25.02.2018
<-назад в раздел
В чем состоит католическое учение о сверхдолжных заслугах Святых?
Вопрос: В чем состоит католическое учение о сверхдолжных заслугах Святых?
Ответ: Учение это состоит, во-первых, в том, что Святые угодники якобы совершили гораздо более, чем это нужно для спасения, и, во-вторых, будто римский папа имеет власть вменять этот излишек добрых дел тем людям, у которых относительно добрых дел ощущается недостаток.
Вопрос: Правильно ли это учение?
Ответ: Нет, не правильно, так как оно противоречит Слову Божию.
Вопрос: В чем состоит главная ошибка проповедующих это учение?
Ответ: Главная ошибка католиков состоит в том, что, по их мнению, вечное блаженство даруется от Бога людям за их заслуги в добродетельной жизни, как нечто должное, чего человек может требовать. На самом же деле далеко не так. Как бы ни был человек праведен и свят, сколько бы ни совершил он добрых дел, он никогда не может сказать, что заслужил Царство Небесное. Напротив, он всегда должен помнить, что если ему и будет даровано вечное блаженство, то не как нечто им заслуженное, а как дар неизреченной милости Божией. — Вот почему св. апостол Павел и писал в послании к Римлянам: «возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» — (Рим.6,23).
Вопрос: Почему же человек не может получить вечного блаженства, как чего-либо им вполне заслуженного?
Ответ: Во-первых, потому, что заслуги людей при сравнении с вечным блаженством слишком ничтожны; (1 Кор.2,9; 1 Ин.3,2) а, во-вторых, человек достигает их не одними своими силами, но при помощи Божественной благодати. Эту истину засвидетельствовал Сам Спаситель, когда сказал ученикам Своим: «Пребудьте во Мне, и Я — в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я — в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,4-5).
Вопрос: Есть ли учение об этом также и у св. Отцов?
Ответ: Есть. Св. Ириней пишет: «Как сухая земля, не получая влаги, не приносит плода, так и мы не могли бы приносить плодов жизни без благодатного дождя свыше. Посему необходима нам роса Божия, что бы мы не сгорели и не сделались безплодными».
«Убедим самих себя, пишет св. Иоанн Златоуст, что хотя бы мы тысячи раз употребляли старание, мы никогда не возможем творить добрых дел, если не будем пользоваться влечением свыше».
«Как телесный глаз, говорит Блаженный Августин, не может видеть без помощи света, так и человек, хотя бы совершенно оправданный, не может жить праведно, если не будет вспомоществуем свыше вечным светом правды».
Вопрос: Как же поэтому должно людям смотреть на свои добрые дела?
Ответ: «Когда исполните все, повеленное вам, заповедал Спаситель апостолам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк.17,10).
Вопрос: Имеется ли в Евангелии указание на то, что Царство Небесное даруется людям не за известное количество добрых, дел, а, главным, образом, по милости Божией?
Ответ: Имеется. В притче Господней о рабах, работавших в винограднике, повествуется, что рабы работали не одинаковое число часов, но по благости, Божией все получили одинаковую награду (Мф.20;1-15). Последнее свидетельствует о том; что Царство Небесное достигается человеком не за известное количество работы в добродетели, как нечто должное, но как дар милости Господа Бога.
Вопрос: Из каких слов Евангелия видно, что заслуги Святых не могут нам заменить наших обязанностей и восполнить наши недостатки?
Ответ: Из слов притчи Христовой о десяти девах: «Неразумные (девы) сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. (Мф.25,80).
Вопрос: На основании изложенного, что должно сказать об учении католиков о сверхдолжных заслугах святых?
Ответ: Учение это противно Слову Божию и потому — еретическое.
Ответ: Учение это состоит, во-первых, в том, что Святые угодники якобы совершили гораздо более, чем это нужно для спасения, и, во-вторых, будто римский папа имеет власть вменять этот излишек добрых дел тем людям, у которых относительно добрых дел ощущается недостаток.
Вопрос: Правильно ли это учение?
Ответ: Нет, не правильно, так как оно противоречит Слову Божию.
Вопрос: В чем состоит главная ошибка проповедующих это учение?
Ответ: Главная ошибка католиков состоит в том, что, по их мнению, вечное блаженство даруется от Бога людям за их заслуги в добродетельной жизни, как нечто должное, чего человек может требовать. На самом же деле далеко не так. Как бы ни был человек праведен и свят, сколько бы ни совершил он добрых дел, он никогда не может сказать, что заслужил Царство Небесное. Напротив, он всегда должен помнить, что если ему и будет даровано вечное блаженство, то не как нечто им заслуженное, а как дар неизреченной милости Божией. — Вот почему св. апостол Павел и писал в послании к Римлянам: «возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» — (Рим.6,23).
Вопрос: Почему же человек не может получить вечного блаженства, как чего-либо им вполне заслуженного?
Ответ: Во-первых, потому, что заслуги людей при сравнении с вечным блаженством слишком ничтожны; (1 Кор.2,9; 1 Ин.3,2) а, во-вторых, человек достигает их не одними своими силами, но при помощи Божественной благодати. Эту истину засвидетельствовал Сам Спаситель, когда сказал ученикам Своим: «Пребудьте во Мне, и Я — в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я — в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,4-5).
Вопрос: Есть ли учение об этом также и у св. Отцов?
Ответ: Есть. Св. Ириней пишет: «Как сухая земля, не получая влаги, не приносит плода, так и мы не могли бы приносить плодов жизни без благодатного дождя свыше. Посему необходима нам роса Божия, что бы мы не сгорели и не сделались безплодными».
«Убедим самих себя, пишет св. Иоанн Златоуст, что хотя бы мы тысячи раз употребляли старание, мы никогда не возможем творить добрых дел, если не будем пользоваться влечением свыше».
«Как телесный глаз, говорит Блаженный Августин, не может видеть без помощи света, так и человек, хотя бы совершенно оправданный, не может жить праведно, если не будет вспомоществуем свыше вечным светом правды».
Вопрос: Как же поэтому должно людям смотреть на свои добрые дела?
Ответ: «Когда исполните все, повеленное вам, заповедал Спаситель апостолам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк.17,10).
Вопрос: Имеется ли в Евангелии указание на то, что Царство Небесное даруется людям не за известное количество добрых, дел, а, главным, образом, по милости Божией?
Ответ: Имеется. В притче Господней о рабах, работавших в винограднике, повествуется, что рабы работали не одинаковое число часов, но по благости, Божией все получили одинаковую награду (Мф.20;1-15). Последнее свидетельствует о том; что Царство Небесное достигается человеком не за известное количество работы в добродетели, как нечто должное, но как дар милости Господа Бога.
Вопрос: Из каких слов Евангелия видно, что заслуги Святых не могут нам заменить наших обязанностей и восполнить наши недостатки?
Ответ: Из слов притчи Христовой о десяти девах: «Неразумные (девы) сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. (Мф.25,80).
Вопрос: На основании изложенного, что должно сказать об учении католиков о сверхдолжных заслугах святых?
Ответ: Учение это противно Слову Божию и потому — еретическое.