Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Новый стиль не принимать 30.01.2018

Новый стиль не принимать

Сим побеждай …
 
Русский язык, новый стиль, католики -
ничего не принимать!
Старец архим. Иоанн Крестьянкин

Церковный календарный стиль нам дал Сам Господь через Святую Православную Церковь. Это один из столпов, на котором утверждена истинная православная вера. А значит, православный человек должен иметь осознанное представление об этом вопросе, ведь мы обязаны знать свою веру. Однако снова и снова приходиться сталкиваться с тем, что не только миряне, но даже монашествующие считают вопрос о календарной реформе несущественным, второстепенным для верующего человека, так как он «не затрагивает» догматов веры. 
   Обычно люди не могут четко ответить на вопрос о том, в чем отличие православного стиля от так называемого «нового», как возник «новый» стиль и как его следует оценивать православному христианину. Знание людей о новом стиле ограничивается тем, что он был введен якобы из-за каких-то астрономических погрешностей старого стиля и что в результате его введения сдвинулась дата празднования Пасхи.  
   Приходилось слышать и такое мнение: «Но ведь весь западный мир живет по новому стилю? К чему эта путаница? Может, лучше принять его всем христианам и снова вместе праздновать все церковные праздники?»

Давно доказано, что православный (юлианский) календарь является самым правильным и точным, а католический (новый) календарь так неудобен, что ученые мира поднимают вопрос о возвращении на юлианский календарь. Еще в 1899 году Ученая комиссия, образованная Русским астрономическим обществом для обсуждения вопроса о реформе календаря, заявила: «Нет основания к введению в России (а тем более в Церкви) заведомо неправильного Григорианского календаря» (Архиеп. Серафим Соболев, О новом и старом стиле // Современное обновленчество: с. 290). Желающие могут найти целый ряд статей по вопросу календарного стиля, авторы которых оперируют математическими вычислениями, астрономическими выкладками, научными авторитетами[1]. В нашей статье мы не касаемся этой стороны вопроса, так как обращаемся к верующим, православным людям, сердце которых открыто Богу, и для которых более важными будут другие сведения и доказательства. Их мы и постарались представить в этой статье.

Кто придумал «новый» стиль?

При оценке любого явления надо узнать, откуда оно происходит, где его корни, кто его создатель и кому оно выгодно?

Календарь, которым по сей день пользуется Русская Православная Церковь, был создан александрийским астрономом Созигеном в 46 году до Рождества Христова по поручению римского императора Гая Юлия Цезаря. Простота созданного календаря оказалась настолько гениальной, что когда работа над ним была окончена, император Юлий Цезарь воскликнул: «Сей календарь не будет превзойден во веки» (иеросхимонах Серафим, Ересь ли новый стиль // Старый стиль лучше новых двух: с. 290).

Церковный календарь, а вместе с ним и пасхалия, были составлены и утверждены на основе юлианского летоисчисления Святыми Отцами на Первом Вселенском Соборе. Этот собор проходил в 325 году в городе Никея, куда собралось более двух тысяч человек со всех концов христианского мира. Среди собравшихся были «строгие подвижники и чудотворцы, исповедники и мученики с обожженными руками и прободенными очами, пострадавшие за веру» (Житие равноапостольных Константина и Елены // Жития святых, свт. Димитрий Ростовский. Май, день 21: с. 634). Многие из них были впоследствии прославлены в лике святых (свт. Николай Мирликийский, свт. Спи­ридон Тримифунтский, свт. Александр Александрийский и др.)[2]. Постановления этого Вселенского Собора (как и шести последующих) богодухновенны, их нельзя отменить.

Однако в XVI веке (24 февраля 1582 года) римский папа-еретик Григорий XIII ввел новое счисление времени. Он утверждал, что наш православный календарь якобы отступил от астрономической истины («отстал» на 13 дней). Так появился новый календарь и новая римская пасхалия, которые было бы справедливее называть не новыми, а «католическими» или «еретическими»[3].

Как мог папа Римский выступить против авторитета Вселенской церкви, мнения святых отцов? Католики не первый раз нарушили постановления Вселенского собора. Еще в 1014 г. римский папа Бенедикт VIII самовольно изменил символ веры, принятый на I Вселенском соборе. Это стало одной из основных причин отпадения католиков от вселенской Церкви. В западную церковь вошел бес ереси - и отступила благодать Божия. Что было терять католикам с принятием нового календаря, когда за пятьсот лет они осквернились разнообразными ересями, продажей индульгенций (т.е. прощением грехов за деньги), ужасами инквизиции, кровавыми крестовыми походами, во время которых католики огнем и мечем насаждали латинскую ересь (в том числе в Византии, Сербии, России и др.)[4]? Что было терять католикам, для которых воля папы Римского, кощунственно поставленного ими на место Самого Христа, выше воли Самого Бога? В догмате о папе Римском утверждается: «Если папа изрек приговор против суда Божия, то Суд Божий должен быть исправлен и изменен. Папа - свет веры и отражение истины. Папа есть все над всем и может все» (из постановления Первого Ватиканского Собора 1870 г. Цит. по: Папство и его борьба с православием: с. 17). Поэтому принятие папского календаря для католиков прошло безболезненно.

Православная же церковь, хранящая в неприкосновенности апостольскую веру и постановления Вселенских Соборов, сразу же отринула григорианский новостильный католический календарь: он был трижды осужден на поместных Соборах (в 1583, 1756 и 1848 гг.) и предан анафеме[5]. В постановлении Собора 1583 года говорится: «Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь Святых Вселенских Соборов о Святой Пасхе и месяцеслове <...>, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание» (Старый стиль лучше новых двух: с. 302-303).

Так же решительно и ревностно Православная церковь противилась введению католического стиля и в последующие столетия. В 1902-1904 годах по инициативе Константинопольского Патриарха Иоакима III против календарной реформы папы Григория XIII высказались Константинопольская, Иерусалимская, Греческая, Русская, Сербская, Румынская и Черногорская поместные Церкви в лице своих лучших представителей. Но в 1921 году Константинопольским Патриархом становится разрушитель Церкви Мелетий IV (1871-1935), который стал насаждать католический стиль путем обмана и насилия.

Кто такой патриарх Мелетий? Обычно у православного человека титул «Патриарх» невольно рождает уважение и даже благоговение к его носителю. И это правильно. Но нельзя забывать, что церковная история знает печальные примеры, когда церковные иерархи (и даже патриархи) становились еретиками: например, Иерусалимские патриархи-еретики ариане Ираклий, Евтихий, Ириней, Иларий (осуждены на I Вселенском Соборе, 325 г.), патриарх-еретик Несторий (осужден на III Вселенском Соборе, 431 г.); Антиохийский Патриарх Макарий (осужден на VI Вселенском Соборе за ересь монофелитства, 680 г.); митрополит Московский Зосима (жидовствующий, низложен в 1494 г.) и многие другие ересиархи. Мало кто осознает, что иерархи-еретики, разрушающие церковь Божию, были не только в первые века, но такие люди есть и в наше время. Пример тому - патриарх-масон[6] Мелетий IV (Метаксакис), взошедший на патриарший престол с помощью подкупа и масонских интриг[7]. 

Мелетий (Метаксакис) - экуменист, проповедник новшеств и модернизма в Церкви, член масонской ложи «Гармония» № 44. При помощи своих могучих покровителей - английских и греческих масонов - сделал стремительную церковную карьеру, заняв престол Афинской Архиепископии (1918-1920). За учиняемые беззакония и расколы Церковным судом Элладской Церкви был лишен епископского сана, но под давлением властей стал Вселенским Константинопольским Патриархом (1921-1923).

В 1923 году (с 10 мая по 8 июня) в Константинополе патриархом Мелетием был организован и возглавлен конгресс, который он самозванно и незаконно назвал всеправославным: в его работе принимали участие всего 9 человек - 6 епископов, 1 архимандрит и двое мирян. (Вспомним, что на Никейском соборе, утвердившем юлианский календарь, принимали участие более 2000 представителей всех православных церквей, в их числе 318 епископов). В этом лжеконгрессе не принимали участие более половины поместных Православных церквей! Русская Православная Церковь, которая включает три четверти православного мира, не имела на этом «соборе» ни одного своего представителя, три Восточных Патриарха - Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский - не только отказались участвовать в нем, но и вынесли суровый приговор Собору. Однако в документах конгресса Мелетий самоуверенно записал: «Мы работаем как комиссия всей Церкви». Ослепленные гордыней девять человек пытались внедрить обновленческие разрушительные  идеи в неизменное учение Церкви. Помимо введения еретического календаря и римской пасхалии Мелетий предлагал разрешить брак епископам, а священникам - второй брак, сократить посты, разрешить клирикам ходить в мирской одежде, стричь волосы и брить бороды.

Когда Мелетий попытался перевести Константинопольскую церковь на еретический «новый» стиль, православный народ Константинополя был страшно возмущен и изгнал патриарха-еретика. Однако Константинопольский Престол уже был захвачен масонскими силами и на смену Мелетию пришел другой Патриарх-масон Григорий VII[8]. В 1924 году он все-таки насильственно перевел Константинопольскую церковь на католический «новый» стиль. Под влиянием Константинопольского Патриархата на католический стиль перешла также Румынская церковь. Антиохийская патриархия была вынуждена принять новый стиль под давлением арабов из Америки (англикан), без материальной помощи которых она не смогла бы себя содержать[9]. В 1926 году Мелетий, используя подкупы и интриги, стал Патриархом Александрийским (1926-1935) и путем раскола и возмущений ввел новый стиль и в эту поместную церковь.

Незадолго до своей смерти, Мелетий был изгнан из Александрии и попытался стать Иерусалимским Патриархом, но эта последняя его авантюра не удалась. Господь покарал вероотступника Мелетия: в 1935 году он умирает в страшных мучениях, лишившись рассудка, скрежеща зубами и ломая себе руки. В предсмертной агонии Мелетий стенал: «Я мучаюсь, потому что разделил церковь!» (Старый стиль лучше новых двух: с. 141).

 «Сохранить веру отеческую»:
борьба народа за православный стиль

Предстоит еще восстановить полную картину того, каким именно образом большая часть поместных церквей в XX веке перешла на еретический стиль, но очевидно то, что введение католического календаря происходило путем насилия и обмана, несмотря на сопротивление как верных православию иерархов, так и простого народа. Трудно представить себе, в каком страшном положении находились тогда верующие. Против православных, дерзнувших отстаивать свою отеческую веру, развернулась волна насилия. С этого времени для всех, не принявших католический стиль, начался путь мученичества и исповедничества.

В Румынской православной церкви просиял своим исповедническим подвигом митрополит Гликерий (Тэнасе)[10]. Когда в 1924 году румынский епископат перешел на новый стиль, о.Гликерий, его сподвижник иеродиакон Давид (Бидаску) и 12 насельников скита Покров отказались подчиниться антицерковному указу Румынского Синода и продолжали служить по православному календарю. Настоятель велел изгнать о.Гликерия и всех ревнителей истины из скита. Удалившись в уединенное место под названием Ущелье Короя, о.Гликерий и о.Давид устроили себе землянку и там проводили суровую жизнь в иноческих подвигах и непрестанной молитве. О.Гликерий не пожелал идти «в ногу со временем» и не устрашился проклятий со стороны новостильного духовенства. За это он претерпел побои, раны, тюрьмы. Своим примером и проповедью он пробудил совесть народа и вернул к истинному православию многие тысячи людей, которые со временем стали понимать, что введение нового календаря - это католическая уловка, рассчитанная на признание римского папы главой Церкви.

Господь сподобил своего угодника небесного видения: перед смертью владыка Гликерий видел, как Божественную Литургию служили Ангелы, а великомученик Георгий возвестил владыке о дне его кончины. Через несколько лет почивший владыка явился во сне нескольким верующим и повелел передать иерархам, чтобы поспешили открыть его мощи. 12 июня 1997 года были обретены нетленные благоухающие мощи исповедника православия.

В Греции в 1923 году при поддержке патриарха Мелетия (Метаксакиса) архиепископом Афинским был незаконно избран Хризостом (Пападопулос). Он сразу же принял постановление о переходе на католический новый стиль. Это вызвало сильное возмущение: народ выходил с крестными ходами на площади городов, призывая отменить римское нововведение, за что многих арестовывали, подвергали избиениям и пыткам. Иногда люди шли на верную смерть, но не соглашались принимать папского нововведения. Тюрьмы были переполнены, несколько исповедников были публично убиты. 14 сентября 1925 года в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня более 4 тысяч старостильников собрались около Церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Афинах. Вскоре сюда прибыл отряд местной полиции, чтобы арестовать священника. Но ревнители Православия стояли стеной, не желая пропустить полицейских в храм. В этот момент высоко в небе засиял огромный белый восьмиконечный Крест, который как лучом прожектора осветил церковь и стоящий вокруг народ. Крест был виден со всех концов Афин. Увидев знамение Креста, люди выглядывали из окон, выбегали на улицы, падая на колени, слезно взывали: «Господи, помилуй!» Знамение Креста явилось свидетельством Божиего благоволения к православным, не нарушившим древнее Предание Церкви и праздновавшим Воздвижение Креста Господня по православному стилю. Господь этим чудным знамением сказал своим верным чадам: «Дерзайте, Я с вами». Это было очевидно для всех. Объятые страхом, пали ниц и бывшие там полицейские, которые вразумились видением и перешли на сторону старостильников. Трое из них впоследствии приняли монашество. Не вразумился явным чудом Божиим лишь новостильный патриарх Хризостом: спустя несколько дней он опубликовал в газетах сообщение, в котором пытался убедить людей, что этот Крест был необходим лишь для мирного урегулирования отношений между полицией и старостильниками[11].

Впоследствии Хризостом (Пападопулос) раскаялся в своей раскольнической деятельности и в беседе с греческим старцем Филофеем (Зервакосом) сказал: «Напрасно я сделал это. О, если бы я только этого не совершал! Этот проклятый Мелетий держал меня за горло!» (Свящ. Димитрий Успенский, Знамение над Афинами // Старый стиль лучше новых двух: с. 145)

Несмотря на отчаянное сопротивление константинопольского, румынского, греческого[12] народов, их церкви были насильственно переведены на католический стиль. Такая же судьба была и уготована и России. О введении нового стиля ратовали большевицкая советская власть, пришедшая в результате кровавого переворота и известная как антихристианская, богоборческая. Целью советской власти было уничтожение православия сначала в России, а затем и во всем мире. Одним из шагов к этому стала попытка насадить католический календарь в Русской Православной Церкви.

Казалось бы, какое дело до календаря революционной верхушке, только что взявшей власть? Разве не было более неотложных дел у палачей-революционеров? Но враги Христовы прекрасно понимали, как важно сломать веками сложившийся и Богом освященный ход жизни русского народа, знали, какое огромное значение имеют церковные праздники и посты в определенное, Богом установленное время, когда людям подается Божественная благодать, не могли не видеть, что это сильное связующее начало для русского народа, Церкви, государства - и всеми силами стремились его разрушить, сломать. «Деревне, как и городу, необходимо позабыть старый счет времени, вытравить его из своего быта и перейти на новый календарь..» («Настольный крестьянский календарь на 1930 год», цит. по: Платонов: с. 747).

24 января 1918 года григорианский календарь был введен богоборцем В.И. Лениным, который люто ненавидел Церковь. И вот после 31 января 1918 года для советского трудового народа вместо 1 февраля наступило сразу ... 14 февраля. Но этого советской власти было недостаточно: от святейшего Патриарха Тихона потребовали, чтобы Русская Православная Церковь также перешла на еретический новый календарь. В обмен на это Е.А. Тучков[13] от лица советского правительства обещал Патриарху Тихону ослабить гонения на верующих, помиловать приговоренных к расстрелу и отправленных на каторжные работы священнослужителей[14]. Патриарх Тихон, который находился под домашним арестом, не мог достоверно знать, что происходило на Православном Востоке, его намеренно обманывали. В августе 1923 года от лица Антиохийского Патриарха Григория VII ему было сообщено о том, что все Восточные поместные церкви якобы перешли на новый календарь и новую пасхалию. В таких сложнейших обстоятельствах Святейший Патриарх Тихон принимает следующее решение: он тайно рассылает по епархиям письма, в которых призывает епископов на местах строго держаться православного юлианского календаря («Новшеств не допускайте»), а после этого издает официальное Постановление о переходе РПЦ на новый стиль со 2 октября 1923 года.

Но когда обновленческое духовенство, поддерживаемое советской властью, приступило к введению еретического «нового» стиля в церковном употреблении, против него единодушно восстал весь русский народ. Везде повторялась одна и та же картина: в праздники по новому стилю люди не приходили в храмы, а в праздники по православному стилю прихожане храмов иногда насильно заставлял священников-обновленцев совершать богослужение.

Лаврский старец архимандрит Тихон (Агриков) в своем рассказе «Мальчик Ваня» описывает, как темной морозной ночью мать с 12-летним сыном идут за много километров по ледяной стуже в храм на службу. Их, уже почти совсем закоченевших от холода, подбирают два мужика на лошади в санях. Один из мужиков с удивлением спрашивает отогревшегося мальчика:

- Куда это вы идете в такую ужасную погоду?
- В церковь идем.
- А разве в Матроновке нет церкви?
- Есть, но она - живоцерковная.
- Как живоцерковная?
- Да так вот, и живоцерковная! - ответил Ваня восторженно и со знанием дела поглядел на свою мать.
- Мы - православные, - сказала старушка, - и в церковь обновленческую не ходим.
- А-а! Вот оно что! ... А куда же вы ходите молиться?
- Да вот в село Покровское, к отцу Кириллу. Он, бедный, так много перетерпел от обновленцев! А все-таки служит по-старому. Намедни его хотели прямо убить каких-то два пьяных мужика. Знать, подговорили их, но Бог спас батюшку, а их антихристов, гром поразил (Архим. Тихон Агриков, С Евангелием: с. 409-410).

Скольких священников, монахов, мирян, отказавшихся перейти на новый календарь, принять другие обновленческие «новшества», сгноили в лагерях, замучали, расстреляли большевики - эти враги Божии, насильники и кровавые убийцы! Одну из множества таких историй рассказала мне моя мама, Валентина Ивановна Разинькова (в девичестве Мартьянова), 1935 года рождения, уроженка села Таллы Бузулукского района Оренбургской области. В их селе находился Ключегорский Казанский женский монастырь. Игумению этого монастыря Ермионию застрелил местный председатель сельского совета Бирюков - застрелил за то, что она не согласилась переходить на новый стиль. Господь покарал Бирюкова: когда он летел на самолете-кукурузнике, самолет разбился и сгорел. Даже праха его не нашли. Позднее мальчишками-безпризорниками был выкопан гроб с телом убиенной игумении и люди видели, что тело ее было нетленное.

Милостию Божией, кровью и страданиями своих новомучеников и исповедников Русская Церковь отстояла исконный православный календарь, хотя русский народ находился в более страшном положении, чем греческий, румынский и др. - под кровавым большевистским игом. Не прошло и месяца как священники-обновленцы, перешедшие на новый католический стиль, под давлением своей паствы вынуждены были возвратиться на старый православный календарь. Все, что осталось в Русской православной церкви от периода новостильной смуты - это двойной ряд чисел в нашем церковном календаре: первое число - по исконному православному стилю, а второе - его соответствие в гражданском новостильном календаре.

Казалось бы, после пережитых страданий, в нашей церкви уже никогда не возникнет вопрос о введении новостильного католического календаря. Еще живо то поколение церковных людей, у которых одно упоминание о новом стиле вызывает резкое неприятие. Их родовая память помнит кровавые гонения, организованные предателями-обновленцами. Но время проходит, пережитое стирается из памяти людей. Современным православным уже более привычно обозначать дату церковных праздников по государственному календарю. Например, если спросить человека: «Когда празднуется Рождество Христово?», то он скорее всего ответит: «Седьмого января». И мало кто задумывается, откуда вообще взялось второе обозначение даты празднования в церковном календаре - 25 декабря, что с этим связано.

Но враги Русской Православной Церкви - прозападные силы, современные священники-неообновленцы и сочувствующие им преподаватели в семинариях и академиях - сознательно продолжают свою разрушительную работу. Обновленческие лидеры, «заявившие» о себе в 1980-е годы - о.Александр Мень и его ученики и последователи: о Георгий Кочетков, о. Александр Борисов, о. Георгий Чистяков, о. Иоанн Свиридов - стали продолжателями обновленческой ереси 1920-х годов. Как и их предшественники, они выступают за католический календарь, за перевод на современный русский язык священных Богослужебных текстов, за женатый епископат и второбрачное духовенство, приветствуют экуменическое сближение с католиками и другими (даже нехристианскими) верообразованиями[15].

На наших с вами глазах в 2017 году на Украине католическое Рождество (25 декабря по новому стилю) стало государственным праздником. Это сделал ставленник Америки и Западной Европы Петр Порошенко, ставший президентом Украины в результате фашистского переворота, организованного и поддержанного тем же западом.

Как мы, современные православные христиане, можем противостать этому натиску? Прежде всего, нужно иметь твердую веру, подкрепленную знаниями о том, что сам Господь подтверждает истинность старого календаря.

Огонь, Вода и Облако:
подтверждения от Бога истинности православного старого стиля
и единства Церкви Небесной и земной

Для верующего человека лучшими доказательствами истинности православного церковного календаря являются не абстрактные рассуждения на астрономическую тему, а известные каждому верующему явления, знамения, благословения Божии, совершающиеся по «старому» стилю. Господь подтверждает правильность исконного православного календаря явными чудесами и знамениями, которые совершаются тысячелетиями на Пасху, Крещение, Рождество и в другие дни православных праздников, в дни памяти святых.

Господь дал нам три чуда - Огонь (Благодатный Огонь на Гробе Господнем), Воду (Крещенская вода и Иордан) и Облако (облако, ежегодно сходящее 19 августа на гору Фавор, где преобразился Господь и показал славу Своего Божества).

Всем православным известно о чуде схождения Благодатного огня на Гроб Господень в Великую Субботу на Православную Пасху. Вот что рассказал Иерусалимский Патриарх Диодор I в Пасхальные дни 1998 года. Его рассказ настолько подробен и откровенен, что любые комментарии излишни. «Из недр камня, на котором лежало тело Христа, исходит неописуемый Свет. Как правило, он имеет голубой оттенок, однако цвет может меняться и приобретать различные тона. Это явление невозможно описать словами. Свет появляется из камня, как будто из озера. Кажется, что надгробная плита, покрыта влажным облаком, однако это - Свет. Каждый год он предстает по-разному. Иногда он покрывает только гробовую плиту, иногда заполняет светом всю Кувуклию так, что люди, стоящие снаружи и смотрящие внутрь, видят, что помещение заполнилось Светом. Свет этот не жжет. За все 16 лет моего патриаршества в Иерусалиме я ни разу не обжег бороду при получении Света. Он имеет иную природу, чем физический свет, горящий в лампаде. В определенном месте этот Свет вздымается кверху, образуя столп, пламя которого имеет иную природу, и так я могу зажечь от него свои свечи»  (Харис К. Скарлакидис, Святой Свет: с. 260-261). Это великое чудо совершается именно в день празднования Православной Пасхи по юлианскому календарю.  

Второе чудо Божие, о котором известно всем крещеным - от мала до велика - это великое освящение воды на Крещение Господне. Как мы знаем из службы и из жизни, в этот день освящается все водное естество в мире. В этот день православные люди по всей России набирают воду из рек и источников даже там, где не совершается водосвятный молебен - все равно вода имеет ту же чудодейственную силу, которая испрашивается в чине Великого освящения воды. Важно то, что это таинство совершается только раз в году по календарю, по которому живет вот уже более 2000 лет святая православная церковь.

В этот же день каждый год происходит еще одно невероятное событие: Иордан возвращается вспять - то есть начинает течь против своего течения. До нынешнего дня Церковь поет и молится во время Великого освящения воды на Крещение: «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема» (стихира, глас 8). Приведем одно из описаний этого поразительного явления: «В 2006 году информагентство «Интерфакс» сообщило: «Около 5 тысяч паломников из разных стран мира стали свидетелями знамения на священной реке Иордан в праздник Крещения. Сразу после того, как иерусалимский Патриарх Феофил отслужил обряд водоосвящения, река Иордан забурлила и потекла вспять. Точно так же, как это случилось после крещения Христа <...>. Как только после молитвы серебряные кресты с обоих берегов Иордана были брошены в его спокойные воды, река забурлила.  Появился водоворот, и на несколько минут течение обернулось вспять. Над иудейской пустыней разнесся возглас восторга пяти тысяч человек. Трудно было поверить своим глазам: как две тысячи лет назад после того, как Иисус Христос вошел в эти воды, Иордан снова изменил свое течение» (Газета «Вера-Эском», 2017 год, вып. 2, № 772).

Увидеть «Иорданское чудо» своими глазами в крещенскую ночь могут не только находящиеся в Палестине. Вот еще необычное свидетельство: «Было темно и очень холодно, но на другом берегу появился какой-то свет, вроде бы кто-то тоже шел к реке. С благоговением, после молитвы, монахиня плеснула немного Иорданской воды в незамерзающую Клязьму, женщины стали раздеваться. Вдруг услышали страшный шум. Подняв головы, они с ужасом увидели, что вода в Клязьме поднялась волнами и ... пошла вспять! Через какое-то время все вернулось к обычному порядку вещей. По милости Божией и по молитвами праведницы, на подмосковной Клязьме случилось повторение Крещенского Иорданского чуда» (Газета «Вера-Эском», 2017 год, вып. 2, № 772). Автору этой статьи доводилось слышать рассказы деревенских жителей о том, как на Крещение в полночь в их местной реке «бурлит вода», а вода, набранная для освящения в ведра, банки и т.п., в полночь «колышется».

Третье великое знамение Божие совершается в ночь под православный праздник Преображения Господня. На небе появляются облака, которые испускают таинственный свет. Облака имеют вид сгущенного тумана, они очень быстро несутся со стороны Назарета, все время вспыхивая, наподобие молнии, но совершенно безшумно. Иногда эти облака движутся над горой Фавор, а иногда только одно большое облако останавливается над греческим храмом и дает благодатный свет. Этот свет сравнивают с тем благодатным огнем, который появляется чудесным образом на Гробе Господнем в Великую Субботу.

Мыслимо ли представить, что верующий человек дерзнет «пересчитывать» установленное многовековым знанием и опытом Церкви время схождения Благодатного Огня на основе недостоверных астрономических научных вычислений? И какие доводы смогут убедить деревенскую бабушку идти набирать крещенскую воду в реке и смотреть, как бурлит вода на Крещение не 19 января (6 января по православному стилю), а на две недели раньше? Да и что произойдет с «крещенской» водой, набранной по католическому стилю?! И сколько же придется прождать новостильникам, пришедшим на гору Фавор 6 августа по григорианскому календарю, когда же сойдет облако? Ответ очевиден: 13 дней, до православного Преображения.

«Неужели этих доказательств недостаточно, чтобы даже маловеры поняли, что установленные Богом через избранные Сосуды - Святых Отцов и Вселенские Соборы - истины - незыблемы, тем более, что они подтверждены многочисленными знамениями?» - восклицает почаевский старец архимандрит Ахила, отвергавший новый стиль. Те, кто принимает новый стиль, утверждал старец Ахила, добровольно отвергает себя от спасительной благодати Божией, нарушая Богом установленное течение событий. С глубоким прискорбием он осознавал, что такие авторитетные ранее поместные церкви, как греческая, румынская, болгарская с переходом на новый стиль в значительной степени утратили благодатную силу (Воспоминания о почаевском старце архимандрите Ахиле: с. 306, 308).

По благодати Божией наша Русская Православная Церковь, а также монастыри святой горы Афон, грузинская, сербская, иерусалимская, польская церковь (которая в 2014 году вернулась на православный стиль) ­продолжают жить по календарю, установленному самим Господом через Вселенские соборы святых отцов, церковный устав и типикон. И Господь из года в год подает великие знамения, подтверждающие истинность православного стиля: сходящий с неба Благодатный Огонь, вспять идущий Иордан и сходящее на Фавор облако - через это Бог снова и снова говорит нам, православным: «Я с вами».

Но и в любой другой день года Господь подает благодать того праздника или святого, чья память в тот день празднуется. Установленный церковью день памяти святого бывает отмечен необычными явлениями, событиями, знамениями, которые совершаются именно в этот день по Божию установлению. Множество таких примеров можно найти в житиях святых. Приведем лишь некоторые из них.

26 сентября празднуется честное преставление святаго апостола и Евангелиста и возлюбленного ученика Христова Иоанна Богослова (начало II века). В его житии говорится: «Каждый год в этот день и месяц от гроба Апостола исходил как бы некий тонкий прах, творивший исцеления. Верующие собирали этот прах и врачевали им различные недуги и болезни» (Память святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова // Жития святых, свт. Димитрий Ростовский. Май, день 8: с. 269-270).

На 16 июля приходится память мчц. Иулии, мученическая кончина которой (около 640 года) была ознаменована удивительными явлениями: «Совершилось и еще чудо: тот камень, которого коснулись отрезанные груди святой (и из-под которого вытек источник), в те времена каждый год в день ея памяти испускал из себя как будто пот, капли молочныя и вместе кровяныя, - в обозначение девства и мученичества святой Иулии, которая, как молоком, убелилась девственною чистотою и обагрилась кровью, пролитою за Христа. И капали такия капли целый тот день с утра до вечера; ими помазывались и получали исцеление» (Страдание святой мученицы Иулии // Жития святых, свт. Димитрий Ростовский. Июль, день 16: с. 373).

Священномученик Климент, управлявший Римской церковью с 92 по 101 год, по приказу императора Трояна был привязан к якорю и утоплен в море близ Херсона. До IX века мощи святителя пребывали в морской стихии - но ежегодно 25 ноября в день его мученической кончины море чудесным образом отступало до места их упокоения, на котором воздвигся нерукотворный пещерный храм. «И так было много лет, начиная с царствования Траяна до царствования Никифора царя Греческаго (802-811 гг.)»[16] (Житие и страдание святаго священномученика Климента, папы Римскаго // Жития святых, свт. Димитрий Ростовский, ноябрь, день 25: с. 713). Как бы дерзнул папа римский Григории XIII, нечестивый преемник святого Климента на римском престоле, приступить к его мощам по новому, им введенному стилю, если бы жил в то время?

Даже звери повинуются установлению Божию (уж им-то, конечно, ничего не известно про введенный католиками стиль). Так, каждый год 7 октября, в день мученической кончины святого Сергия (святой покровитель прп. Сергия Радонежского, 290-303 гг.) «дикие звери, как бы соблюдая какой-либо закон, выходили из окрестных пустынь и собирались на том месте, где сначала был погребен святый мученик. В это время их дикий нрав сменялся кротостию агнцев: они не нападали ни на людей, ни на скот, но, спокойно обходя святое место, снова возвращались в свои пустыни. Так прославил Бог угодника Своего, что не  только людям, но и зверям как бы внушал праздновать память его» (Житие святых мучеников Сергия и Вакха // Жития святых, свт. Димитрия Ростовского, Октябрь, день 7: с. 164).

16 июля - в день памяти священномученика Афиногена (ок. 311 г.) - верующие собирались на том месте, где он был усекнут мечем, для торжественного празднования его памяти. И именно в этот день «случалось дивное чудо: тот олень, которого святый вскормил и с благословением отпустил в пустыню, приходил по заповеди на его праздник и приводил с собою детей. Оставив их, он уходил в пустыню, и никто ему не мешал. Это делал олень каждый год...» (Страдание святаго священномученика Афиногена и десяти учеников его // Жития святых, свт. Димитрий Ростовский. Июль, день 16: с. 368).

Есть и множество других чудес, совершающихся в наше время и подтверждающие установленную свыше истинность православного исчисления времени. Это и ликующее, играющее солнце на Рождество Христово и Пасху; это и верба, распускающаяся на праздник Введение во храм Божией Матери (даже во время морозов); это и дождь с громом в день святого пророка Илии и многое-многое другое - этот список  благочестивый читатель сможет дополнить сам.

Какова цель введения «нового» католического стиля?

Так почему же при всей очевидной безблагодатности «нового» католического стиля, его противоречии Божественным знамениями, его несовместимости с апостольскими установлениями и со всем ходом церковной жизни он продолжает существовать? Почему не только создатели еретического календаря католики не отказываются от него, несмотря его доказанную астрономическую неправильность, но и большая часть православных поместных церквей в XX веке перешли на новый стиль?

Да потому, что внутри церкви Христовой идет война. И надо понимать, что те, кто борется за «новый» стиль - это не заблудшие, обманутые люди, а враги Церкви, которые осознанно ее разрушали и разрушают: масоны, большевики-палачи, обновленческая церковь во главе с женатым лжемитрополитом Александром (Введенским), экуменисты, садомиты-извращенцы, которые проникли в Православную церковь. «Не григорианский календарь важно им ввести, а отменить наш Православный календарь...» (Архиеп. Пекинский Иннокентий, Открытое письмо // Учение Православной Церкви: с. 52). Зачем? Чтобы разрушить связь между церковью земной и небесной, оторвать Православную церковь от Божественной благодати, которая питает и укрепляет ее, а затем уничтожить саму Церковь, которая стоит непреодолимой преградой на пути темных сил, стремящихся к мировому господству во главе с антихристом. Эти же сатанинские силы стремятся уничтожить семью - малую церковь - насаждая разврат, «узаконивая» извращения; пытаются разрушить наше государство путем войн, травли, предательства, клеветы, санкций, космополитизма.

Попытка советской власти физически уничтожить Русскую Православную Церковь в начале XX века захлебнулась в крови новомучеников и исповедников Российских, которые ценой своих страданий и самой жизни не уступили ни одной пяди православной веры, передали ее нам во всей полноте и неповрежденности. Сможем ли мы сохранить вверенное нам сокровище? Готовы ли мы защищать нашу Веру, нашу Церковь? Чтобы быть готовыми к этому, нужно понимать, за что мы стоим, что охраняем, осознавать, что «в Церкви Христовой нет ничего малоценного, нет ничего не важного, ибо в каждом обычае воплотился Дух Божий, Которым Церковь живет и дышит» (Архиеп. Иннокентий, Учение Православной Церкви о Священном Предании: с. 53). Если изменить «Символ веры» (как это сделали католики) - то это уже не православие, если изменить дату празднования православной Пасхи - это уже не православие, если заполнить весь храм скамейками и сидеть во время служб - это уже не православие, если изменить предание, идущее с первых веков церкви - это уже не православие, если перейти на новый стиль - это уже не православие!

Современные новостильники заявляют, что для них нет большой разницы, на каком стиле служить. Но это не так! Если мы как-то удерживаемся от грехов и серьезных падений, то не своими силами, а благодатью Божией. Когда благодать покидает человека или сообщество людей - остаются только немощные человеческие силы и люди и церкви падают. В новостильных церквях из-за отступления благодати происходит ужасающее оскудение благочестия: службы предельно сокращаются (например, новостильная «всенощная» идет 30-40 минут), посты ослабляются, храмы пустеют.

Благодатность же православной Церкви, живущей по юлианскому календарю, Господь подтверждает через великие знамения: чудо благодати Божией, сходящей в виде огня на Гроб Господень в Иерусалиме, где воскрес Господь наш Иисус Христос;  чудо Богоявленского освящения воды по всей земле и Иордан, идущий вспять; облако на Фаворе в день Преображения и другие многочисленные знамения, совершающиеся в дни памяти святых.

Воинство Христово, отстаивающее православный стиль - это святые отцы Вселенских соборов, мученики и исповедники Русской православной Церкви XX века, современные старцы - архимандрит Иоанн (Крестьянкин), духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл, архим. Тихон (Агриков), схиархим. Серафим (Тяпочкин) и все старцы-исповедники, благочестивые духовники и священники, наши боголюбивые предки. Нам, православным, вручены великие благодатные дары и таинства, и нельзя допустить, чтобы из-за нашего незнания, равнодушия или трусости враг расхитил их. Вот почему так важно знать основы своей веры и уметь распознать ее врагов, которые могут свести нас в вечную погибель.

Русская православная церковь - это наша церковь и мы должны бороться за нее. Если мы будем жить благочестиво, каяться в грехах и плакать о них, стоять за истину, то Господь будет сохранять нашу Церковь в неповрежденном Православии, потому что будет ради кого ее миловать. Надо учиться не бояться задавать вопросы священникам, епископам и Патриарху, добиваться от них внятных ответов, соответствующих учению святых отцов. «Проверяйте своих епископов в одном только отношении: узнавайте, православны ли они, не учат ли они догматам, противным истинной Вере и не сослужат ли они с еретиками или с раскольниками» - учит нас Святая Церковь словами святителя Геннадия Схолария (XV век). Нужно осознать то, что в Церкви действуют разные силы: основа, фундамент ее - люди Божии, носители духа Христова, благочестивые архиереи, священники, монахи и миряне. Но есть силы злые, цель которых добиться раскола церкви, исказить вероучение и в дальнейшем разрушить и уничтожить Православие. О них писал всероссийский старец, отец Иоанн Крестьянкин, архимандрит Псково-Печерского монастыря: «Да, время наступает наисмутнейшее, враг раскачивает и старается низложить Церковь. В клир (т.е. в священство) вошло много совсем нецерковных людей и даже неверующих, и они делают свое дело. Ну а с нами Бог, и нам надлежит делать дело Божие» (Письма архимандрита Иоанна Крестьянкина: с. 218).


Использованная литература:

Воспоминания о почаевском старце архимандрите Ахиле. ­­Киев, 2006. 600 С.  

Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. В 12 томах. М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», «Книжное дело».

Иннокентий, архиеп. Пекинский, Открытое письмо всем верным чадам Церкви Христовой, держащимся Православнаго календаря и преданий Святой Кафолической Церкви // Учение Православной Церкви о Священном Предании и отношение ея к новому стилю. Составлено Афонскими ревнителями православного благочестия. Напечатано в типографии прп. Иова Почаевскаго в Св.-Троицком монастыре, Джорданвилл, США. 1989 г. С. 47-53 с.

Папство и его борьба с православием. М.: Стрижев, 1993. 96 с.

Письма архимандрита Иоанна Крестьянкина. Выпуск 2. Псково-Печерский монастырь, 2002.

Платонов О.А. Терновый венец России. История русского народа в XX веке. Т.1. М.: Родник, 1997. 896 с. (В тексте - Платонов)

Платонов О.А. Терновый венец России. История русского народа в XX веке. Т.2. М.: Родник, 1997. 1040 с. (В тексте - Платонов)

Скарлакидис Харис К. Святой Свет. Чудо в святую Субботу на Гробе Христа, 45 исторических свидетельств (IX-XVI вв.). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012. 288 с.

Современное обновленчество - протестантизм «восточного обряда». М.: Одигитрия, 1996. 348 с. (В тексте - Современное обновленчество)

Старый стиль лучше новых двух. Что такое календарная реформа. М.: Просветитель, 2004. 318 с. (В тексте - Старый стиль лучше новых двух)

Тихон (Агриков), архим. С Евангелием. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2011. 464 с.  
________________________________________________________________

[1] См. например, работы профессора Петербургской Духовной Академии В.В. Болотова, профессора Московской Духовной академии о. Димитрия Лебедева, американского астронома Ньюкомба и др.
[2] Память святых отцов I Вселенского Собора совершается в седьмое воскресенье после Пасхи и 29 мая (11 июня по н.ст.).
[3] Этими наименованиями мы и будет пользоваться в нашей статье для обозначения т.н. «нового» стиля.
[4] Подробнее о католической ереси смотри книгу «Папство и его борьба с православием». М.: Стрижев, 1993.
[5] Подробнее об этом можно узнать из статей иеросхимонаха Серафима «Ересь ли новый стиль» (Старый стиль лучше новых двух: с. 298-300); архиепископа Серафим Соболева «О новом и старом стиле» (Современное обновленчество: с. 290)
[6] Масоны - тайное общество служителей сатаны. Как правило, масоны - это высокопоставленные люди (президенты, главы концернов, ученые и даже священнослужители) с различными степенями посвящения.  Масонство возникло в средневековье в Западной Европе в результате католической ереси. Основная цель - борьба с христианством, уничтожение церкви, монархии и семьи. Масоны стараются проникать в Церковь для ее разложения. Ими уже давно захвачена западная католическая церковь. Деньги масонской организации хранятся в Ватикане в Банке Святого Духа. Основное посвящение в масонство происходит на о.Мальта.
[7] Сведения о Мелетии (Метаксакисе) взяты из статей: Архиеп. Серафим Богучарский, О новом и старом стиле // Старый стиль лучше новых двух: с. 95-116; Свящ. Димитрий Успенский, Знамение над Афинами // Старый стиль лучше новых двух: с. 128-168; Епископ Триадицкий Фотий, «Всеправославный» конгресс 1923 г. в Константинополе и его последствия // Современное обновленчество: с. 191-209.
[8] Масоны не выпускают Константинопольскую церковь из своих рук и по сей день: нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей также масон.
[9] Сведения о переходе православный церквей на католический стиль взяты из статей: Архиеп. Серафим (Соболев) О новом и старом стиле // Современное обновленчество: с. 287-290; Свящ. Димитрий (Успенский) Знамение над Афинами //  Старый стиль лучше новых двух: с. 140.
[10] См. статью о исповеднике Гликерии:  Ф.С. Буликану, Румынский исповедник // Старый стиль лучше новых двух: с. 248-258.
[11] Этот случай описан в статье священника Димитрия Успенского «Знамение над Афинами» (Старый стиль лучше новых двух: с. 143-144).
[12] В Греции только монастыри святой горы Афон сохранили православный стиль милостию Божией и заступлением Божией Матери.
[13] Е.А. Тучков (1892-1957) - начальник VI отделения секретного (Церковного) отдела ОГПУ, мучитель Патриарха Тихона
[14] Е.А. Тучков обманул святейшего Патриарха: после введения нового стиля не последовало никаких послаблений по отношению к православной Церкви, напротив, гонения только усилились. В январе 1924 года арестовали и сослали на Соловки ближайшего помощника Патриарха Тихона - свщмч. Илариона (Троицкого), который пострадал также и за противостояние календарной реформе.
[15] Платонов О.А. «Терновый венец России». Том II. Глава 81: с. 756. Материалы о разрушительной деятельности неообновленцев собраны в книге «Современное обновленчество - протестантизм "восточного обряда"».
[16] В IX веке святые равноапостольные Кирилл и Мефодий подвигли херсонеского епископа Георгия обрести мощи священномученика, что и произошло чудесным образом

Иеромонах Михей, настоятель Кожеозерского Богоявленского монастыря,
2018 год

<-назад в раздел

Русский календарь