06.12.2017
Задам такой, казалось бы, очень простой вопрос: Александр Невский, кем он был? Великим полководцем? Да, несомненно. Замечательным государственным деятелем? И это для всех очевидно. Но сколько было в России за всю её историю и победоносных военачальников, и успешных правителей? Почему же не каждого из них — далеко не каждого! — мы почитаем как святого? Ведь не внешними же делами определяется близость к Богу… Видимо, главное в Александре Невском — это то, что было скрыто от глаз людских, то тайное, совершающееся в глубине сердца человеческого, то, что приближает человека к Богу и возвышает его до святости. О тайной жизни сердца всегда трудно говорить, тем более если речь идёт о человеке, давно ушедшем от нас. Мы хорошо знаем о воинских подвигах святого благоверного князя, знаем о делах его правления, но о сокровенной жизни его души не знаем почти ничего.
И всё же дух народный всегда чувствовал святость князя Александра! Недаром, когда он преставился, сказано было: «Закатилось солнце земли Русской!» О ком ещё из наших правителей такое говорилось? И в памяти народной образ Невского героя всегда был окружён неким светлым сиянием.
Наши противники делают вид, будто им непонятно, как можно воина, своими руками убивавшего в битвах людей и посылавшего своих подданных на смерть, считать святым. Как можно считать святым правителя, участвующего в казнях преступников? Но для всякого национально мыслящего человека ясно: время правления князя Александра пришлось на годы тяжкие, переломные. Мы сейчас и представить не можем, как отразилось на жизни русских людей татарское нашествие. Народ одичал, ценность жизни человеческой почти перестала восприниматься. Скажу для примера: если в дотатарскую эпоху по своду законов «Русской правды» основным наказанием за различные преступления была вира (штраф), а смертная казнь назначалась крайне редко, то после Батыя казнить стали очень часто и способы казни ужесточились. Кроме того, чрезвычайные обстоятельства требовали и чрезвычайных мер для защиты страны.
Но вот что важно: религиозное сознание русских людей в то время не пошатнулось! Оценивая минувшие беды, современники князя Александра прямо говорили, что монголы были посланы на Русь за грехи наши; татарское нашествие они воспринимали как наказание Божие. Люди знали духовные законы, прилагали их к себе и событиям внешним и чему-то учились у прошлого. Как нам не хватает сейчас такого понимания истории! Вот чего у нас совершенно нет — это религиозного взгляда на происходящие события, религиозного осмысления своего пути. Мы судим своих предков с позиции либерального гуманизма, утвердившегося в нашей стране, но если поставить современного человека в тогдашние условия и дать ему соответствующие возможности, то кто его знает, что выйдет в итоге… Страсти человеческие, они сидят в нас, они никуда не делись! Внешний лоск быстро стирается, и мы ужаснёмся, узнав, какой зверь таился в нашей душе! Всё это Александр Невский видел духовным оком и понимал умом, как человек верующий. Ему приходилось принимать нелёгкие решения, судьбоносные решения, — и мы не знаем, с каким сердцем он их принимал, мы не знаем, как он молился за людей, которых предавал наказанию. Это и есть сокровенная жизнь человека, — а мы судим лишь внешнее, не зная, что у человека на сердце. Лишь Господь ведает сердце Своего слуги, — верного слуги! — и воздаёт ему благодатию великой. А народный дух чувствует эту благодать!
Историки говорят о мудрости князя Александра. Это верно — мудрость была, но мало кто понимает, что заключалась она прежде всего в следовании воле Божией, в твёрдости веры. Давайте вспомним, что святой князь стоял перед выбором: идти ли ему с католическим Западом против татар или, урегулировав отношения с татарами, противостать Западу. Безспорно, папа римский хотел подчинить себе Русь, почему и предложил союз Александру Невскому. Здесь, как мне кажется, видна хитрость папы римского: он хотел втравить Русь в неравную битву и уничтожить её чужими руками. Если бы ему удалось уговорить Александра Невского, он бы не стал помогать ему в борьбе против Орды, но спровоцировал бы русского князя на выступление против монголов. К чему бы это привело? Русские вышли бы на войну, не получив никакой помощи от Запада (а если бы и получили, то самую незначительную), монголы разгромили бы наши войска, и тогда последний оплот русской государственности рухнул бы. После этого крестоносцы смогли бы безпрепятственно приходить на нашу землю и забирать себе всё, что ещё не забрали татары. Но этого не случилось: князь Александр оказался мудрее католических хитрецов, и мудрость его выразилась в том, что он не согласился отступиться от веры Христовой, не согласился обменять веру на лживые посулы земного могущества. Он устоял в православии, и за это Господь позволил ему разорить вражеские козни.
Выбор, стоящий перед Александром Невским, стоит теперь и перед нами, и мы должны учиться у святого князя верно оценивать наше положение, понимать, откуда идёт главная угроза. В своё время, выбирая между Востоком и Западом, князь решился опереться на Восток: хотя татары в военном отношении много сильнее Европы, однако они позволили Руси сохранить православную веру. Сейчас мы снова видим угрозу со стороны Запада — на протяжении всей истории нашего Отечества западный мир всегда враждебно смотрел на нас. И когда мы сейчас начинаем следовать «добрым» советам наших западных «партнёров», дела России неизменно приходят в плачевное состояние. Те законы, по которым старается жить западная цивилизация, для нас весьма губительны. Но что сегодня представляет собой Восток? И что мы понимаем под Востоком? Китай? Или страны мусульманского мира? Если говорить о мусульманах, то у них у самих всё очень неспокойно. Представьте себе, что будет, если на нас с Востока выплеснутся толпы религиозных экстремистов? А мы видим, что такие попытки делаются, что под угрозой находится всё наше ближнее среднеазиатское зарубежье — Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, — страны, с которыми у нас есть договоры о военном союзе. А наши восточные враги сильны особенно тем, что религиозно мотивированы, и они не остановятся ни перед чем, даже перед пролитием человеческой крови. Это будет удар не только по русской государственности, но и по русской духовности: в случае победы враги уничтожат Православие, не задумываясь. Если говорить о Китае, с которым мы теперь стараемся завязать дружбу, то не следует забывать, что Китай будет дружить только с сильной Россией — при малейшей слабине с нашей стороны он не преминет нанести нам удар в спину. Китай всегда зарился на такой жирный и сладкий кусок, как наши безкрайние земли, которые Господь нам даровал.
Кого же избрать союзником России?
Святой князь Александр своим опытом учит нас, что единственный наш верный союзник — это Сам Господь, и единственный источник силы для нас — это жизнь в согласии в Его законами.
Нет надёжней союзника, чем Бог. Александр Невский это понимал, и с Божией помощью ему удавалось побеждать тяжелейшие беды своего времени. Когда татарские баскаки собирали с русских городов дань для Орды, это было тяжёлым потрясением для всего народа. Русские люди поднялись на восстание — и татары в ответ начали готовиться к карательному походу, который нанёс бы смертельный удар по Руси. Ситуация для нас была, как говорят шахматисты, патовой — казалось, выхода нет: согласиться на хищничество баскаков или встать на безнадёжный бой с карателями — и то и другое грозило неминуемой гибелью.
Но Господь за веру князя так всё управил, что клубок внутренних противоречий в монгольской Орде послужил нам на пользу: решение о карательном походе было отменено, а сбор дани поручили самим русским князьям. Россия вновь выстояла между двух страшных зол, — и это тоже было чудо Божие, явленное нашему Отечеству. Уповали мы на Господа, и Господь управлял нами, избавлял от бед и гибели, — великая помощь была нам от Него. Вот кто наш Союзник — самый верный, самый надёжный, Который никогда не предаст. А от всех остальных можно ждать предательского удара, и таких случаев в истории было предостаточно. Но если мы твёрдо стоим в вере, если мы крепки духовно, то Господь нас благословит — мы будем и физически сильны. С сильными же всегда дружат, а слабых кушают, — а силу-то Господь даёт. Без Господа можно достичь некоего иллюзорного величия, можно греметь громко, на весь мир, — но тогда и падать будем с грохотом великим.
А сейчас время такое: если мы будем плевать в Небеса, как пытаются делать некоторые представители российской элиты, если мы будем жить, Бога не замечая, творя беззакония, то удар не замедлит — и с Востока, и с Запада, — только успевай поворачиваться. Тем людям, которые считают, что история всего мира — это только движение нефти и газа из одного конца планеты в другой, — им Бог не нужен. С сожалением должен сказать, что, хотя советские времена прошли, но наша элита как была материалистической, так ею и осталась: для неё вся история мира — это сплошная экономика, она воображает, что всё на свете крутится вокруг нефти и газа. Но верующие-то, православные люди должны понимать, что это не так. К слову сказать, наши враги отлично понимают, что, в конечном счете, экономика ничего не решает: наши враги — они люди весьма религиозные, хотя эта религиозность и со знаком минус. И они не хотят, чтобы в России воцарилось религиозное сознание — ведь тогда они не смогут столь успешно манипулировать нами. Но мы-то понимаем, что прежде всего духовное, а потом всё остальное. Как в Писании сказано? Дом, построенный на песке — то есть на песке страстей человеческих, — он рухнет, потому что не имеет твёрдого основания.
Когда проявляет себя народный дух, когда можно увидеть, насколько он действительно силён? Только в поражениях и испытаниях. Когда у тебя всё идёт гладко, тогда среди своих считаешься неплохим человеком, тогда наступает некая беззаботность: кажется, что никакие беды тебе не страшны — надо будет, и до Берлина ещё десять раз дойдём, попивая пивко, под похабные песенки Шнура!.. Но когда придут серьёзные испытания, что станет с нашей беззаботностью? Песенки и пивко не помогут собраться с духом, когда окажемся по уши в крови. Тогда-то и проявится наша суть настоящая: пойдём мы до конца, как в Великую Отечественную войну, или рассеемся, как прах? Породит ли дух народный нового Александра Невского?
Святой князь был для людей примером, как должно жить не ради страстей, а ради исполнения воли Божией. И если наши нынешние князья будут Бога помнить, если и весь народ о Нём не забудет, то сила Божия укрепится в сердцах наших и не даст победить Отечество наше. Александр Невский должен стать образцом для наших руководителей, учить их, как сохранять не только внешний облик христианина, но и внутренний, учить вечной истине: если ты искренне служишь Богу и, руководя народом Божиим, исполняешь Божие послушание, то Господь тебя благословит, помогая тебе осуществлять свои замыслы, защищая вверенный тебе народ от врагов внешних и внутренних, и в сердце твоём будет пребывать, и поможет сподобиться святости.
Протоиерей Димитрий ВАСИЛЕНКОВ
Источник: «Православный Санкт-Петербург»
http://www.pravpiter.ru
<-назад в раздел
Придет ли к нам новый Александр Невский?
И всё же дух народный всегда чувствовал святость князя Александра! Недаром, когда он преставился, сказано было: «Закатилось солнце земли Русской!» О ком ещё из наших правителей такое говорилось? И в памяти народной образ Невского героя всегда был окружён неким светлым сиянием.
Наши противники делают вид, будто им непонятно, как можно воина, своими руками убивавшего в битвах людей и посылавшего своих подданных на смерть, считать святым. Как можно считать святым правителя, участвующего в казнях преступников? Но для всякого национально мыслящего человека ясно: время правления князя Александра пришлось на годы тяжкие, переломные. Мы сейчас и представить не можем, как отразилось на жизни русских людей татарское нашествие. Народ одичал, ценность жизни человеческой почти перестала восприниматься. Скажу для примера: если в дотатарскую эпоху по своду законов «Русской правды» основным наказанием за различные преступления была вира (штраф), а смертная казнь назначалась крайне редко, то после Батыя казнить стали очень часто и способы казни ужесточились. Кроме того, чрезвычайные обстоятельства требовали и чрезвычайных мер для защиты страны.
Но вот что важно: религиозное сознание русских людей в то время не пошатнулось! Оценивая минувшие беды, современники князя Александра прямо говорили, что монголы были посланы на Русь за грехи наши; татарское нашествие они воспринимали как наказание Божие. Люди знали духовные законы, прилагали их к себе и событиям внешним и чему-то учились у прошлого. Как нам не хватает сейчас такого понимания истории! Вот чего у нас совершенно нет — это религиозного взгляда на происходящие события, религиозного осмысления своего пути. Мы судим своих предков с позиции либерального гуманизма, утвердившегося в нашей стране, но если поставить современного человека в тогдашние условия и дать ему соответствующие возможности, то кто его знает, что выйдет в итоге… Страсти человеческие, они сидят в нас, они никуда не делись! Внешний лоск быстро стирается, и мы ужаснёмся, узнав, какой зверь таился в нашей душе! Всё это Александр Невский видел духовным оком и понимал умом, как человек верующий. Ему приходилось принимать нелёгкие решения, судьбоносные решения, — и мы не знаем, с каким сердцем он их принимал, мы не знаем, как он молился за людей, которых предавал наказанию. Это и есть сокровенная жизнь человека, — а мы судим лишь внешнее, не зная, что у человека на сердце. Лишь Господь ведает сердце Своего слуги, — верного слуги! — и воздаёт ему благодатию великой. А народный дух чувствует эту благодать!
Историки говорят о мудрости князя Александра. Это верно — мудрость была, но мало кто понимает, что заключалась она прежде всего в следовании воле Божией, в твёрдости веры. Давайте вспомним, что святой князь стоял перед выбором: идти ли ему с католическим Западом против татар или, урегулировав отношения с татарами, противостать Западу. Безспорно, папа римский хотел подчинить себе Русь, почему и предложил союз Александру Невскому. Здесь, как мне кажется, видна хитрость папы римского: он хотел втравить Русь в неравную битву и уничтожить её чужими руками. Если бы ему удалось уговорить Александра Невского, он бы не стал помогать ему в борьбе против Орды, но спровоцировал бы русского князя на выступление против монголов. К чему бы это привело? Русские вышли бы на войну, не получив никакой помощи от Запада (а если бы и получили, то самую незначительную), монголы разгромили бы наши войска, и тогда последний оплот русской государственности рухнул бы. После этого крестоносцы смогли бы безпрепятственно приходить на нашу землю и забирать себе всё, что ещё не забрали татары. Но этого не случилось: князь Александр оказался мудрее католических хитрецов, и мудрость его выразилась в том, что он не согласился отступиться от веры Христовой, не согласился обменять веру на лживые посулы земного могущества. Он устоял в православии, и за это Господь позволил ему разорить вражеские козни.
Выбор, стоящий перед Александром Невским, стоит теперь и перед нами, и мы должны учиться у святого князя верно оценивать наше положение, понимать, откуда идёт главная угроза. В своё время, выбирая между Востоком и Западом, князь решился опереться на Восток: хотя татары в военном отношении много сильнее Европы, однако они позволили Руси сохранить православную веру. Сейчас мы снова видим угрозу со стороны Запада — на протяжении всей истории нашего Отечества западный мир всегда враждебно смотрел на нас. И когда мы сейчас начинаем следовать «добрым» советам наших западных «партнёров», дела России неизменно приходят в плачевное состояние. Те законы, по которым старается жить западная цивилизация, для нас весьма губительны. Но что сегодня представляет собой Восток? И что мы понимаем под Востоком? Китай? Или страны мусульманского мира? Если говорить о мусульманах, то у них у самих всё очень неспокойно. Представьте себе, что будет, если на нас с Востока выплеснутся толпы религиозных экстремистов? А мы видим, что такие попытки делаются, что под угрозой находится всё наше ближнее среднеазиатское зарубежье — Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, — страны, с которыми у нас есть договоры о военном союзе. А наши восточные враги сильны особенно тем, что религиозно мотивированы, и они не остановятся ни перед чем, даже перед пролитием человеческой крови. Это будет удар не только по русской государственности, но и по русской духовности: в случае победы враги уничтожат Православие, не задумываясь. Если говорить о Китае, с которым мы теперь стараемся завязать дружбу, то не следует забывать, что Китай будет дружить только с сильной Россией — при малейшей слабине с нашей стороны он не преминет нанести нам удар в спину. Китай всегда зарился на такой жирный и сладкий кусок, как наши безкрайние земли, которые Господь нам даровал.
Кого же избрать союзником России?
Святой князь Александр своим опытом учит нас, что единственный наш верный союзник — это Сам Господь, и единственный источник силы для нас — это жизнь в согласии в Его законами.
Нет надёжней союзника, чем Бог. Александр Невский это понимал, и с Божией помощью ему удавалось побеждать тяжелейшие беды своего времени. Когда татарские баскаки собирали с русских городов дань для Орды, это было тяжёлым потрясением для всего народа. Русские люди поднялись на восстание — и татары в ответ начали готовиться к карательному походу, который нанёс бы смертельный удар по Руси. Ситуация для нас была, как говорят шахматисты, патовой — казалось, выхода нет: согласиться на хищничество баскаков или встать на безнадёжный бой с карателями — и то и другое грозило неминуемой гибелью.
Но Господь за веру князя так всё управил, что клубок внутренних противоречий в монгольской Орде послужил нам на пользу: решение о карательном походе было отменено, а сбор дани поручили самим русским князьям. Россия вновь выстояла между двух страшных зол, — и это тоже было чудо Божие, явленное нашему Отечеству. Уповали мы на Господа, и Господь управлял нами, избавлял от бед и гибели, — великая помощь была нам от Него. Вот кто наш Союзник — самый верный, самый надёжный, Который никогда не предаст. А от всех остальных можно ждать предательского удара, и таких случаев в истории было предостаточно. Но если мы твёрдо стоим в вере, если мы крепки духовно, то Господь нас благословит — мы будем и физически сильны. С сильными же всегда дружат, а слабых кушают, — а силу-то Господь даёт. Без Господа можно достичь некоего иллюзорного величия, можно греметь громко, на весь мир, — но тогда и падать будем с грохотом великим.
А сейчас время такое: если мы будем плевать в Небеса, как пытаются делать некоторые представители российской элиты, если мы будем жить, Бога не замечая, творя беззакония, то удар не замедлит — и с Востока, и с Запада, — только успевай поворачиваться. Тем людям, которые считают, что история всего мира — это только движение нефти и газа из одного конца планеты в другой, — им Бог не нужен. С сожалением должен сказать, что, хотя советские времена прошли, но наша элита как была материалистической, так ею и осталась: для неё вся история мира — это сплошная экономика, она воображает, что всё на свете крутится вокруг нефти и газа. Но верующие-то, православные люди должны понимать, что это не так. К слову сказать, наши враги отлично понимают, что, в конечном счете, экономика ничего не решает: наши враги — они люди весьма религиозные, хотя эта религиозность и со знаком минус. И они не хотят, чтобы в России воцарилось религиозное сознание — ведь тогда они не смогут столь успешно манипулировать нами. Но мы-то понимаем, что прежде всего духовное, а потом всё остальное. Как в Писании сказано? Дом, построенный на песке — то есть на песке страстей человеческих, — он рухнет, потому что не имеет твёрдого основания.
Когда проявляет себя народный дух, когда можно увидеть, насколько он действительно силён? Только в поражениях и испытаниях. Когда у тебя всё идёт гладко, тогда среди своих считаешься неплохим человеком, тогда наступает некая беззаботность: кажется, что никакие беды тебе не страшны — надо будет, и до Берлина ещё десять раз дойдём, попивая пивко, под похабные песенки Шнура!.. Но когда придут серьёзные испытания, что станет с нашей беззаботностью? Песенки и пивко не помогут собраться с духом, когда окажемся по уши в крови. Тогда-то и проявится наша суть настоящая: пойдём мы до конца, как в Великую Отечественную войну, или рассеемся, как прах? Породит ли дух народный нового Александра Невского?
Святой князь был для людей примером, как должно жить не ради страстей, а ради исполнения воли Божией. И если наши нынешние князья будут Бога помнить, если и весь народ о Нём не забудет, то сила Божия укрепится в сердцах наших и не даст победить Отечество наше. Александр Невский должен стать образцом для наших руководителей, учить их, как сохранять не только внешний облик христианина, но и внутренний, учить вечной истине: если ты искренне служишь Богу и, руководя народом Божиим, исполняешь Божие послушание, то Господь тебя благословит, помогая тебе осуществлять свои замыслы, защищая вверенный тебе народ от врагов внешних и внутренних, и в сердце твоём будет пребывать, и поможет сподобиться святости.
Протоиерей Димитрий ВАСИЛЕНКОВ
Источник: «Православный Санкт-Петербург»
http://www.pravpiter.ru