10.02.2018
Более 10 лет в Третьяковской галерее изучали икону, перед которой в трудные времена молились русские цари, начиная с Ивана Грозного. Итог исследований – уникальный труд искусствоведа Левона Нерсесяна и реставратора Дмитрия Суховеркова. В нём есть что-то от детектива: интрига, версии и «улики», найденные при помощи современных технологий. Какие же секреты удалось открыть?
Сразу скажем: версия о том, что именно эта святыня помогла князю Дмитрию Донскому одолеть Мамая, не подтверждается. Все данные говорят, что образ был написан после смерти князя, в начале 1390-х годов. Возможно, икону заказала вдова, княгиня Евдокия, в память о муже и о его славной победе. Позже летописцы чуть «подправили» хронологию и поместили образ в гущу Куликовской битвы.
Когда создали «непобедимую»
Впервые летопись упоминает о Донской иконе в 1552 году. Собравшись идти с войском на Казань, молодой Иван Грозный побывал в коломенском Успенском соборе и долго перед нею молился. Уже тогда утвердилась версия о роли святыни на Куликовом поле. Теперь «непобедимой Воеводе» предстояло укрепить русских в борьбе с наследниками Орды.
После победного взятия Казани царь распорядился перенести Донскую из Коломны в Москву. Её поместили в Благовещенском соборе Кремля. Во время военных кампаний не раз брали с собой, служили молебны в походных храмах. Самый известный случай — когда русские, помолившись перед этим образом, разгромили крымского хана Казы-Гирея. Его войска вплотную подступили к Москве, стояли на Воробьёвых горах. Наши воины, не дожидаясь рассвета, глубокой ночью вдруг принялись палить из всех пушек. Ошеломлённые враги в панике бежали. В память о чудесном событии на том месте, где находилась икона, основали Донской монастырь.
Кто автор образа
Ещё одна легенда связана с автором: им считался знаменитый мастер, приехавший к нам из Византии, – Феофан Грек. Впервые эту гипотезу высказал в 1918 году знаток искусства Игорь Грабарь. Особых аргументов у него не было, но сведений о других византийских мастерах, работавших в Москве, просто не сохранилось. И, не имея иных имён, специалисты приписывали ему некоторые иконы того времени.
Однако в случае с Донской возникли новые обстоятельства: рентгенография, съёмки под микроскопом и в инфракрасных лучах показали, что состав пигментов и способ наложения красок при создании этого образа уникальны.
Более того, на оборотной стороне Донской иконы находится образ Успения, написанный другим мастером, менее искусным. Впрочем, сравняться с автором главного лика вряд ли возможно: это абсолютный шедевр. И художественный, и богословский.
В чём отличие от Владимирской
На первый взгляд Донская икона похожа на Владимирскую – та же склонённая голова Девы, приникший Младенец. Но насколько различны эти образы! Скорбная, прозревающая жертвенную судьбу Сына Владимирская и радостная, торжествующая Донская. Как же автору удалось, не нарушив правил, передать совсем другое настроение?
Впрочем, иконописца вообще не заботили наши эмоции. Он работал не ради впечатления, а для того, чтобы верующим открылся иной, неземной мир. В его творении заложена сложнейшая богословская программа. Вот лишь несколько деталей.
Пальчики правой руки Младенца согнуты: Он, обнимая, благословляет Мать. В левой руке у Него свиток – символ Слова. На Владимирской иконе такого нет. Сам Младенец весь светится от золотых штрихов на одежде. Что это значит?
– Христос представлен здесь не как жертва, а как Предвечный Бог и Небесный Царь, – объясняет один из авторов книги — Левон Нерсесян. – Благословляя Богоматерь, Он является в полноте Божественного величия, как бы предвосхищая грядущий поход за Её душой. Таким образом обе стороны иконы оказываются связаны общим содержанием.
Зачем Богородица сжимает хитон
Особое значение имеют руки Богородицы. Правая широко раскрыта, на ней уверенно сидит Младенец, – это прообраз престола, на котором воссядет воскресший Спаситель. Левая сжимает край хитона Младенца, фокусируя внимание на блистающих складках — символе «новых одежд», в которые облачатся праведники в Царствии Небесном.
– В небесную славу облечена и Сама Богоматерь, – отмечает Левон Нерсесян. – Об этом свидетельствуют и сияние Её лика, и украшения на мафории – золотой кайме с тончайшей кружевной бахромой и греческой надписью.
Так вот почему от иконы рождается дивное ощущение радости: перед нами торжество Христа и Марии, облечённой в «позлащённые ризы»!
Что осталось тайной
Учёным так и не удалось точно установить имя автора. Возможно, это всё же Феофан Грек, которого современники называли «преславным мудрецом» и «философом».
Неизвестна судьба святых мощей, которые были помещены в нижний край иконы и закрыты воском. Ещё в 1914 году они были на месте, а в 1918-м образ поступил на реставрацию уже без них. Может, кто-то из революционных пролетариев искал там драгоценности?
Ещё одна безвозвратная утрата – великолепный убор: 600 огранённых изумрудов, крупный жемчуг, рубины. Этот шедевр ювелирного искусства, созданный русскими умельцами при Петре I, разорили солдаты Наполеона. А после 1917 года пропала вся риза.
И самое загадочное – надпись на одежде Богородицы. 24 греческие буквы, которые невозможно рассмотреть посетителю Третьяковки. Что это? Начальные буквы молитвы? Зашифрованное послание автора, ключ к пониманию его замысла? А может, иконописец пытался указать своё имя? Последнюю версию учёные единодушно отвергли: в те времена художники не подписывались, справедливо полагая, что созданное ими – от Бога.
Михаил УСТЮГОВ
Источник:Православная газета
http://krest-most.ru
<-назад в раздел
В Третьяковской галерее изучали Донскую икону: Какие же секреты удалось открыть?
Сразу скажем: версия о том, что именно эта святыня помогла князю Дмитрию Донскому одолеть Мамая, не подтверждается. Все данные говорят, что образ был написан после смерти князя, в начале 1390-х годов. Возможно, икону заказала вдова, княгиня Евдокия, в память о муже и о его славной победе. Позже летописцы чуть «подправили» хронологию и поместили образ в гущу Куликовской битвы.
Когда создали «непобедимую»
Впервые летопись упоминает о Донской иконе в 1552 году. Собравшись идти с войском на Казань, молодой Иван Грозный побывал в коломенском Успенском соборе и долго перед нею молился. Уже тогда утвердилась версия о роли святыни на Куликовом поле. Теперь «непобедимой Воеводе» предстояло укрепить русских в борьбе с наследниками Орды.
После победного взятия Казани царь распорядился перенести Донскую из Коломны в Москву. Её поместили в Благовещенском соборе Кремля. Во время военных кампаний не раз брали с собой, служили молебны в походных храмах. Самый известный случай — когда русские, помолившись перед этим образом, разгромили крымского хана Казы-Гирея. Его войска вплотную подступили к Москве, стояли на Воробьёвых горах. Наши воины, не дожидаясь рассвета, глубокой ночью вдруг принялись палить из всех пушек. Ошеломлённые враги в панике бежали. В память о чудесном событии на том месте, где находилась икона, основали Донской монастырь.
Кто автор образа
Ещё одна легенда связана с автором: им считался знаменитый мастер, приехавший к нам из Византии, – Феофан Грек. Впервые эту гипотезу высказал в 1918 году знаток искусства Игорь Грабарь. Особых аргументов у него не было, но сведений о других византийских мастерах, работавших в Москве, просто не сохранилось. И, не имея иных имён, специалисты приписывали ему некоторые иконы того времени.
Однако в случае с Донской возникли новые обстоятельства: рентгенография, съёмки под микроскопом и в инфракрасных лучах показали, что состав пигментов и способ наложения красок при создании этого образа уникальны.
Более того, на оборотной стороне Донской иконы находится образ Успения, написанный другим мастером, менее искусным. Впрочем, сравняться с автором главного лика вряд ли возможно: это абсолютный шедевр. И художественный, и богословский.
В чём отличие от Владимирской
На первый взгляд Донская икона похожа на Владимирскую – та же склонённая голова Девы, приникший Младенец. Но насколько различны эти образы! Скорбная, прозревающая жертвенную судьбу Сына Владимирская и радостная, торжествующая Донская. Как же автору удалось, не нарушив правил, передать совсем другое настроение?
Впрочем, иконописца вообще не заботили наши эмоции. Он работал не ради впечатления, а для того, чтобы верующим открылся иной, неземной мир. В его творении заложена сложнейшая богословская программа. Вот лишь несколько деталей.
Пальчики правой руки Младенца согнуты: Он, обнимая, благословляет Мать. В левой руке у Него свиток – символ Слова. На Владимирской иконе такого нет. Сам Младенец весь светится от золотых штрихов на одежде. Что это значит?
– Христос представлен здесь не как жертва, а как Предвечный Бог и Небесный Царь, – объясняет один из авторов книги — Левон Нерсесян. – Благословляя Богоматерь, Он является в полноте Божественного величия, как бы предвосхищая грядущий поход за Её душой. Таким образом обе стороны иконы оказываются связаны общим содержанием.
Зачем Богородица сжимает хитон
Особое значение имеют руки Богородицы. Правая широко раскрыта, на ней уверенно сидит Младенец, – это прообраз престола, на котором воссядет воскресший Спаситель. Левая сжимает край хитона Младенца, фокусируя внимание на блистающих складках — символе «новых одежд», в которые облачатся праведники в Царствии Небесном.
– В небесную славу облечена и Сама Богоматерь, – отмечает Левон Нерсесян. – Об этом свидетельствуют и сияние Её лика, и украшения на мафории – золотой кайме с тончайшей кружевной бахромой и греческой надписью.
Так вот почему от иконы рождается дивное ощущение радости: перед нами торжество Христа и Марии, облечённой в «позлащённые ризы»!
Что осталось тайной
Учёным так и не удалось точно установить имя автора. Возможно, это всё же Феофан Грек, которого современники называли «преславным мудрецом» и «философом».
Неизвестна судьба святых мощей, которые были помещены в нижний край иконы и закрыты воском. Ещё в 1914 году они были на месте, а в 1918-м образ поступил на реставрацию уже без них. Может, кто-то из революционных пролетариев искал там драгоценности?
Ещё одна безвозвратная утрата – великолепный убор: 600 огранённых изумрудов, крупный жемчуг, рубины. Этот шедевр ювелирного искусства, созданный русскими умельцами при Петре I, разорили солдаты Наполеона. А после 1917 года пропала вся риза.
И самое загадочное – надпись на одежде Богородицы. 24 греческие буквы, которые невозможно рассмотреть посетителю Третьяковки. Что это? Начальные буквы молитвы? Зашифрованное послание автора, ключ к пониманию его замысла? А может, иконописец пытался указать своё имя? Последнюю версию учёные единодушно отвергли: в те времена художники не подписывались, справедливо полагая, что созданное ими – от Бога.
Михаил УСТЮГОВ
Источник:Православная газета
http://krest-most.ru