11.04.2018
Окончание. Начало здесь и здесь
Особая страница в жизни зарубежников – Вторая мировая война. Еще до ее начала у карловчан сложились теплые отношения с фюрером немецкого народа. В 1938 г. митр. Анастасий выразил благодарность А. Гитлеру за принятие закона об имуществе Русской Церкви в Германии и за ассигнования на строительство православного собора в Берлине. «Лучшие люди всех народов, – писал митр. Анастасий, – видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду. Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под этим рабством, ожидающий своего освобождения, постоянно возносит к Богу молитвы, чтобы Он сохранил Вас и дал Вам свою всесильную помощь» (Цит. по проф. С.В. Троицкий. О неправде Карловацкого раскола. Париж. 1960. С. 95-96). И это в то время, когда Гитлер строил планы изгнания всего славянства за Урал.
Наконец, 22 июня 1941 г. профинансированный, выпестованный и вооруженный банкирами с Уол-Стрит Гитлер пошел в столь долго ожидаемый карловчанами «крестовый поход» на СССР. В 1941 г. в той же газете митр. Анастасий опубликовал статью «Нравственная сущность коммунизма и средства борьбы с ним». «Борьба с ним (коммунизмом) посильна только крепким духом и военною мощью народам, как, например, германскому, объявившему непримиримую брань не только русскому коммунизму, но и всякому проявлению коммунистического духа в других странах Европы. Сколько бы силы зла не оказывали сопротивление в нынешней решительной борьбе с ним, на которую смотрит весь мир, он уже чувствует свою обреченность. Победа для нас обеспечена заранее…» (Цит. по: С.В. Троицкий. Указ. соч. С. 96).
В «Окружном послании ко дню Св. Пасхи» 1942 г. тот же митрополит пишет: «Настал день, ожидаемый им (русским народом), и он ныне подлинно как-бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы… И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как-бы из самого ада преисподнего. Освобожденная часть русского народа повсюду давно уже запела… «Христос Воскресе!» (Цит. по: С.В. Троицкий. Указ. соч. С. 96).
Впрочем, митр. Анастасий не только подвизался на информационном фронте, но и оказывал фашизму деятельную помощь. 14 ноября 1944 г. в Берлинском соборе он произнес речь перед власовцами, в которой высказал свою мечту о победе Гитлера при их помощи. В той же речи он возмущался патриотической позицией, занятой Русской Церковью в Великой Отечественной войне.
26 мая 1942 г. митр. Анастасий открыл «Средне-Европейский Митрополичий Округ» для церквей «Великой Германии». Наряду с Германией, в него вошли Бельгия, Люксембург, Венгрия и оккупированная часть Югославии. Во время войны этот округ занял центральное место в Карловацком Управлении.
Германское командование подчинило православных всех юрисдикций карловчанам. Назначения епископов, членов епархиального совета и ревизионного комитета делались по соглашениям с германскими властями. Во главе этого округа 26 мая 1942 г. был поставлен немец митр. Серафим (Ладэ), получивший хиротонию от обновленцев. Распоряжением митр. Анастасия 11 июня 1942 г. он был поставлен членом Синода.
Справедливости ради необходимо отметить, что митр. Серафим даже с риском для себя делал все, чтобы облегчить положение русских военнопленных, в отличие от митр. Анастасия. Когда Гитлер погиб, Грибановский вынудил уйти Ладэ из состава Архиерейского Синода, чтобы показать себя противником фашизма.
25 марта 1945 г. митр. Серафим писал: «…не я просил о месячном пособии в размере 600 марок от прежнего Германского Правительства, а Архиерейский Синод через покойного генерала Бискупского. Не я получил незадолго до катастрофы 3 тысячи марок от национал-социалистического правительства, а Архиерейский Синод. Не я состоял в числе тех, кто выполняли определенные задания прежней Германской власти, а кое-кто из братий Владимировской обители. А теперь эти господа выступают в роли моих противников, потому что я немец…» (Цит. по: С.В. Троицкий. Указ. соч. С. 98-99).
В 1943 г. в Москве состоялся Архиерейский Собор, избравший митр. Сергия Патриархом. 21 октября того же года по желанию Гитлера, напуганного патриотической деятельностью Русской Православной Церкви, в Вене собралось Совещание восьми Карловацких епископов т.н. «Венское совещание», которое по оценке проф. Троицкого являлось «самочинным сборищем». Оно признало недействительным избрание Патриарха.
При помощи митр. Анастасия была сформирована в Югославии «Русская Охранная Группа», переименованная позже в «Русский Охранный Корпус». Он сам вел пропаганду среди русских эмигрантов, уговаривая их вступать в это военное формирование, служил для него молебны, благословлял на боевые действия, принимал участие в банкетах вместе с немецким главнокомандующим генералом Бадером. Все это нашло отражение в официальном органе карловчан «Церковной жизни». Большая часть этого корпуса погибла в боях против сербских патриотов и советских войск.
28 июня 1956 г. официальный орган карловчан «Православная Русь» № 12 опубликаовал статью проф. Ф. Вербицкого, который следующим образом описывает деятельность митр. Анастасия в Германии и Югославии: «В Белграде и во всех местах своего пребывания, он напутствует своим благословением полки, идущие в бой с богоборческой властью коммунистов – Русского Корпуса, Власовские, Казачьи – и не оставляет их в тяжелое время послевоенных невзгод, объезжая лагеря, служившие местом заточения» (Цит. по: С.В. Троицкий. Указ. соч. С. 100).
Другие карловацкие иерархи не отставали от первоиерарха. Митр. Западно-Европейских Русских церквей Серафим (Лукьянов) обратился с кратким пламенным посланием, в котором в частности писал: «Да будет благословен час и день, когда началась великая война с III Интернационалом. Да благословит Всевышний великого Вождя Германского Народа, поднявшего меч на врагов самого Бога». Выдержки из послания были опубликованы в официальном органе Карловацкого Синода «Церковная жизнь» (Цит. по: С.В. Троицкий. Указ. соч. С. 101).
А архп. Виталий обращался к президенту Рузвельту, чтобы он не оказывал помощи «палачам русского народа».
Для сравнения можно привести отрывок из проповеди свт. Луки Крымского Чудотворца: «Только те, кому чуждо все, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель и похвала, только враги человечества могут сочувственно помышлять о фашизме и ожидать от Гитлера свободы Церкви. Гитлер, часто повторяющий имя Божие, изображающий с великим кощунством крест на танках и самолетах, с которых расстреливают беженцев, должен быть назван антихристом» (Св. Лука Войно-Ясенецкий. Бог помогает народам СССР в войне против фашистских агрессоров // Журнал Московской Патриархии, 1944, №9. http://pravoslavnie.gorojane.tv/forum/index.php?showtopic=3557)
Окончилась Великая Отечественная война и почти сразу же за ней началась холодная война с Западом. Союзника СССР президента Рузвельта сменил на посту Г. Трумэн, вынашивавший планы нанесения массированного ядерного удара по крупнейшим городам Советского Союза. Такие бомбардировки планировались в 1946-48 гг. (Лишь испытание термоядерной бомбы в СССР в 1948 г. положило конец этим планам). Митр. Анастасий одобрил эту идею Трумэна. В своем «Пасхальном послании», опубликованном в апрельском номере журнала «Русь Святая» за 1948 г. он писал: «…Этот страшный опустошительный огонь (атомный) имеет не только разрушительное, но и свое очистительное действие… Но вы скажете, что истребительный меч смерти падет не только на развращенных и злых, но и на людей добродетельных и даже святых, и на последних даже чаще, чем на первых. Но для таких людей смерть не является бедствием, ибо открывает для них путь к безконечной, блаженной, истинной жизни. Атомные бомбы… поистине менее опасны для нашего отечества, чем нравственное разложение, какое вносят в русскую душу своим примером, высшие представители гражданской и церковной власти…» (Цит. по: С.В. Троицкий. Указ. соч. С. 70).
Для сравнения можно привести отрывок из его статьи 1943 г., посвященной мнимой недействительности избрания Патриархом митр. Сергия, когда союзники собрались открыть «второй фронт» против Гитлера и Русская Церковь учредила об этом моления: «Русская Церковь молится о распространении страшного опустошительного пожара войны на новые пространства, чтобы бросить в огонь и обречь на страдания миллионы людей и среди них множество мирных жителей, стариков, женщин и детей» (Цит. по: С.В. Троицкий. Указ. соч. С. 97). Так митр. Анастасий печалился об участи развязавшей войну Германии, ее народа, а о миллионах русских женщин, стариков и детей, которые бы погибли в результате ядерной бомбардировки он не задумался и легко согласился ими пожертвовать, только бы уничтожить вместе с ними советскую власть.
Для характеристики связи зарубежников с ЦРУ необходимо остановиться на личности графа Георгия Павловича Граббе (1902-1995), привлеченного к церковной деятельности еще митр. Антонием (Храповицким) более полувека занимавшим ключевые должности в РПЦЗ при трех первоиерархах и управлявшем ее делами в перерывах между сессиями Синода. (Маевский В.А. Русские в Югославии. Взаимоотношения России и Сербии. Т. 2. Нью-Йорк. 1966. С. 151).
В 1944 г. граф был рукоположен в сан священника, а в 1979 г. – во епископа. Когда возник вопрос о его епископской хиротонии, пять иерархов и известных священнослужителей выступили с решительным протестом против этого. Первоирерарх РПЦЗ митр. Филарет (Вознесенский) возражал: «Его имя широко известно во всем православном и инославном церковном мире как имя нашего идеолога… Отмена его хиротонии явилась бы актом громадной важности и могла бы быть принята внешними как отказ от долголетней идеологии нашей Церкви и намерение ее пересмотреть». (Православная энциклопедия. Т. XII. М. 2006. С. 572).
Отношения Г.П. Граббе с митр. Филаретом были отношениями начальника со своим подчиненным. Когда Анастасий (Грибановский) ушел на покой, на «его место, – пишет зарубежный епископ Митрофан (Зноско), – избран Архиерейским Собором владыка Филарет – самый младший, по хиротонии, епископ, ставший пленником отца и сына [т.е. прот. Георгия Граббе и его сына иг. Антония]… без Духа Святаго и группы его молодежи. Сверхтяжелыми были первые годы управления Церковью для нового Предстоятеля Зарубежной Церкви Русской… В ряде газет появилось сообщение о получении Синодом (несомненно отцом и сыном Граббе) крупной суммы от “Си-Ай-Эйˮ (ЦРУ)), взволновавшая верующих. По этому делу было у меня несколько встреч с митрополитом Филаретом и переписка с ним» (Епископ Митрофан (Зноско). Хроника одной жизни. к шестидесятилетию пастырского служения. IX. 1935-XI 1995. М. 1995. С. 312). Т.о. Центральное разведывательное управление через идеолога РПЦЗ вело эту организацию и до сих пор ведет.
Все это позволяет определить РПЦЗ, как эмигрантское белогвардейское раскольничье образование, имевшее целью борьбу с советской властью, ради достижения этой цели порвавшее каноническое общение с Русской Православной Церковью и сотрудничавшее со всеми врагами СССР и России, начиная от фашистской Германии и, кончая США.
Здесь уместно привести высказывание еще одного святого по данной теме. Преп. Лаврентий Черниговский предупреждал: «Чтобы верны были мы Московской Патриархии и ни в коем случае не входили в какой раскол. Что те архиереи и иереи, которых ввели в смуту, большой сделали себе вред и множество православных душ погубили. Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей. Свободная церковь — это еретическое название. У нас все Православные церкви и монастыри, в том числе и закрытые, и поруганные. Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь!» (Поучения пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание. Москва. 1994 г. С. 161).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из непредвзятого рассмотрения истории взаимоотношений зарубежного ВЦУ со своим иерархическим начальством в лице Высшего Церковного Управления Русской Православной Церкви, а также со священноначалием других Поместных Православных Церквей видно, что действительно оно уклонилась в раскол. Возвращение в Церковь отпавших от нее сообществ происходит либо через Крещение, либо через Миропомазание, либо через Покаяние (8-е правило I Вселенского Собора, 7-е правило II Вселенского Собора, Правило 1-е свт. Василия Великого).
В 2006 г. при т.н. воссоединении Русской Православной Церкви Московского Патриархата с раскольничьим образованием РПЦЗ был применен неведомый Апостолам и Святым Отцам чин. От раскольников не потребовали даже покаяния, а сделали вид, будто ничего не было. Затем были канонизированы зарубежные подвижники, скончавшиеся в расколе. Пагубные плоды этих двух действий не замедлили явиться в наше время в виде новых расколов. Действительно, если пребывая в расколе, можно достичь духовного совершенства и святости, то почему бы и не уйти из Церкви? Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6, 7).
Т.н. «воссоединение» несет в себе угрозу и с другой стороны. Оно явилось опасным прецедентом, поскольку данным чином можно воссоединиться с кем угодно, начиная с еретиков папистов и кончая, язычниками-папуасами. Это вполне экуменический чин – чужеродное новомодное новшество в области канонического права.
Патриоты, закрывавшие глаза на все эти неправды, и ожидавшие вливания чистой антиэкуменической струи в Русскую Церковь с вступлением в нее зарубежников посрамились в своих упованиях. Экуменическое объединение с раскольниками произошло, но никакого притока свежих сил не наблюдается. Напротив, лишь усилился натиск экуменизма и наступление папизма. И это еще раз показывает, что нарушение церковного законодательства, под каким бы благовидным предлогом оно не совершалось, к добру не приводит.
Чистую струю можно ожидать лишь в том случае, если мы сами покаемся в своих грехах, заблуждениях и ошибках, а также если сумеем нашей молодежи сообщить правильные понятие о Православной Вере и жизни по ней. На неправде же никакого прочного здания построить нельзя. Рано или поздно оно дает трещины и разрушается, погребая под своими обломками строителей, нарушивших правила строения.
Но, слава Богу, сбивчивого, ошибочного взгляда на зарубежный раскол держатся немногие. Немало старцев и близких к ним по духу священнослужителей имеет здравые понятия о зарубежном расколе. Они сообщают их своим духовным чадам. Все это вселяет уверенность, что со временем наша Церковь изживет данное искушение и преодолеет эту болезнь.
Николай Светлов
<-назад в раздел
Карловацкое ВЦУ и Гитлер: Зарубежный раскол. часть III
Окончание. Начало здесь и здесь
Особая страница в жизни зарубежников – Вторая мировая война. Еще до ее начала у карловчан сложились теплые отношения с фюрером немецкого народа. В 1938 г. митр. Анастасий выразил благодарность А. Гитлеру за принятие закона об имуществе Русской Церкви в Германии и за ассигнования на строительство православного собора в Берлине. «Лучшие люди всех народов, – писал митр. Анастасий, – видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду. Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под этим рабством, ожидающий своего освобождения, постоянно возносит к Богу молитвы, чтобы Он сохранил Вас и дал Вам свою всесильную помощь» (Цит. по проф. С.В. Троицкий. О неправде Карловацкого раскола. Париж. 1960. С. 95-96). И это в то время, когда Гитлер строил планы изгнания всего славянства за Урал.
Наконец, 22 июня 1941 г. профинансированный, выпестованный и вооруженный банкирами с Уол-Стрит Гитлер пошел в столь долго ожидаемый карловчанами «крестовый поход» на СССР. В 1941 г. в той же газете митр. Анастасий опубликовал статью «Нравственная сущность коммунизма и средства борьбы с ним». «Борьба с ним (коммунизмом) посильна только крепким духом и военною мощью народам, как, например, германскому, объявившему непримиримую брань не только русскому коммунизму, но и всякому проявлению коммунистического духа в других странах Европы. Сколько бы силы зла не оказывали сопротивление в нынешней решительной борьбе с ним, на которую смотрит весь мир, он уже чувствует свою обреченность. Победа для нас обеспечена заранее…» (Цит. по: С.В. Троицкий. Указ. соч. С. 96).
В «Окружном послании ко дню Св. Пасхи» 1942 г. тот же митрополит пишет: «Настал день, ожидаемый им (русским народом), и он ныне подлинно как-бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы… И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как-бы из самого ада преисподнего. Освобожденная часть русского народа повсюду давно уже запела… «Христос Воскресе!» (Цит. по: С.В. Троицкий. Указ. соч. С. 96).
Впрочем, митр. Анастасий не только подвизался на информационном фронте, но и оказывал фашизму деятельную помощь. 14 ноября 1944 г. в Берлинском соборе он произнес речь перед власовцами, в которой высказал свою мечту о победе Гитлера при их помощи. В той же речи он возмущался патриотической позицией, занятой Русской Церковью в Великой Отечественной войне.
26 мая 1942 г. митр. Анастасий открыл «Средне-Европейский Митрополичий Округ» для церквей «Великой Германии». Наряду с Германией, в него вошли Бельгия, Люксембург, Венгрия и оккупированная часть Югославии. Во время войны этот округ занял центральное место в Карловацком Управлении.
Германское командование подчинило православных всех юрисдикций карловчанам. Назначения епископов, членов епархиального совета и ревизионного комитета делались по соглашениям с германскими властями. Во главе этого округа 26 мая 1942 г. был поставлен немец митр. Серафим (Ладэ), получивший хиротонию от обновленцев. Распоряжением митр. Анастасия 11 июня 1942 г. он был поставлен членом Синода.
Справедливости ради необходимо отметить, что митр. Серафим даже с риском для себя делал все, чтобы облегчить положение русских военнопленных, в отличие от митр. Анастасия. Когда Гитлер погиб, Грибановский вынудил уйти Ладэ из состава Архиерейского Синода, чтобы показать себя противником фашизма.
25 марта 1945 г. митр. Серафим писал: «…не я просил о месячном пособии в размере 600 марок от прежнего Германского Правительства, а Архиерейский Синод через покойного генерала Бискупского. Не я получил незадолго до катастрофы 3 тысячи марок от национал-социалистического правительства, а Архиерейский Синод. Не я состоял в числе тех, кто выполняли определенные задания прежней Германской власти, а кое-кто из братий Владимировской обители. А теперь эти господа выступают в роли моих противников, потому что я немец…» (Цит. по: С.В. Троицкий. Указ. соч. С. 98-99).
В 1943 г. в Москве состоялся Архиерейский Собор, избравший митр. Сергия Патриархом. 21 октября того же года по желанию Гитлера, напуганного патриотической деятельностью Русской Православной Церкви, в Вене собралось Совещание восьми Карловацких епископов т.н. «Венское совещание», которое по оценке проф. Троицкого являлось «самочинным сборищем». Оно признало недействительным избрание Патриарха.
При помощи митр. Анастасия была сформирована в Югославии «Русская Охранная Группа», переименованная позже в «Русский Охранный Корпус». Он сам вел пропаганду среди русских эмигрантов, уговаривая их вступать в это военное формирование, служил для него молебны, благословлял на боевые действия, принимал участие в банкетах вместе с немецким главнокомандующим генералом Бадером. Все это нашло отражение в официальном органе карловчан «Церковной жизни». Большая часть этого корпуса погибла в боях против сербских патриотов и советских войск.
28 июня 1956 г. официальный орган карловчан «Православная Русь» № 12 опубликаовал статью проф. Ф. Вербицкого, который следующим образом описывает деятельность митр. Анастасия в Германии и Югославии: «В Белграде и во всех местах своего пребывания, он напутствует своим благословением полки, идущие в бой с богоборческой властью коммунистов – Русского Корпуса, Власовские, Казачьи – и не оставляет их в тяжелое время послевоенных невзгод, объезжая лагеря, служившие местом заточения» (Цит. по: С.В. Троицкий. Указ. соч. С. 100).
Другие карловацкие иерархи не отставали от первоиерарха. Митр. Западно-Европейских Русских церквей Серафим (Лукьянов) обратился с кратким пламенным посланием, в котором в частности писал: «Да будет благословен час и день, когда началась великая война с III Интернационалом. Да благословит Всевышний великого Вождя Германского Народа, поднявшего меч на врагов самого Бога». Выдержки из послания были опубликованы в официальном органе Карловацкого Синода «Церковная жизнь» (Цит. по: С.В. Троицкий. Указ. соч. С. 101).
А архп. Виталий обращался к президенту Рузвельту, чтобы он не оказывал помощи «палачам русского народа».
Для сравнения можно привести отрывок из проповеди свт. Луки Крымского Чудотворца: «Только те, кому чуждо все, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель и похвала, только враги человечества могут сочувственно помышлять о фашизме и ожидать от Гитлера свободы Церкви. Гитлер, часто повторяющий имя Божие, изображающий с великим кощунством крест на танках и самолетах, с которых расстреливают беженцев, должен быть назван антихристом» (Св. Лука Войно-Ясенецкий. Бог помогает народам СССР в войне против фашистских агрессоров // Журнал Московской Патриархии, 1944, №9. http://pravoslavnie.gorojane.tv/forum/index.php?showtopic=3557)
Окончилась Великая Отечественная война и почти сразу же за ней началась холодная война с Западом. Союзника СССР президента Рузвельта сменил на посту Г. Трумэн, вынашивавший планы нанесения массированного ядерного удара по крупнейшим городам Советского Союза. Такие бомбардировки планировались в 1946-48 гг. (Лишь испытание термоядерной бомбы в СССР в 1948 г. положило конец этим планам). Митр. Анастасий одобрил эту идею Трумэна. В своем «Пасхальном послании», опубликованном в апрельском номере журнала «Русь Святая» за 1948 г. он писал: «…Этот страшный опустошительный огонь (атомный) имеет не только разрушительное, но и свое очистительное действие… Но вы скажете, что истребительный меч смерти падет не только на развращенных и злых, но и на людей добродетельных и даже святых, и на последних даже чаще, чем на первых. Но для таких людей смерть не является бедствием, ибо открывает для них путь к безконечной, блаженной, истинной жизни. Атомные бомбы… поистине менее опасны для нашего отечества, чем нравственное разложение, какое вносят в русскую душу своим примером, высшие представители гражданской и церковной власти…» (Цит. по: С.В. Троицкий. Указ. соч. С. 70).
Для сравнения можно привести отрывок из его статьи 1943 г., посвященной мнимой недействительности избрания Патриархом митр. Сергия, когда союзники собрались открыть «второй фронт» против Гитлера и Русская Церковь учредила об этом моления: «Русская Церковь молится о распространении страшного опустошительного пожара войны на новые пространства, чтобы бросить в огонь и обречь на страдания миллионы людей и среди них множество мирных жителей, стариков, женщин и детей» (Цит. по: С.В. Троицкий. Указ. соч. С. 97). Так митр. Анастасий печалился об участи развязавшей войну Германии, ее народа, а о миллионах русских женщин, стариков и детей, которые бы погибли в результате ядерной бомбардировки он не задумался и легко согласился ими пожертвовать, только бы уничтожить вместе с ними советскую власть.
СВЯЗЬ ЗАРУБЕЖНИКОВ С ЦРУ
Для характеристики связи зарубежников с ЦРУ необходимо остановиться на личности графа Георгия Павловича Граббе (1902-1995), привлеченного к церковной деятельности еще митр. Антонием (Храповицким) более полувека занимавшим ключевые должности в РПЦЗ при трех первоиерархах и управлявшем ее делами в перерывах между сессиями Синода. (Маевский В.А. Русские в Югославии. Взаимоотношения России и Сербии. Т. 2. Нью-Йорк. 1966. С. 151).
В 1944 г. граф был рукоположен в сан священника, а в 1979 г. – во епископа. Когда возник вопрос о его епископской хиротонии, пять иерархов и известных священнослужителей выступили с решительным протестом против этого. Первоирерарх РПЦЗ митр. Филарет (Вознесенский) возражал: «Его имя широко известно во всем православном и инославном церковном мире как имя нашего идеолога… Отмена его хиротонии явилась бы актом громадной важности и могла бы быть принята внешними как отказ от долголетней идеологии нашей Церкви и намерение ее пересмотреть». (Православная энциклопедия. Т. XII. М. 2006. С. 572).
Отношения Г.П. Граббе с митр. Филаретом были отношениями начальника со своим подчиненным. Когда Анастасий (Грибановский) ушел на покой, на «его место, – пишет зарубежный епископ Митрофан (Зноско), – избран Архиерейским Собором владыка Филарет – самый младший, по хиротонии, епископ, ставший пленником отца и сына [т.е. прот. Георгия Граббе и его сына иг. Антония]… без Духа Святаго и группы его молодежи. Сверхтяжелыми были первые годы управления Церковью для нового Предстоятеля Зарубежной Церкви Русской… В ряде газет появилось сообщение о получении Синодом (несомненно отцом и сыном Граббе) крупной суммы от “Си-Ай-Эйˮ (ЦРУ)), взволновавшая верующих. По этому делу было у меня несколько встреч с митрополитом Филаретом и переписка с ним» (Епископ Митрофан (Зноско). Хроника одной жизни. к шестидесятилетию пастырского служения. IX. 1935-XI 1995. М. 1995. С. 312). Т.о. Центральное разведывательное управление через идеолога РПЦЗ вело эту организацию и до сих пор ведет.
ВЫВОДЫ
О том, что в 1927 г. произошел раскол, свидетельствуют не только историки РПЦ, но и сами карловчане. Из анализа канонического учения Церкви видно, что за пределами Отечества Православной Церкви не бывает. Могут действовать лишь подчиненные ей части – экзархаты или автономии. Свт. Тихон, сщмч. Петр, сщмч. Иларион и другие новомученики осуждали Карловацкий Синод, как неканоническое сообщество, возникшее под давлением политических противников советской власти, главным образом – вольных каменщиков. Заграничное ВЦУ пыталось Православную Церковь использовать как инструмент борьбы против большевиков. Уклонение в раскол повлекло другие перекосы в жизни Зарубежной Церкви, в частности ее сотрудничество с лютыми врагами России Гитлером в годы Великой Отечественной войны, а также с правительством США в послевоенный период.
Все это позволяет определить РПЦЗ, как эмигрантское белогвардейское раскольничье образование, имевшее целью борьбу с советской властью, ради достижения этой цели порвавшее каноническое общение с Русской Православной Церковью и сотрудничавшее со всеми врагами СССР и России, начиная от фашистской Германии и, кончая США.
Здесь уместно привести высказывание еще одного святого по данной теме. Преп. Лаврентий Черниговский предупреждал: «Чтобы верны были мы Московской Патриархии и ни в коем случае не входили в какой раскол. Что те архиереи и иереи, которых ввели в смуту, большой сделали себе вред и множество православных душ погубили. Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей. Свободная церковь — это еретическое название. У нас все Православные церкви и монастыри, в том числе и закрытые, и поруганные. Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь!» (Поучения пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание. Москва. 1994 г. С. 161).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из непредвзятого рассмотрения истории взаимоотношений зарубежного ВЦУ со своим иерархическим начальством в лице Высшего Церковного Управления Русской Православной Церкви, а также со священноначалием других Поместных Православных Церквей видно, что действительно оно уклонилась в раскол. Возвращение в Церковь отпавших от нее сообществ происходит либо через Крещение, либо через Миропомазание, либо через Покаяние (8-е правило I Вселенского Собора, 7-е правило II Вселенского Собора, Правило 1-е свт. Василия Великого).
В 2006 г. при т.н. воссоединении Русской Православной Церкви Московского Патриархата с раскольничьим образованием РПЦЗ был применен неведомый Апостолам и Святым Отцам чин. От раскольников не потребовали даже покаяния, а сделали вид, будто ничего не было. Затем были канонизированы зарубежные подвижники, скончавшиеся в расколе. Пагубные плоды этих двух действий не замедлили явиться в наше время в виде новых расколов. Действительно, если пребывая в расколе, можно достичь духовного совершенства и святости, то почему бы и не уйти из Церкви? Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6, 7).
Т.н. «воссоединение» несет в себе угрозу и с другой стороны. Оно явилось опасным прецедентом, поскольку данным чином можно воссоединиться с кем угодно, начиная с еретиков папистов и кончая, язычниками-папуасами. Это вполне экуменический чин – чужеродное новомодное новшество в области канонического права.
Патриоты, закрывавшие глаза на все эти неправды, и ожидавшие вливания чистой антиэкуменической струи в Русскую Церковь с вступлением в нее зарубежников посрамились в своих упованиях. Экуменическое объединение с раскольниками произошло, но никакого притока свежих сил не наблюдается. Напротив, лишь усилился натиск экуменизма и наступление папизма. И это еще раз показывает, что нарушение церковного законодательства, под каким бы благовидным предлогом оно не совершалось, к добру не приводит.
Чистую струю можно ожидать лишь в том случае, если мы сами покаемся в своих грехах, заблуждениях и ошибках, а также если сумеем нашей молодежи сообщить правильные понятие о Православной Вере и жизни по ней. На неправде же никакого прочного здания построить нельзя. Рано или поздно оно дает трещины и разрушается, погребая под своими обломками строителей, нарушивших правила строения.
Но, слава Богу, сбивчивого, ошибочного взгляда на зарубежный раскол держатся немногие. Немало старцев и близких к ним по духу священнослужителей имеет здравые понятия о зарубежном расколе. Они сообщают их своим духовным чадам. Все это вселяет уверенность, что со временем наша Церковь изживет данное искушение и преодолеет эту болезнь.
Николай Светлов