Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
04.08.2017

Неотступное приближение к Апокалипсису. Памяти блаженной кончины насельника Оптиной пустыни схиигумена Гавриила (Виноградова).


схиигумен Гавриил Виноградов
Памяти блаженной кончины насельника Оптиной пустыни схиигумена Гавриила (Виноградова). По милости Божией мне довелось пребывать в соработничестве с этим человеком воистину святой жизни. Отец Гавриил обладал высшим Божиим даром - даром той евангельской любви, которая «долготерпит, милосердствует... не ищет своего... не мыслит зла... сорадуется истине; все покрывает... все переносит» (1Кор. 13, 1-8). Он был по духу человеком не от мира сего. Уверен, что все, кто знал батюшку, согласятся со мной.

Отец Гавриил не дожил трех лет до своего пятидесятилетия, но по уму был настоящим старцем, обладавшим дарами духовного рассуждения и утешения. От общения с ним люди всегда испытывали светлую радость о Господе. Становилось легко и спокойно на душе.

Есть такие редкие пастыри, которые, совершенно забывая о себе, нелицемерно служат Богу и ближним. «Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4, 5), - эти слова Святого Евангелия батюшка исполнял самой жизнью. Окружающим передавался его сокрушенный молитвенный дух. С ним было просто, как с самым родным человеком.

Один оптинский послушник вспоминал: «Бывало, подойдет в храме один из благочинных и строго скажет: «Ну, давай иди читать часы!» - и словно тягота навалится на душу, и идешь с какой-то скорбью. А подойдет батюшка: «Брате, сотвори любовь, почитай часы», - и хочется на крыльях лететь и исполнять. Тут надо еще учесть особую интонацию, исполненную внутренней тихости, кроткий взгляд всегда опущенных долу очей, иногда с ободряющей улыбкой, иногда без нее, но всегда с глубоким внутренним миром, без капли раздражения и властолюбивого насилия над душой».

В во время нашей первой встречи в Оптиной в конце 90-х годов мы как-то сразу потянулись друг к другу и долго общались, будто уже много лет были знакомы. Несколько часов просидели за чаем в библиотеке обители. Говорили о многом. О событиях в России, о положении в Церкви и о едином на потребу - о спасении безсмертной души для жизни нетленной, вечной. О том, как найти правильный путь в современном бушующем мире, наполненном многими искушениями и соблазнами.

Отец Павел (святое имя батюшки до его пострига в великую схиму) глубоко разбирался в вопросах, связанных с процессами глобализации и цифровой идентификации личности. Он именно духовно рассматривал происходящие в мире апокалиптические события. Любимыми наставниками в этом делании были для него преподобный Силуан Афонский, иеромонах Серафим (Роуз) и старец Паисий Святогорец.

В 2000 году практически никто из чад церковных не знал, что в Окинаве подписана «Хартия глобального информационного общества». Еще несколько лет оставалось и до Всемирных встреч в Женеве и Тунисе, где были приняты программные документы по построению единого наднационального глобального социума и «созданию технической базы, способствующей воцарению антихриста», как впоследствии отмечалось в Послании Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата[1]. Подавляющее большинство представителей духовенства и епископата пребывало в полнейшем неведении. Истина была открыта очень немногим.

По благословению наместника обители архимандрита Венедикта (Пенькова), отец Павел с молитвой глубоко исследовал проблемы глобализации в свете учения Слова Божия и написал убедительную работу «Идентификационный номер». Вот краткие выдержки из нее: «Ныне в мире все ярче являются возвещенные через пророков в Божественном Писании признаки пришествия светлого и явленного дня Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в который со славою Судия всех приидет каждому воздать по делам его. Но почему у многих из нас на сердце не радость о встрече с Творцом и Богом нашим, а смущение и печаль житейская?

Нерадение о славе Божией и грехи наши - вот причина того, что глубоко смущает нас попущенное Богом великое испытание веры нашей, состоящее в том, что перед Вторым Пришествием Христовым на малое время явится и воцарится антихрист - «человек беззакония, сын погибели» (2 Фес. 2, 3), дышащий злобой на рабов Божиих - православных христиан.

Христос Пришествием Своим поразит антихриста, который будет «ввержен в озеро огненное» (Откр. 19, 20). Такая же участь - вечные мучения в озере огненном - постигнет и самого отца лжи - сатану - ангела, отпавшего от воли Творца своего Бога в противление (Откр. 20, 10).

Ныне же через людей, которые по сути орудия сатаны, строится храм-капище антихристу - вводится «новый мировой порядок» с целью установления политико-экономической и духовной диктатуры во главе с антихристом. Устанавливается «новый мировой порядок» с помощью создающейся электронно-компьютерной системы тотального контроля и управления людьми. Всеобщая кодификация населения и строжайший контроль над личностью - это составляющие общемирового глобализационного проекта - «нового мирового порядка»«[2].

Отец Павел с печалью отмечал, что таким образом и каждого человека, и Россию в целом втягивают в мировую систему зла. Просвещая своих духовных чад, батюшка разъяснял: «Неправильно рассуждают те, кто думает, что процесс глобализации - это естественный ход развития человеческой истории, то есть нечто неизбежное. Священное Писание ясно говорит о подготовке к воцарению в конце времен единого мирового правителя - антихриста. Стирание государственных границ, национальных особенностей культуры - такое «объединение» или глобализация ведет именно к этой цели. Мировое правительство уже создано и открыто заявляет о себе...

Можно ли сохранить благодать Святаго Духа, веру и правильное сердечное устроение, если внешне принять номер, связанный с числом зверя, по своему произволению? Нет! Об этом свидетельствует безчисленный сонм новомучеников, жертвенной кровью которых мы имеем время на покаяние и продолжение их подвига исповедничества.

Неведение, боязливость и малодушие не будут оправданием для того, кто примет «число имени» зверя (Откр. 13, 17). Принятие числа повлечет за собой вместо успокоения попущенное Богом наказание, предвозвещенное в Апокалипсисе святого апостола Иоанна Богослова: «Кто поклоняется зверю и образу его, и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14, 9-11). В то время как в исповеднических скорбях Бог не оставит верных рабов Своих. Нам известно много символов богоборчества, и некоторые из них были атрибутами нашей жизни, но именно о числе антихриста предупредило нас Слово Божие 2000 тысячи лет назад...

Введение «нового мирового порядка» приведет к уничтожению национальных различий народов (что связано с предательством Отечества содействующими этому людьми!) и в конечном итоге - к уничтожению индивидуальных особенностей жизни человека, и превратит людей, носящих образ и подобие Божии, в запрограммированые, лишившиеся богоподобной свободы существа (физические лица). Таково намерение сатаны - осквернение образа Божия в человеке»[3].

Повторю еще раз: эта высокодуховная работа была написана отцом Павлом еще до того, как на самом высоком политическом уровне были заключены международные соглашения о построении на планете Земля единого наднационального глобального информационного общества; когда ничего еще не было известно о внедрении в каждой стране мира электронного правительства, построенного по единым мировым стандартам; о внедрении единых электронных интероперабельных[4] документов всемирного стандарта и о попытках превращения высшего творения Божия в киборга.

Благочестивый оптинский инок прозорливо опередил время. Именно в свете учения Слова Божия и в контексте построения «нового мирового порядка» - глобальной (транснациональной) системы тотального контроля и жесткого управления каждым человеком и обществом рассмотрел игумен Павел проблемы глобализации и электронной идентификации личности.

Его труд лег в основу доклада архимандрита Венедикта (Пенькова) на заседании Синодальной богословской комиссии 2001 года. Главные его положения не утратили своей ценности и по сей день: «Для братии Свято-Введенской Оптиной пустыни, проблема не только в ИНН - вопрос ставится шире: тут и ИНН, и личные коды, и электронный паспорт, и основное - штрих-коды с числом 666. Вы знаете, что в 1993 году в обители произошло страшное убийство трех иноков, и если бы вы своими глазами видели этот дымящийся от крови меч с выгравированным на нем числом 666 и словом «сатана», видели истекающих кровью братий, то поняли бы, почему для нас эта проблема стоит существенно острее, чем для других...

Оптина пустынь по вопросу внедрения ИНН, личных кодов, электронных паспортов выделяет три неприемлемых для нас фактора: 1) наличие в штрих-кодах глубоко смущающей совесть человека сатанинской символики (или по крайней мере яркий намек на эту символику); 2) присвоение номера не документу, а самому человеку, что унижает достоинство личности и оскорбляет Бога; 3) внедрение ИНН, личных кодов, электронных паспортов ярко свидетельствует о том, что создается опаснейшая для свободы личности технология контроля, и о том, что наш народ насильственно втягивается в процесс глобализации и подчинения единой мировой системе контроля и идеологического управления. Пагубные для Церкви и Отечества плоды этого процесса мы уже сейчас видим в области религии, нравственности, культуры, экономики, политики и других областях жизни нашего общества...

На наших глазах создается глобальная компьютерная технология контроля над личностью и наше Отечество активно втягивается в единую мировую антихристианскую систему, а это уже... покушение на душу человека, на саму веру христианскую...»[5]

К сожалению, эти важнейшие положения не были учтены при подготовке Итогового документа Комиссии. Прошло буквально два года и на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам построения глобального информационного общества 2003 года в Женеве с участием представительной делегации РФ были подписаны программные документы: «Декларация принципов: построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии»[6] и «План действий по построению единого глобального информационного общества»[7].

Как это ни печально, но в заседании Богословской комиссии не нашлось времени для выступления профессора догматического богословия, ректора Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, Преосвященнейшего Константина (Горянова), епископа Тихвинского (ныне митрополита Петрозаводского и Карельского, председателя Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви). Его доклад, подготовленный на самом высоком богословском и научно-техническом уровне мог существенно повлиять на окончательное решение.

На заседание Комиссии не был приглашен архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и самого Святейшего Патриарха. Отец Кирилл, человек высочайшей духовной жизни, высказал свое суждение в интервью редакции Православного интернет-портала «Русское Воскресение»: «Присвоение номеров людям - это дело богоборческое, греховное. Поскольку, когда Бог создал человека, Он нарек ему имя. Наречение имени человеку - это Божия Воля. Все тысячелетия, прошедшие с того времени, люди пользовались именами. И вот теперь вместо имени человеку присваивают номер. То, как и для чего это делается, не оставляет сомнений в греховности и богоборческом характере этого дела. Поэтому участвовать в этом деле не нужно, а по мере возможностей ему сопротивляться»[8]. Из этих слов старца совершенно однозначно следовало: если присвоение номера человеку - это дело богоборческое, греховное, то принятие и использование номера человеком - это дело не менее богоборческое и греховное!

Сейчас, через 15 лет после этого заседания, сама жизнь опровергла ряд положений Комиссии, когда неуклонно утверждается «новый мировой порядок» антихриста, даже несмотря на существенные разногласия по ряду вопросов среди политиков разных стран, вдвойне обидно за всех участников заседания 19-20 февраля 2001 года. По сей день распространяются включенные в Итоговый документ «величайшие заблуждения» (именно так назвал эти положения на VIII Всемирном Русском Народном Соборе и на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 года доктор богословия, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел). Многие православные, принимая ложь за истину, встают на опасный путь...

А в ту пору, когда отец Павел приезжал в Петербург на подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни, мы обсуждали с ним эти непростые вопросы. Он никогда никого не осуждал, а все отдавал на Суд Божий. В согласии с многими святыми отцами, батюшка с сожалением отмечал, что во времена внешнего расцвета Православия истинная духовная жизнь слабеет и гаснет: «Как же люди не видят, что принимая идентификационный номер, они по собственной воле входят число противников Христа, становятся подданными антихриста?!» Недоумевали мы также и по поводу так называемых «внешних знаков» - ведь одно дело, когда этот знак нанесут человеку против его воли - насильно, совсем другое - если он примет его добровольно и будет использовать вместо имени для стяжания земных благ, чтобы иметь возможность «покупать и продавать»! Ко всему прочему, из слов отца Кирилла (Павлова) и реальной практики было ясно, что идентификатор личности - это не внешний знак, а неотделимый от самого человеческого существа уникальный несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут, имеющий свойства имени или новое цифровое имя человека в глобальной электронно-компьютерной системе.

Не раз говорил батюшка, что нельзя рассматривать проблемы электронной идентификации личности «сами по себе», не задумываясь о том, кто и с какой целью внедряет новые технологии обезличивания граждан и обработки персональных данных.

Однажды паломники, озабоченные проблемой цифровой идентификации, спросили батюшку: «Можно ли принимать этот ИНН?» Отец Павел опустил голову, помолчал (по всей видимости, молился). Потом, вдруг четко и так ясно сказал: «ИНН принимать, все равно, что петлю на шею надевать!» «Вот так просто и понятно, и без компромиссов», - рассказывали свидетели этого случая.

Очень важным было наше единомыслие в этом вопросе. Уже тогда отец Павел не раз говорил, что пришло время выбора для каждого христианина - время исповедничества. Трезвение и бодрствование, и паки - трезвение и бодрствование. Враг действует «со всяким неправедным обольщением» (2Фес.2,10), для того, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24,24).

Вводимая система будет навязывать вступившему в нее человеку свой тлетворный дух - это особо подчеркивал батюшка в наших беседах. Такой человек уже не видит никакой опасности во вхождении в систему «нового мирового порядка». Соучастие православных в процессах построения «нового мирового порядка» абсолютно недопустимо. Но как относится к тем, кто по неведению или вынужденно принял его атрибуты? Здесь отец Павел считал, что каждый сам даст ответ Богу и никогда не осуждал таких людей. К этому же призывал и своих духовных чад, однако предупреждать ближних о явных угрозах, которые несет этот шаг для человека мы обязаны. Со смирением и любовью...

Наше общение очень помогло мне в работе над вышедшей в начале 2003 года моей первой книгой по проблемам глобализации и поголовной кодификации граждан «Но избави нас от лукавого», которая сразу после выхода в свет появилась в Оптиной пустыни и на ее петербургском подворье.

А на День Пресвятой Троицы того же года батюшку едва довели до келлии еще до окончания Божественной Литургии. Случилось резкое обострение недуга, годами подтачивавшего организм этого дивного пастыря. На следующий день, в Праздник Святаго Духа увезли в больницу, где он пробыл несколько долгих месяцев в тяжелейшей борьбе с прогрессирующей болезнью.

Когда после курса химиотерапии состояние отца Павла несколько улучшилось, он смог вернуться в Оптину. 21 ноября, в день Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил безплотных, состоялся его постриг в великую схиму. Батюшка получил имя в честь Архангела Гавриила. Для него это стало великим утешением.

Затем последовали почти два года крестных страданий, когда медленно разрушались легкие и кровь, а боль не оставляла батюшку даже на мгновение. Тем не менее, при малейшем ее ослаблении он спешил из больницы в монастырь, но вскоре уже не смог покидать больничную палату, но и там продолжал принимать страждущих.

Те немыслимые мучения, которые благодатный инок претерпевал с необыкновенным мужеством и смирением, вряд ли можно себе представить. «Последний Великий пост своей земной жизни отец Гавриил провел в больнице. Великий канон преподобного Андрея Критского он слушал в палате в магнитофонной записи, - самому читать было уже не под силу... по лицу тихо катились слезы... Даже врачи поражались его терпению и говорили, что при таком состоянии, как у него, больной должен кричать от боли 24 часа в сутки», - повествуется в жизнеописании схиигумена Гавриила[10].

Вспоминаются здесь слова батюшки: «Мы живем в преддверии ада. Что у нас впереди? Что ожидает нас здесь, в земной жизни? - Это надо четко представлять и не обольщаться - Голгофа. А перед Голгофой - Гефсимания. Сын Божий пережил на Голгофе самое страшное, непредставимое нами - Богооставленность, оставление Отцом. А мы ведь должны последовать за Христом...»[11]

На 3-е августа 2005 года была назначена операция, хотя врачи почти не надеялись на благополучный исход. Знал об этом и батюшка: «Како Господь определит мою участь?..» Накануне отец Гавриил причастился, лежа под капельницей. После причастия он долго был в умилении. Во всем его облике не было даже тени человеческого страха перед смертью.

Перед операцией, помазавшись елеем от Святого Гроба Господня, батюшка взял в руки Крест и долго молился перед ним... Операция была очень сложной. Врачи отчаянно пытались бороться за жизнь, но все было безуспешно.

 

Отец Гавриил отошел ко Господу 4 августа 2005 года, в день равноапостольной Марии Магдалины, вследствие целого ряда невероятно тяжелых болезней, которые годами разрушали его организм. Ему было всего 47 лет. Надеюсь, что Господь сопричел его к мученикам и ныне он молится о нас у Престола Божия, а нам батюшка дан во пример терпения скорбей, искушений и болезней. Испытывая неимоверные страдания, он никогда не роптал, а всегда бодр духом и за все благодарил Господа. Видимо, Сам Христос помогал ему в несении креста.

Отец Гавриил, несмотря на относительно молодой возраст, многого достиг в духовной жизни. Переносящему тяжкие страдания с терпением и смирением Господь может даровать особую благодать. Это было хорошо видно по его словам и делам. В книге «Делатель неукоризненный» приведены его дивные беседы и поучения, написанные в конце 90-х - начале 2000-х годов для христиан, живущих в наше апокалиптическое время. Вот только некоторые из них:

«Необходимо обретать внутреннюю пустыню, которая состоит в том, чтобы не видеть чужого греха; отбрасывать прилоги вражии, не обращая на них внимания; бегать рассеяния»;

«Дела благие по виду, но совершенные без Христа, без веры и смирения - не спасут. Если бы в падшем человеке было заложено доброе начало «само по себе», без Христа, то зачем тогда Крестная Смерть и Искупительная Жертва? Надо твердо понимать, что без Нее человеку не было бы надежды»;

«Какие сейчас подвиги?! Мы сами не можем себя гонять, так Господь берет плетку и начинает гонять - отовсюду наваливаются скорби. Делать нечего - приходится непрестанно творить молитву, иначе одолевают мысли страшные, адские»;

«Я примечал, как влияет на молитву мобильный телефон, когда он включен... Его необходимо выключать - полностью разбирать... Телефон в келлии - и как бы целый мир вместе с ним... Надо быть готовым, когда придет время, выбросит его на помойку»;

«Телевизор, компьютер, мобильный телефон - все это звенья одной цепи. Компьютеры - родоначальники того поколения техники, которое несет сугубую духовную опасность для человека. Несомненно, такому быстрому развитию современных технических средств помогает диавол, старающийся лишить человека покоя, заставить забыть его о Боге, о своей душе... Но для благих целей, например, для издания книг, пользоваться компьютером пока еще можно...»

«Об Интернете. Эта «всемирная паутина» затягивает все больше людей. Это беда... Для мирян, по необходимости, пользоваться им еще допустимо. Монахам же вообще хорошо бы этого не касаться. Во всяком случае, свободного доступа к нему у монахов быть не должно... Тот компьютер, в котором хранится монастырская документация, ни в коем случае не должен быть подключен к Интернету. Не напрасно Интернет называют «паутиной», «сетью» - через нее можно подвергнуться непредсказуемому воздействию»;

««На меня возвели напраслину, и я ропщу». «Вот, Господь даровал тебе подарок к Празднику Пасхи, а ты его не принимаешь!.. Запомни: душа должна быть мужественной»«;

«Говорят, что, хотя ныне в России возрождение Православия, но в нашей стране все так сложно, ненадежно, как всегда, непредсказуемо... Как бы ни было трудно, мы должны быть патриотами своего Отечества, хранить верность Матери Церкви... Надо трудится, делать свое дело на своем месте»[12].

Призываю всех поминать светлое имя схиигумена Гавриила в молитвах о упокоении, а затем уже молитвенно обращаться к нему с просьбами о вразумлении и помощи. Келейно это допускается. Именно так молились православные блаженной Ксении Петербургской, преподобному Серафиму Саровскому, преподобному Серафиму Вырицкому, преподобному Паисию Святогорцу и другим подвижникам до их прославления. По их молитвам Господь никогда не оставлял верующих без благодатной помощи.

Верю, что схиигумен Гавриил обязательно поможет тем, кто почитает его память.

Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф

<-назад в раздел

Русский календарь