16.04.2018
Мы сотрудничаем с православными журналистами из Сербии и неоднократно публиковали материалы о непростом положении в Сербском государстве и Поместной Сербской Церкви. Недавно мы вновь связались с братьями-сербами и поинтересовались положением их дел.
«В Сербской Церкви ситуация становится все хуже и хуже, – сообщили наши друзья. – Все зло идет от богословских школ, которые захвачены реформаторами. Они воспитывают свои кадры, будущих священников и профессоров, отравленных ложными учениями. Весь их злой план уничтожения Сербской Церкви был выражен одним из них в предложении: „То, что не сделала теология, сделает биология". Т. е. он хотел сказать, что те священники, монахи и миряне, которые не приняли еретические учения, со временем исчезнут – умрут, и останутся только их единомышленники. Они, скажем так, делают ставку на долгосрочную перспективу. Их план, как вы видите, – дело самого отца лжи. Но наш народ говорит: „Человек предполагает, а Бог располагает". Значит, Господь наш может разрушить все их злые планы в один миг. Однако мы всегда помним и напоминаем друг другу слова блаженнопочившего Патриарха Сербского Павла, который сказал: „Бог поможет, только если будет кому"».
Эта переписка состоялась примерно месяц назад, и вот недавно стало известно, что над СПЦ нависла новая серьезная угроза – опасность изменения ее Устава. Разумеется, мы не могли остаться в стороне – особенно учитывая отмечавшийся нами ранее факт, что Сербская земля и Церковь являются своего рода испытательными полигонами для разрушительных технологий, которые наши общие враги планируют впоследствии использовать в России. Поэтому мы подготовили перевод статьи известного сербского православного публициста Владимира Димитриевича, наводящей, кроме прочего, на серьезные размышления и о ситуации на Украине…
В своем выступлении на заседании Секции Объединения преподавателей университетов, состоявшемся 18 марта 1971 года на юридическом факультете в Белграде, профессор Михаил Джурич (1925–2011; выдающийся сербский философ и социолог, профессор юридического факультета Белградского университета, академик Сербской академии наук и искусств. – Примеч. пер.) заявил (позже из-за этих слов он попал в тюрьму): «Следует сразу сказать, что предлагаемые конституционные изменения полностью меняют характер нынешнего государственного объединения югославских народов. Или, точнее: этими изменениями фактически отвергается сама идея такого государственного объединения. Если что-то еще и остается от него, то это – только для того, чтобы в следующей, так называемой второй фазе изменений было бы что довести до конца. Нужно понять, что Югославия уже сегодня является почти только географическим термином, поскольку на ее почве или, вернее, на ее руинах, под маской последовательного развития равноправия между проживающими в ней народами, создается несколько самостоятельных, независимых и даже противостоящих друг другу национальных государств. Это факт, которому нужно смело смотреть в глаза».
Сегодня [применительно к ситуации в Сербской Церкви] мы можем перефразировать эти слова так: «Следует сразу сказать, что предлагаемые уставные изменения полностью меняют характер нынешнего церковного объединения православного сербского народа. Или, точнее: этими изменениями фактически отвергается сама идея уникального автокефального церковного объединения. Если что-то еще и остается от него, то это – только для того, чтобы в следующей, так называемой второй фазе было бы что довести до конца. Это факт, которому сегодня нужно смело смотреть в глаза».
Прогноз, прозвучавший в 1971 году, осуществился в 1991-м – Югославия распалась. Ход событий ускоряется. И сказанное о СПЦ может реализоваться гораздо раньше, чем прогноз Джурича о развале страны.
Пишущий эти строки в течение многих лет указывает на то, что путь, по которому мы идем в вопросе святосаввской Церкви, ведет в пропасть. И это не потому, что он «мудр» и «прозорлив», но потому, что знает о стремлении наших врагов уничтожить СПЦ, и потому, что обо всем этом можно судить на основании нашей церковной истории.
Вот один текст, который я опубликовал в «Вечерних новостях» 17 марта 2015 года, в то время, когда еще не было известно, какие изменения нам предлагает новый проект Устава СПЦ: «В 2008 году „Вечерние новости" напечатали письмо епископа Захумско-Герцеговинского Григория. В нем были упомянуты имена сербских епископов, не вписывающихся в новый мировой порядок. В списке значились епископы, уже устраненные со своих кафедр: Рашско-Призренский Артемий, Зворницко-Тузланский Василий, Милишевский Филарет. Был устранен и владыка Среднеевропейский Константин, готовится также расправа над владыкой Канадским Георгием. Интересно, что эти епископы так или иначе выступали против литургических реформ, направленных на развитие экуменизма и сотрудничества с Ватиканом, а также против планов империи НАТО на нашей территории (владыка Артемий не признал план Ахтисаари (план специального помощника генерального секретаря ООН Марти Ахтисаари по определению статуса Косова, ключевое положение которого – независимость Косова. – Примеч. пер.), владыка Василий, кроме того, противился визиту [вице-президента США] Байдена в Дечаны в 2009 году, владыка Филарет не одобрял слепого послушания Белграда и Подгорицы Брюсселю). А если учесть еще роль, которую играли владыки Василий и Филарет в борьбе сербского народа в Боснии и Герцеговине в 1992–1995 годах, то ясно, что продолжается „пацификация" СПЦ, символической кульминацией которой, вероятно, станет посещение Патриархии в Белграде папой римским.
С доктором Зораном Чворовичем, соавтором нашей книги „СПЦ и 'Викиликс'" (Романов, Баня-Лука, 2013), мы указывали, что крупнейший хорватский идеолог Иво Пилар еще в 1917 году утверждал: сербы – государствообразующе активны пока крепко святосаввское Православие. Из депеши „Викиликса" видно, что одна из главных целей Вашингтона в отношении нас – преобразование СПЦ в „религиозный сервис", не имеющий сил для защиты сербской государственности.
Это происходило и раньше: когда пала Деспотовина в 1459 году, СПЦ временно „поглотила" греческая Охридская архиепископия; во второй половине XVIII века, после сербского сотрудничества с Австрией в борьбе с турками, Константинопольский Патриархат, c разрешения султана, удалил наших и поставил своих Владык-фанариотов; Король Милан изгнал митрополита Михаила, потому что тот выступал против его антирусской австрофильской политики. Мы живем в эпоху новой, „мягкой" оккупации сербского народа, но история повторяется. Чтущий да разумеет».
Очевидно, что сейчас, когда новый Устав СПЦ стоит на повестке дня, это видят все, кто хочет видеть.
Павел Тихомиров, заместитель главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Степанова, большой друг православных сербов и автор книг о святом Николае Жичском и Охридском, опубликовал на «РНЛ» две статьи, касающиеся ситуации в СПЦ. Прежде всего, он указал на тот факт, что шиптарские (шиптары – славянизированная форма самоназвания албанцев, – примеч. пер.) СМИ непризнанного государства «Косово» интенсивно передают ложную информацию о том, что происходит формирование «Косовской православной церкви», в результате чего монастыри Косова и Метохии должны достаться шиптарским оккупантам. Это будет способствовать дальнейшей консолидации «независимого Косова». Хотя данная новость лжива, она ясно показывает, к чему стремятся враги сербского народа.
С другой стороны, газеты в Сербии сообщают о новом Уставе Сербской Православной Церкви, который радикально меняет ее устройство. «Вечерние новости» объявили, что новое название СПЦ будет «Сербская Православная Церковь – Печская Патриархия» и что Патриарх будет избираться голосованием, а не апостольским жребием. Тихомиров несколько иронически замечает, что «апогеем информированности» журналиста является «сенсационная» весть о том, что Сербский Патриарх отныне будет носить титул «Архиепископ Печский, митрополит Белградский и Карловацкий и Патриарх Сербских и Приморских земель».
Кроме «Приморских земель», новый титул, говорит Тихомиров, ничем не отличается от того, который можно, даже не будучи в теме, нагуглить в «Википедии». Появилось и обоснование, почему Патриарх якобы должен находиться в Печи, а не в Белграде. Правда, оно было опровергнуто. Хотя эта идея, говорит Тихомиров, не так уж плоха, но она запоздала по меньшей мере на сотню лет: «Эту идею высказывал бывший король Черногории, когда обсуждались различные модели общесербской интеграции. Черногорцы предлагали сделать центром обновленной и объединенной Церкви именно древний трон Печской Патриархии. Но, увы, конструкторы, фабриковавшие Югославию, менее всего озабочены были тем, чтобы выстроить православную Сербскую Державу. Плоды югославянских экспериментов сами говорят за себя».
Хорошо информированный из своих источников в Белграде, Тихомиров узнал и о новых планах в связи с измененным Уставом СПЦ – «выстроить вместо централизованной вокруг Белградского Патриархата Сербской Церкви некую конфедерацию региональных митрополий. Т. е. если бы вместо Сербской Православной Церкви получили бы некий „Печский Патриархат", то это позволило бы в дальнейшем „рассербить" Православную Церковь в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Черногории и „Республике Косово". Мотивация следующая: если Православие не будет ассоциироваться с Сербией, то это якобы позволит Церкви развиваться, нести миссию и т. д. Т. е. изменение названия по замыслу энтузиастов перекройки Сербской Церкви должно было происходить в два этапа: вначале к названию „СПЦ" добавляется „Печский Патриархат", а затем удаляется „СПЦ". Патриарх на это не пошел, но информационная кампания была уже запущена. Так что нет дыма без огня».
Тихомиров отметил, что изменения на экуменической почве углубляются, и что смешанная православно-римокатолическая комиссия для диалога по Степинацу (Алоизий, 1898–1960; католический кардинал, «духовный отец» хорватских фашистов усташей, благословивший убийство православных сербов. – Примеч. пер.) призвана изменить сербскую позицию относительно «архиепископа геноцида» (следовательно, и Ясеноваца (созданной усташами системы лагерей смерти, – примеч. пер.)), что приведет экуменический диалог к кульминации.
В интервью с Ранко Гойковичем, переводчиком и издателем из Сербии, Тихомиров поинтересовался, почему вопрос об Уставе Сербской Православной Церкви вызвал информационный скандал.
Гойкович сказал, что наши «партнеры» спешат, и что под давлением западной империи, которая управляет национальными властями, планы резко изменились – требуется ускорить запланированное уничтожение Сербской Церкви путем изменения ее Устава. Гойкович считает, что Патриарх Ириней пытается сопротивляться давлению, но ему было бы легче, если бы он открыто обратился к верующим, которые, несомненно, его поддержат. Также Гойкович отметил, что продавливание «десербизации» СПЦ обезкураживает. «Конечно, в Царствии Небесном „несть ни эллина, ни иудея", но мы же живем в реальном мире. И именно специфический святосаввский дух Сербского Православия позволил сербам состояться как народу, выжить в условиях давления как со стороны Османской Империи, так и со стороны Ватикана и Габсбургов». Теперь, по его словам, «некоторые высокопоставленные миссионеры вознамерились осуществить „эллинизацию" и „иудаизацию" Сербской Церкви», что поддерживают и сербские политики.
Гойкович указывает и еще на одну опасность нового Устава: «Дроблением единой Сербской Церкви на множество поместных митрополий будет разрушена соборность сербского православного народа, ибо в среде энтузиастов изменения Устава находятся люди, исповедующие папистскую модель, отождествляющие Церковь с епископом. Эти митрополии в конечном итоге превратятся в удельные микро-княжества князьков Церкви».
Также он отмечает, что переход к парламентаризму при выборе Патриарха «попахивает маловерием и отсутствием упования на Промысл Господний». Бог избрал апостольским жребием и святого Тихона Исповедника – Патриархом Русского народа во время коммунистических гонений, и Патриарха Павла – в тяжелейшие для сербского народа годы.
Историк и религиовед Александр Ракович, одобряющий переименование СПЦ в Печскую Патриархию (полагая, что таким образом восстанавливается преемственность сербской государственности – не только в Косово и Метохии, но и непрерывность сербской церковности через Цетинье), заметил, однако, еще один «прокол» в проекте нового Устава: «Прежде всего бросается в глаза огромное количество архиепископских титулов, вводимых в Сербской Церкви, причем никто не заботится о значении этих титулов, которые сегодня имеют только Патриарх и архиепископ Охридский, и формально митрополит Черногорско-Приморский».
Также заслуживает внимания решение, которое Ракович называет унизительным – т. е. то, что Патриарх будет именоваться «Патриархом Сербских и Приморских земель». Этим, по его мнению, удовлетворяется режим атеистов в Черногории, а не верующие люди. «Наши епископы не должны позволять, чтобы Черногория, этот сербский кровавый камень, как говорил владыка Раде (Петр II Петрович Негош, в миру Радивой (Раде); правитель Черногории в 1830–1851 гг. и митрополит Черногорский и Бердский, выдающийся сербский государственный, общественный и культурный деятель. – Примеч. пер.), впервые в истории была отделена от сербских земель», – заключает доктор Александр Ракович.
Историк права Зоран Чворович дал интервью еженедельнику «Печат», в котором указал на опасности нового Устава. По его словам, преамбула нового Устава содержит определение Церкви, сформулированное в соответствии с модернистским епискополатрийским пониманием, что Церковь является литургическим собранием священства и народа вокруг одного епископа: «Уравнение епископа с Церковью противоречит соборному устройству Церкви, установленному Самим Христом и подтвержденному апостолами 34-м каноном. Когда такой модернистский экклезиологический постулат входит в определение Церкви, которое дано в начале акта, исключительно регламентирующего правовую и организационную стороны Церкви, тогда таким образом создается идеологическая основа для оправдания дальнейшего разрушения соборного устройства нашей Поместной Церкви. Кроме того, уравнивание Церкви с епископом открывает дверь клерикализации, которая никогда не существовала в Восточной Церкви и которая противоречит природе Церкви, сравниваемой апостолом Павлом с телом, имеющим многие члены».
Очевидно, что кто-то очень торопится с принятием нового Устава СПЦ. Чворович говорит: «Поскольку государству Сербии требуется разрешить все споры со своими соседями, что является эвфемизмом для признания ложных стран и ложных народов на сербских исторических землях, судя по всему, и от СПЦ требуется адаптировать свою организацию к новой политической „реальности". СПЦ, не будем забывать, приняла Экуменическую хартию и другие многочисленные документы, такие как недавняя резолюция KEЦ (экуменическая организация «Конференция европейских церквей», – примеч. пер.) „Будущее Европы", в которой пропагандируется единство евроатлантической Европы и включение в эту новую Вавилонскую башню православных стран и народов».
Чворович также отметил, что новый Устав СПЦ ведет к «рассербливанию» нашей Церкви. Он говорит: «Без стирания сербской идентичности епархий СПЦ в этих странах не будет успешного завершения процесса создания квазинации. Следовательно, предполагается удаление атрибута „Сербская" из названия нашей Церкви и введение митрополичьей системы, после чего СПЦ фактически станет национально нейтральной конфедерацией автономных центральнобалканских исторических православных митрополий, создававшихся все эти годы для подготовки к компромиссу с вражеской „реальностью".
Сегодняшний проект нового Устава с его решениями находится где-то между текущим положением дел и таковым наихудшим прогнозом. Не удалено название „Сербская", но добавлен исторический атрибут „Печская" с расчетом на то, что это „Печская" станет наиболее часто употребляемым названием, а после следующей редакции Устава СПЦ – и единственным наименованием нашей Поместной Церкви. В конце концов, КиМ (Косово и Метохия, – примеч. пер.) в составе Сербии защищаются неприятием документов преступного квазигосударства со стороны священства и монашества на КиМ, его названием в имени Церкви. <…>
Возведение отдельных епархий в ранг митрополий, где Черногория составляет одну, а Хорватия и Босния и Герцеговина – две митрополии, создает возможность укрепить связь этих мегаполисов с указанными политическими образованиями в будущем и в то же время под внешним давлением ослабляет связь с церковным центром в Белграде. То, что эти предчувствия оправдываются, говорит вступительное определение нашей Поместной Церкви, в котором слово „Сербская" не упоминается в качестве указания идентичности ни разу, а, наоборот, говорится о том, что Церковь превосходит все границы, в том числе и национальные. <…> Преамбула Устава не показывает, что сербское национальное сознание родилось из церковной автокефалии и что его краеугольным камнем является „святосаввство" как Православное Христианство сербского стиля и опыта. Такая Поместная Церковь без национальной идентичности позволяет, согласно Уставу, своим епархиям использовать печать, которая не будет отражать единство СПЦ, но будет соответствовать, например, антисербскому ассимиляторскому законодательству Черногории или Хорватии».
Кто должен быть удовлетворен новым Уставом СПЦ?
Прежде всего – западная империя Вашингтона и Брюсселя, которая давно требовала упразднения СПЦ как потенциального источника сопротивления ей и восстановления Сербства. Нужно угодить и местным властям из Белграда, желающим продать Косово и Метохию. Новым Уставом должно быть довольно и экуменическое собрание «Конференции европейских церквей» (эта организация поддерживала русофобский Майдан и укрофашистов на Украине; РПЦ не участвует в ней с 2008 г.), которое состоится в начале июня в Нови-Саде и целью которого является «десербизация» СПЦ в соответствии с Экуменической хартией, требующей от всех членов KEЦ отстаивать дальнейшую «евроатлантическую интеграцию». Порадуется и Фанар, главный слуга Вашингтона и Брюсселя на Востоке, которому должны достаться все наши епархии в диаспоре.
Только мы, православные сербы, недовольны и не можем быть довольны. Поэтому мы должны бороться и свидетельствовать, молясь святому Савве и Небесной Сербии, да не допустят разрушения их наследия на земле. Да поможет Бог нам, хотя грешным и расслабленным, но – Его, – нам, народу святых и мучеников, часовым на страшной границе Востока и Запада!
Владимир Димитриевич
Перевод с сербского языка Марии Деркачевой
Источник: газета «Православный Крест»
http://www.pkrest.ru/
<-назад в раздел
Кто и зачем хочет лишить Сербскую Церковь национальной идентичности?
Кафедральный собор СПЦ в честь святого Саввы и памятник ему в Белграде
Мы сотрудничаем с православными журналистами из Сербии и неоднократно публиковали материалы о непростом положении в Сербском государстве и Поместной Сербской Церкви. Недавно мы вновь связались с братьями-сербами и поинтересовались положением их дел.
«В Сербской Церкви ситуация становится все хуже и хуже, – сообщили наши друзья. – Все зло идет от богословских школ, которые захвачены реформаторами. Они воспитывают свои кадры, будущих священников и профессоров, отравленных ложными учениями. Весь их злой план уничтожения Сербской Церкви был выражен одним из них в предложении: „То, что не сделала теология, сделает биология". Т. е. он хотел сказать, что те священники, монахи и миряне, которые не приняли еретические учения, со временем исчезнут – умрут, и останутся только их единомышленники. Они, скажем так, делают ставку на долгосрочную перспективу. Их план, как вы видите, – дело самого отца лжи. Но наш народ говорит: „Человек предполагает, а Бог располагает". Значит, Господь наш может разрушить все их злые планы в один миг. Однако мы всегда помним и напоминаем друг другу слова блаженнопочившего Патриарха Сербского Павла, который сказал: „Бог поможет, только если будет кому"».
Эта переписка состоялась примерно месяц назад, и вот недавно стало известно, что над СПЦ нависла новая серьезная угроза – опасность изменения ее Устава. Разумеется, мы не могли остаться в стороне – особенно учитывая отмечавшийся нами ранее факт, что Сербская земля и Церковь являются своего рода испытательными полигонами для разрушительных технологий, которые наши общие враги планируют впоследствии использовать в России. Поэтому мы подготовили перевод статьи известного сербского православного публициста Владимира Димитриевича, наводящей, кроме прочего, на серьезные размышления и о ситуации на Украине…
ПРОГНОЗ ПРОФЕССОРА ДЖУРИЧА
В своем выступлении на заседании Секции Объединения преподавателей университетов, состоявшемся 18 марта 1971 года на юридическом факультете в Белграде, профессор Михаил Джурич (1925–2011; выдающийся сербский философ и социолог, профессор юридического факультета Белградского университета, академик Сербской академии наук и искусств. – Примеч. пер.) заявил (позже из-за этих слов он попал в тюрьму): «Следует сразу сказать, что предлагаемые конституционные изменения полностью меняют характер нынешнего государственного объединения югославских народов. Или, точнее: этими изменениями фактически отвергается сама идея такого государственного объединения. Если что-то еще и остается от него, то это – только для того, чтобы в следующей, так называемой второй фазе изменений было бы что довести до конца. Нужно понять, что Югославия уже сегодня является почти только географическим термином, поскольку на ее почве или, вернее, на ее руинах, под маской последовательного развития равноправия между проживающими в ней народами, создается несколько самостоятельных, независимых и даже противостоящих друг другу национальных государств. Это факт, которому нужно смело смотреть в глаза».
Сегодня [применительно к ситуации в Сербской Церкви] мы можем перефразировать эти слова так: «Следует сразу сказать, что предлагаемые уставные изменения полностью меняют характер нынешнего церковного объединения православного сербского народа. Или, точнее: этими изменениями фактически отвергается сама идея уникального автокефального церковного объединения. Если что-то еще и остается от него, то это – только для того, чтобы в следующей, так называемой второй фазе было бы что довести до конца. Это факт, которому сегодня нужно смело смотреть в глаза».
Прогноз, прозвучавший в 1971 году, осуществился в 1991-м – Югославия распалась. Ход событий ускоряется. И сказанное о СПЦ может реализоваться гораздо раньше, чем прогноз Джурича о развале страны.
ЗАПИСЬ ТРЕХЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ
Пишущий эти строки в течение многих лет указывает на то, что путь, по которому мы идем в вопросе святосаввской Церкви, ведет в пропасть. И это не потому, что он «мудр» и «прозорлив», но потому, что знает о стремлении наших врагов уничтожить СПЦ, и потому, что обо всем этом можно судить на основании нашей церковной истории.
Вот один текст, который я опубликовал в «Вечерних новостях» 17 марта 2015 года, в то время, когда еще не было известно, какие изменения нам предлагает новый проект Устава СПЦ: «В 2008 году „Вечерние новости" напечатали письмо епископа Захумско-Герцеговинского Григория. В нем были упомянуты имена сербских епископов, не вписывающихся в новый мировой порядок. В списке значились епископы, уже устраненные со своих кафедр: Рашско-Призренский Артемий, Зворницко-Тузланский Василий, Милишевский Филарет. Был устранен и владыка Среднеевропейский Константин, готовится также расправа над владыкой Канадским Георгием. Интересно, что эти епископы так или иначе выступали против литургических реформ, направленных на развитие экуменизма и сотрудничества с Ватиканом, а также против планов империи НАТО на нашей территории (владыка Артемий не признал план Ахтисаари (план специального помощника генерального секретаря ООН Марти Ахтисаари по определению статуса Косова, ключевое положение которого – независимость Косова. – Примеч. пер.), владыка Василий, кроме того, противился визиту [вице-президента США] Байдена в Дечаны в 2009 году, владыка Филарет не одобрял слепого послушания Белграда и Подгорицы Брюсселю). А если учесть еще роль, которую играли владыки Василий и Филарет в борьбе сербского народа в Боснии и Герцеговине в 1992–1995 годах, то ясно, что продолжается „пацификация" СПЦ, символической кульминацией которой, вероятно, станет посещение Патриархии в Белграде папой римским.
С доктором Зораном Чворовичем, соавтором нашей книги „СПЦ и 'Викиликс'" (Романов, Баня-Лука, 2013), мы указывали, что крупнейший хорватский идеолог Иво Пилар еще в 1917 году утверждал: сербы – государствообразующе активны пока крепко святосаввское Православие. Из депеши „Викиликса" видно, что одна из главных целей Вашингтона в отношении нас – преобразование СПЦ в „религиозный сервис", не имеющий сил для защиты сербской государственности.
Это происходило и раньше: когда пала Деспотовина в 1459 году, СПЦ временно „поглотила" греческая Охридская архиепископия; во второй половине XVIII века, после сербского сотрудничества с Австрией в борьбе с турками, Константинопольский Патриархат, c разрешения султана, удалил наших и поставил своих Владык-фанариотов; Король Милан изгнал митрополита Михаила, потому что тот выступал против его антирусской австрофильской политики. Мы живем в эпоху новой, „мягкой" оккупации сербского народа, но история повторяется. Чтущий да разумеет».
Очевидно, что сейчас, когда новый Устав СПЦ стоит на повестке дня, это видят все, кто хочет видеть.
КАК ЭТО ВИДЯТ РУССКИЕ КОНФЕДЕРАЛИЗАЦИЯ СПЦ
Павел Тихомиров, заместитель главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Степанова, большой друг православных сербов и автор книг о святом Николае Жичском и Охридском, опубликовал на «РНЛ» две статьи, касающиеся ситуации в СПЦ. Прежде всего, он указал на тот факт, что шиптарские (шиптары – славянизированная форма самоназвания албанцев, – примеч. пер.) СМИ непризнанного государства «Косово» интенсивно передают ложную информацию о том, что происходит формирование «Косовской православной церкви», в результате чего монастыри Косова и Метохии должны достаться шиптарским оккупантам. Это будет способствовать дальнейшей консолидации «независимого Косова». Хотя данная новость лжива, она ясно показывает, к чему стремятся враги сербского народа.
С другой стороны, газеты в Сербии сообщают о новом Уставе Сербской Православной Церкви, который радикально меняет ее устройство. «Вечерние новости» объявили, что новое название СПЦ будет «Сербская Православная Церковь – Печская Патриархия» и что Патриарх будет избираться голосованием, а не апостольским жребием. Тихомиров несколько иронически замечает, что «апогеем информированности» журналиста является «сенсационная» весть о том, что Сербский Патриарх отныне будет носить титул «Архиепископ Печский, митрополит Белградский и Карловацкий и Патриарх Сербских и Приморских земель».
Кроме «Приморских земель», новый титул, говорит Тихомиров, ничем не отличается от того, который можно, даже не будучи в теме, нагуглить в «Википедии». Появилось и обоснование, почему Патриарх якобы должен находиться в Печи, а не в Белграде. Правда, оно было опровергнуто. Хотя эта идея, говорит Тихомиров, не так уж плоха, но она запоздала по меньшей мере на сотню лет: «Эту идею высказывал бывший король Черногории, когда обсуждались различные модели общесербской интеграции. Черногорцы предлагали сделать центром обновленной и объединенной Церкви именно древний трон Печской Патриархии. Но, увы, конструкторы, фабриковавшие Югославию, менее всего озабочены были тем, чтобы выстроить православную Сербскую Державу. Плоды югославянских экспериментов сами говорят за себя».
Хорошо информированный из своих источников в Белграде, Тихомиров узнал и о новых планах в связи с измененным Уставом СПЦ – «выстроить вместо централизованной вокруг Белградского Патриархата Сербской Церкви некую конфедерацию региональных митрополий. Т. е. если бы вместо Сербской Православной Церкви получили бы некий „Печский Патриархат", то это позволило бы в дальнейшем „рассербить" Православную Церковь в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Черногории и „Республике Косово". Мотивация следующая: если Православие не будет ассоциироваться с Сербией, то это якобы позволит Церкви развиваться, нести миссию и т. д. Т. е. изменение названия по замыслу энтузиастов перекройки Сербской Церкви должно было происходить в два этапа: вначале к названию „СПЦ" добавляется „Печский Патриархат", а затем удаляется „СПЦ". Патриарх на это не пошел, но информационная кампания была уже запущена. Так что нет дыма без огня».
Тихомиров отметил, что изменения на экуменической почве углубляются, и что смешанная православно-римокатолическая комиссия для диалога по Степинацу (Алоизий, 1898–1960; католический кардинал, «духовный отец» хорватских фашистов усташей, благословивший убийство православных сербов. – Примеч. пер.) призвана изменить сербскую позицию относительно «архиепископа геноцида» (следовательно, и Ясеноваца (созданной усташами системы лагерей смерти, – примеч. пер.)), что приведет экуменический диалог к кульминации.
РАЗМЫШЛЕНИЯ РАНКО ГОЙКОВИЧА
В интервью с Ранко Гойковичем, переводчиком и издателем из Сербии, Тихомиров поинтересовался, почему вопрос об Уставе Сербской Православной Церкви вызвал информационный скандал.
Гойкович сказал, что наши «партнеры» спешат, и что под давлением западной империи, которая управляет национальными властями, планы резко изменились – требуется ускорить запланированное уничтожение Сербской Церкви путем изменения ее Устава. Гойкович считает, что Патриарх Ириней пытается сопротивляться давлению, но ему было бы легче, если бы он открыто обратился к верующим, которые, несомненно, его поддержат. Также Гойкович отметил, что продавливание «десербизации» СПЦ обезкураживает. «Конечно, в Царствии Небесном „несть ни эллина, ни иудея", но мы же живем в реальном мире. И именно специфический святосаввский дух Сербского Православия позволил сербам состояться как народу, выжить в условиях давления как со стороны Османской Империи, так и со стороны Ватикана и Габсбургов». Теперь, по его словам, «некоторые высокопоставленные миссионеры вознамерились осуществить „эллинизацию" и „иудаизацию" Сербской Церкви», что поддерживают и сербские политики.
Гойкович указывает и еще на одну опасность нового Устава: «Дроблением единой Сербской Церкви на множество поместных митрополий будет разрушена соборность сербского православного народа, ибо в среде энтузиастов изменения Устава находятся люди, исповедующие папистскую модель, отождествляющие Церковь с епископом. Эти митрополии в конечном итоге превратятся в удельные микро-княжества князьков Церкви».
Также он отмечает, что переход к парламентаризму при выборе Патриарха «попахивает маловерием и отсутствием упования на Промысл Господний». Бог избрал апостольским жребием и святого Тихона Исповедника – Патриархом Русского народа во время коммунистических гонений, и Патриарха Павла – в тяжелейшие для сербского народа годы.
О СТАТУСЕ ЧЕРНОГОРИИ
Историк и религиовед Александр Ракович, одобряющий переименование СПЦ в Печскую Патриархию (полагая, что таким образом восстанавливается преемственность сербской государственности – не только в Косово и Метохии, но и непрерывность сербской церковности через Цетинье), заметил, однако, еще один «прокол» в проекте нового Устава: «Прежде всего бросается в глаза огромное количество архиепископских титулов, вводимых в Сербской Церкви, причем никто не заботится о значении этих титулов, которые сегодня имеют только Патриарх и архиепископ Охридский, и формально митрополит Черногорско-Приморский».
Также заслуживает внимания решение, которое Ракович называет унизительным – т. е. то, что Патриарх будет именоваться «Патриархом Сербских и Приморских земель». Этим, по его мнению, удовлетворяется режим атеистов в Черногории, а не верующие люди. «Наши епископы не должны позволять, чтобы Черногория, этот сербский кровавый камень, как говорил владыка Раде (Петр II Петрович Негош, в миру Радивой (Раде); правитель Черногории в 1830–1851 гг. и митрополит Черногорский и Бердский, выдающийся сербский государственный, общественный и культурный деятель. – Примеч. пер.), впервые в истории была отделена от сербских земель», – заключает доктор Александр Ракович.
ЕПИСКОПОЛАТРИЯ, А НЕ ЕПИСКОПОЦЕНТРИЗМ
Историк права Зоран Чворович дал интервью еженедельнику «Печат», в котором указал на опасности нового Устава. По его словам, преамбула нового Устава содержит определение Церкви, сформулированное в соответствии с модернистским епискополатрийским пониманием, что Церковь является литургическим собранием священства и народа вокруг одного епископа: «Уравнение епископа с Церковью противоречит соборному устройству Церкви, установленному Самим Христом и подтвержденному апостолами 34-м каноном. Когда такой модернистский экклезиологический постулат входит в определение Церкви, которое дано в начале акта, исключительно регламентирующего правовую и организационную стороны Церкви, тогда таким образом создается идеологическая основа для оправдания дальнейшего разрушения соборного устройства нашей Поместной Церкви. Кроме того, уравнивание Церкви с епископом открывает дверь клерикализации, которая никогда не существовала в Восточной Церкви и которая противоречит природе Церкви, сравниваемой апостолом Павлом с телом, имеющим многие члены».
СПЕША В ОБЪЯТИЯ
Очевидно, что кто-то очень торопится с принятием нового Устава СПЦ. Чворович говорит: «Поскольку государству Сербии требуется разрешить все споры со своими соседями, что является эвфемизмом для признания ложных стран и ложных народов на сербских исторических землях, судя по всему, и от СПЦ требуется адаптировать свою организацию к новой политической „реальности". СПЦ, не будем забывать, приняла Экуменическую хартию и другие многочисленные документы, такие как недавняя резолюция KEЦ (экуменическая организация «Конференция европейских церквей», – примеч. пер.) „Будущее Европы", в которой пропагандируется единство евроатлантической Европы и включение в эту новую Вавилонскую башню православных стран и народов».
«РАССЕРБЛИВАНИЕ» ШАГ ЗА ШАГОМ
Чворович также отметил, что новый Устав СПЦ ведет к «рассербливанию» нашей Церкви. Он говорит: «Без стирания сербской идентичности епархий СПЦ в этих странах не будет успешного завершения процесса создания квазинации. Следовательно, предполагается удаление атрибута „Сербская" из названия нашей Церкви и введение митрополичьей системы, после чего СПЦ фактически станет национально нейтральной конфедерацией автономных центральнобалканских исторических православных митрополий, создававшихся все эти годы для подготовки к компромиссу с вражеской „реальностью".
Сегодняшний проект нового Устава с его решениями находится где-то между текущим положением дел и таковым наихудшим прогнозом. Не удалено название „Сербская", но добавлен исторический атрибут „Печская" с расчетом на то, что это „Печская" станет наиболее часто употребляемым названием, а после следующей редакции Устава СПЦ – и единственным наименованием нашей Поместной Церкви. В конце концов, КиМ (Косово и Метохия, – примеч. пер.) в составе Сербии защищаются неприятием документов преступного квазигосударства со стороны священства и монашества на КиМ, его названием в имени Церкви. <…>
Возведение отдельных епархий в ранг митрополий, где Черногория составляет одну, а Хорватия и Босния и Герцеговина – две митрополии, создает возможность укрепить связь этих мегаполисов с указанными политическими образованиями в будущем и в то же время под внешним давлением ослабляет связь с церковным центром в Белграде. То, что эти предчувствия оправдываются, говорит вступительное определение нашей Поместной Церкви, в котором слово „Сербская" не упоминается в качестве указания идентичности ни разу, а, наоборот, говорится о том, что Церковь превосходит все границы, в том числе и национальные. <…> Преамбула Устава не показывает, что сербское национальное сознание родилось из церковной автокефалии и что его краеугольным камнем является „святосаввство" как Православное Христианство сербского стиля и опыта. Такая Поместная Церковь без национальной идентичности позволяет, согласно Уставу, своим епархиям использовать печать, которая не будет отражать единство СПЦ, но будет соответствовать, например, антисербскому ассимиляторскому законодательству Черногории или Хорватии».
КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?
Кто должен быть удовлетворен новым Уставом СПЦ?
Прежде всего – западная империя Вашингтона и Брюсселя, которая давно требовала упразднения СПЦ как потенциального источника сопротивления ей и восстановления Сербства. Нужно угодить и местным властям из Белграда, желающим продать Косово и Метохию. Новым Уставом должно быть довольно и экуменическое собрание «Конференции европейских церквей» (эта организация поддерживала русофобский Майдан и укрофашистов на Украине; РПЦ не участвует в ней с 2008 г.), которое состоится в начале июня в Нови-Саде и целью которого является «десербизация» СПЦ в соответствии с Экуменической хартией, требующей от всех членов KEЦ отстаивать дальнейшую «евроатлантическую интеграцию». Порадуется и Фанар, главный слуга Вашингтона и Брюсселя на Востоке, которому должны достаться все наши епархии в диаспоре.
Только мы, православные сербы, недовольны и не можем быть довольны. Поэтому мы должны бороться и свидетельствовать, молясь святому Савве и Небесной Сербии, да не допустят разрушения их наследия на земле. Да поможет Бог нам, хотя грешным и расслабленным, но – Его, – нам, народу святых и мучеников, часовым на страшной границе Востока и Запада!
Владимир Димитриевич
Перевод с сербского языка Марии Деркачевой
Источник: газета «Православный Крест»
http://www.pkrest.ru/