилагать усилия не против чего-то, а за альтернативу злу! Заниматься не противлением замыслам врага, а конструированием своей модели, несовместимой со всякой ложью и нечистотой...

И я стал действовать «от обратного» – задумался: что же больше всего претит врагу? Он ненавидит и очерняет наше великое прошлое, наши традиции, подрывает семейную целостность, внутригосударственные устои. В итоге сегодня многие люди не знают ничего о самих себе, о своем народе, своей истории, но зато им известны мельчайшие подробности об эльфах или светской жизни поп-«звезд». Наша молодежь становится носителем иной, чуждой культуры – патронами, которые противник сможет использовать в войне против нас же. Т. е. враги через свои технологии и уловки пытаются погасить тот свет веры наших предков, которым мы все должны гореть и который должны нести дальше, передавать своим детям… И вот воплощением этого света для меня стал «Ангел места», основатель Гатчины, мой тезка Государь Император Павел I Петрович.

Этот Царь – одна из духовных, исторических и культурных доминант нашего Отечества. И тоже я никогда не понимал, почему его убили, почему его выставляют сумасшедшим. Моя совесть говорила мне, что это неправда – разве Помазанник Божий может быть психически ненормальным? Более того, оказалось, что за четыре года, которые он правил страной, Россия добилась небывалых военных побед и потрясающего лидерства в мире – духовного, политического, военного… Чем глубже я вникал в эту тему, тем больше убеждался, что он был оклеветан в невиданных масштабах. И когда опять же это неприятие лжи оформилось, я понял, что нужно говорить об этом вслух.

И вот для того, чтобы люди узнали правду, мы создали новую общественную организацию – «Национальное общество ревнителей светлой памяти Императора Павла I», которая существует уже три года.

2018-05-07.1.3.jpg
«Император Павел I передает 
мальтийские святыни Русской Церкви». 
Худ. Ф. Москвитин

– Каким образом Вы сориентировались в теме и как ведете просветительскую деятельность?

– Мы рассказываем об Императоре Павле Петровиче, опираясь на факты, прибегая к помощи членов общества, которые имеют ученые степени и уже давно свою жизнь посвятили Павлу I. Это, например, директор Павловской гимназии № 209 в Санкт-Петербурге Дмитрий Георгиевич Ефимов, к. и. н., который десять лет боролся, чтобы его учебному заведению присвоили имя Императора. Это Евгений Иванович Юркевич, к. и. н., старший научный сотрудник Военно-исторического музея, много потрудившийся для очищения образа «Русского Гамлета». Это Михаил Борисович Смолин, один из активистов исторического просвещения, издатель, член общества «Двуглавый орел»... Их мнения и факты, подкрепленные документами, данными историографии и источниковедения, помогают ищущим правду. Людей, понимающих, что враг, чтобы победить в будущем, наносит удары по прошлому, укрепляют на пути поиска истины и стояния в ней.

А конкретно для себя важные подсказки я получил через книги Е. Карасевой «Божий Царь. Павел I Петрович Романов» и В. Улыбина «Без лести предан: опыт жизнеописания графа Аракчеева».

– Расскажите о Государе Павле Петровиче, о его эпохе. Каковы его наиболее значимые деяния и роль в истории России?

– Не хочу говорить от себя – лучше пусть читатели ознакомятся с работами профессионалов. У нас есть сайт, адрес – http://павел-первый.рф, на котором выложены материалы по теме. 
А если кратко, то великолепно начинается закадровый текст к фильму «Черные мифы о Руси. 400 лет информационных войн»: «Вы слышали о сумасшедшем Императоре, при котором Российская армия заняла половину Европы?..» Продолжу: при котором Франция вступила в союз с Россией, чтобы нанести сокрушительный удар по Англии, выбив последнюю из Индии; при котором внешний долг России был сокращен от числа с шестью нулями практически до нуля; при котором государственный аппарат работал максимально эффективно…

При котором был принят:

– закон о престолонаследии;
– указ о возврате дворян к обязательной военной службе;

осуществлены:

– военная реформа;
– погашение внешнего долга (в основном перед Англией);
– уменьшение барщины – по сути, первое освобождение крестьян;
– «желтый ящик» (безпрецедентная борьба с коррупцией);
– запрещение английских «воровских» концессий (коммерческих предприятий);
– борьба с тайными обществами;
– попечительство над Орденом госпитальеров с целью придания его идеалам роли нравственного магнита в обществе. Это была альтернатива масонским ложам;
– отражение революционной угрозы;

введены:

– льготы, богадельни и личное попечительство Императора над духовным сословием;
– попечение над казачеством; и многое-многое другое.

Но самое главное – духовный облик Императора. Что он сделал? Он сохранил, оградил наше государство от революционной чумы. Павел I послал А. В. Суворова в Европу с благословением: «Иди, спасай Царей!» Это тоже страница истории, которая многими не раскрыта: симфония между Павлом Петровичем и легендарным генералиссимусом – между правителем и военачальником, как в Византии. Это тоже надо изучать.

Царь перечеркнул старания всех масонов и других заговорщиков воплощением чистой светлой идеи жертвенного служения обществу. Это была его борьба с тем масонским заговором, который поглотил к тому времени всю Европу. В частности, Оливер Кромвель (английский государственный деятель и полководец, вождь Английской революции, – примеч. ред.) со своими войсками собирал в кабаках погромщиков и внушал им треххимерную идею: «Свобода, равенство, братство». И под этим лозунгом людей заставляли грабить богатых, говоря, что это самое лучшее, чем они могут послужить Отечеству. И вот этому потрясающему обману, который занимал умы и дворян, и черни, Павел I хотел противопоставить подвиг безкорыстного рыцарского служения.

В госпитальерах он видел рыцарей, монахов-опричников, обороняющих людей не только от духовной заразы, но и от двуногих бесов. В этом Ордене было три направления: священники, служившие Богу и вымаливавшие себе и народу милость; врачи, которые лечили больных и раненых воинов и просто помогали паломникам, приходящим ко Гробу Господню, давали им приют и кров; и солдаты, которые всех их защищали. И вот этот образ служения Император хотел привить российскому дворянству, т. е. совершить даже больше того, что сделал благоверный Царь Иоанн Грозный. Потому что число опричников Грозного было ограничено, а у дворян такое служение передавалось бы через воспитание из поколения в поколение.

Вот что было целью Павла I, которую он не смог осуществить. Почему – особый разговор. Но достаточно отметить, что первым политическим событием после его убийства и восшествия на престол Александра I стало требование английского посла Уитворта и группы дворян о создании частного негосударственного банка вместо Государственного Имперского банка России. Параллель с реалиями постсоветской России очевидна! Т. е. все негативные процессы, наблюдаемые сегодня, могли начаться еще 200 лет назад!

Отдельно нужно сказать об отношениях Государя с Наполеоном. Англичане, втравив Павла Петровича в войну с Бонапартом, в одном из сражений на территории современной Бельгии не ввели свои войска, и в результате французская армия взяла в плен тысячи Русских солдат. Когда Императору доложили об этом предательстве, он был потрясен. Но потом, проанализировав ситуацию и осознав, что «союзники» его просто использовали, он поступил по-рыцарски: написал Наполеону покаянное письмо.

Суть в том, что Наполеон повторил путь Иоанна Грозного (впоследствии такой же политики придерживался Сталин, когда зачищал революционеров) – уничтожил всех боевых еврейских лидеров французской революции, вернув таким образом французским помещикам их имения, мастерские и проч. Именно за это освобождение от революционной заразы народ поднял флаги Наполеона. Потому Бонапарт и добился успеха – в него поверили люди, и с этой верой французская армия прошла половину Европы.

И Павел I понял ситуацию, увидел в Наполеоне «Монарха если не по имени, то по существу». Написав ему письмо, он предложил свою поддержку и сотрудничество. Дальше был разработан план Индийского похода, который Бонапарт не оставлял даже после смерти Русского Императора, о чем свидетельствуют все армейские приготовления французов и документы генштаба, но это тоже отдельная тема. Так вот, то письмо тронуло Наполеона, и он отдал распоряжение, чтобы все Русские солдаты, «которые находятся в плену во Франции, возвращены были в Россию, без обмена и со всеми воинскими почестями. С этой целью они будут заново обмундированы, вооружены и получат обратно свои знамена». Уникальный случай в мировой истории!

 2018-05-07.1.4.jpg
Книги А. Н. Боханова и Е. И. Карасевой в защиту 
светлого образа Государя Павла

– Что в контексте вышеприведенных фактов Вы можете сказать о мученической кончине Государя Павла и клевете, обрушенной на него?

– В современном социологическом представлении применительно к процессам, происходящим в мире в реальном времени, есть термин «гибридная война». Этот составной инструмент глобальной социальной инженерии еще только формируется в сознании наших сограждан. Но уже на протяжении тысячелетий он применяется врагом рода человеческого через поклонившихся его власти людей против отдельных исторических личностей, общественных и государственных институтов и даже целых стран, ненавистных слугам антихриста или, иначе, строителям «нового мирового порядка».

Суть проста: вместо военного вторжения экономически выгоднее внушить потенциальной жертве мысль о ее собственной ущербности и несостоятельности, довести эти представления до абсурда и дождаться, когда она себя сама уничтожит… И удар по Императору Павлу был именно таким, «гибридным», комбинированным. Это удар по глобальным смыслам, непреходящим ценностям, привнесенным им в Российские реалии:

– по жертвенному беззаветному служению Христу и ближнему, научению такому служению дворянства в противовес масонским призывам к «свободе, равенству и братству»;

– по стратегическому геополитическому союзу с Францией; по внутренней политике наведения порядка и борьбы с коррупцией;

– удар по прогрессивной части госпитальеров, выбравших духовным и мирским протектором (защитником Ордена) Императора Павла – подлинного рыцаря Христова и Главу самой крупной Православной Церкви в мире (по Византийскому догмату о Царской власти), в противовес римскому папе, показавшему свою полную несостоятельность или незаинтересованность в деле защиты Ордена госпитальеров (в силу корысти или его подкупа англичанами)…

А дальше – дело техники: цареубийцам, действовавшим в проанглийских интересах, нужны были оправдания, банальные и клеветнически «неопровержимые». Они и были придуманы и внедрены в массовое сознание. И этот удар стал сокрушительным не только для России, но и для Франции, что показала дальнейшая история…

Удар, нанесенный по Павлу I, те же силы и в той же исторической ситуации (когда Россия была в состоянии безпрецедентного подъема и угрожала интересам Англии) повторили в отношении Царя Мученика Николая II. Поэтому с полной уверенностью можно сказать: два Государя – одна судьба.

И сейчас, когда Россия опять постепенно поднимается (по сравнению с состоянием полной разрухи 90-х годов прошлого столетия), складывается аналогичная ситуация – надо быть готовыми и предупреждать угрозы, исходящие от англосаксов, которые в удобное для них время перейдут от «сдерживания» России до политических акций – провокаций и убийств.

– Можно поподробнее по поводу мифов о психическом расстройстве Императора Павла I и особенно о связях с масонством?

– Все благородные поступки Павла Петровича трактовались превратно. Например, возьмем такой его жест в борьбе с революцией. Студенты и другие люди, вроде нынешней неформальной молодежи, демонстрируя свое недовольство Царской властью, ходили в еврейской религиозной одежде – надевали длиннополые шляпы, плащи… И Павел I эти одежды рубил и резал, показывая, что так вести себя, противопоставлять Русскому обществу и нашим традициям – нельзя.

Масоном он не был. Есть книга Б. Башилова «История Русского масонства», где полностью развенчивается этот миф.

– А про покровительство католическому Мальтийскому ордену? Этот момент тоже часто смущает православных…

– Италия тогда была занята французами, и влияние на католическую церковь смертельно запуганного папы таяло на глазах. В этих обстоятельствах он практически отстранился от международных дел церкви, и Мальтийский орден остался в одиночку противостоять французам. Магистр Фон Гомпеш, по крови француз, не желая воевать с единоплеменниками, сдал Мальту, за что был низложен собратьями. И граф Литта, посол ордена в России, зная кристально светлую душу Павла I, предложил ему возглавить рыцарей. Император принял предложение, и рыцари его приняли. Вопрос о переходе в католичество Русскому Царю никто поставить не мог – римский престол предал своих верных слуг, и поэтому изменнически молчал, выжидая определения победителей. Вопрос о переходе госпитальеров в Православие не поднимался Павлом I, т. к. в связи с поведением римского престола и открытием православного приорства (подразделения, – примеч. ред.) он виделся ему практически решенным...

Далее – как всегда подлая и дерзкая атака Англии и захват Мальты и власти в ордене англичанами; убийство Императора Павла и упразднение российских приорств. С тех пор все магистры госпитальеров – англосаксонские марионетки. По сути, они просто захватили очередной политический и идеологический ресурс, подвергнув его представителей чистке и моральному перерождению.

– Какие цели ставит перед собой Ваше Общество?

– Цель у нас одна – восстановление светлой памяти и чистого образа Павла Петровича. Сюда входит историческое обоснование дееспособности этого великого Императора – это для начала, для маловеров. Второе – канонизация его как мученика и праведника. И наконец – внедрение в государственную политику в сфере образования, исторической науки, туристической деятельности и проч. – почитания личности и наследия Императора Павла I вместо того безпредела, который сейчас повсюду творится.

– В одной из изданных Вами брошюр говорится о многочисленных чудесах, происходивших на гробнице Императора в дореволюционное время. Известны ли сейчас какие-то новые чудотворения?

– На сегодняшний день только в своем окружении мы зафиксировали шесть чудесных случаев, которые уже описаны. В том числе свидетельствуют священники. В моей жизни тоже было явное чудо. Но расскажу лишь об одном происшествии. Машина паломников из Петергофа по приглашению нашего Общества ехала в Гатчинский дворец на день памяти Павла Петровича. Верующие пели ему акафист, и в этот момент им навстречу вылетела газель. Но буквально в считанные секунды траектория движения автомобиля изменилась, и они ушли от лобового столкновения! В машине находилось семь человек, и они связывают это чудо только с молитвой к Императору Мученику.

2018-05-07.1.5.jpg 
Гробница Императора Павла в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга

Я рекомендую всем обращаться к нашему великому Государю и приносить ему свои прошения, беды и печали, чтобы самим убедиться в его скорой помощи. Читать, например, вот эту краткую поминальную молитву Дома Романовых о Павле Петровиче:

МОЛИТВА О УПОКОЕНИИ 
ЦАРЯ МУЧЕНИКА ПАВЛА I

   Упокой, Господи, душу убиенного раба Твоего Императора Павла I и его молитвами даруй нам во дни сии лукавые и страшные – в делах мудрость, в страданиях кротость и душам нашим спасение Твое.
   Призри, Господи, на верного Твоего молитвенника за сирых, убогих и обездоленных Императора Павла и по молитвам его святым подай, Господи, скорую и верную помощь просящим чрез него у Тебя, Боже наш. Аминь.


– А как насчет церковного прославления? Ведь этот процесс был начат до революции. Есть ли надежда на его возобновление?

– К сожалению, священноначалие пока не поддерживает эту идею, потому что народ еще не сказал свое слово. Так что дело за нами. И здесь вопрос можно поставить шире – о реабилитации Русских Царей вообще, начиная с Иоанна Грозного и заканчивая Николаем Александровичем. Да, пока народ не возвысит голос, его не услышат. А Павел Петрович был и остается народным, крестьянским Царем. Не надо забывать: пока мы молчим или чего-то не знаем, этим пользуются наши враги!

Судьбу Императора Павла повторили все его потомки: были верны России до конца, служили ей до последнего вздоха. За что и поплатились своими жизнями. Даже смерть Александра III, официально естественная, таковой, по сути, не была... Почему так происходило? Да потому, что наша Родина – это безпрецедентная в истории человечества попытка построить на земле Царство по образу Царствия Небесного. И, соответственно, мы имеем максимальное противодействие всех сатанинских богоборческих сил. Вот и все. Просто мы хотим жить по законам Божиим, которые в нашей крови и с нашим дыханием выходят из нас в мир.

+ + +

Император Павел I:

Государство почитать должно телом, Государя – головою, законы – душою, богатство и изобилие – здоровьем, военные силы – руками и всеми теми членами, кои к защищению служат, а религию – законом, под которым все состоит.

Нам (России) нет большой нужды в чьей-либо помощи; мы довольно сильны сами собою, если захотим пользоваться своею силою.

Для меня не существует ни партий, ни интересов, кроме интересов государства.

Человек – первое сокровище государства. Сбережение государства – сбережение людей.

Надлежит уважать состояние приписных к заводам крестьян, их судьбу переменить и разрешить. Не меньше уважения заслуживают государственные крестьяне, однодворцы, черносошные и пахотные, которых свято, по их назначениям, оставлять, облегчая их судьбу.

При моем характере мне тяжело видеть, что дела идут вкривь и вкось и что причиною этому небрежность и личные виды.

Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое.

Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне безпристрастнее.

Беседовала Анна Самсонова


<-назад в раздел

Русский календарь