Почему Господь попускает зло? О Промысле Божием и Его любви по отношению к нам
Перед каждым думающим человеком встает вопрос о том, как соотносится Божия любовь к миру с пребыванием в этом мире различных скорбей и неприятностей. Давайте попробуем на самых простых примерах проанализировать этот вопрос и только лишь пунктиром наметить возможные ответы.
Божественная любовь, раскрытая для нас через созерцание всепремудрого и гармоничного творения Божия и через крестный искупительный подвиг Господа Иисуса Христа, изливается на каждого из нас. Священное Писание говорит нам, что Бог одинаково любит каждого человека, независимо от его происхождения или социального положения, что небесный Отец повелевает солнцу светить праведникам и грешникам и посылает дождь всей земле. Бог одинаково любит всех, как мать или отец одинаково дарят свою любовь всем своим детям. Но эта любовь находит различные выражения. Иногда родители могут приголубить своего ребенка, подарить ему сладость или игрушку или грозно поругать и даже наказать за шалость или проступок. И то и другое – проявление любви. Папа и мама настолько любят своего ребенка, что во избежание его избалованности или какой-нибудь опасности прячут, облекают свою любовь в форму наказания.
Так и любовь Божия иногда обретает для нас конкретную форму, которая не всегда может нравиться нам. Иногда мы сами не замечаем собственного блага и, уподобляясь непослушным детям, отказываемся от того, что предлагает нам Бог. Но пройдет много времени – и мы сможем понять, для чего в жизни нам были так необходимы те или иные события и встречи, которые мы воспринимали как неприятности. Именно так взрослый человек с благодарностью вспоминает настойчивость родителей, понуждавших его изучать таблицу умножения, которая в детстве казалась ему ужасно скучной и ненужной.
Для иллюстрации данной мысли можно вспомнить классический рассказ о человеке, спешащем в аэропорт. Он уже распланировал предстоящий полет и важную встречу или грядущий отдых, но у самого аэровокзала спотыкается о камень и ломает ногу. Вместо салона самолета он оказывается на больничной койке и, конечно же, ругает и подвернувшийся не вовремя камень и свою судьбу. Но вдруг он узнает, что самолет, на котором он должен был лететь, потерпел крушение, и тот камень, который он воспринимал как источник своих несчастий, становится для него символом чудесного спасения.
Конечно же, эта упрощенная наглядная схема не может подчеркнуть всех нюансов и оттенков действия Промысла Божия и Его любви по отношению к нам. Но каждый может вспомнить в своей жизни не один случай, когда видимое несчастье оборачивалось радостью, а долго ожидаемое событие приносило неприятности и разочарование. Это происходит потому, что, будучи ограничены временем, мы не можем до конца понять, что же нам необходимо, что, в конечном счете, послужит для нашего спасения. Бог же знает это лучше нас, именно поэтому в молитве Господней, в молитве «Отче наш» мы просим нашего Творца, чтобы Его воля, основанная на Его безграничной любви и вечной Премудрости, совершалась как на небе, так и на земле, в нашей жизни и в нашей судьбе.
Но иногда так происходит, что человек добровольно отвергает тот путь, который указывает ему Божия любовь, и избирает дорогу ненависти и зла, окончание которой находится в преисподних безднах ада. И Господь, наделивший при творении каждого из нас свободной волей, дает нам возможность осуществить свой личностный выбор, разрешает нам поступать так, как нам заблагорассудится. Это связано с особенностями личности, с тем, что человек отличается от всего остального сотворенного мира свободой выбора, возможностью нравственной оценки. Животные этого лишены. Их поведение определяется инстинктами. Мы обладаем внутренним нравственным законом, и главный механизм выбора нашего поведения лежит именно в плоскости нравственности. Именно такая возможность делает нас людьми. Иногда нам кажется, что лучше бы Бог лишил нас этой возможности, лучше бы у злодея отсутствовала бы возможность злодеяния, у лжеца – возможность лжи, а у предателя – возможность предавать. Но в таком случае мы бы перестали быть людьми и превратились бы в бездушных роботов, неспособных на нравственные чувства, неспособных не только на подлости, но и на любовь и дружбу. Богу важно наше добровольное следование за ним, и именно поэтому Он, вселюбящий наш Отец, допускает проявления нашего непослушания, из-за чего в наш мир врываются раздоры и несправедливости, убийства и войны. Причины этих неприятностей – не воля Бога, не Его желание, но неправильное, неприродное применение нашей свободной воли, ее уклонение ко злу. И чем больше зла накапливается в сердцах людей, чем больше греха и противления Господу существует на свете, тем больше сталкиваемся мы с их проявлениями в нашей жизни.
Рассуждая о причинах современного состояния нашего общества, о социально-политическом и экономическом кризисе, который мы переживаем, важно вспомнить слова известного литературного персонажа – булгаковского профессора Преображенского: «Разруха начинается в головах»… Можно даже перефразировать эту мысль и сказать, что разруха начинается в сердцах и душах, которые теряют свет и наполняются тьмой. Для того чтобы преодолеть эту разруху в обществе, нам необходимо преодолеть разруху в самом себе, очистить свой разум от деструктивного воздействия греха и стать на путь покаяния. Не зря преподобный Силуан Афонский сказал: «Даже самый маленький грех способен изменить судьбу мира». Следовательно, даже самое маленькое доброе дело меняет наш мир к лучшему, может помочь нам преодолеть нестроения и кризис и исполнить то, к чему призывает нас Господь: «Пусть так просветится свет ваш пред людьми, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного».
Протоиерей Андрей Николаиди