Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
На стройке храма в Страсбурге работают и турки, и арабы. Кто же строил и строит православные храмы? 14.07.2017

На стройке храма в Страсбурге работают и турки, и арабы. Кто же строил и строит православные храмы?

В столице Евросоюза почти завершено строительство первого храма Русской Православной Церкви.
Белокаменный шатровый храм Всех Святых расположился в живописном районе Страсбурга, его настоятель представитель РПЦ при Совете Европы и ЕС, игумен Филипп (Рябых).


Давая интервью игумен в частности рассказал: «У нас на стройке во французских компаниях работают и турки, и арабы, которые являются верующими людьми. Они очень трудолюбивы и приветливы, искренне радуются, что работают на строительстве христианской церкви. Они честны и аккуратны в исполнении своих обязанностей. У нас есть на стройке французы, практикующие католики, они тоже с большим интересом работают на стройке, делают все тщательно. У них есть некая сердечность, которая нас сближает».

Кто же строил и строит православные храмы?


Храм есть Дом Божий. Еще с ветхозаветных времен храмоздательство почиталось подвигом благочестия. Первый храм – скиния – был построен святым пророком Моисеем по прямому повелению Божию. Господь подробно описал ему форму скинии, материал, из которого ее необходимо строить, и предметы, которые должны в ней быть. Господь избрал также Веселила и Аголиава, которым даровал разносторонние художественные таланты. И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, [из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона], резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе: скинию собрания и ковчег откровения и крышку на него, и все принадлежности скинии <…>: все так, как Я повелел тебе, они сделают (Исх. 31, 1–7, 11). То есть строительством первого храма занимались избранники Божии, которым Господь сообщил таланты к зодчеству и изобразительному искусству, под руководством святого пророка.

После того, как народ Божий вошел в Землю обетованную и стал жить, руководимый Помазанниками Божиими, второй царь Израильский, Давид, захотел построить Дом Божий. Но Господь через пророка Своего запретил ему, сказав, что он пролил много крови (см.: 1 Парал. 28, 1–3). Также Господь обетовал, что сын его, Соломон, исполнит желание отца.

Действительно, став царем, святой Соломон начал строительство Дома Божия. Материал для храма он заказал царю Тирскому Хираму. Соломон посылал своих слуг в Ливан, и они вместе со слугами Хирама занимались заготовкой кедров и кипарисов. В каменоломнях работали каменосеки как израильские, так и иноплеменники. Строительство же осуществляли непосредственно слуги царя Соломона (см.: 3 Цар. 5, 6).

После разрушения храма Соломонова при Зоровавеле начались восстановительные работы. Храм опять же строили сыны Израилевы, которым приходилось защищаться от иноплеменников, ибо те всячески мешали им в строительстве. Поэтому у каждого строителя вместе с заступом всегда наготове был меч. Когда было положено основание нового храма, произошел замечательный случай. Вот как повествует об этом святой пророк Ездра: И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву; и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда. И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский (Езд. 4, 1–3).

Из параллельных мест видно, что эти враги Иуды держались как Закона Моисеева, так и идолопоклонства. А святой апостол Павел сказал: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10, 21). На этом основании израильтяне и отказали им в исполнении их просьбы.

В новозаветное время храмоздательство также всегда почиталось и почитается делом благочестия.

Таким образом, из Священного Писания и житий святых мы видим, что храмоздательство – это особый дар Божий, талант к которому сообщает Сам Господь. И не каждого человека, даже святого, Он благословляет строить Себе Дом. Это учение Церкви подтверждается и многовековой практикой храмового зодчества, которая за несколько тысячелетий приобрела силу церковного закона.

В годы советской власти многие храмы и монастыри были разрушены, а сегодня, милостью Божией, они активно восстанавливаются и возрождаются. Однако древние благочестивые традиции, к сожалению, при этом зачастую не соблюдаются.

Но зачем мы строим или восстанавливаем храмы? Для кого мы трудимся? Если наша цель – угождение Богу и труды наши нацелены в первую очередь на спасение своих душ и душ наших ближних, тогда нам следует подражать византийским зодчим, строившим Киево-Печерскую Успенскую церковь, и тем безвестным русским мастерам, которые без единого гвоздя, одним резцом, пилой и топором заставили архитектуру воспевать Господа. О других же целях даже думать не хочется.

Можно взглянуть на проблему и с иного ракурса. Даже храмы, возведенные благочестивыми русскими князьями (!) и зодчими по образцу Успенской церкви Киево-Печерского монастыря, не простояли и века. Сколько же лет тогда продержатся современные церкви, построенные китайскими язычниками и иноверцами-магометанами?

Следовало бы задуматься и вот еще о чем. Господь запретил святому пророку царю Давиду строить Себе храм, указав на то, что тот пролил много человеческой крови. Это было сказано кротчайшему человеку, который защищал свою Родину, который ежедневно со слезами каялся в своих грехах. А некоторые священнослужители дозволяют строить храмы мусульманам, религиозными законами которых предписывается вести войну с «неверными», т.е. всеми, не исповедующими лжеучение Магомета!..

Хочется надеяться, что наши иерархи и священнослужители, положительно относящиеся к строительству православных храмов иноверцами, все же задумаются над данной проблемой и осознают недопустимость этой, к глубокому сожалению, все более распространяющейся в наши дни небогоугодной практики.

Редакция сайта «Русский календарь»


<-назад в раздел

Русский календарь