Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
03.07.2017

Оценка саммита лидеров десяти Поместных Православных Церквей под названием «Святой и Великий Собор Православной Церкви»



16 июня исполнился год со времени начала на Крите т.н. «Святого и Великого Собора Православной Церкви» или «Всеправославного Собора». Хотя это и небольшой срок, однако он позволяет панорамно взглянуть на это историческое событие.

Прежде всего, следует разобраться в его названиях. Инициаторы и организаторы его назвали и до сих пор именуют «Святой и Великий Собор Православной Церкви» или «Всеправославный Собор». В своем относительно недавнем интервью митрополит Иларион (Алфеев) назвал его собором десяти Поместных Православных Церквей. Такое определение, конечно, более подходит к этому мероприятию, хотя и оно не совсем точно. Ибо собор – это собрание высшего духовенства Православной Церкви. При этом каждый из участников собора имеет право голоса и полномочен решать церковные вопросы. На Крите же собиралось только десять иерархов, которые имели право голоса и полномочия для решения поставленных на повестку форума вопросов. Таков был его регламент. Эти десять были Предстоятелями десяти Поместных Церквей: Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Элладской, Кипрской, Чешских земель и Словакии, Польской и Албанской. Сопровождавшие их епископы, священнослужители и миряне в исполняли роль сопровождавших и на принятие решений не влияли. Вот почему это мероприятие нельзя назвать собором.

Тогда как же его назвать? В новейшее время получила широкое распространение практика проведения подобного рода мероприятий в форме саммита – например, саммит «Большой восьмерки» (съезд президентов семи ведущих западных стран + президент России), саммит мировых религиозных лидеров и т. п. Это съезды руководителей государств или глав религиозных конфессий. Согласно их регламенту, право голоса имеют только эти участники. На Крите как раз и собрались главы десяти Автокефальных Православных Церквей, которые только и могли принимать решения. Поэтому вернее определить данный форум как саммит лидеров десяти Поместных Православных Церквей.

Точность в определении церковного форума важна еще и потому, что от его статуса зависит и степень обязательности его решений. Например, решения Вселенских Соборов общеобязательны, поскольку это высший орган власти в Православной Церкви. Решения Поместного Собора обязательны для всех членов той Церкви, которая его провела. Церковный саммит – это иной статус. Его решения, конечно, заслуживают внимания. Однако в церковном законодательстве таковой формат не оговаривается, почему и его решения не имеют обязательной канонической силы.

И здесь открывается хитрость, на которую пошли организаторы форума. Задумав провести саммит лидеров четырнадцати Поместных Православных Церквей, и, сознавая, что это нетрадиционная, неканоничная форма, они назвали его «Собором». Поэтому точное определение состоявшегося на Крите форума таково:саммит лидеров десяти Поместных Православных Церквей под названием «Святой и Великий Собор Православной Церкви»или просто: саммит лидеров десяти Поместных Православных Церквей под видом Вселенского Собора.

И вообще, как в названии были допущены смысловые подмены, так и многое на этом съезде основывалось на хитрости. Саммиту незаконно был присвоен статус Вселенского Собора, решения которого обязательны для всех. В этой убежденности до сих пор пребывает Константинопольский Патриарх Варфоломей, который грозит разрывом канонического общения тем, кто не принимает решений Критского саммита, в частности – Пирейскому митрополиту Серафиму и единомысленным с ним иерархам Элладской Церкви. Его мнение разделяют почти все участники встречи, например, Критский митрополит Хризостом, который на 1-й сессии саммита 20 июня заявил: «Созыв Святого и Великого Собора Православной Церкви, как бы не казалось это невероятным, является реальностью! Отсутствие некоторых Поместных Церквей не уменьшает значение Святого и Великого Собора». Но обо все по порядку.

Начало предсоборному процессу положил Патриарх-масон Мелетий (Метаксакис), который в 1923 году в Константинополе провел т. н. «Всеправославный конгресс», намереваясь провозгласить этот малопредставительный форум ни много ни мало Вселенским Собором. Однако его инициатива подверглась безпощадной критике православных иерархов и богословов, и в итоге Метаксакис вынужден был согласиться, что конгресс – это не Собор, тем боле не Вселенский Собор, и в итоге за ним осталось наименование «Всеправославное совещание». Кстати, конгресс 1923 года, так же, как и его внук, Критский саммит, состоял из десяти полноправных участников.

Преемники Мелетия не оставили идей проведения Вселенского Собора в ближайшие годы. В частности, Священный Синод Константинопольской Церквидокументе за № 23 от 31 декабря 1925 предлагал различные вопросы для предстоящего в ближайшее время на Святой Горе «Вселенского Собора», который должен был состояться по инициативе Вселенского Патриарха Василия (Георгиадиса) в 1930 году. В это время в борьбу против него вступили святитель Серафим (Соболев), архиепископ Феофан Полтавский, афонский старец Даниил Катунакский илонгобардский старец Филофей (Зервакос)…

Святитель Серафим наставлял: «Мы знаем, каким злом является в Церкви модернизм с его стремлением созвать „восьмой вселенский" собор. Спрашивается, для чего модернисты хотят созвать этот собор? Для того чтобы учредить женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, ослабить, если не уничтожить совсем, монашество, сократить посты, праздники и продолжительность богослужений. Эти модернисты, под именем обновленцев и живоцерковцев, страшно колебали, и так еще недавно, Русскую Церковь. И те, и другие были виновниками великих церковных смут и всяких бедствий в России... Ясно, что как те, так и другие хотели уничтожить то, что было установлено на Семи Вселенских Соборах не только св. Отцами Церкви, но и Самим Богом – Духом Святым, ибо установления этих соборов произошли во исполнение слов апостольских: „изволися бо Святому Духу и нам" (Деян. 15, 28)».

Архиепископ Феофан 11 июня 1930 года высказывал следующее суждение о соборе: «О восьмом вселенском соборе я пока ничего не знаю. Могу сказать только словами св. Феодора Студита: „Не всякое собрание епископов есть Собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине". Истинно Вселенский Собор зависит не от количества собравшихся на него епископов, а от того, будет ли он мудрствовать или учить „православно". Если же отступит от Истины, он не будет Вселенским, хотя бы и назвал себя именем Вселенского. Знаменитый „разбойничий собор" был в свое время многочисленнее многих Вселенских Соборов, и, тем не менее, не был признан Вселенским, а получил название „разбойничьего собора"!..».

Старец Даниил писал: «Сопоставляя с прошлыми Вселенскими Соборами, очевидно, что этот намериваемый собор созывается не из догматических побуждений или ради защиты веры. Но созывается ради многогранной ревизии, которая, если бы совершилась, то явилась бы попущением малодушным и ленивым христианам, которые не терпят строгих постов и длительных богослужений и кроме того склоняются к приспособленчеству к чужим обычаям еретиков, чтобы достигнуть мнимого объединения „церквей". Если предлагаемую ревизию рассмотреть с точки зрения Святых Канонов Церкви и действительного общего расположения и народного суда, то она не только не может быть успешной, но неизбежно вызовет великие потрясения».

Ему вторит старец Филофей: «Собор, который не будет следовать обычаям и нравственности, правилам и традиции Православной Церкви, но будет стараться их изменить и реформировать, не может никогда иметь авторитета, ни называться Собором законным, или Вселенским…».

Далее он приводит одно из важнейших условий проведения истинного собора – внутреннее очищение его участников: «Те, которые в будущем примут участие на Соборе на Святой Горе Афон, должны заранее подготовиться через изучение вопросов и очиститься постом и молитвой через покаяние и исповедь. В особенности через чистую исповедь, поскольку, к сожалению, большинство иерархов никогда не исповедуется. Так или иначе, это делали святые Апостолы и святые Отцы, когда они собирались на Соборы и на них сходил Святой Дух. Если же тоже самое будут делать и члены созываемого в будущем Собора, то и на них низойдет Cвятой Дух и Собор будет действительным, и все православные его воспримут как святой. Напротив же, если они придут на Собор заранее ничего не изучив, не подготовленными и неочищенными, то Собор будет лжесобором, недействительным, и никто не примет его постановлений».

По молитвам этих угодников Божиих Господь Своим Промыслом через революционные и военные события воспрепятствовал проведению «Восьмого Вселенского Собора» в 20–40-е годы ХХ века.

После Второй мировой войны Патриарх-масон Афинагор (Спиру) возвратился к идее проведения «Вселенского Собора». Инициатива нашла поддержку в России – у митрополита-филокатолика Никодима (Ротова). Богословская комиссия под его руководством разработала проекты реформ, которые сдвигали едва ли не все устои церковной жизни: богослужебный календарный стиль, пост, брак, епископское сужение и т. д.

В это время на защиту Православия поднялись преподобные Кукша Одесский и Иустин Челийсий. Преподобный Кукша предупреждал своих духовных чад: «Скоро будет экуменический собор под названием „святой". Но это и будет тот самый „восьмой собор", который будет сборищем безбожных…» Как известно, Критский саммит был назван «Святым» и некоторые его до сих пор так называют.

Преподобный Иустин, будучи выдающимся богословом, наверное, более всех потрудился для обличения предстоящего беззаконного собрания. В 1976 году он писал: «Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ. А исходя из апостольско-святоотеческого исторического опыта Церкви, такой собор вместо лечения откроет новые раны на Теле Церкви и создаст для нее новые проблемы и страдания».

За молитвы преподобных Кукши и Иустина Господь снова расстроил планы «вселенских соборян». Патриарх Афинагор, терзаемый амбициями восточного папы, не признал автокефалию Американской Церкви, которую ей даровала в 1971 году Русская Церковь-мать, и согласие во зло расстроилось.

С падением Советского Союза в 1991 году начался новый третий этап в процессе подготовки собора. Развал Союза совпал со вступлением на Константинопольский престол выученика иезуитов Патриарха Варфоломея (Архондониса). Однако из-за тех же восточнопапистских амбиций ему так и не удалось договориться с Патриархом Алексием II, а без крупнейшей Автокефальной Русской Церкви проведение подобного рода собраний немыслимо.

Только начиная примерно с 2010 года разногласия между Фанаром и Чистым переулком более или менее улеглись, что явилось сигналом к старту завершающего этапа подготовки собора.

В январе 2016 года в Шамбези Предстоятели четырнадцати Поместных Церквей в последний раз собрались все вместе и решили провести собор 19 июня 2016 года. В Поместных Церквах почти все иерархи и священнослужители, несогласные с собором, при посредстве различных манипуляций, прещений и гонений были принуждены замолчать. Большинству православных христиан уже казалось, что «Восьмого Вселенского» не избежать. Но тут Глава Православной Церкви Господь Иисус Христос явно вмешался при посредстве людей в предсоборный процесс. Еще ранее в ноябре 2015 года произошло обострение отношений между Россией и Турцией, что сделало проведение саммита в Стамбуле невозможным.

Но самое главное – 1 июня 2016 года Святейший Патриарх Болгарский Неофит, поддержанный Синодом Болгарской Церкви, отказался от участия в саммите, что автоматически сделало его не «Всеправославным». Потом последовали отказ Антиохийской, Грузинской и Русской Церквей от участия в съезде.

В итоге 16 июня 2016 года на о. Крит, на который примерно за месяц до саммита высадился десант сотрудников американских спецслужб и к которому накануне причалил американский авианосец «Гарри Трумэн», прибыли Предстоятели лишь десяти Автокефальных Православных Церквей. Саммит прошел в столице Крита Калимвари в т. н. Православной академии.

20 июня состоялось 1-е заседание саммита. Его открыл своим докладом Патриарх Варфоломей. На 7-й минуте этого доклада он с радостью сообщил умилительную новость – его брат и сомолитвенник папа римский Франциск помолился об успехе данного саммита: «Его святейшество папа Римский вчера, во время своей обычной ежевоскресной полуденной молитвы помолился об успехе наших трудов на Соборе… И мы выражаем горячую благодарность ему за это».

По молитвам папы-иезуита Франциска и решения собора оказались соответствующими – какими-то иезуитскими. Благодаря лукавству формулировок и двусмысленным выражениям было высказано одобрение «браку» содомитов. Фактически был разрешен «в виде икономии» брак православных с еретиками: «Священный Синод каждой Автокефальной Православной Церкви должен подходить к возможности применения церковной икономии относительно препятствий к браку в соответствии с принципами церковных канонов, в духе пастырской рассудительности, служа спасению человека».

Сбылись опасения старцев Даниила и Филофея. Не очищенные покаянием, постом и молитвой участники саммита приняли постановления, являющиеся «попущением малодушным и ленивым христианам, которые не терпят строгих постов». Трехдневный пост перед Причастием фактически был отменен: «Соблюдение поста перед Святым Причастием в течение трех или более дней оставляется на благочестивое усмотрение верующих».

Наконец, участники саммита, выражаясь словами старца Даниила,склонились «к приспособленчеству к чужим обычаям еретиков, чтобы достигнуть мнимого объединения „церквей"».

Этому посвящен документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Остались справедливыми в отношении данного документа выводы о его проекте, сделанные авторами Замечаний Каменец-Подольской епархии УПЦ МП: «В данном проекте документа понимание Православного Никео-Цареградского Символа Веры искажено в части экклезиологии (т.е. православного учения о Церкви: вера в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, по сути, размыта в таких понятиях, как Единство и Церковь; а сами эти понятия в их „новобогословском" осмыслении подменены;

– Согласно данного… документа, глобалистические и экуменические тенденции продолжат свое развитие с целью всеобщего „движения к единству". При этом так называемое „единство" мыслится не в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, каковой является лишь Церковь Православная, а в новой, ранее неизвестной всеобщей системе – в глобальной церкви Нового Мирового Порядка, глава которой воссядет на престоле вместо Христа.

Таким образом, данный документ, вступает в полное противоречие с Евангелием и учением Господа нашего Иисуса Христа и в представленном виде является неприемлемым».

30 ноября 2016 года Священный Синод Болгарской Церкви вынес следующий приговор Критскому саммиту, который можно считать приговором всей церковной полноты:

«Проведенный на о. Крит собор не является ни Великим, ни Святым, ни Всеправославным.

1. Как по причине неучастия в нем ряда Поместных автокефальных Церквей, так и из-за допущенных организационных и богословских ошибок…

2. Внимательное исследование документов, принятых на соборе на о. Крит, приводит нас к выводу, что некоторые из них содержат несоответствия с православным церковным учением, с догматическим и каноническим преданием Церкви, с духом и буквой Вселенских и Поместных Соборов.

3. Принятые на острове Крит документы подлежат дальнейшему богословскому обсуждению с целью исправления, редактирования, корректирования или замены на другие (новые документы) в духе и предании Церкви».

После Критского саммита начались предсказанные преподобным Иустином Сербским нестроения. 5 марта 2017 года вышел из Элладской Церкви известный профессор протоиерей Федор (Зисис). Часть афонских монахов также присоединилась к непоминающим Константинопольского Патриарха. Известны и другие многочисленные факты.

Богословская комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) до сих пор находится в процессе рассмотрения решений Критского саммита. Предварительно митрополит Иларион назвал его «шагом к Всеправославному Собору». Данное заявление свидетельствует о том, что «Восьмой Вселенский» не отменен, а лишь отложен.

Объективной причиной, препятствующей его созыву, является позиция Святейших Патриархов Неофита Болгарского и Илии Грузинского. В постсоборный период были предприняты шаги, направленные на устранение этих препятствий. В частности, во время Великого Поста немецкие правоохранители предотвратили попытку отравления Илии II, который находился на излечении в Германии.

Подводя итог нашему рассказу о саммите лидеров десяти Поместных Православных Церквей под названием «Святой и Великий Собор Православной Церкви», необходимо отметить, что это форум совершенно нового типа, не имеющий оснований в церковном законодательстве. Его аналогами являются лишь разбойничий Ефесский собор 449 года, иконоборческий собор 759 года, Лионский, Флорентийский и Брестский униатские соборы. И сам он может быть с полным правом поставлен в их ряд, в продолжение череды «волчьих» соборов. Тоже касается и планов проведения «Восьмого Вселенского» в предстоящей исторической перспективе. Имеющие состояться в будущем попытки проведения «Всеправославного Собора» лишь пополнят этот печальный ряд.

 Сергей Самойлов


<-назад в раздел

Русский календарь