30.06.2017
С появлением и ожидаемым всеобщим введением биометрических паспортов, поголовным присвоением СНИЛС несколько отошла на задний план проблема нынешних российских паспортов образца 1997 года. Однако сегодня многие верующие люди отказываются брать и этот документ, пусть даже еще и на бумажном носителе, но уже с графой "личный код", непонятной формы "виньетками" и магнитной полосой с чипом, на котором записана неизвестная владельцу паспорта информация. Возможно, для большинства из нас, давно переступивших возрастной порог совершеннолетия, проблема получения паспорта уже решена тем или иным образом. Но теперь этот вопрос встает перед родителями, дети которых достигли возраста 14 лет. Брать или не брать им этот столь смущающий душу паспорт с явно антихристианской символикой и графой, подтверждающей наше молчаливое согласие на присвоение нам номера вместо святого имени? Подробнее все элементы, не позволяющие верующему человеку принимать нынешний паспорт, перечислены, описаны и проанализированы в аналитическом докладе Ольги Алексеевны Яковлевой, православного юриста, члена Московской областной коллегии адвокатов, Почетного адвоката России. Добавим здесь, что хотя доклад впервые был опубликован почти 10 лет назад, все отраженные в нем проблемы, касающиеся российского паспорта современного образца, актуальны и сегодня.
ДИСКРИМИНАЦИЯ И НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИИ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Аналитический доклад (2008 г.)
А. Святейший патриарх Алексий II считает недопустимым изгнание религии из публичного пространства и утверждает, что религиозная мотивация имеет право на существование в публичной сфере.
Миллионы граждан России (по некоторым данным около 14%, а это 20 миллионов человек) не получили паспорт гражданина РФ по религиозным и иным убеждениям и вынужденно живут с паспортами граждан СССР образца 1974 г.
Этот акт - не ностальгия по распавшемуся Советскому Союзу. Действия православных граждан нашей страны основаны на глубочайших религиозных убеждениях.
1. Верующие считают недопустимым изменение сущности человека, уподобление его предметам и товарам путем присвоения пожизненных, неизменяемых цифровых идентификаторов личности (различных кодов и идентификационных номеров), заменяющих имя человека в системах учета данных. Эти технологии положены в основу построения системы персонального учета населения РФ (СПУН) и создания единого государственного регистра населения (ЕГРН). Создание ЕГРН фактически можно сравнить с инвентаризацией имущества, когда все предметы входят в единый список под номерами.
2. В бланке паспорта гражданина РФ имеется графа «личный код» - это номер, который присваивается человеку при рождении и остается неизменным до смерти. Расписываясь под этой графой в паспорте (пока не заполняемой по техническим причинам), человек дает недвусмысленное согласие на присвоение этого идентифицирующего кода вместо имени. После этого человек во всех социальных и других правоотношениях участвует не под своим именем, а используя идентификационный номер, т.е. производится замена имени числом, что приводит к уподоблению человека предмету. Согласиться с отказом от имени верующий человек не может по религиозным убеждениям, поскольку для верующих христиан акт крещения имеет первостепенное значение. При крещении человек получает имя и покровительство святого, именем которого назван. Связь со своим святым, помощь и поддержка от своего святого небесного покровителя в трудные минуты жизни для православных верующих является важнейшей составляющей религиозного мировоззрения. Получение кода вместо имени, подпись в основном документе не под своим именем, а под кодом в духовном смысле является отказом не только от имени, но и от своего святого.
3. Кощунственным по отношению к чувствам верующих является включение в орнамент на страницах паспорта гражданина РФ символа «666», который упоминается в главе 13 Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, являющегося основополагающим эсхатологическим учением христиан всего мира. «666» - символ сатаны и антихриста, который используют сатанинские секты для глумления над христианами. Кощунственный для христиан символ «666» размещенв орнаменте нумерации страниц паспорта на страницах 4 - 19. Особенно серьезным аргументом являются возражения православных граждан РФ против того, чтобы название государства «Россия» (на всех страницах паспорта вдоль переплета) было размещено поверх написанного дважды символа «666». Слово «Россия» более мелким шрифтом как бы нанесено на два числа «666».
Разработка и утверждение бланка основного документа гражданина с применением стилизованных кощунственных для христиан символов в стране, где при многообразии верований православие исповедует большая часть верующего населения, является недопустимым. Произошло это по неосторожности или умышленно - остается только догадываться.
Трудно представить реакцию общества в мусульманской стране, если бы в паспорте гражданина название государства содержало кощунственную для верующих символику.
4. Серьезным с правовой точки зрения основанием отказа от получения паспорта гражданина РФ является и наличие в нем записей, недоступных владельцу паспорта.
Под фотографией в паспорте на просвет просматриваются магнитные метки с записанной информацией, недоступной владельцу документа, которая считывается только электронным способом. Технология записи предусматривает возможность считывания информации на расстоянии, изменения информации без ведома владельца паспорта. Это подтверждается содержанием п. 17 Описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828) (с изменениями от 25 сентября 1999 г., 5 января 2001 г., 22 января 2002 г., 2 июля 2003 г., 20 декабря 2006 г.): «В бланке паспорта могут быть применены специально разработанные вшиваемые или вкладываемые элементы…».
Формально эти элементы предназначены для «сохранности записей и защиты бланка от подделок». Однако по заключениям специалистов уже сейчас информация о человеке, заложенная в магнитных метках «чипах» паспорта, считывается на расстоянии при помощи электронных устройств.
Таким образом, человек, не владеющий специальным оборудованием и знаниями, не может проконтролировать записанную в вышеуказанных элементах информацию. Владелец паспорта не может быть уверен в том, что это только достоверная, санкционированная им и не опасная для него информация.
Обоснованность позиции верующих подтверждается и Посланием Архиерейского Собора 2004 г. к Президентам России и Украины: «Учитывая опасения многих верующих граждан, Собор призывает государственную власть принять во внимание их озабоченность при разработке новых образцов основного документа гражданина России, который, как мы считаем, не должен содержать отметку о личном коде, а также какие-либо данные, неизвестные или непонятные владельцу документа. Необходимо приложить все усилия, чтобы развитие законодательства и административной практики в сфере идентификации граждан не ущемляло их вероисповедной и мировоззренческой свободы… Мы также считаем, что власть должна со вниманием отнестись к просьбам верующих, которые, заботясь о сохранении своей богоданной свободы, выступают против обязательного присвоения им идентификационных номеров».
О необходимости соблюдения прав человека в связи с развитием новых технологий, основанных на электронной идентификации личности, и необходимости учитывать мнение верующих говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем выступлении на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2 октября 2007 г.
Святейший Патриарх считает недопустимым изгнание религии из публичного пространства и призывает признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в публичной сфере.
Выдержки из выступления:
«…Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть, что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком — не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов.
...Русская Православная Церковь отдает себе отчет в том, что в Европе и в мире существуют другие религиозные мировоззрения. И мы готовы к диалогу с их приверженцами, равно как и с представителями секулярного взгляда на жизнь. Одновременно мы убеждены, что ни одно мировоззрение, включая и секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере».
Необходимость учета религиозных и иных убеждений людей при разработке основных документов и способов учета персональных данных диктуется требованиями не только православных граждан.
Бланк паспорта гражданина РФ вызывает недовольство и коренных малочисленных народов России.
Они много лет отстаивают право на включение в паспорт графы «национальность». Это вызвано тем, что международное и российское законодательство содержит специальные нормы по защите прав коренных малочисленных народов. Однако использовать их на практике бывает невозможно, поскольку в настоящее время многие представители коренных малочисленных народов вынуждены доказывать свою национальность в судебном порядке.
По их мнению, указание национальности в основном документе, удостоверяющем личность, будет способствовать сохранению этносов, численность которых иногда достигает полутора тысяч.
Не нужно закрывать глаза и на то, что наличие в документах, удостоверяющих личность, идентификационных номеров, графы «личный код», штрихового кодирования, отсутствие графы «национальность» вызывает отторжение и у других граждан, не связывающих свою позицию с религиозными убеждениями или принадлежностью к коренным малочисленным народам.
Органы власти на протяжении многих лет умышленно замалчивают острейшую проблему непринятия паспортов гражданина РФ по религиозным и иным убеждениям значительной частью населения Российской Федерации.
Б. Действительность паспорта образца 1974 г. многократно установлена решениями Верховного Суда РФ и других судов по конкретным делам. <...> [Но] подавляющее большинство православных верующих [с паспортом образца 1974 .] ущемляются в своих правах. Им отказывают по искусственным, надуманным поводам во вклеивании фотографии по достижении человеком 45 лет. Причем действия Федеральной миграционной службы РФ по отношению к гражданам носят демонстративно издевательский характер. <...> В некоторых УФМС откровенно говорят гражданам, что вклеят фотографию в паспорт только после решения суда, заведомо обрекая гражданина на муки длительных судебных разбирательств по бесспорному поводу.
В. В нарушение Конституции РФ Федеральная миграционная служба лишила гражданства православных граждан России, отказавшихся по религиозным убеждениям от замены паспортов образца 1974 г. Конституция РФ, статья 6, часть 3: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства или права изменить его».
<...> Урегулирование проблемы дискриминации граждан православного вероисповедания, по религиозным убеждениям не получивших паспорта граждан РФ и другие документы, возможно только путем равноправного правового диалога между гражданами и властью. Недопустимо игнорировать права миллионов граждан, выбрасывать их из социальной, общественной и политической жизни.
Православные граждане, вынужденно живущие по паспортам образца 1974 г., готовы поменять их на паспорт гражданина РФ при условии, что бланки паспортов не будут содержать кощунственной для христиан символики, микрочипов, графу «личный код», штрихового кодирования и будут содержать графу «национальность», которая заполняется по желанию гражданина.
Примером правового конструктивного решения подобной проблемы является законодательно закрепленное право женщин мусульманского вероисповедания фотографироваться для паспорта в платке.
Органы государственной власти обязаны разработать и утвердить бланк паспорта гражданина РФ, другие документы, которые не нарушают религиозные убеждения православных верующих и граждан, по иным убеждениям не приемлющих системы учета персональных данных, основанных на электронной цифровой идентификации личности, использовании личных кодов, антихристианской символики и других элементов в символике или способе учета, противоречащих религиозным и иным убеждениям.
Конституция Российской Федерации не только гарантирует право исповедовать любую религию, но и право жить по вере.
Статья 28 Конституции РФ гарантирует свободу совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, иметь религиозные и другие убеждения, и действовать в соответствии с ними.
Отказавшись от получения паспорта, противоречащего религиозным убеждениям, православные граждане реализуют свое конституционное право не только иметь религиозные убеждения, но и действовать в соответствии с ними.
Однако это не должно ставить гражданина в неравное положение и быть поводом для дискриминации и нарушения его прав со стороны органов власти.
Статья 19 Конституции РФ гарантирует гражданам Российской Федерации равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 2 Конституции однозначно устанавливает приоритет прав человека над всеми другими ценностями. Эта норма провозглашает права и свободы человека высшей ценностью и возлагает на государство обязанность по их защите:
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства».
Значение прав и свобод граждан в деятельности органов власти, в том числе и законодательной, определено в статье 18, в соответствии с которой только права и свободы человека определяют содержание законов и смысл деятельности органов власти:
«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Статья 15 определяет, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Это означает, что закрепленные в Конституции права и свободы граждан действуют непосредственно и не могут нарушаться даже федеральными законами и действиями органов государственной власти:
«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Данные, закрепленные в Конституции, положения в полной мере распространяются на свободу совести, право иметь религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Эти права наравне с другими правами человека должны определять смысл и содержание законов, деятельности органов власти и обеспечиваться правосудием.
Обязанность органов государственной власти по обеспечению прав граждан прямо закреплена в статье 72 Конституции РФ, относящей защиту прав и свобод человека и гражданина к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.<...>
Д. Приоритет прав и свобод человека и обязанность государства по их обеспечению и защите являются фундаментальными основами существования российского государства
Православные граждане, при всем многообразии верований, существующих в России, составляют большинство населения. Идеи православия и народ, являющийся хранителем православной веры, много раз выводили Россию из тяжелых испытаний.
На современном этапе развития общества и государства недопустимо игнорировать право человека на свободу совести, право иметь религиозные убеждения и жить в соответствии с ними.
Нетрудно представить, какие взрывы протестов были бы вызваны в странах, где большинство граждан исповедают ислам, иудаизм, буддизм включением кощунственной символики в основной документ, подобной числу «666» для христиан. В России в силу национальных традиций, а также христианской идеологии, во многом основанной на терпении и жертвенности, такие процессы созревают значительно дольше.
Однако случай в г. Пензе можно рассматривать как опасный сигнал. Перед уходом в пещеру люди сожгли паспорта и свидетельства с ИНН. Это действия людей, доведенных до отчаяния, порожденного безысходностью своего положения. И возможно их лидер явился лишь катализатором для проявления протеста против мира, не принимающего этих людей и их религиозных убеждений.
Прошло 10 лет после начала процесса замены паспортов СССР на паспорт гражданина РФ, на протяжении которых миллионы граждан, живущие по вере, не желающие поступаться религиозными убеждениями, ущемляются в своих правах. С 2001 г. в Государственной Думе мертвым грузом лежит проект закона «Об основном документе гражданина РФ». Законопроект отвергнут депутатами в связи с наличием в бланке паспорта графы «Личный код». В 2003 году Полномочный представитель Президента РФ А.А. Котенков при рассмотрении в Государственной Думе проекта закона в первом чтении заверил, что данной графы в бланке паспорта не будет. Однако она осталась в проекте закона ко второму чтению, а сам закон не рассмотрен до настоящего времени.
Миллионы граждан вынуждены жить со старыми паспортами, ожидая выдачи им документа, который не противоречит их религиозным убеждениям.
В 2004 г. высший канонический орган Русской Православной Церкви - Архиерейский собор безрезультатно обращается к власти с просьбой учесть чувства верующих при разработке основного документа. Не услышано и мнение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, четко сформулированное им в выступлении на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2 октября 2007 г.
Святейший Патриарх считает недопустимым изгнание религии из публичного пространства, призывает признать и утверждает, что настало время, когда религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере.
На протяжении многих лет власть молчит и бездействует, более того, практически все ведомства последовательно создают невыносимые условия для жизни верующих граждан, отказавшихся по религиозным убеждениям от замены паспорта.
Власть такое положение устраивает, проблемы намеренно не решаются. А в результате люди, отчаявшись, уходят из Церкви в секты, сжигают паспорта, закрываются в пещерах. При этом вина за происшедшее необоснованно возлагается на пастырей, призывающих разрешать, а не замалчивать проблемы.
Анализ действующего законодательства и практики его применения в сфере учета персональных данных показывает, что в Российской Федерации существует дискриминация и нарушение социальных, экономических и других прав граждан православного вероисповедания, не приемлющих по своим религиозным убеждениям систему учета данных, основанную на применении:
автоматизированных (электронных) способах цифровой, буквенно-цифровой идентификации, штриховом кодировании, радиочастотной и биометрической идентификации человека и других средств автоматической идентификации человека.
К этой же категории относятся и граждане РФ, не получившие по религиозным убеждениям паспорт гражданина РФ. По мнению верующих граждан, применение указанных средств идентификации человека, неприемлемо в паспорте, являющемся основным документом гражданина РФ.
Священный Синод Русской Православной Церкви еще 7 лет назад в Заявлении от 7 марта 2000 года предупреждал о недопустимости дискриминации верующих и призывал власть к разработке и введению альтернативной системы учета данных человека.
«…Вскоре люди, не имеющие налогового кода или пластиковой карточки, могут практически лишены возможности получать социальную и даже медицинскую помощь. Если подобное произойдет, возникнут все основания усомниться в принципах равноправия граждан и свободы совести - принципах, которые так активно пропагандирует современная цивилизация. Именно поэтому мы настаиваем на необходимости иметь альтернативную систему учета граждан и предоставления им социальных, медицинских, страховых и прочих услуг…».
Обращения руководства Русской Православной Церкви к органам государственной власти пока не находят отклика.
Право гражданина требовать выдачи основного документа, удостоверяющего его личность и не противоречащего его совести и религиозным убеждениям, гарантируется действующей Конституцией РФ. Президент РФ, Правительство РФ обязаны обеспечить реализацию этого права.
Если не будут приняты законы о паспорте гражданина РФ и альтернативной системе учета персональных данных, не оскорбляющие чувства верующих и не нарушающие их религиозные убеждения, ситуация будет лишь осложняться.
О.А. Яковлева,
член Московской областной коллегии адвокатов, Почетный адвокат России,
руководитель Гражданского движения «Земля России – достояние народа»
Источник: Ежемесячный правовой бюллетень «Родина Православная»
http://uchebana5.ru/cont/1231646.html
<-назад в раздел
Получать или не получать российский паспорт современного образца?
+ + +
ДИСКРИМИНАЦИЯ И НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИИ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Аналитический доклад (2008 г.)
А. Святейший патриарх Алексий II считает недопустимым изгнание религии из публичного пространства и утверждает, что религиозная мотивация имеет право на существование в публичной сфере.
Миллионы граждан России (по некоторым данным около 14%, а это 20 миллионов человек) не получили паспорт гражданина РФ по религиозным и иным убеждениям и вынужденно живут с паспортами граждан СССР образца 1974 г.
Этот акт - не ностальгия по распавшемуся Советскому Союзу. Действия православных граждан нашей страны основаны на глубочайших религиозных убеждениях.
1. Верующие считают недопустимым изменение сущности человека, уподобление его предметам и товарам путем присвоения пожизненных, неизменяемых цифровых идентификаторов личности (различных кодов и идентификационных номеров), заменяющих имя человека в системах учета данных. Эти технологии положены в основу построения системы персонального учета населения РФ (СПУН) и создания единого государственного регистра населения (ЕГРН). Создание ЕГРН фактически можно сравнить с инвентаризацией имущества, когда все предметы входят в единый список под номерами.
2. В бланке паспорта гражданина РФ имеется графа «личный код» - это номер, который присваивается человеку при рождении и остается неизменным до смерти. Расписываясь под этой графой в паспорте (пока не заполняемой по техническим причинам), человек дает недвусмысленное согласие на присвоение этого идентифицирующего кода вместо имени. После этого человек во всех социальных и других правоотношениях участвует не под своим именем, а используя идентификационный номер, т.е. производится замена имени числом, что приводит к уподоблению человека предмету. Согласиться с отказом от имени верующий человек не может по религиозным убеждениям, поскольку для верующих христиан акт крещения имеет первостепенное значение. При крещении человек получает имя и покровительство святого, именем которого назван. Связь со своим святым, помощь и поддержка от своего святого небесного покровителя в трудные минуты жизни для православных верующих является важнейшей составляющей религиозного мировоззрения. Получение кода вместо имени, подпись в основном документе не под своим именем, а под кодом в духовном смысле является отказом не только от имени, но и от своего святого.
3. Кощунственным по отношению к чувствам верующих является включение в орнамент на страницах паспорта гражданина РФ символа «666», который упоминается в главе 13 Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, являющегося основополагающим эсхатологическим учением христиан всего мира. «666» - символ сатаны и антихриста, который используют сатанинские секты для глумления над христианами. Кощунственный для христиан символ «666» размещенв орнаменте нумерации страниц паспорта на страницах 4 - 19. Особенно серьезным аргументом являются возражения православных граждан РФ против того, чтобы название государства «Россия» (на всех страницах паспорта вдоль переплета) было размещено поверх написанного дважды символа «666». Слово «Россия» более мелким шрифтом как бы нанесено на два числа «666».
Разработка и утверждение бланка основного документа гражданина с применением стилизованных кощунственных для христиан символов в стране, где при многообразии верований православие исповедует большая часть верующего населения, является недопустимым. Произошло это по неосторожности или умышленно - остается только догадываться.
Трудно представить реакцию общества в мусульманской стране, если бы в паспорте гражданина название государства содержало кощунственную для верующих символику.
4. Серьезным с правовой точки зрения основанием отказа от получения паспорта гражданина РФ является и наличие в нем записей, недоступных владельцу паспорта.
Под фотографией в паспорте на просвет просматриваются магнитные метки с записанной информацией, недоступной владельцу документа, которая считывается только электронным способом. Технология записи предусматривает возможность считывания информации на расстоянии, изменения информации без ведома владельца паспорта. Это подтверждается содержанием п. 17 Описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828) (с изменениями от 25 сентября 1999 г., 5 января 2001 г., 22 января 2002 г., 2 июля 2003 г., 20 декабря 2006 г.): «В бланке паспорта могут быть применены специально разработанные вшиваемые или вкладываемые элементы…».
Формально эти элементы предназначены для «сохранности записей и защиты бланка от подделок». Однако по заключениям специалистов уже сейчас информация о человеке, заложенная в магнитных метках «чипах» паспорта, считывается на расстоянии при помощи электронных устройств.
Таким образом, человек, не владеющий специальным оборудованием и знаниями, не может проконтролировать записанную в вышеуказанных элементах информацию. Владелец паспорта не может быть уверен в том, что это только достоверная, санкционированная им и не опасная для него информация.
Обоснованность позиции верующих подтверждается и Посланием Архиерейского Собора 2004 г. к Президентам России и Украины: «Учитывая опасения многих верующих граждан, Собор призывает государственную власть принять во внимание их озабоченность при разработке новых образцов основного документа гражданина России, который, как мы считаем, не должен содержать отметку о личном коде, а также какие-либо данные, неизвестные или непонятные владельцу документа. Необходимо приложить все усилия, чтобы развитие законодательства и административной практики в сфере идентификации граждан не ущемляло их вероисповедной и мировоззренческой свободы… Мы также считаем, что власть должна со вниманием отнестись к просьбам верующих, которые, заботясь о сохранении своей богоданной свободы, выступают против обязательного присвоения им идентификационных номеров».
О необходимости соблюдения прав человека в связи с развитием новых технологий, основанных на электронной идентификации личности, и необходимости учитывать мнение верующих говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем выступлении на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2 октября 2007 г.
Святейший Патриарх считает недопустимым изгнание религии из публичного пространства и призывает признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в публичной сфере.
Выдержки из выступления:
«…Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть, что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком — не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов.
...Русская Православная Церковь отдает себе отчет в том, что в Европе и в мире существуют другие религиозные мировоззрения. И мы готовы к диалогу с их приверженцами, равно как и с представителями секулярного взгляда на жизнь. Одновременно мы убеждены, что ни одно мировоззрение, включая и секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере».
Необходимость учета религиозных и иных убеждений людей при разработке основных документов и способов учета персональных данных диктуется требованиями не только православных граждан.
Бланк паспорта гражданина РФ вызывает недовольство и коренных малочисленных народов России.
Они много лет отстаивают право на включение в паспорт графы «национальность». Это вызвано тем, что международное и российское законодательство содержит специальные нормы по защите прав коренных малочисленных народов. Однако использовать их на практике бывает невозможно, поскольку в настоящее время многие представители коренных малочисленных народов вынуждены доказывать свою национальность в судебном порядке.
По их мнению, указание национальности в основном документе, удостоверяющем личность, будет способствовать сохранению этносов, численность которых иногда достигает полутора тысяч.
Не нужно закрывать глаза и на то, что наличие в документах, удостоверяющих личность, идентификационных номеров, графы «личный код», штрихового кодирования, отсутствие графы «национальность» вызывает отторжение и у других граждан, не связывающих свою позицию с религиозными убеждениями или принадлежностью к коренным малочисленным народам.
Органы власти на протяжении многих лет умышленно замалчивают острейшую проблему непринятия паспортов гражданина РФ по религиозным и иным убеждениям значительной частью населения Российской Федерации.
Б. Действительность паспорта образца 1974 г. многократно установлена решениями Верховного Суда РФ и других судов по конкретным делам. <...> [Но] подавляющее большинство православных верующих [с паспортом образца 1974 .] ущемляются в своих правах. Им отказывают по искусственным, надуманным поводам во вклеивании фотографии по достижении человеком 45 лет. Причем действия Федеральной миграционной службы РФ по отношению к гражданам носят демонстративно издевательский характер. <...> В некоторых УФМС откровенно говорят гражданам, что вклеят фотографию в паспорт только после решения суда, заведомо обрекая гражданина на муки длительных судебных разбирательств по бесспорному поводу.
В. В нарушение Конституции РФ Федеральная миграционная служба лишила гражданства православных граждан России, отказавшихся по религиозным убеждениям от замены паспортов образца 1974 г. Конституция РФ, статья 6, часть 3: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства или права изменить его».
<...> Урегулирование проблемы дискриминации граждан православного вероисповедания, по религиозным убеждениям не получивших паспорта граждан РФ и другие документы, возможно только путем равноправного правового диалога между гражданами и властью. Недопустимо игнорировать права миллионов граждан, выбрасывать их из социальной, общественной и политической жизни.
Православные граждане, вынужденно живущие по паспортам образца 1974 г., готовы поменять их на паспорт гражданина РФ при условии, что бланки паспортов не будут содержать кощунственной для христиан символики, микрочипов, графу «личный код», штрихового кодирования и будут содержать графу «национальность», которая заполняется по желанию гражданина.
Примером правового конструктивного решения подобной проблемы является законодательно закрепленное право женщин мусульманского вероисповедания фотографироваться для паспорта в платке.
Органы государственной власти обязаны разработать и утвердить бланк паспорта гражданина РФ, другие документы, которые не нарушают религиозные убеждения православных верующих и граждан, по иным убеждениям не приемлющих системы учета персональных данных, основанных на электронной цифровой идентификации личности, использовании личных кодов, антихристианской символики и других элементов в символике или способе учета, противоречащих религиозным и иным убеждениям.
Конституция Российской Федерации не только гарантирует право исповедовать любую религию, но и право жить по вере.
Статья 28 Конституции РФ гарантирует свободу совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, иметь религиозные и другие убеждения, и действовать в соответствии с ними.
Отказавшись от получения паспорта, противоречащего религиозным убеждениям, православные граждане реализуют свое конституционное право не только иметь религиозные убеждения, но и действовать в соответствии с ними.
Однако это не должно ставить гражданина в неравное положение и быть поводом для дискриминации и нарушения его прав со стороны органов власти.
Статья 19 Конституции РФ гарантирует гражданам Российской Федерации равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 2 Конституции однозначно устанавливает приоритет прав человека над всеми другими ценностями. Эта норма провозглашает права и свободы человека высшей ценностью и возлагает на государство обязанность по их защите:
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства».
Значение прав и свобод граждан в деятельности органов власти, в том числе и законодательной, определено в статье 18, в соответствии с которой только права и свободы человека определяют содержание законов и смысл деятельности органов власти:
«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Статья 15 определяет, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Это означает, что закрепленные в Конституции права и свободы граждан действуют непосредственно и не могут нарушаться даже федеральными законами и действиями органов государственной власти:
«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Данные, закрепленные в Конституции, положения в полной мере распространяются на свободу совести, право иметь религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Эти права наравне с другими правами человека должны определять смысл и содержание законов, деятельности органов власти и обеспечиваться правосудием.
Обязанность органов государственной власти по обеспечению прав граждан прямо закреплена в статье 72 Конституции РФ, относящей защиту прав и свобод человека и гражданина к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.<...>
Д. Приоритет прав и свобод человека и обязанность государства по их обеспечению и защите являются фундаментальными основами существования российского государства
Православные граждане, при всем многообразии верований, существующих в России, составляют большинство населения. Идеи православия и народ, являющийся хранителем православной веры, много раз выводили Россию из тяжелых испытаний.
На современном этапе развития общества и государства недопустимо игнорировать право человека на свободу совести, право иметь религиозные убеждения и жить в соответствии с ними.
Нетрудно представить, какие взрывы протестов были бы вызваны в странах, где большинство граждан исповедают ислам, иудаизм, буддизм включением кощунственной символики в основной документ, подобной числу «666» для христиан. В России в силу национальных традиций, а также христианской идеологии, во многом основанной на терпении и жертвенности, такие процессы созревают значительно дольше.
Однако случай в г. Пензе можно рассматривать как опасный сигнал. Перед уходом в пещеру люди сожгли паспорта и свидетельства с ИНН. Это действия людей, доведенных до отчаяния, порожденного безысходностью своего положения. И возможно их лидер явился лишь катализатором для проявления протеста против мира, не принимающего этих людей и их религиозных убеждений.
Прошло 10 лет после начала процесса замены паспортов СССР на паспорт гражданина РФ, на протяжении которых миллионы граждан, живущие по вере, не желающие поступаться религиозными убеждениями, ущемляются в своих правах. С 2001 г. в Государственной Думе мертвым грузом лежит проект закона «Об основном документе гражданина РФ». Законопроект отвергнут депутатами в связи с наличием в бланке паспорта графы «Личный код». В 2003 году Полномочный представитель Президента РФ А.А. Котенков при рассмотрении в Государственной Думе проекта закона в первом чтении заверил, что данной графы в бланке паспорта не будет. Однако она осталась в проекте закона ко второму чтению, а сам закон не рассмотрен до настоящего времени.
Миллионы граждан вынуждены жить со старыми паспортами, ожидая выдачи им документа, который не противоречит их религиозным убеждениям.
В 2004 г. высший канонический орган Русской Православной Церкви - Архиерейский собор безрезультатно обращается к власти с просьбой учесть чувства верующих при разработке основного документа. Не услышано и мнение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, четко сформулированное им в выступлении на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2 октября 2007 г.
Святейший Патриарх считает недопустимым изгнание религии из публичного пространства, призывает признать и утверждает, что настало время, когда религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере.
На протяжении многих лет власть молчит и бездействует, более того, практически все ведомства последовательно создают невыносимые условия для жизни верующих граждан, отказавшихся по религиозным убеждениям от замены паспорта.
Власть такое положение устраивает, проблемы намеренно не решаются. А в результате люди, отчаявшись, уходят из Церкви в секты, сжигают паспорта, закрываются в пещерах. При этом вина за происшедшее необоснованно возлагается на пастырей, призывающих разрешать, а не замалчивать проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ действующего законодательства и практики его применения в сфере учета персональных данных показывает, что в Российской Федерации существует дискриминация и нарушение социальных, экономических и других прав граждан православного вероисповедания, не приемлющих по своим религиозным убеждениям систему учета данных, основанную на применении:
автоматизированных (электронных) способах цифровой, буквенно-цифровой идентификации, штриховом кодировании, радиочастотной и биометрической идентификации человека и других средств автоматической идентификации человека.
К этой же категории относятся и граждане РФ, не получившие по религиозным убеждениям паспорт гражданина РФ. По мнению верующих граждан, применение указанных средств идентификации человека, неприемлемо в паспорте, являющемся основным документом гражданина РФ.
Священный Синод Русской Православной Церкви еще 7 лет назад в Заявлении от 7 марта 2000 года предупреждал о недопустимости дискриминации верующих и призывал власть к разработке и введению альтернативной системы учета данных человека.
«…Вскоре люди, не имеющие налогового кода или пластиковой карточки, могут практически лишены возможности получать социальную и даже медицинскую помощь. Если подобное произойдет, возникнут все основания усомниться в принципах равноправия граждан и свободы совести - принципах, которые так активно пропагандирует современная цивилизация. Именно поэтому мы настаиваем на необходимости иметь альтернативную систему учета граждан и предоставления им социальных, медицинских, страховых и прочих услуг…».
Обращения руководства Русской Православной Церкви к органам государственной власти пока не находят отклика.
Право гражданина требовать выдачи основного документа, удостоверяющего его личность и не противоречащего его совести и религиозным убеждениям, гарантируется действующей Конституцией РФ. Президент РФ, Правительство РФ обязаны обеспечить реализацию этого права.
Если не будут приняты законы о паспорте гражданина РФ и альтернативной системе учета персональных данных, не оскорбляющие чувства верующих и не нарушающие их религиозные убеждения, ситуация будет лишь осложняться.
О.А. Яковлева,
член Московской областной коллегии адвокатов, Почетный адвокат России,
руководитель Гражданского движения «Земля России – достояние народа»
Источник: Ежемесячный правовой бюллетень «Родина Православная»
http://uchebana5.ru/cont/1231646.html