10.09.2017
Эти псалмы очень точно в словах ветхозаветных пророчеств говорят о Теле и Крови Христовых – о Святой Евхаристии.
Если говорить с точки зрения литургики, то очень часто богослужебные чины начинаются именно псалмами, которые (посвященные определенной тематике) следуют перед песнопениями и молитвословиями новозаветной Церкви. Это и начало вечерни, и утрени, и часы, и различные молебны. Данная закономерность говорит о духовной и исторической взаимосвязи Ветхого и Нового Заветов, объединенных вокруг пришествия Мессии – Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Эта закономерность прослеживается и в Последовании ко Святому Причащению. После обычной «шапочки», состоящей из славословия Святой Троице, стихиры «Царю Небесный», Трисвятого, молитвы Господней «Отче наш» и других молитвословий следуют три псалма – 22-й, 23-й и 115-й – стержневой темой которых является Святая Евхаристия и подготовка верующих к принятию Святых Даров.
Рассмотрим это с Божьей помощью на примере стихов из данных псалмов…
22-й псалом
Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Церковь Христова с древнейших времен изъясняла этот псалом в смысле пророчества о Христе Спасителе как ‟Добром Пастыреˮ, питающем и напаяющем Своим телом и кровию, и благодатью крещения возрождающем верующих овец во святой Своей Церкви. Поэтому с древнейших времен псалом этот состоит в числе молитв готовящимся ко святому Причащению».
Уже с первых стихов псалма это видно…
«Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойнее воспита мя». Образ злачной пажити, т. е. плодородного поля, и есть образом вечного непреходящего Хлеба Тела Христового, а вода покойна символизирует «воду святого Крещения, омывающую от прародительского греха». Так говорил преподобный Амвросий Оптинский.
Образ злачной пажити 22-го псалма очень точно раскрывается в заключительной молитве Канона покаянного ко Господу: «Воспитай мя от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь».
В пятом стихе вышеупомянутого псалма практически прямо говорится о Таинстве Святой Евхаристии, и, конечно, поражает, что эти стихи были написаны за сотни лет до земного воплощения Бога Слова: «Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яка державна».
Под трапезой здесь подразумевается Святая Евхаристия, а под Чашей, которая напояет человека, – Святой Потир с Кровью Христовой.
И если человек будет вкушать Тело и Кровь Христовы, то, пишет псалмопевец: «И милость твоя поженет мя вся дни живота моего: и еже вселити ми ся в дом Господень в долготу дний», т. е. милость Божья будет пребывать на верующем всю жизнь, и он вселиться в дом Господень – в рай.
23-й псалом
Эта молитва излагает нам условия и качества, которые должен иметь верующий для того, чтобы достойно причащаться Святых Христовых Таин. Ведь литургийный возглас «Вонмем. Святая святым» звучит именно для нас. Нам следует стать святыми, очистить себя достойно для того, чтобы приступить к страшной и спасительной Святыне Евхаристии.
О том же говорит и псалом:
«Кто взыдет на гору Господню; или кто станет на месте святем Его; Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему».
Преподобный Макарий Великий так толкует это место: «Кто взыдет на гору Господню? – т. е. на небо – неповинен рукама и чист сердцем, а этим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию».
В 23-м псалме есть следующие стихи: «Сей примет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля».
Преподобный Иоанн Лествичник пишет об этих стихах псаломских: «Главнейшее знамение избранников Божиих состоит в том, чтобы всеми силами стремиться ко Господу и непрестанно воздыхать по небесному отечеству. Пребывание ищущих лице Бога Иаковля состоит в непрестанной молитве».
Интересен также ответ на вопрос, что это за врата, которые должны взять князья (о них повествуется в 9-м и 10-м стихах псалма): «Возьмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть Царь славы; Господь сил, Той есть Царь славы». С одной стороны, святые отцы различных времен видели здесь символ Вознесения Гоподня. С другой – они говорили о вратах нашего сердца, которыми владеют различные страсти: гордость, злоба, плотоугодие… Эти страсти порабощают душу человека и препятствуют Господу войти в нее и обитать в ней. Князи (страстей) господствуют на этих вратах и не допускают Царя славы войти ими. Поэтому мы должны взять эти врата под свой контроль, под свою волю, чтобы впустить туда Господа. «Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною» (Откр. 3:20).
Итак, исходя из этого псалма, для достойного принятия Тела и Крови Христовых необходимы вера в Бога и желание, поиск пути к Нему, борьба со страстями, молитва, пост и воздержание. Таковые соделывают себя с Божьей помощью теми святыми, которые становятся достойными Святыни Евхаристии.
115-й псалом
В четвертом стихе этого псалма прямо говорится о Таинстве Причащения: «Чашу спасения приму, и имя Господне призову». Причем Евхаристическая Чаша названа именно Чашей спасения, т. е. в Ней спасение для человеков. Вот для чего нам нужно причащаться! Чтобы спастись! И какое интересное слово «причастник»: мы соделываемся причастниками Божества, соединяемся с Ним таинственным, евхаристическим, спасительным образом!
Последние стихи псалма символически нам прообразовывают Литургию:
«Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову.
Молитвы моя Господеви воздам перед всеми людьми Его:
Во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме».
Что такое жертва хвалы? Это, конечно, Евхаристия, являющаяся, собственно, ядром Божественной литургии. И с греческого языка Евхаристия и переводится как «жертва хвалы, благодарственная жертва». Стих «Молитвы моя Господеви воздам перед всеми людьми Его…» говорит нам о вселенскости, всемирности, всеобьемлющем характере Литургии. Это слово и переводится с греческого языка как «общее дело, служение». Дворы же дому Господня и Иерусалим символизируют храмы Православной Церкви и Саму Церковь-Мать, в священной ограде Которой Богом совершается Литургия.
Одним словом, при чтении псалмов поражает откровенность пророчеств. Они прямо указывают на Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на Его Искупительный Подвиг, на учреждение Святой Троицей земной новозаветной апостольской Церкви, в Которой совершается дело спасения человеков. И это было написано за тысячи лет до новозаветных событий! И, конечно, могло быть написано только святыми людьми по внушению Духа Святого. Он, словно великий Регент, руководил стройным хором святых пророков, которые пели, поют и будут на веки вечные продолжать петь спасительную песнь Священного Писания. В ней нет места фальшивому звуку, в ней одна правда Божия.
Нам же остается для спасения своего припадать к этим чистым родникам. Припадать, чтобы иметь в себя жизнь, берущую начало в Боге. Ведь сам Спаситель сказал: «…Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6:53–55).
<-назад в раздел
Почему именно 22-й, 23-й и 115-й псалмы включены в Последование ко Святому Причащению?
Если говорить с точки зрения литургики, то очень часто богослужебные чины начинаются именно псалмами, которые (посвященные определенной тематике) следуют перед песнопениями и молитвословиями новозаветной Церкви. Это и начало вечерни, и утрени, и часы, и различные молебны. Данная закономерность говорит о духовной и исторической взаимосвязи Ветхого и Нового Заветов, объединенных вокруг пришествия Мессии – Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Эта закономерность прослеживается и в Последовании ко Святому Причащению. После обычной «шапочки», состоящей из славословия Святой Троице, стихиры «Царю Небесный», Трисвятого, молитвы Господней «Отче наш» и других молитвословий следуют три псалма – 22-й, 23-й и 115-й – стержневой темой которых является Святая Евхаристия и подготовка верующих к принятию Святых Даров.
Рассмотрим это с Божьей помощью на примере стихов из данных псалмов…
22-й псалом
Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Церковь Христова с древнейших времен изъясняла этот псалом в смысле пророчества о Христе Спасителе как ‟Добром Пастыреˮ, питающем и напаяющем Своим телом и кровию, и благодатью крещения возрождающем верующих овец во святой Своей Церкви. Поэтому с древнейших времен псалом этот состоит в числе молитв готовящимся ко святому Причащению».
Уже с первых стихов псалма это видно…
«Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойнее воспита мя». Образ злачной пажити, т. е. плодородного поля, и есть образом вечного непреходящего Хлеба Тела Христового, а вода покойна символизирует «воду святого Крещения, омывающую от прародительского греха». Так говорил преподобный Амвросий Оптинский.
Образ злачной пажити 22-го псалма очень точно раскрывается в заключительной молитве Канона покаянного ко Господу: «Воспитай мя от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь».
В пятом стихе вышеупомянутого псалма практически прямо говорится о Таинстве Святой Евхаристии, и, конечно, поражает, что эти стихи были написаны за сотни лет до земного воплощения Бога Слова: «Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яка державна».
Под трапезой здесь подразумевается Святая Евхаристия, а под Чашей, которая напояет человека, – Святой Потир с Кровью Христовой.
И если человек будет вкушать Тело и Кровь Христовы, то, пишет псалмопевец: «И милость твоя поженет мя вся дни живота моего: и еже вселити ми ся в дом Господень в долготу дний», т. е. милость Божья будет пребывать на верующем всю жизнь, и он вселиться в дом Господень – в рай.
23-й псалом
Эта молитва излагает нам условия и качества, которые должен иметь верующий для того, чтобы достойно причащаться Святых Христовых Таин. Ведь литургийный возглас «Вонмем. Святая святым» звучит именно для нас. Нам следует стать святыми, очистить себя достойно для того, чтобы приступить к страшной и спасительной Святыне Евхаристии.
О том же говорит и псалом:
«Кто взыдет на гору Господню; или кто станет на месте святем Его; Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему».
Преподобный Макарий Великий так толкует это место: «Кто взыдет на гору Господню? – т. е. на небо – неповинен рукама и чист сердцем, а этим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию».
В 23-м псалме есть следующие стихи: «Сей примет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля».
Преподобный Иоанн Лествичник пишет об этих стихах псаломских: «Главнейшее знамение избранников Божиих состоит в том, чтобы всеми силами стремиться ко Господу и непрестанно воздыхать по небесному отечеству. Пребывание ищущих лице Бога Иаковля состоит в непрестанной молитве».
Интересен также ответ на вопрос, что это за врата, которые должны взять князья (о них повествуется в 9-м и 10-м стихах псалма): «Возьмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть Царь славы; Господь сил, Той есть Царь славы». С одной стороны, святые отцы различных времен видели здесь символ Вознесения Гоподня. С другой – они говорили о вратах нашего сердца, которыми владеют различные страсти: гордость, злоба, плотоугодие… Эти страсти порабощают душу человека и препятствуют Господу войти в нее и обитать в ней. Князи (страстей) господствуют на этих вратах и не допускают Царя славы войти ими. Поэтому мы должны взять эти врата под свой контроль, под свою волю, чтобы впустить туда Господа. «Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною» (Откр. 3:20).
Итак, исходя из этого псалма, для достойного принятия Тела и Крови Христовых необходимы вера в Бога и желание, поиск пути к Нему, борьба со страстями, молитва, пост и воздержание. Таковые соделывают себя с Божьей помощью теми святыми, которые становятся достойными Святыни Евхаристии.
115-й псалом
В четвертом стихе этого псалма прямо говорится о Таинстве Причащения: «Чашу спасения приму, и имя Господне призову». Причем Евхаристическая Чаша названа именно Чашей спасения, т. е. в Ней спасение для человеков. Вот для чего нам нужно причащаться! Чтобы спастись! И какое интересное слово «причастник»: мы соделываемся причастниками Божества, соединяемся с Ним таинственным, евхаристическим, спасительным образом!
Последние стихи псалма символически нам прообразовывают Литургию:
«Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову.
Молитвы моя Господеви воздам перед всеми людьми Его:
Во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме».
Что такое жертва хвалы? Это, конечно, Евхаристия, являющаяся, собственно, ядром Божественной литургии. И с греческого языка Евхаристия и переводится как «жертва хвалы, благодарственная жертва». Стих «Молитвы моя Господеви воздам перед всеми людьми Его…» говорит нам о вселенскости, всемирности, всеобьемлющем характере Литургии. Это слово и переводится с греческого языка как «общее дело, служение». Дворы же дому Господня и Иерусалим символизируют храмы Православной Церкви и Саму Церковь-Мать, в священной ограде Которой Богом совершается Литургия.
Одним словом, при чтении псалмов поражает откровенность пророчеств. Они прямо указывают на Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на Его Искупительный Подвиг, на учреждение Святой Троицей земной новозаветной апостольской Церкви, в Которой совершается дело спасения человеков. И это было написано за тысячи лет до новозаветных событий! И, конечно, могло быть написано только святыми людьми по внушению Духа Святого. Он, словно великий Регент, руководил стройным хором святых пророков, которые пели, поют и будут на веки вечные продолжать петь спасительную песнь Священного Писания. В ней нет места фальшивому звуку, в ней одна правда Божия.
Нам же остается для спасения своего припадать к этим чистым родникам. Припадать, чтобы иметь в себя жизнь, берущую начало в Боге. Ведь сам Спаситель сказал: «…Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6:53–55).
Иерей Андрей Чиженко