17.02.2018
<-назад в раздел
«Наш путь – соборное покаяние»
В № 1 (193) был опубликован ряд кратких размышлений наших авторов – священнослужителей, представителей православной общественности, историков, журналистов, писателей, деятелей культуры и искусства – на тему «Итоги 2017 года в контексте осмысления столетия революции в России» . В опросе принял участие и уже знакомый читателям «ПК» батюшка-монархист иеромонах Михаил (Трубачев). А недавно мы вновь встретились и побеседовали с отцом Михаилом об этой самой главной, как нам кажется, проблеме, волнующей всех неравнодушных к судьбам Руси…
То, о чем я кратко высказался по вашей просьбе – осмысление современности в свете драматических событий 100-летней давности, хотелось бы раскрыть глубже. Объяснить становящееся сейчас очевидным при взгляде на нынешнюю ситуацию. Естественно, все это волновало нас и раньше, но сегодня – особенно, поскольку мы стоим на рубеже: во-первых – столетие трагедии лишения Самодержавия, а впереди – столетие убиения святой Царской Семьи.
Неслучайно, думаю, в минувшем году у нашего храма были явлены святыни. Мы откопали наградной знак регионального руководителя «Союза Русского народа». И буквально через несколько недель мне привезли из Англии сигнальный экземпляр (первый экземпляр типографской продукции, утверждаемый издательством для печати, – примеч. ред.) обращения игумена Арсения, учредителя этого «Союза», который мы издали в виде брошюры (см.: Арсений (Алексеев), игум. Апостасия в Церкви и трагедия России. Беседа бывшего синодального миссионера. М., 2017. 48 с. – Примеч. ред.) и готовим еще к нему дополнение – новые факты о причинах необходимости создания «Союза Русского народа» и о его противниках, препятствовавших православным монархистам.
К сожалению, когда эта организация образовалась, в ее программе, в уставе, который я сейчас изучаю, оказались серьезные недоработки. Там было много политики, указаний по хозяйственным вопросам, но мало внимания уделялось главному – духовному содержанию движения, что мы и должны сегодня исправить. Нам нужно не политическое или экономическое сплочение, а в первую очередь именно духовное… Хотя «Союз» в начале ХХ века объединял несколько миллионов православных… Среди них был и будущий святой Патриарх Тихон, и святой праведный Иоанн Кронштадтский, и многие губернаторы... И такой многочисленный, казалось бы, орган, а не смог остановить какую-то пятитысячную горстку разбойников-революционеров, перевернувших Россию, свергнув Самодержавие…
Анализируя ситуацию, начинаешь понимать, в чем было великое заблуждение в 1917 году и что до сих пор не дает нам возродиться. Всякая нечистая сила изгоняется, по слову Спасителя, постом и молитвой. А перед сдачей России в руки бесов произошло массовое отступление от веры: представители аристократии поснимали с себя кресты, причащались крайне редко – раз в год. Сохранились сборники о дворянских собраниях того времени, где рассказывается, как они устраивали из своего говения некий фарс и проводили балы по случаю Причастия. Все духовное вытеснялось светским.
Но и это не самое страшное. Хуже другое: наш глас народного Православия отец Иоанн Кронштадтский постоянно во всех проповедях призывал к покаянию, но Синод его не поддержал! Праведник не был услышан, и его не слышат доныне!
Ведь что характерно? Того же игумена Арсения начали притеснять и гнать после того, как он стал обличать революционеров. А он около 50 лет вел миссионерскую работу, громил еретиков… И кто его запретил? Синод! Тот же Синод, который его в свое время, в конце XIX века, специально для этого вызвал со Святой Горы как выдающегося проповедника, потому что сами иерархи не справлялись с засильем еретических учений и сект. И после десятилетий плодотворной борьбы подвижника запретили в служении, сняли со всех должностей и отправили в ссылку. Отец Арсений обратился к вершившим несправедливость, попросил хотя бы вернуть его туда, откуда забрали – на Афон. Но – нет. Вот какие деяния совершал предреволюционный Синод!
И эти люди были участниками Поместного Собора 1917–1918 годов, который у нас сейчас хотят объявить «святым». Какой же он святой, если многие из тех, кто там присутствовал, состоялись в масонских ложах?! А масонство – это не какой-то надуманный тайный заговор. Это хитрая, лукавая война против Бога.
Вот самая главная причина трагедии! Поместный Собор проходил в то время, когда уже начали рушить церкви, расстреливать священников, беззаконно свергли Царя. А они там рассматривали какие-то посторонние вопросы – вплоть до того, вводить ли в наших храмах католические органы и т. п. Даже не вмещается в голове: как такое можно было обсуждать на полном серьезе в той страшной обстановке, когда рушилась Империя?! Следовало бить во все колокола о начавшейся катастрофе. Но абсолютное большинство участников Собора, узнав о том, что Царь свергнут, рукоплескали новым властям – Временному правительству. Но кто входил в это Временное правительство? Масоны! Вот кому рукоплескали архиереи! Если бы в тот момент они сделали единственный верный шаг – призвали народ к покаянию, то Господь, возможно, не попустил бы последовавшую страшную трагедию. Народ бы восстал, пошел за Церковью…
В 2004 году по благословению старца Николая Гурьянова мы составили Чин покаяния. Старец сам его корректировал и сказал, что нужно как можно скорее начинать проводить этот Чин. Первое, что мы сделали, – распространили его по монастырям. Потом провели в Москве. Тогда удалось собрать больше 40 священников из разных регионов и братских стран и 3000 православных; состоялся Крестный ход. Когда же мы решали, где организовать Чин в следующий раз, то никто из батюшек, даже сочувствовавших, не решился предложить свой храм… А идея была – объединить все сословия, весь народ, как это было при Патриархах Ермогене и Иове в Смутное время. Мы отправили на проходившее тогда заседание Синода 20 священников с письмом-обращением благословить данное начинание. Но никто из синодалов не захотел даже взять его в руки. Т. е. не получили мы ни ответа, ни поддержки… Конечно, самое идеальное было бы проводить такие моления в Успенском соборе Кремля, где проходил Чин покаяния в начале XVII века, после которого удалось преодолеть кризис Смуты. Но поскольку не получилось найти храм в Москве, мы стали устраивать эти Чины в подмосковном селе Тайнинском, у памятника святому Царю-Мученику. Так, слава Богу, продолжалось несколько лет: сотни тысяч людей в этом поучаствовали. Но потом определенные силы – светские и внутрицерковные – дезорганизовали и дискредитировали это действо.
И сейчас, стоя на пороге столетия мученической кончины святой Царской Семьи и учитывая горький опыт прошедших лет, мы снова призываем ко всенародному покаянию. Повторюсь: это единственное средство, которое способно по крайней мере отодвинуть сроки грядущих на нас бед…
Покаяние должно быть соборным, всеобщим. По всем монастырям и приходам. Чтобы за каждой Литургией каялись и молились, просили Господа вернуть нам Государя. Как в свое время молился иудейский народ, и Бог дал им Царя. Чтобы уже сейчас каждый осознал, что никакие выборы и демократия нас не спасут. Наш путь – только соборное покаяние и соборная молитва. И начаться это должно со священнослужителей!
Вот, я планирую опубликовать письмо одного из руководителей СРН митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию (Вадковскому). В 1910 году Владыку пригласили на съезд «Союза», чтобы он отслужил молебен и благословил монархистов – а до этого было благословение и Царя, и отца Иоанна Кронштадтского. Но Владыка отказался, даже не прислал своего викария, хотя обещал. А предлог нашел – мол, я не участвую в политических акциях. И тогда руководитель СРН ему написал: попа Гапона (священник Георгий Гапон, один из лидеров революционных рабочих масс, которому покровительствовал митрополит Антоний, – примеч. ред.) против Царской власти и Церкви Вы благословляли и участвовали, не считая то политической акцией, а когда собрался «Союз Русского народа», чтобы спасать Россию, – Вы объявили обратное. И в целом он там по полочкам разложил, кто виновник революций 1905 и 1917 годов. Вот главная причина бедствий того и нашего времени!
Но не надо забывать, что как тогда, 100 лет назад, так и сейчас нашей Церковью управляет не Патриарх, не Синод, а Сам Господь. И потому необходимо все решения земных руководителей сравнивать с определениями Церкви Небесной – с учением Святых Отцов.
Сейчас главная на земле Церковь, несущая в себе полноту евангельской проповеди и правды, – это наша Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Остальные – или менее численные, или отступившие от пути Святых Отцов. Значит, надежда только на РПЦ МП, у которой есть два Столпа – Господь, ведущий Церковный корабль, и Матерь Божия, в руках Которой Держава – символ власти Российской. Она сейчас у нас Царица России, а Христос – Царь и Патриарх нашей Церкви. Поэтому нам, слава Богу, нечего бояться!
Подготовила Анастасия Державина