31.12.2017
Святая Христова Церковь имеет семь Таинств, одним из которых является Священство. В нем Святой Дух правильно избранного кандидата (ставленника) через епископское рукоположение поставляет совершать Таинства и наставлять верующих во Христа людей в вере, благочестии и добрых делах. Православная иерархия состоит из трех степеней священства: епископ, пресвитер и диакон. При этом различие между ними заключается в том, что диакон помогает совершать Таинства, пресвитер совершает Таинства, находясь в подчинении у епископа, а епископ не только совершает Таинства, но обладает властью через рукоположение преподавать благодатный дар совершать их и другим.
Поясняя суть апостольского преемства православного священства, сщмч. Гермоген Тобольский говорит: «…как сказанные в начале мира к стихиям и тварям безсловесным, и первым сотворенным людям божественные слова являли всегда неизменно и являют доселе свою творческую силу на земле так и эти, сказанные к первым людям Нового облагодатствованного мира творческие словеса Богочеловека "Якоже посла Мя Отец и Аз посылаю вы... ", чрез преемство благодати освящения дивно творили и творят Святым Духом непрерывную цепь посланников Христовых – апостолов, мужей апостольских, богоносных отцев и всех прочих в непрерывающемся сонме избранных и освященных во все времена, на всяком месте, доселе, – до наших дней...» (Саратовские епархиальные ведомости. 1904. № 1. С. 26-27).
По существу, – пишет преп. Иустин Сербский, – «иерархия ведет свое происхождение от "Вечного Архиерея", Богочеловека Господа Иисуса Христа, Второго Лица Пресвятой Троицы. Поэтому Богочеловечность есть и существо, и мерило иерархии, иерархичности. Она от Него, и Он в ней (Еф. 4,11–13), поэтому Он и отождествляет Себя с ней, благовествуя святым Апостолам: "Слушающий вас, Меня слушает, а отвергающийся вас Меня отвергается… И се, Я с вами во все дни до скончания века" (Лк 10,16; Мф. 28, 20). Отсюда: где Богочеловек Господь Иисус Христос – Вечный Архиерей, там и иерархия, и вечное священство (Евр. 7, 21–27). Церковь как Богочеловек Иисус Христос и есть единственный владелец и страж вечного Богочеловеческого священства и иерархии, которая своей Богочеловеческой святостью непрестанно изливает через святые таинства Божественные силы, потребные человеческому существу для благочестия – для богочеловеческой жизни на этом и на том свете, для обожения (ср. 2 Петр. 1, 2–4). Естественно и логично, все это осуществляется в Церкви как в Богочеловеческом теле, организме, в котором безпрерывно действуют Богочеловеческие законы Главы Церкви, Господа Иисуса Христа. Поэтому в святом апостольско-святоотеческом предании существует положение "Епископ в Церкви, и Церковь в епископе" (Св. Киприан). И еще: "Где Христос, там и Вселенская Церковь" (Св. Игнатий Богоносец Послание к Смирнянам, VII, 2). "Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа; а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм Апостолов. Без них нет Церкви" (он же, послание к Траллийцам, III).
И как организм, и как организация Церковь – это уникальное явление в нашем земном мире. Как организм она есть Богочеловеческий организм, Сам Господь Иисус Христос во всю вечность. И как организация она есть также Богочеловеческая организация: клира и мирян, а также земных учреждений, существующих при них. При этом Богочеловек всегда является верховной ценностью и мерилом, Главой организации Церкви. А где Его, Богочеловека, заменяют человеком, хотя бы и "непогрешимым" (например, в католицизме), там отсекается Глава Богочеловека, и – пропадает Церковь. Исчезает Богочеловеческая апостольская иерархия, тем самым – апостольское преемство и наследие» (Преп. Иустин (Попович). Церковная иерархия // Православная Церковь и экуменизм).
Несмотря на столь ясное и неоспоримое учение Церкви, римские понтифики, возомнившие себя «непогрешимымы», упорно продолжают производить «священнические» хиротонии. Папа римский Франциск во время мессы, которую он отслужил 1 декабря 2017 г. в парке SuhrawardyUdyan в столице Бангладеш – Дакке совершил «хиротонию» 16 новых ксендзов. Импровизированные замечания папы были адресованы не только новопоставленным представителям латинского духовенства, но и приблизительно 100 000 человек.
Из 16 новых ксендзов, которых посвятил папа Франциск, 10 предназначены для бангладешских католических провинций; один из них – член конгрегации Облатов Непорочной Девы Марии; еще пятеро – члены конгрегации Святого Креста.
Каково же качество данных хиротоний? Поскольку в католической конфессии отсечена Глава Христос, а вместо нее приставлена иная глава – папа, то конечно же это не та Церковь, которую основал Христос. И данная «хиротония», произведенная папой, это нечто, похожее на сон. Как если бы этих 16 ксендзов усыпили и им приснилось, что их рукоположили во священников, так и здесь. «Хиротония» папы по своему качеству практически равнозначна сну о посвящении кого-либо в епископа или священника. «Ибо, – как пишет свт. Василий Великий, – хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали» (1-е Правило).
Николай Светлов
<-назад в раздел
Несмотря на неоспоримое учение Церкви, «непогрешимые», римские понтифики, продолжают производить «священнические» хиротонии
Поясняя суть апостольского преемства православного священства, сщмч. Гермоген Тобольский говорит: «…как сказанные в начале мира к стихиям и тварям безсловесным, и первым сотворенным людям божественные слова являли всегда неизменно и являют доселе свою творческую силу на земле так и эти, сказанные к первым людям Нового облагодатствованного мира творческие словеса Богочеловека "Якоже посла Мя Отец и Аз посылаю вы... ", чрез преемство благодати освящения дивно творили и творят Святым Духом непрерывную цепь посланников Христовых – апостолов, мужей апостольских, богоносных отцев и всех прочих в непрерывающемся сонме избранных и освященных во все времена, на всяком месте, доселе, – до наших дней...» (Саратовские епархиальные ведомости. 1904. № 1. С. 26-27).
По существу, – пишет преп. Иустин Сербский, – «иерархия ведет свое происхождение от "Вечного Архиерея", Богочеловека Господа Иисуса Христа, Второго Лица Пресвятой Троицы. Поэтому Богочеловечность есть и существо, и мерило иерархии, иерархичности. Она от Него, и Он в ней (Еф. 4,11–13), поэтому Он и отождествляет Себя с ней, благовествуя святым Апостолам: "Слушающий вас, Меня слушает, а отвергающийся вас Меня отвергается… И се, Я с вами во все дни до скончания века" (Лк 10,16; Мф. 28, 20). Отсюда: где Богочеловек Господь Иисус Христос – Вечный Архиерей, там и иерархия, и вечное священство (Евр. 7, 21–27). Церковь как Богочеловек Иисус Христос и есть единственный владелец и страж вечного Богочеловеческого священства и иерархии, которая своей Богочеловеческой святостью непрестанно изливает через святые таинства Божественные силы, потребные человеческому существу для благочестия – для богочеловеческой жизни на этом и на том свете, для обожения (ср. 2 Петр. 1, 2–4). Естественно и логично, все это осуществляется в Церкви как в Богочеловеческом теле, организме, в котором безпрерывно действуют Богочеловеческие законы Главы Церкви, Господа Иисуса Христа. Поэтому в святом апостольско-святоотеческом предании существует положение "Епископ в Церкви, и Церковь в епископе" (Св. Киприан). И еще: "Где Христос, там и Вселенская Церковь" (Св. Игнатий Богоносец Послание к Смирнянам, VII, 2). "Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа; а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм Апостолов. Без них нет Церкви" (он же, послание к Траллийцам, III).
И как организм, и как организация Церковь – это уникальное явление в нашем земном мире. Как организм она есть Богочеловеческий организм, Сам Господь Иисус Христос во всю вечность. И как организация она есть также Богочеловеческая организация: клира и мирян, а также земных учреждений, существующих при них. При этом Богочеловек всегда является верховной ценностью и мерилом, Главой организации Церкви. А где Его, Богочеловека, заменяют человеком, хотя бы и "непогрешимым" (например, в католицизме), там отсекается Глава Богочеловека, и – пропадает Церковь. Исчезает Богочеловеческая апостольская иерархия, тем самым – апостольское преемство и наследие» (Преп. Иустин (Попович). Церковная иерархия // Православная Церковь и экуменизм).
Несмотря на столь ясное и неоспоримое учение Церкви, римские понтифики, возомнившие себя «непогрешимымы», упорно продолжают производить «священнические» хиротонии. Папа римский Франциск во время мессы, которую он отслужил 1 декабря 2017 г. в парке SuhrawardyUdyan в столице Бангладеш – Дакке совершил «хиротонию» 16 новых ксендзов. Импровизированные замечания папы были адресованы не только новопоставленным представителям латинского духовенства, но и приблизительно 100 000 человек.
Из 16 новых ксендзов, которых посвятил папа Франциск, 10 предназначены для бангладешских католических провинций; один из них – член конгрегации Облатов Непорочной Девы Марии; еще пятеро – члены конгрегации Святого Креста.
Каково же качество данных хиротоний? Поскольку в католической конфессии отсечена Глава Христос, а вместо нее приставлена иная глава – папа, то конечно же это не та Церковь, которую основал Христос. И данная «хиротония», произведенная папой, это нечто, похожее на сон. Как если бы этих 16 ксендзов усыпили и им приснилось, что их рукоположили во священников, так и здесь. «Хиротония» папы по своему качеству практически равнозначна сну о посвящении кого-либо в епископа или священника. «Ибо, – как пишет свт. Василий Великий, – хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали» (1-е Правило).
Николай Светлов