Утеря благоговения – знамение нашего времени
Отец Максим в кощунственной футболке
9 сентября 2017 года РИА Новости опубликовало в разделе «Религия» знаковую статью «Зачитывай и кайся: зачем православные взялись за хип-хоп».
«Рэп – в очередной раз – увлек миллионы россиян. Микрофон, музыка, рифмы – рецепт успеха, как минимум среди молодежи, прост. Не остается в стороне и Церковь. О самых известных рэп-проповедниках и о том, почему в РПЦ всерьез взялись за рэп», – с этих слов начинается сообщение.
А далее рассказывается о внедрении «рэп-культуры» в Церкви как о вполне положительном явлении: «"Профессиональным инструментом” для священника Максима Курленко, помимо креста и кадила, стал еще и микрофон. Вот уже несколько лет настоятель храма Сретения Господня в селе Чемурша Чебоксарского района – настоящая знаменитость в Чувашии...
В Чувашию отец Максим приехал из Екатеринбурга. Там, еще до принятия сана, он был исполнителем и диджеем в хип-хоп группе EK Playaz под псевдонимом Dj Max. А теперь он известен любителям рэпа как MC Nastoyatel... При этом руководство епархии ничего не имеет против его увлечения рэпом: в августе MC Nastoyatel выпустил уже четвертый альбом, где, в частности, исполняет под бит стихи Марины Цветаевой.
А в прошлом году о треке "Старомоден” писали многие СМИ. Дело в том, что отец Максим записал его совместно с протестантским пастором Максимом Кравцовым, который известен рэп-сообществу как Максим Лечт – уникальный для религиозного мира случай».
В протестантском мире, давно отошедшем от Бога, использование светской популярной музыки для «привлечения новых прихожан» – это типичное явление, но в православной традиции – это нечто новое.
Что такое бит?«Это жанр рок-музыки, зародившийся в Великобритании в начале 1960‑х. Бит-музыка представляет собой сплав рок-н-ролла, ду-вопа, скиффла, ритм-н-блюза и соула», – говорится в энциклопедии. О вредоносном влиянии такой музыки на человеческую душу сказано уже немало опытными духовниками и специалистами. Она оказывает разрушительное воздействие на психику и даже на физическое состояние человека, настраивает людей на общение с миром падших духов и низвергает в бездны преисподней миллионы душ...
Тем не менее, «православный рэп», «православный хип-хоп», «православный рок» как новая форма проповеди может стать нормой в Церкви: эта мысль является ключевой в цитируемой статье.
История, несомненно, нерадостная, тем более что приведенное сообщение – это лишь частный пример из обширного количества явлений, наблюдаемых в современной церковной жизни.
«Христианство, как дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человеческой, предоставляя его (мир) падению его», – писал святитель Игнатий Брянчанинов более 150 лет назад.
«Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то все больше будет слабеть истинное христианство, а наконец и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира», – чуть позже заметил святитель Феофан Затворник Вышенский.
Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36), – провозглашает на все времена Сам Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос. Это закон духовной жизни для каждого православного человека.
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. (1 Ин. 2, 15);Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4), – таково учение Духа Святаго Божия, переданное христианам через апостолов.
Очень печально, когда Церковь, которая есть учреждение не от мира сего, начинает жить по законам этого мира. Православие не должно потворствовать современной моде, нравам и обычаям мира, лежащего во зле.
Что же такое дух мира сего? Вот как говорит об этом великий подвижник нашего времени, преподобный Паисий Святогорец: «Наибольшим врагом спасения нашей души, даже большим, чем сам диавол, является мирской дух, потому что он сладко влечет нас к себе, но в конце концов приносит нам вечную горечь».
В удивительном слове святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, глубоко раскрываются истинные причины этого явления: «Мы живем христиане между христианами. Мир, который ненавидел христиан, в течение времен переродился в мир "христианский”. Кому неизвестна "победа, победившая мир, вера наша” (1 Ин. 5, 4)?.. Но мир побежден, а не уничтожен. Он еще живет и по-прежнему ненавидит тех, которые Христовы суть или деятельно стараются быть таковыми. Мир, побежденный непреоборимою истиною веры, как бы только плененный в ее послушание и потому допущенный в ее видимую область, не совсем отложил, а только скрыл при сем переходе свои древние свойства, неприметно внес в оную и распространил в ней свой собственный дух, и таким образом сей враг Христа и христианства очутился в пределах самого христианства. Прикрываясь именем христианского мира, он действует свободно и старается образовать для себя мирское "христианство”, сынов веры превращать в сынов мира, сынов мира не допускать до возрождения в истинную жизнь веры, а на не покоряющихся сему вооружается разными оружиями неправды, соблазном, укорением, осмеянием, презрением, клеветою, жестокостию».
Великие слова! Дважды великие, ибо сказаны более 150 лет назад в Православном Царстве, где первенствующей и господствующей была вера Христианская, Православная. Святитель Филарет, тонкий знаток церковной истории и духовной жизни, хорошо понимал, о чем говорил. Он дал исчерпывающий ответ на ключевые вопросы, которые приобретают все большую актуальность.
К большому сожалению, мы живем во времена подмен и размывания Православия. Это уже видно невооруженным глазом, хотя многие этого уже не замечают или не хотят замечать. Почему? Потому что жизнь по духу мира сего становится нормой среди именующих себя христианами.
И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников (Мк. 11, 17). Для кого это сказано?
«Храм – это дом Божий. И наш настоящий дом находится в раю. Здесь поют сестры. Там – ангелы, святые... Если, приходя в какой-нибудь мирской дом, мы стучимся в дверь, вытираем ноги и скромно присаживаемся, то как мы должны вести себя в дому Божием, где приносится в жертву Христос?» – пишет преподобный Паисий Святогорец.
Ныне же, как ни в чем не бывало, хор прихожанок на амвоне пред Царскими вратами (!) исполняет «Let My People Go» и другие джазовые композиции Луиса Армстронга, в сакральном пространстве храма выступают танцоры, акробаты и фокусники, проходят развлекательные конкурсы и другие подобные «мероприятия». А теперь к этому еще и «хип-хоп»...
Что бы сказали Отцы Святые, глядя на такое «православие»?
«Дух мира с его превратными учениями есть дух неприязненный Христу: он есть дух антихристов. Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира!» – можно было бы подвести итог словами богомудрого святителя Феофана Затворника, но поднятые в данной статье вопросы охватывают далеко не все явления, о которых необходимо громко говорить.
Утеря благоговения – это страшное знамение нашего времени. Об этом и других опасных симптомах отступления – в следующих статьях.
Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф и публицист, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств