Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Паломничество на Куликово поле 08.10.2017

Паломничество на Куликово поле

21 сентября Русь отмечает годовщину победы нашего воинства над ордой хана Мамая в 1380 году. 16 сентября на Куликовом поле, которое находится в Куркинском районе Тульской губернии, прошли традиционные торжества, посвященные этому Дню воинской славы России. Наши корреспонденты побывали на празднике. Вот их рассказ о впечатлениях.

Ежегодно в субботу, ближайшую перед 21 сентября, Дня Рождества Пресвятой Богородицы, в который состоялась битва в 1380 году, в музее-заповеднике «Куликово поле» проводятся народные гуляния. Они начинаются церковной частью: Литургией и поминовением всех воинов за Веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших. Собирается епархиальное и губернское начальство, различные творческие коллективы, участники военно-исторических клубов, ну и, конечно же, множество народа не только с Тульской, но и других областей и регионов России.
Организация поездки была сопряжена с большими трудностями. До самого последнего момент не верилось, что она состоится. И то, что она все-таки состоялась является чудом Господа, Пресвятой Богородицы и святых, а также подвижников благочестия. Вот почему хочется рассказать не только о самих торжествах, но и о пути.

До Тулы добрались на рейсовом автобусе без особых приключений и проблем. А в Туле выяснилось, что до самого поля рейса не существует. Ближайшие населенные пункты к нему Кимовск 65 км и Кресты – 12 км. Но через Кимовск дорога на прямую идет от Тулы, а на Кресты надо делать большой крюк. Село находится еще дальше от областного центра чем само поле. И до него ехать около четырех часов. Но вариантов не было и мы сели на автобус до Крестов.

Тульская земля по своему ландшафту имеет особый, неповторимый характер. Хотя здесь и встречаются леса и перелески, но дорога идет в основном через поля и холмы. Вехами, отмеряющими путь, являются города, села и веси с поэтичными типично, русскими названиями: Сухановка, Ломовка, Ефремов, Богородицк, Киреевск, Монастырщино, Кресты, Себино и т.д. Уже они одни согрели душу теплыми воспоминаниями о нашей истории и ее выдающихся личностях.

Блаженная Матрона Московская родом из Себино. Схимонахиня Сепфора, ее современная преемница долгое время жила в Киреевске. Ну, и конечно же многие села возникли на местах, связанных с событиями, непосредственно предшествовавшими или последующими Куликовской битве.
К сожалению, в настоящее время врагами Православия и Святой Руси предпринимаются попытки стереть из русской память все, что связано с этой битвой. В школьных учебниках по Русской истории вообще удалено упоминание о татаро-монгольском иге. Как говорится, у нас всегда были гармоничные отношения со всеми завоевателями. И хотя под татаро-монгольским игом мы находились около двухсот пятидесяти лет (лишь ровно через сто лет после Куликовской битвы его оковы окончательно были сброшены великим князем Иоанном III), но сейчас об этом предпочитают не вспоминать, толи чтобы не покоробить ранимые души школьников, или же не напомнить кому-то другому о неприглядных делах их предшественников. И как было приятно найти на поле несколько тысяч, а может быть и до десяти тысяч русских людей, которые не забыли о подвиге святого Дмитрия Донского и его чудо-богатырей.

Но мы немного в нашем повествовании забежали вперед, а хотелось бы еще сказать нечто о нашем пути. Миновав Кимовск, мы свернули с прямой дороги на Куликовку и стали объезжать ее, делая остановки в деревнях и селах, находившиеся по нашему маршруту.
Одной из последних перед Крестами была остановка в местечке Краснобойцы. Мы с нетерпением ожидали, когда же будут Кресты. Однако сейчас, по прошествии времени, уже понимаем, что Господь здесь даровал нам возможность очень близко соприкоснуться с духовной реальностью Куликова поля.
А пока мы подъезжали к Краснобойцам и отмечали про себя пасущихся лошадей в поле на обочине, речку и сельские дома, расположенные на той стороне моста. Здесь многие наши попутчицы вышли, автобус развернулся и нашим глазам открылась следующая картина, достойная кисти А. Саврасова или М. Нестерова.

На этой стороне моста установлена табличка, на которой написано название реки «Непрядва». В ней плавали гуси или утки. Плакучие ивы отражались в речной глади-ряби. В поле на горизонте паслись лошади, словно кто-то из русских витязей после боя спешился и дал им возможность отдохнуть на воле, подкрепившись душистым разнотравьем. Когда мы немного отъехали, то на обочине показался надгробный памятник с полумесяцем на верху – словно постамент воинам Мамая, сложившим свои головы во время битвы и удобрившим ее своими костями. Готовый пейзаж на тему Куликовской битвы.

Доехав до Крестов, мы вышли на остановке и, определив по указателю направление цели нашего путешествия двинулись по обочине. Нас любезно подбросили гостеприимные хозяева вместительной иномарки. До поля домчались минут за 10.
Мы приехали уже после окончания церковной части торжеств и завершения реконструкции Куликовской битвы, проводимой членами различных военно-исторических клубов.

Прошли в сердце музея-заповедника – храм преп. Сергия Радонежского. Он весь украшен замечательной росписью, изображающей жизнь преп. Сергия, сборы на битву св. блг. в. кн. Дмитрия Донского, преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, а также некоторые эпизоды самой битвы. В притворе на витринах выставлены находки археологов, металлические предметы, принадлежавшие по всей видимости либо русским воинам, либо татаро-монголам.

В промежутках между этими двумя частями гуляний на нескольких сценах различные коллективы исполняют свои музыкальные композиции, более или менее подходящие по тематике к вспоминаемому событию: русские народные песни, современные произведения с включением игры старинных музыкальных инструментов.

На газонах, находящихся справа и слева от второй асфальтовой дорожки, ближайшей к самому полю, ведущей от площадки со стелой к храму преп. Сергий Радонежского, расположены палатки и столики, на которых кто торгует своими изделиями (в основном реконструкторы), а кто-то и бесплатно предлагает свою продукцию или услуги.

Наше внимание обратили на себя реконструкторы в одежде стрельцов рядом с пушкой. Посетители праздника с радостью делали рядом с ними фотографии своих близких на память.

С той же стороны находился столик, рядом с которым стоял священник, вероятно тульский. Его духовные чада раздавали всем детские книжки о св. блг. в. кн. Дмитрии Донском и православные журналы.

В связи с тем, что о татаро-монгольском иге и соответственно о Куликовской битве сейчас в учебниках не пишут, то мы хотя бы кратко в общих чертах напомним читателям, а особенно самым юным из них основные вехи этого, наверное, главного в истории Руси сражения.
Битва состоялась в 1380 г. Ей предшествовало почти 150 лет татаро-монгольского ига, начавшегося Батыевым нашествием 1238 г. Население Руси доходило до десяти миллионов. Из них погром пережило только два миллиона. Многие города прекратили свое существование. На выживших была наложена дань, составлявшая от половины до двух годовых доходов. Не уплатившие ее отводились в рабство. Долгое время наши далекие предки не могли оправиться от шока. По замечанию историка Ключевского, взрослые бросались врассыпную при одном имени завоевателей. Преодоление панического страха в решимость выйти и сразиться с ордой созрела под влиянием жизненного примера, наставлений и молитв преп. Сергия Радонежского. К тому же и за годы монгольского господства произошло объединение многих, ранее разрозненных русских княжество в единое целое во главе с великим князем Московским.

К тому времени орда уже исламизировалась и Мамай ставил целью своего похода не только повторение Батыева погрома, но насильное обращение русских в ислам. Его армия превышала по численности войско в. кн. Димитрия Иоанновича. По подсчетам исследователей, численность русских составляла до 150 тысяч человек, а мамаевой орды – до 200. В летописях же сообщается число от 300 до 400 тысяч.

Побоище началось с поединка татарского батыра Челубея со схимонахом Александром Пересветом, который ранее был искусным воином в дружине брянского князя. Он окончился почти одновременной смертью обоих при том, что русский витязь усидел в седле, а Челубей повалился на землю.
В начавшейся после этого битве кн. Димитрий принял личное участие в качестве простого воина и получил тяжелое ранение. Исход сражения решил внезапный удар засадного полка под командованием воеводы Димитрия Боборка и кн. Владимира Серпуховского в тыл степной конницы, увязшей в бою с главными нашими силами. Не выдержав стремительного удара русской конницы, захватчики ударились в бегство и почти вся орда была истреблена. Из 150 тысяч русских воинов уцелело в битве около 50 тысяч. Мамаю удалось спастись.

Куликовская битва не принесла с собой полного освобождения Руси от ига, которое продолжалось после этого еще около века. Однако она серьезно подорвала силы и ресурсы орды и значительно ослабила путы поработителей.

В общих чертах описанный нами ход сражения повторяют всегда и реконструкторы. Но вернемся к описанию современных торжеств, посвященных битве. Большие участки газонов отведены под различные забавы и аттракционы, предназначенные для детей. Например, на одном из них можно в шлеме, напоминающем шлем хоккеистов, со щитом и палкой, обмотанной поролоном и материей пофехтовать с кем-нибудь из друзей. Травм эта забава не причиняет, зато развивает ловкость и пробуждает боевой дух, готовя отроков к фехтованию холодным оружием в реальных условиях, которое нередко сейчас можно увидеть на улицах наших городов и сел.

В палатках широкий ассортимент игрушек для детей: деревянные мечи, щиты, луки со стрелами, арбалеты, шлемы, даже есть плащи. Имеются «игрушки» и для взрослых – настоящие мечи и шлемы.

Для детей, конечно, это настоящий праздник. Малыши, напитавшись русским духом, на газонах проводили бои игрушечными мечами и булавами, купленными родителями, подражая взрослым реконструкторам, воображая себя русскими богатырями.

Вообще следует отметить, что сейчас много говорится о патриотическом воспитании детей и юношества. Торжества на Куликовом поле – пример неформального подхода к решению этой задачи. Здесь дети действительно напитываются духом русской старины и удальства. Вот почему мы пожалели, что многие наши юные родственники не имеют возможности посетить этот праздник.

Среди посетителей праздника можно было узнать военных в гражданке. С одним из них мы разговорились и он признался, что у него было 8 боевых командировок в Чечню. Видно, спецназовец.

Еще один мужичек, ростом под 2 метра, лицом напоминающий чемпиона мира по профессиональному боксу Н. Валуева был с женой и дочерью. Тоже, видимо, или спецназовец или десантник.

Справедливости ради следует отметить, что в последние годы предпринимаются попытки некоторых сектантов, использовать русское православное торжество для пропаганды своих бредовых идей и реализации соответствующих товаров. Но это не значит, что православным следует отказаться от своего праздника и отдать им его на откуп. Наоборот мы имеем нравственный долг поддержать эти ежегодные торжества. Не так много у нас подобных праздников, захватывающих своей стихией как подростков, так и детей, воспитывающих их в православно-патриотическом духе. Впрочем, как мы уже выше говорили, он оказывает благотворное воспитательное влияние и на взрослых.

На обратом пути, проезжая через Ефремов, Кимовск или Узловую мы с радостью прочили на заднем стекле легковушки надпись: «За Святую Русь!». Действительно, в этих местах дыхание Святой Руси ощущается особенно сильно и оно пробуждает в ее сыновьях и дочерях желание ее возрождения.
Поездка явилась чудом Московской Иверской иконы Божией Матери и святых угодников Божиих, в первую очередь блж. Матроны Московской. Она вся от дороги и посещения музея-заповедника до обратного пути большим светлым, радостным впечатлением осталась на сердце, вызвав желание поделиться им с нашими читателями.

Дмитрий Подгорный

<-назад в раздел

Русский календарь