Об истоках реформации церковного права
Предлагаем ознакомиться с небольшой заметкой на тему проблемы реформации канонического права в Православной Церкви.
В феврале 1929 года в Ватикане внутри конгрегации Восточных Церквей была создана особая комиссия для модификации канонического права Восточной Церкви.
Православная Церковь не имеет единого сборника канонического права, подобного католическому «Codex juris canonici» (с лат. – «Корпус канонического права») – общее название сборников норм, руководивших деятельностью римско-католической церкви в духовной и светской юрисдикции и определявших ее строй в средние века. – Примеч. ред.).Ее канонические нормы изложены в разных источниках. «Книга правил» представляет церковные каноны не в виде какой-либо научной системы, а последовательно, так, как они были преподаны Святыми Апостолами или принимались на Вселенских Соборах Святыми Отцами. В этом есть достоинство первоисточника, который несет на себе печать Духа Святаго, и это никогда не смущало, а, напротив, вдохновляло православных канонистов.
Прекрасные комментарии к правилам великих византийских канонистов Зонары, Аристина и Вальсамона также не находят по глубине, силе и ясности изложения себе равных в праве западной церкви. Но с точки зрения католиков их недостаток в том, что они тоже не приведены в научную систему. Кроме того, Поместные Православные Церкви имеют каждая свое частное право, что затрудняет работу по подчинению их римскому первосвященнику.
Очевидно поэтому католики (а вслед за ними и «православные» модернисты) считают, что в нашей «Книге правил» есть противоречия, устаревшие и неактуальные каноны, а посему она нуждается в «исправлении».
Но кто были составители церковных канонов и кто – реформаторы? Святые Отцы, авторы церковных канонов, не придумывали их от себя, а сообща вносили в канонические сборники все, что изволися Духу Святому (Деян. 15, 28) и им. Реформаторы же – еретики, преданные Церковью Христовой анафеме.
Православному человеку понятно, что редактирование святых канонов – дело небогоугодное. Преподобный Иустин Сербский пишет: «Каноны Святых Апостолов и Отцов действительны и теперь, а не только в древности: они остаются безусловно обязательными для всех нас, современных православных христиан».
Юрисконсульт Священного Синода Польской Православной Церкви К. Н. Николаев в своей работе «Экспансия Рима в Россию» отмечает:«Начинание Рима в этой области достойно сожаления. Это не дело Рима и внесет только новые осложнения и в без того сложные отношения между Западной и Восточной церквами. Каждому свое, и это простирание забот о том, чего Рим не знает и не способен знать так, как это знает Восток, – не более как претензии дурного тона».
Председателем Комиссии по кодификации канонического права Восточной Церкви был назначен бывший статс-секретарь Ватикана престарелый кардинал Гаспари. Вскоре «работа была начата, и уже 14 июля 1933 года кардинал Гаспари представил Пию XI 10 томов, заключавших в себе „источники канонического права Востока". По самой краткости времени ясно, что это не больше как видимость работы. Пий XI остался доволен, и работа продолжалась. В 1936 году кардинал П. Гаспари умер 82 лет от роду. Обязанности председателя Комиссии были возложены на секретаря Восточной конгрегации кардинала Синцеро. 7 февраля 1936 года умер и кардинал Синцеро, и председателем кодификационной Комиссии назначен кардинал Максим Массими, родившийся в 1877 году, принимавший участие при выработке Codexa juris canonici Западной церкви под руководством кардинала Гаспари, изданного в 1918 году»(Николаев К. Н. Экспансия Рима в Россию).
Разработки Ватикана в этом направлении продолжались и далее и со временем приобрели характер подготовки специалистов по кодификации православного канонического права для Поместных Православных Церквей. Одним центров таковой работы стал Папский восточный институт. В частности, в 60-е годы там прошел обучение и защитил диссертацию Варфоломей (Архондонис), нынешний Константинопольский Патриарх. Интересна тема его докторской диссертации – «О кодификации священных канонов и канонических положений в Православной Церкви». С тех пор Патриарх Варфоломей трудится в области церковного законодательства и даже пробует свои силы в написании новых церковных законов для Православной Церкви, как это происходило на т. н. Критском соборе 2016 года.
Факультет же по кодификации канонического права Восточной Церкви работает и в настоящее время и уже подготовил значительное число высококвалифицированных кадров для Поместных Православных Церквей, в том числе и для Русской Церкви…
Николай Пономарев