28.08.2017
<-назад в раздел
Ложные знамения и толкования как споспешники заблуждений
«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец,
и представит тебе знамение или чудо,
и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе,
и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", -
то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего;
ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего,
от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор. 13, 1-4).
Как известно, в Греческой Церкви, принявшей новый календарный стиль, 14 августа, когда по всем православным канонам пост только начинается, ежегодно происходит «чудо нашествия змий на Успение». Описывают это событие всякий раз с восторгом: «В церковь приползают змеи, отличные от других – теплые, бархатные, с крестиками на головах, безобидные и не ядовитые, дающие верующим себя брать в руки. Они ползают по церкви и залезают на икону Божией Матери, на иконостас. Как будто бы они участвуют в радости праздника. „Священные змеи“, как они уже утвердились в народном сознании. Сама природа празднует и воздает хвалу Божией Матери…»; «…За службой происходят невероятные вещи: змеи, как браслеты, обвивают руки верующих людей, ползают по иконе Пресвятой Богородицы и Распятию, по приготовленным для литии хлебам. Змея может даже заползти на Евангелие, которое читают на Литургии…».
Но грубое каноническое нарушение – принятие папского календаря – может ли иметь благословение Божие и утверждаться чудесными знамениями?! А кроме того, это «чудо» с нечистыми змеями кощунственно по отношению к сакральным церковным предметам (аналогично собакам в храме).
Так и любое «чудо» и «знамение» необходимо рассматривать, зная, что: «Истинные знамения были споспешниками истинного Богопознания и подаваемого им спасения; знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
Особенно наше время богато на всякого рода «чудотворения» и «открытия». Так, на сайте «Русская народная линия» (РНЛ), главным редактором которого является Анатолий Дмитриевич Степанов, в качестве журналиста привлеченный Патриаршей комиссией по изучению т.н. «екатеринбургских останков», появилась новость о «чуде» над Петропавловским собором, где эти останки ожидают признания этой комиссией за Царские мощи.
Некая читательница РНЛ Наталья Хмелева из Петербурга сфотографировала «Царский венец» в небе над собором 14 августа. «Почему же такое редкое явление произошло именно в этот день над Петропавловским собором? – задается вопросом Хмелева и тут же делится своим "открытием", – вот и ответ: в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Церкви Царская Семья была причислена РПЦ к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных (общим числом включающим 860 человек)». В конце новости показательное добавление: «Наталья Хмелева убеждена, что в небе над Петропавловской крепостью был виден именно "Царский венец!"».
Впрочем, заинтересованность редакции в публикации «чудесных подтверждений» позиции ее главного редактора более чем ожидаема. Тем более, что от высшего церковного руководства уже не раз исходили подобные, дерзкие с точки зрения святых отцов посылы: мол, Царственные мученики после признания «екатеринбургских останков» явят нам свои чудеса. Но мы знаем из Евангелия, как Сам Христос относится к подобным исканиям и требованиям чуда... (см.: Мк.8:11 и Ин.6:30). При этом почему-то многочисленные «незапланированные» ими чудеса, связанные с иконами Царской Семьи, многомиллионное народное почитание этих святых, а также явления Царя-мученика известным старцам и подвижникам нашего времени и откровение им своей участи эти современные «чудоискатели» в расчет не берут.
Подобно тому последователи ереси экуменизма часто подвергают сомнению или вовсе отрицают истинные чудеса Божии, будь то схождение Благодатного Огня на Гробе Господнем на Пасху, появление чудесного облака над горой Фавор в праздник Преображения Господня и в поворот вод реки Иордан вспять в день Богоявления (см.: Антиэкуменический катехизис).
Поэтому лжечудеса и «открываются» готовым их воспринимать. Между тем тот же святитель Игнатий строго предостерегал: «Светом духовного разума должно быть озарено воззрение душевного ока на знамения и чудеса, чтобы избежать тех бедствий, в которые может вовлечь воззрение на них плотского мудрования».
Поэтому, зная, что в последние времена ложные чудеса особенно умножатся, чтобы «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:24-25), православным христианам нужно понимать суть происходящих событий, знать заинтересованных в них людей, и быть осторожным ко всем сверхъестественным явлениям.