Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Появился шанс остановить самоубийственный правительственный проект 23.09.2017

Появился шанс остановить самоубийственный правительственный проект

28 июля 2017 премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил программу «Цифровая экономика Российской Федерации», действие которой рассчитано до 2024 года.

Комментирует событие аналитик, руководитель экспертно-аналитического центра «Веритас» Людмила Рябиченко.


– О введении в стране так называемой «цифровой экономики» общество в России узнало в июне, причём почти случайно, после анонсированного СМИ начала создания чиновниками единой базы данных на всех граждан.

Специалисты экспертно-аналитического центра «Веритас» провели начальную экспертизу проекта и представили общественности своё мнение о нём.

Документ под названием Программа «Цифровая экономика в РФ» (далее – «Программа») был подготовлен в Правительстве РФ (Минкомсвязи); авторы страшно торопились, общественного обсуждения данной инициативы не проводилось.

Планировалось, что «Цифровая экономика» станет новой государственной политикой страны до 2025 года и изменит её жизнь по восьми направлениям: государственное регулирование, информационная инфраструктура, исследования и разработки, кадры и образование, информационная безопасность, государственное управление, умный город, цифровое здравоохранение.

При этом речь об экономике не шла, но подробно описывалась принципиально новая модель общественного устройства: государство и государственное управление превратятся в «электронное правительство» с платным «сервисом госуслуг»; децентрализация государства и его механизмов будет обезпечена модной технологией распределённых данных «блокчейн»; рубли заменятся на «криптовалюты»; жизнь общества переместится в интернет; первыми в цифровой формат перейдут здравоохранение и образование; бумажный документооборот будет директивно исключён. Особый упор будет сделан на искусственный интеллект, который станет тестировать людей на предмет цифровых компетенций и оставит без работы миллионы граждан.

Информация станет главным товаром – «цифровой нефтью»; «интернет вещей» и многочисленные ведомства станут непрерывно объединять информацию о человеке и его жизни в единую базу, а сам он превратится в «цифровую личность». Товаром станут и «большие данные» («Big Data»): информация о государственных процессах и ресурсах, картография, аэро- и фотосъёмка, в том числе, с помощью безпилотников, космическая съёмка, а также «данные, прежде считавшиеся секретными».

Банки получат право на идентификацию и аутентификацию граждан и будут владеть информацией о них, а в борьбу за новый рынок уже вступили представители крупного бизнеса в сфере мобильной связи и IT-технологий.

Отдельной строкой в «Программе» намечено снятие правовых барьеров, которые в России пока регулируются Конституцией (ст.23 и 24) и не позволяют без согласия гражданина использовать его персональные данные, включая личную и семейную тайну: будет создана специальная отрасль «цифрового права» и ускоренно подготовлены юристы в сфере «цифровой экономики».

С помощью интернет-технологий новое эрзац-государство станет сортировать население на «цифровых мигрантов» и «цифровых аборигенов» в зависимости от их способностей к освоению «цифровых навыков и компетенций»; оно же будет отслеживать в режиме реального времени «цифровые траектории» их жизни и деятельности, оставляя «аутсайдеров» на обочине жизни.

Эти и другие действия по кардинальному слому общественной модели, осуществляемые в интересах кучки олигархов, уже вызвали множество протестов граждан, которые стали направлять письма и телеграммы президенту с требованием остановить принятие «Цифровой экономики» до широкого общественного обсуждения.

К сожалению, «Программа» всё-таки была подписана, но для граждан необходимо понимать, что протесты общественности не были безполезными, и важно отметить несколько ключевых моментов.

Во-первых, президент не стал, как это было анонсировано ранее, сам подписывать «Цифровую экономику», оставив её премьеру.

Во-вторых, срок действия программы был сокращён на один год.

В-третьих, количество направлений развития было уменьшено до семи – остались нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура, информационная безопасность; неоднозначные «цифровая медицина», «умные города» и «государственное управление» были отложены на перспективу.

При этом сама «Программа» была кардинально переделана: потеряла чёткую структуру, стала описательной, размытой, невнятной; авторы убрали особо скандальные моменты, а содержание максимально распылили, что повторяет тактику авторов другого скандального документа – вводящей в России гендерно-феминистическую повестку «Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2030», которые, напуганные реакцией общественности, именно так и поступили в марте.

Из-за спешки составителей программа «Цифровая экономика»» стала ещё безграмотнее по своему содержанию, но для экспертов и в таком виде она остаётся вполне информативной и раскрывающей суть намеченных изменений. Документ в настоящее время анализируется экспертами центра «Веритас», и результаты этой работы также будут представлены обществу.

Итак, подписанная премьером Медведевым программа «Цифровая экономика» направлена, в частности, на «создание условий для развития общества знаний» – так красиво авторы зашифровали новую социальную модель: жёсткая кастовость, приоритет искусственного интеллекта, тотальный информационный контроль, уничтожение любой приватности, и, как написал в своей презентации один из лоббистов, «цифровой феодализм».

В качестве цели в «Программе» заявлено «создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства» – другими словами, программа «по созданию системы» имеет своей целью «создание системы».

Это, безусловно, характеризует уровень профессионализма авторов, но никак не объясняет нации, зачем ей это нужно, а «данные в цифровой форме как ключевой фактор производства» – это и вовсе как «пятый уровень магии» в современных западных сказках: никто не понимает, как это работает, но на этот случай у авторов есть мистический инструмент «волшебная палочка».

В качестве иных «магических аксессуаров» в «Программе» много раз повторяется  слово «форсайт», например: «на стратегическом уровне управления (...) рабочий орган должен рассматривать и согласовывать форсайты»; «на оперативном уровне управления обеспечивается (...) формирование совместно с профессиональными сообществами форсайта» и т.п.

Принято считать, что слово «форсайт» означает «образ будущего», другими словами, это просто чьё-то представление о том, как должно выглядеть в будущем то или иное явление или общественный институт, и вся методика при этом в грубом виде представляет собой сомнительную цепочку действий: сначала по своему усмотрению нафантазировать новый образ, а потом уже думать, как и зачем к нему идти. Но оправдано ли переориентирование стратегий развития России на чьи-то чуждые нации мысли и фантазии?

«Сквозные цифровые технологии», которые в рамках принятой «Программы» предполагается развивать, делают упор на: искусственный интеллект, робототехнику и сенсорику, виртуальную и дополненную реальность и интернет. Не промышленность и производство восстанавливать, не национальное самосознание и идентичность укреплять, а, как уже ранее заявили в Госдуме, давать права роботам и, как мы видим из представленного плана, «дополнять» в специальных очках реальные разрушенные деревни и заросшие поля виртуальными изображениями весёлых новеньких домиков и жизнерадостных бурёнок и овечек.

«Новым активом» в «Программе» названы «данные», причём, главная роль отведена их «альтернативной ценности»; а одной из главных угроз для развития цифровой экономики России названа «проблема обеспечения прав человека в цифровом мире, в том числе при идентификации (соотнесении человека с его цифровым образом)».

Итак, в «новом, дивном» цифровом мире каждого из ныне живущих уже сегодня ожидает разделение на реального человека и его «цифровой» копии – он-то и будет интересен для бизнеса, и затем начнёт жить своей, отдельной жизнью и двигаться по траекториям, намеченным отнюдь не им самим.

Примерно в те же дни, 4 июля, премьер Д.А. Медведев подписал ещё один документ – распоряжение, утверждающее «Концепцию формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации». То есть, начинает создаваться единая база данных, в которой, как и в ранее отменённой президентом системе «Контингент», будет объединяться информация о гражданине изо всех ведомств, с которыми он когда-либо сталкивался. Возможно ли, что юрист Д.А. Медведев не знает о существовании 23 и 24 статей Конституции страны, правительство которой он возглавляет?

Да, нужно признать, что план по превращению России в территорию «оцифрованных аборигенов» начал претворятся, и лоббисты не скрывают своей радости, предвкушая новый куш, но, чтобы усыпить общество и погасить его недовольство, они всё-таки сделали тактический шаг назад. У нации появился  шанс, чтобы остановить самоубийственный проект.


Источник: «Семья, любовь, Отечество»
http://www.semlot.ru

<-назад в раздел

Русский календарь