Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
ИЕРОМОНАХ МИХАИЛ (ТРУБАЧЕВ): К вопросу разделений в движении патриотов 04.09.2017

ИЕРОМОНАХ МИХАИЛ (ТРУБАЧЕВ): К вопросу разделений в движении патриотов


Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Худ. В. Арбеков

Сегодня в патриотических кругах все больше появляется людей околоцерковных, которые, возможно, и искренне борются за истину, но в то же время уклоняются в те или иные антиправославные течения. Эту проблему мы решили обсудить с уже знакомым нашим читателям (см. «ПК» № 11 (179)) давним деятельным участником православно-патриотического движения иеромонахом Михаилом (Трубачевым).

 – Благословите, батюшка! Как Вы оцениваете нынешнее состояние патриотических сил России? Есть ли у них какие-то ошибки и заблуждения?

 – Мы живем в такое время, когда враг нашего спасения глубоко проник во все слои православного и околоправославного общества. Достаточно посмотреть на тех, кто иногда ходит в храм и крестится, называя себя православным, но оставаясь при этом невоцерковленным. Таких, к сожалению, очень много. И вот они идут по пути «ветра главы своея».

Господь призывает нас к послушанию. Прежде всего – к послушанию Богу и Церкви. А эта добродетель приобретается тогда, когда люди имеют верного Православию духовника и следуют его советам, отсекая свою волю.

Послушание, как учат Святые Отцы, выше поста и молитвы. Потому нам, неразумным, всегда необходимо руководствоваться духовным наставлением.

Мы знаем историю преподобного Иоанна Дамаскина, который, когда лишился своего духовника, нашел себе руководителя из неопытных, неграмотнейших, но молитвенников. Этот новый духовник запретил ему что-либо писать, и святой смирился, хотя был уже известнейшим гимнографом, старцем. Многие из настоятелей монастырей того времени, архимандритов, сами хотели стать его духовными детьми. Но он понимал, насколько важна и необходима добродетель послушания. И за послушание он долгое время не сочинял церковных песнопений, не создавал богословских трудов.

К величайшему сожалению, некоторые нынешние патриоты, называющие себя вождями и руководителями православных движений, отпали от послушания и руководства духовников. Это и есть главная беда.

 – Но бывает, и духовники уклоняются – в раскол, например. Как тут быть?

 – Да, такое случается. К глубокой скорби, произошла беда и с известным духовником отцом Рафаилом (Берестовым). Он говорит, что уже в Церкви нашей нет благодати, и призывает не ходить в наши храмы. Понятно, что он, как человек честный, считает, что, отказавшись поминать Патриарха-экумениста, он таким образом защитит Православную Церковь.

Но кто из наших отцов его благословлял так поступать?! Кстати, отец Николай Гурьянов предвидел это. Я был рядом с ним, когда позвонил отец Рафаил из Абхазии. Он тогда просил благословения перебраться на Афон, но отец Николай ему сказал: «Нет, оставайся в России», дважды повторил. Зачем? Чтобы в России нам, отцам, держаться друг за друга, все сложные вопросы решать соборно. Я это прекрасно понял сейчас, когда уже очевидна проблема, что не стало таких великих столпов, как отец Кирилл (Павлов), отец Николай Гурьянов… И потому мы руководствуемся соборным мнением духовников – отца Петра (Кучера), отца Сергия (Романова), отца Власия Боровского, отца Адриана Псково-Печерского и других.

 – Я беседовал на тему «непомина» с одним священником, и он высказал мысль, что церковные каноны, как оружие, необходимо использовать с разумом. А иначе, борясь с плевелами, можно погубить и добрые ростки...

– Да. Сейчас возникла серьезная трудность: Церковь атакуют, с одной стороны, ересь экуменизма, с другой – раскол. Соборным мнением духовников решено, что мы обязаны поминать Патриарха. Поминать до тех пор, пока он не будет осужден собором епископов. Никто из священников не имеет права уходить из Церкви. И отец Николай Гурьянов нам заповедовал никогда не уходить из Церкви. Пусть еретики отпадают от нас, но мы остаемся в лоне Православной Церкви, которая была святой, остается и будет таковой до скончания века – вне зависимости от взглядов отдельных иерархов и даже Предстоятеля, потому что наш Рулевой – Сам Господь.

Наша Русская Православная Церковь Московского Патриархата хранила и хранит истину во всей полноте. Например, т. н. «старообрядцы» спрашивали преподобного Серафима Саровского, спасутся ли они, – мол, они тоже веруют во Христа, следуют Евангелию. Но что ответил святой? «Если бы я стал старообрядцем, я бы не спасся». Почему? Потому что мы плывем на Корабле спасения и Кормчий у нас – Христос, а «старообрядцы» спустили шлюпку с этого Корабля и правят ею сами, хотя якобы и под знаменем Христа…

 

– А сейчас многие патриоты симпатизируют «старообрядцам»…

 – Был еще такой случай со святителем Феодосием Черниговским. Когда его мощи открывали, Господь сопровождал это обильными чудотворениями. Там присутствовал и сам святой Царь Николай II. А «старообрядцы» не почитали святителя и не верили в его святость. Тогда их пригласили на диспут, и около 400 «старообрядцев» со своим «митрополитом» приехали и пообещали, что если увидят чудеса, то вернутся в лоно Церкви.

И что? Наши православные священнослужители открыли мощи святителя Феодосия, и все болящие, которые там находились, исцелились. Но раскольнический «митрополит» слукавил – не исполнил своего слова. Кто-то из «старообрядцев» тогда вернулся в Православие, поняв, что истина в нашей Церкви. Но их верхи до сих пор противятся и не желают признавать святость ни преподобного Серафима Саровского, ни тем более праведного Иоанна Кронштадтского, – никого из святых после преподобного Сергия Радонежского. Спрашивается, а у них хоть один святой чудотворец после их отпадения появился?! Нет, и это невозможно!

А пресловутое двуперстие? Ни в одной Православной Церкви мира нет и упоминания об этом «старом» обряде. Разве святые нашего времени, прославленные Самим Богом, например, блаженная Матрона Московская или Царская Семья, крестились двумя перстами?!..

Это два самых веских доказательства заблуждения «старообрядчества», его отпадения от Православия.

А то, что среди монархистов стали появляться т. н. «старообрядцы» – это вообще абсурд. Душа возмущается, видя такое, ведь в наше время уже открыта истина об их уклонениях и злодеяниях, об отношении к ним Святых Отцов нашей Церкви, о великих отцах-миссионерах и апологетах, занимавшихся обращением раскольников…


– Действительно, ни в Иерусалимской, ни в Грузинской, ни в Болгарской – ни в какой из Поместных Православных Церквей нет ни одного защитника т. н. «старых» обрядов. Значит, это все фантазии протопопа Аввакума да боярыни Морозовой, и они только на Руси распространили свой яд… А еще известно, что перед революцией «старообрядцев» финансировал Запад…

 – Да, все верно. Обратите внимание и на то, что «старообрядцы» спонсировали бунты против Царей. А теперь они рядятся в ризы праведников и Русских патриотов. Но их «патриотизм» заключается только в ношении особых одежд и прочей внешней обрядовости. Об этом мне свидетельствовал и потомственный «старовер», и я сам проходил это, быв уловлен в свое время на их удочку «истовости», «правильности». Но быстро убедился, что это лишь внешнее, фарисейство, прикрываемое мнимой стариной. А сейчас они играют на патриотических чувствах нашего народа. Но ведут тех, кого увлекают за собой, в пропасть. Слепые вожди слепых (Мф. 15, 14), как сказано в Священном Писании.

А нападками на «незаконный» Московский Патриархат и «предательский» Синод раскольники просто пытаются оправдать свои антиканоничные деяния, грех, который не смывается даже мученической кровью. Мы же должны отделять ошибки церковных деятелей от Святой Церкви в целом и быть верными Православию внутри Церкви, а не вне ее.

Нестроения в Церкви были всегда. Вспомните первые века, еретика Ария – священника. А еретик Несторий вообще занимал патриарший престол в Константинополе. Но никто из верных отцов, вступавших с ними в споры, полемику, из Церкви не уходил.

Святителя Иоанна Златоуста нечестивцы незаконно осудили и сослали в Команы, где бывший Константинопольский Патриарх смиренно преставился. А мог ведь уйти в раскол, отделиться. Думаю, что за ним бы много народа пошло. Но святой так не сделал, желая сохранить души людей и мир в Церкви и не порождать губительный раскол...

И в другие времена наша Церковь была и распинаема, и обезкровлена, но никогда Бог не оставлял ее. И при святителе Спиридоне Тримифунтском, святителе Николае Чудотворце, при святителе Марке Ефесском… Да и во время революции в России, когда большинство духовенства было уничтожено, Русская Церковь сохранила чистоту исповедания и благодатную преемственность, епископство. На эту тему есть послание святого Патриарха Тихона об архиерейском руководстве, соблюдении иерархии, послушании церковному устроению.

 – Почему же некоторые монархисты так пренебрежительно относятся к истине? Ведь о «старообрядцах» и о том, какой вред они нанесли и наносят Церкви Божией, можно прочитать, например, у святителя Феофана Затворника…

 – Вся беда современных православных патриотов – в отсутствии добродетели послушания. А где нет послушания – там гордыня, самость и прочие пороки…

Мне приходилось участвовать во многих собраниях православной общественности, в том числе в качестве учредителя при образовании различных монархических партий, организаций хоругвеносцев, православных братств, союзов православных граждан… Например – Всемирного Русского народного собора, о котором сейчас мало кто говорит. У меня до сих пор сохранился его устав, где целью значится подготовка платформы для прихода Царя. Уже около 20-ти этих соборов прошло, и давно забыты основы устава, участники обсуждают что угодно, только не монархическую тему... Т. е. изначально всегда бывали благие намерения – собрать патриотов в единую общественную силу. Но практически сразу такие организации распадались на несколько частей. Туда внедрялись люди, которые своей риторикой как бы поддерживали Православие и патриотизм, а по факту становились разрушителями общего дела...

Помню, когда мы пытались зарегистрировать очередное подобное объединение и приехали к отцу Кириллу (Павлову) испросить благословение, он сказал: «Вы, главное, знайте друг друга, а пользы от этой официальной организации не будет». И действительно, столько вложили сил, планировали, писали устав, корректировали его… (Кстати, нам сразу запретили использовать в документах слова «Русский» и «православный»). И что дальше? В результате каждого из инициаторов впоследствии вызывали в известные органы и предлагали сотрудничество! А в конце концов общество распалось на какие-то группки, от которых пользы нет. Как отец Кирилл сказал, так все и вышло – «знайте друг друга, и в нужный момент вас Господь Сам соберет».

 – А почему насаждение неправославных взглядов в патриотическом движении так опасно? Может, наоборот людям с разными убеждениями надо объединяться?

– Внедрение в православные организации, участие в их мероприятиях «зарубежников», «старообрядцев», обновленцев, новостильников, непоминающих и прочих отступников от Церкви Божией, молитва с ними – это тот же экуменизм. Врагам нашего Отечества необходимо создать из нас разнородную серую массу – для дальнейшего управления и разложения.

Повторюсь: послушание всегда было, есть и остается выше поста и молитвы. Послушание православному духовнику просто необходимо. Особенно людям, дерзающим возглавлять какие-то патриотические движения. Вот, в «Русском вестнике» сейчас написали про Квачкова, который решил в свое время стать руководителем патриотического движения офицеров. Знаю одного священнослужителя, который тогда еще, в самом начале ему сказал: «Если ты будешь молиться, советоваться с духовником и не только слушать советы, но и исполнять – тогда твои усилия могут принести пользу Церкви и Отечеству». Но он сам себе на уме, и вот результат: сидит в тюрьме, и вся его деятельность свернулась. Хотя он искренний патриот. Но, как учил преподобный Серафим Саровский, без Божиего благословения даже доброе по замыслу человека дело не принесет добра. А что такое Божие благословение? Это следование мудрым советам духовника.



 

– Еще говорят, что т. н. самость – путь к бесовской прелести...

 – Да, человек начинает слушать свои помыслы. А это самое страшное заблуждение. Почитайте жития святых: сколько отцов и старцев прошли через это – как только начинали принимать помыслы, что с ними происходило! Вот, например, преподобный Симеон Столпник был искушаем диаволом, который явился ему в образе ангела на огненной колеснице и сказал, что за свои подвиги, как пророк Илия, он будет живым вознесен на Небо. Симеон одной ногой уже собирался встать на колесницу, но осенил себя крестным знамением, и видение исчезло. Вот что значит поверить собственному мнению! Но преподобного Симеона благословил на подвиг столпничества старец, и именно поэтому, благодаря его молитвам, святой сумел это искушение и соблазн преодолеть.

К сожалению, самовольных горе-ревнителей в руководстве наших патриотических движений немало. Как только они отрываются от духовного окормления (а некоторые даже и понятия о нем никогда не имели!), сразу начинаются разделения. Они пытаются свои помыслы применить в общественной деятельности, и это приводит к тому, что мы сейчас наблюдаем. Это недопустимо, потому что нас и так немного, а еще и между нами нет единомыслия. Каждый видит и понимает ситуацию по-своему…

 – Как же быть? Что необходимо делать, чтобы исправить эти перекосы в патриотическом движении?

 – Надо стараться отсекать свои помыслы и все сверять с Евангелием, со святоотеческими писаниями и обязательно советоваться с духовником.

Думаю, что сегодня гораздо действеннее не научные конференции с участием православных, не некие дебаты, а соборная молитва, молитвенные стояния и Крестные ходы. Однако нам необходимо и просвещение, знание неискаженной истории нашей, в том числе церковной, опыта предков, Святых Отцов, чтобы правильно смотреть на происходящее и не повторять прежних ошибок.

В свое время и Патриарх Тихон говорил, что наша Церковь – это народ Божий, простые верующие люди – как и ученики Христовы, апостолы были из простых рыбаков. Еще со времен Христа предателями становились самые близкие, высокие по званию. Испытание властью, известностью и деньгами выдерживают не все. Поэтому везде и всегда важно духовное руководство. Так что молитва и пост – наши главные орудия, а если еще будет послушание в духе Святых Отцов, – то, как мы знаем, никакие силы не одолеют Церковь!

Сейчас, кстати, некоторые православные ревнители поддаются на такую уловку софистов: мол, существует некое «благое непослушание» – т. е. непослушание духовнику, если он советует поступать не по заповедям, не по Святым Отцам. Но если ты знаешь, что он так делает – не ходи к нему, ищи православного духовника, но не пребывай вне послушания!

Народ наш мечется и серьезно переживает в связи с ситуацией в Церкви. Великая беда нашего времени в том, что нет единомыслия, единоисповедания и среди священства. Происходят разделения и в семьях, когда муж, например, понимает, что приходской батюшка склоняется к ереси экуменизма, а жена и вникать не хочет во все эти вопросы. Это серьезное искушение, разделение, о котором сказано в Евангелии: Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей(Лк. 12, 52, 53).

Не надо ходить к таким священникам, проповедующим ересь. Надо искать православных духовников, которых немало. И обязательно стремиться стяжать добродетель послушания.

 

Беседовал Виктор Заречный

Источник: газета «Православный Крест», № 17 (185) (от 1 сентября с. г.)

<-назад в раздел

Русский календарь