12.11.2017
На 70-м году жизни скончался вернувшийся из язычества в лоно Церкви известный сатарик Михаил Задорнов.
О личности покойного рассуждает в интервью известный московский пастырь, и.о. настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, отец девятерых детей протоиерей Димитрий Арзуманов:
Я скорблю по поводу смерти Михаила Николаевича. Но, с другой стороны, к скорби примешивается радость, потому что даже не каждый простой человек – простец, не обладающий такими талантами, сподобляется христианской кончины.
Конечно, было радостно узнать, и это действительно так, это не секрет, что в последние дни Михаил Николаевич и каялся, и причащался, и соборовался. Это очень отрадно, потому что он человек очень талантливый. Он всегда был на острие жизни, событий, его сатира была актуальной, правильной, очень тонкой, высокохудожественной, гражданской.
Вставляя шпильки в церковный фундамент и под приходскую жизнь, и под степень священства, он, наверное, говорил о том, что сам знал. Такие единичные моменты – кто-то приход купил, кто-то что-то еще, не являлись отражением жизни Церкви, и это было очень обидно. Потому что мы сами знаем про свою среду, что и у нас бывают неприятные факты, и в жизни духовенства, и в жизни приходов. Это все не показатель жизни Церкви, не на это нужно ориентироваться. Видимо, кем-то был обижен в свое время Михаил Николаевич (я с ним не был знаком, к сожалению) и поэтому допускал дерзкие выпады на Церковь. И это очень раздражало представителей Церкви.
Но к нему не было негативного отношения в среде верующих людей, потому что все-таки он был человеком современным, который отражал под правильным углом негатив нашей жизни. Он был русским человеком. И это ощущалось его слушателями, читателями, и многое ему за это прощалось. Я очень надеялся, что, может быть, под конец жизни Господь его сподобит, как-то откроется ему истина, и он перейдет в покаяние. Очень радостно узнать об этом факте, и мы молимся сейчас об упокоении его души, и молимся с чистым сердцем.
Это кончина христианская, причастная Святых Таин, тайн Соборования. Об этом можно только мечтать. Плюс к тому, это не просто смерть, причастная Святым Таинам Христовым, это еще смерть тяжелая, мученическая, ведь у него была страшная болезнь. Человек испытывал колоссальные боли и мучения, и надо было найти в себе силы, чтобы в таком состоянии увидеть Бога, увидеть свою жизнь, взять в руки свою душу и распорядиться ей.
Я не знаю подробностей последних дней его жизни, но того, что мы знаем, уже достаточно. Потому что мы часто имеем дело с подобными заболеваниями, мы бываем в больницах, реанимациях, видим, как страдает человек, какое это страшное заболевание, как много нужно сил, чтобы переключиться со своего страдания, своей боли, своих мук к личности, увидеть, почувствовать ее и понять, что она необходима. Это не каждый может.
Эта смерть поучительна для других. Я думаю, что тут не нужно поминать о том, что он так был резок с Православием и с Церковью. Этот факт его жизни – покаяние и примирение с Церковью – очень серьезный момент. Мы же не выбрасываем с книжных полок книги Льва Николаевича Толстого, мы изучаем его в школе, хотя у Толстого примирения с Церковью не произошло. Как говорил о нем Варсонофий Оптинский: «Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана». А здесь человек, хоть и не был таким львом, но порвал цепи своих колкостей и дерзостей и примирился с Церковью и с Богом.
<-назад в раздел
Скорбно, но и радостно!: О христианской кончине примирившегося с Богом сатирика Михаила Задорнова …
О личности покойного рассуждает в интервью известный московский пастырь, и.о. настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, отец девятерых детей протоиерей Димитрий Арзуманов:
Я скорблю по поводу смерти Михаила Николаевича. Но, с другой стороны, к скорби примешивается радость, потому что даже не каждый простой человек – простец, не обладающий такими талантами, сподобляется христианской кончины.
Конечно, было радостно узнать, и это действительно так, это не секрет, что в последние дни Михаил Николаевич и каялся, и причащался, и соборовался. Это очень отрадно, потому что он человек очень талантливый. Он всегда был на острие жизни, событий, его сатира была актуальной, правильной, очень тонкой, высокохудожественной, гражданской.
Вставляя шпильки в церковный фундамент и под приходскую жизнь, и под степень священства, он, наверное, говорил о том, что сам знал. Такие единичные моменты – кто-то приход купил, кто-то что-то еще, не являлись отражением жизни Церкви, и это было очень обидно. Потому что мы сами знаем про свою среду, что и у нас бывают неприятные факты, и в жизни духовенства, и в жизни приходов. Это все не показатель жизни Церкви, не на это нужно ориентироваться. Видимо, кем-то был обижен в свое время Михаил Николаевич (я с ним не был знаком, к сожалению) и поэтому допускал дерзкие выпады на Церковь. И это очень раздражало представителей Церкви.
Но к нему не было негативного отношения в среде верующих людей, потому что все-таки он был человеком современным, который отражал под правильным углом негатив нашей жизни. Он был русским человеком. И это ощущалось его слушателями, читателями, и многое ему за это прощалось. Я очень надеялся, что, может быть, под конец жизни Господь его сподобит, как-то откроется ему истина, и он перейдет в покаяние. Очень радостно узнать об этом факте, и мы молимся сейчас об упокоении его души, и молимся с чистым сердцем.
Это кончина христианская, причастная Святых Таин, тайн Соборования. Об этом можно только мечтать. Плюс к тому, это не просто смерть, причастная Святым Таинам Христовым, это еще смерть тяжелая, мученическая, ведь у него была страшная болезнь. Человек испытывал колоссальные боли и мучения, и надо было найти в себе силы, чтобы в таком состоянии увидеть Бога, увидеть свою жизнь, взять в руки свою душу и распорядиться ей.
Я не знаю подробностей последних дней его жизни, но того, что мы знаем, уже достаточно. Потому что мы часто имеем дело с подобными заболеваниями, мы бываем в больницах, реанимациях, видим, как страдает человек, какое это страшное заболевание, как много нужно сил, чтобы переключиться со своего страдания, своей боли, своих мук к личности, увидеть, почувствовать ее и понять, что она необходима. Это не каждый может.
Эта смерть поучительна для других. Я думаю, что тут не нужно поминать о том, что он так был резок с Православием и с Церковью. Этот факт его жизни – покаяние и примирение с Церковью – очень серьезный момент. Мы же не выбрасываем с книжных полок книги Льва Николаевича Толстого, мы изучаем его в школе, хотя у Толстого примирения с Церковью не произошло. Как говорил о нем Варсонофий Оптинский: «Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана». А здесь человек, хоть и не был таким львом, но порвал цепи своих колкостей и дерзостей и примирился с Церковью и с Богом.
Источник: http://ruskline.ru