20.08.2017
В редакцию «ПК» поступило письмо следующего содержания: «Я глубоко почитаю святых Царственных Мучеников и интересуюсь всем, что связано с темой Монархии. Стараюсь посещать различные монархические православно-патриотические мероприятия, которых, слава Богу, сейчас проводится все больше. Но нередко на таких собраниях присутствуют т.н. "старообрядцы" и люди, сочувствующие их убеждениям. Они крестятся двумя пальцами, проповедуют свои взгляды, негативно отзываются о нашей Церкви, которую многие из них, видимо, Церковью не считают (для них это лишь некая организация - "Московская Патриархия»"). Как к этому относиться? "Старообрядчество" – это положительное или негативное явление в Русской истории? В какой мере этим людям можно доверять и объединяться с ними, допустим, на почве той же монархической идеи? Буду благодарен за разъяснение.
<-назад в раздел
Святитель Феофан Затворник о «старообрядцах»
В редакцию «ПК» поступило письмо следующего содержания: «Я глубоко почитаю святых Царственных Мучеников и интересуюсь всем, что связано с темой Монархии. Стараюсь посещать различные монархические православно-патриотические мероприятия, которых, слава Богу, сейчас проводится все больше. Но нередко на таких собраниях присутствуют т.н. "старообрядцы" и люди, сочувствующие их убеждениям. Они крестятся двумя пальцами, проповедуют свои взгляды, негативно отзываются о нашей Церкви, которую многие из них, видимо, Церковью не считают (для них это лишь некая организация - "Московская Патриархия»"). Как к этому относиться? "Старообрядчество" – это положительное или негативное явление в Русской истории? В какой мере этим людям можно доверять и объединяться с ними, допустим, на почве той же монархической идеи? Буду благодарен за разъяснение.
С уважением, Сергий, г. Москва».
Безусловно, проблемы современного православно-патриотического движения - тема чрезвычайно важная, заслуживающая серьезного внимания и обстоятельных публикаций. В будущем мы планируем, с помощью Божией, разобрать ее на страницах нашей газеты. Пока же предлагаем ознакомиться со святоотеческим словом, в котором ученейший и мудрейший Отец Церкви – святитель Феофан Затворник – ясно свидетельствует о заблуждении сторонников т. н. «старообрядчества».
Для нас, пастырей, не может быть большего утешения, как видеть сынов Церкви исправно ходящими. Но и для вас самих не может быть более прочного основания состоянию, могущему доставлять неложную радость, как хранение веры и устроение жизни соответственно требованиям ее.
Вняли ль вы тому, что читалось в нынешнем Евангелии? Господь говорит: Всяк убо, иже слышит словеса Моя сия и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту: и не падеся, основана бо бе на камени (Мф. 7, 24–25). Сими словами обещает Господь некоторую несокрушимую крепость тому, кто с верою приемлет учение Его и живет по нему, крепость преимущественно душевную, – а вслед за нею, конечно, крепость и внешнего благосостояния, как истолковал Апостол, указавший нам в благочестии обетование не грядущего только века, но и нынешнего (см.: 1 Тим. 4, 8). Сие вам, верно, ведомо из собственного вашего опыта, – из того свидетельства, которое дает вам сердце ваше. Я напоминаю о том только ради того, чтоб сказать вам, что если есть над вами благословение Божие, то оно привлекается не иным чем, как вашею горячею преданностию вере и делами по ней, – и извлечь отсюда вам урок: храните же как зеницу ока святую веру Православную.
Утешаюсь, слыша, что вы все чисты по вере и нет между вами ни одной души, зараженной кривотолкованиями раскольническими. Но блюдитесь, христиане православные, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством, тако истлеют разумы ваши от простоты (2 Кор. 11, 3). Много лжи распускают раскольники, надеясь ею, как сетью лукавого, обольстить доверчивых. Смотрите, держитесь, как на страже. Слышу, что недалеко отсюда есть коноводы их. Так – сами ли они дойдут до вас или вы стороною услышите речи их – не верьте ничему. У них все ложь. Правая сторона у нас. Говорят они, что у них старые уставы и порядки, – ложь это говорят они. Не у них старые уставы и порядки, а у нас: у них же все новое. Что мы содержим, то содержим так, как принято из Царьграда при равноапостольном князе Владимире. А что они содержат, то привнесено в книги лет за сто или сто пятьдесят до блаженного Патриарха Никона и благочестивого Царя и Государя Алексия Михайловича. Все, что у них, суть ошибки и порчи книг. Когда стали править книги, неразумный Аввакум да Никита Пустосвят и другие подобные прилепились к этим порчам, сами веря и других уверяя, что они исстари были в книгах и что правильщики книг вводят новое. На самом же деле порча книг не была исстари, а была новина в книгах, и, когда их стали исправлять, не вводили новое, а изгоняли новое и возвращали, а не изгоняли старое. Раскольники, удержав при себе все ошибки и порчи, удержали новое, а не старое. И они суть истинные нововводители. Так их и считайте и говорить им не позволяйте, что они старой веры. Они прямые нововеры и обманщики.
Говорят они, будто Государь признал их веру правою и льготы им дал. Это говорят они ложь. Льгот им никаких не дается. Законы те же оставлены, какие и прежде были. А что им позволяют мирно жить – это не оттого, что Государь признал их веру правою. И татарам, и жидам позволяется мирно жить. Неужели Государь и их веру признает правою?! Государь и всякой веры людям позволяет жить мирно оттого, что никого не хочет приневоливать в свою веру, – ибо из-под неволи что за вера? А раскольники криво толкуют милость Государя Императора, будто он их сторону признал правою. Закон так говорит: «Живи себе мирно, хоть ты и раскольник, но совращать и соблазнять никого не смей». Кто совратит православного в раскол, того сошлют на поселение. Остался бы разве этот закон в силе, если б Государь признал их сторону правою?! <…>
Слышу, что вы думаете и книг себе накупить и завести библиотеку. Это дело очень доброе: от книг большая будет поддержка училищам вашим, они послужат к продолжению учения и на дому. Вот тогда позаботьтесь избрать книги – все хорошие, а в числе их и таких купите, в которых обличается раскол. Тогда, прочитавши такие книги, не только обличите ложь раскольническую, но еще и самих раскольников можете вразумить и обратить. А это будет дело самое спасительное, ибо обративший нечестивого от пути его (см.: Ис. 55, 7) избавит душу свою от смерти и покроет множество грехов (см.: Иез. 3, 19, 21).
Так, православные христиане, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор. 16, 13). Милостивый Господь да поможет вам в сем, да будете как светильники, горящие в стране своей, – всем правый путь указующие. Аминь.
Источник: Газета «Православный Крест» №16 (184) от 15 августа 2017 г.
Безусловно, проблемы современного православно-патриотического движения - тема чрезвычайно важная, заслуживающая серьезного внимания и обстоятельных публикаций. В будущем мы планируем, с помощью Божией, разобрать ее на страницах нашей газеты. Пока же предлагаем ознакомиться со святоотеческим словом, в котором ученейший и мудрейший Отец Церкви – святитель Феофан Затворник – ясно свидетельствует о заблуждении сторонников т. н. «старообрядчества».
+ + +
Для нас, пастырей, не может быть большего утешения, как видеть сынов Церкви исправно ходящими. Но и для вас самих не может быть более прочного основания состоянию, могущему доставлять неложную радость, как хранение веры и устроение жизни соответственно требованиям ее.
Вняли ль вы тому, что читалось в нынешнем Евангелии? Господь говорит: Всяк убо, иже слышит словеса Моя сия и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту: и не падеся, основана бо бе на камени (Мф. 7, 24–25). Сими словами обещает Господь некоторую несокрушимую крепость тому, кто с верою приемлет учение Его и живет по нему, крепость преимущественно душевную, – а вслед за нею, конечно, крепость и внешнего благосостояния, как истолковал Апостол, указавший нам в благочестии обетование не грядущего только века, но и нынешнего (см.: 1 Тим. 4, 8). Сие вам, верно, ведомо из собственного вашего опыта, – из того свидетельства, которое дает вам сердце ваше. Я напоминаю о том только ради того, чтоб сказать вам, что если есть над вами благословение Божие, то оно привлекается не иным чем, как вашею горячею преданностию вере и делами по ней, – и извлечь отсюда вам урок: храните же как зеницу ока святую веру Православную.
Утешаюсь, слыша, что вы все чисты по вере и нет между вами ни одной души, зараженной кривотолкованиями раскольническими. Но блюдитесь, христиане православные, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством, тако истлеют разумы ваши от простоты (2 Кор. 11, 3). Много лжи распускают раскольники, надеясь ею, как сетью лукавого, обольстить доверчивых. Смотрите, держитесь, как на страже. Слышу, что недалеко отсюда есть коноводы их. Так – сами ли они дойдут до вас или вы стороною услышите речи их – не верьте ничему. У них все ложь. Правая сторона у нас. Говорят они, что у них старые уставы и порядки, – ложь это говорят они. Не у них старые уставы и порядки, а у нас: у них же все новое. Что мы содержим, то содержим так, как принято из Царьграда при равноапостольном князе Владимире. А что они содержат, то привнесено в книги лет за сто или сто пятьдесят до блаженного Патриарха Никона и благочестивого Царя и Государя Алексия Михайловича. Все, что у них, суть ошибки и порчи книг. Когда стали править книги, неразумный Аввакум да Никита Пустосвят и другие подобные прилепились к этим порчам, сами веря и других уверяя, что они исстари были в книгах и что правильщики книг вводят новое. На самом же деле порча книг не была исстари, а была новина в книгах, и, когда их стали исправлять, не вводили новое, а изгоняли новое и возвращали, а не изгоняли старое. Раскольники, удержав при себе все ошибки и порчи, удержали новое, а не старое. И они суть истинные нововводители. Так их и считайте и говорить им не позволяйте, что они старой веры. Они прямые нововеры и обманщики.
Говорят они, будто Государь признал их веру правою и льготы им дал. Это говорят они ложь. Льгот им никаких не дается. Законы те же оставлены, какие и прежде были. А что им позволяют мирно жить – это не оттого, что Государь признал их веру правою. И татарам, и жидам позволяется мирно жить. Неужели Государь и их веру признает правою?! Государь и всякой веры людям позволяет жить мирно оттого, что никого не хочет приневоливать в свою веру, – ибо из-под неволи что за вера? А раскольники криво толкуют милость Государя Императора, будто он их сторону признал правою. Закон так говорит: «Живи себе мирно, хоть ты и раскольник, но совращать и соблазнять никого не смей». Кто совратит православного в раскол, того сошлют на поселение. Остался бы разве этот закон в силе, если б Государь признал их сторону правою?! <…>
Слышу, что вы думаете и книг себе накупить и завести библиотеку. Это дело очень доброе: от книг большая будет поддержка училищам вашим, они послужат к продолжению учения и на дому. Вот тогда позаботьтесь избрать книги – все хорошие, а в числе их и таких купите, в которых обличается раскол. Тогда, прочитавши такие книги, не только обличите ложь раскольническую, но еще и самих раскольников можете вразумить и обратить. А это будет дело самое спасительное, ибо обративший нечестивого от пути его (см.: Ис. 55, 7) избавит душу свою от смерти и покроет множество грехов (см.: Иез. 3, 19, 21).
Так, православные христиане, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор. 16, 13). Милостивый Господь да поможет вам в сем, да будете как светильники, горящие в стране своей, – всем правый путь указующие. Аминь.
Из проповеди, сказанной 7 июня 1864 года
в с. Ландехе Гороховецкого уезда
Владимирской губернии
О Православии с предостережениями
от погрешений против него. М., 2016.