Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
26.06.2017

Исследование наследия святых отцов о «Святорусской монархии»

царь.jpg

Публикуем к прочтению главу из книги Владимира Невяровича «Благословенно Царство...» (Санкт-Петербург, издательство «Царское Дело», 2003), в которой замечательно раскрывается святоотеческое основание необходимости государственного устроения (возвращения) «Святорусской монархии».

Как и в предыдущих моих работах («Терапия души», «Чудесные исцеления», «Исцеление словом», «Трактат о болезнях и врачевании в православном изъяснении»), основными моими консультантами и путеводителями были в первую очередь святые отцы. Прекрасно сказал о значении святых отцов для Православия относительно недавно канонизированный СПЦ (1993) сербский богослов преп. Иустин Попович: «Они (святые отцы) – и мерило, и критерий всего православного, всего евангельского. То, что не от них, что не в их духе, то не православно».

По мере целенаправленного изучения святоотеческих творений, имеющих отношение к исследуемой теме, убеждения мои относительно непреходящей ценности монархической государственности для многих стран, а святорусской монархии – и для всего человечества утверждались и укреплялись. Поразило полное единодушие святых отцов Русской Православной Церкви (поистине, как говорил свт. Игнатий Брянчанинов, «чудное в них согласие, чудное помазание!»), которые все, по большому счету, были убежденными святорусскими монархистами.

По крайней мере, мне не удалось найти среди святых отцов ни одного антимонархиста, ни одного сторонника так называемого народовластия, ни одного демократа и ни одного республиканца.

Исходя из святоотеческого учения, должно сделать однозначный вывод о том, что антимонархизм в Православии, несмотря на то, что позиции его в наши дни как никогда крепки, обречен на поражение, ибо противен Священному Писанию и Священному Преданию. Если же говорить о России, то он (антимонархизм) чужд не только авторитетнейшим крупнейшим русским православным мыслителям и светочам литературного слова, но и самим основам нашей жизни, русской идеологии, русской душе.

Антимонархизм (то есть, бунт человека против Помазанника Божия) в России – тема, вопиющая к систематическому научно-богословскому изучению этого явления с последующими прежде всего церковными и историко-правовыми выводами и правдивыми словами, обращенными не только к русским людям, но и ко всем народам мира.

После «триумфального шествия к светлому коммунистическому будущему» Россия стала на путь «общечеловеческого цивилизованного развития», а на самом деле впала в еще более гибельное заблуждение. Новый курс России – это, без сомнения, путь к окончательной катастрофе и гибели нации, что подтверждают многочисленные вопиющие объективные факты и расширяющее свои границы массовое всеобщее оглупление, ведущее к безумию.

И кажутся опять современными (и своевременными!) слова русского патриота В. Ф. Иванова: «Россия задыхается среди разлитой кругом пошлости, умирает национальный стиль, разваливается семья, искажается национальное лицо и быт русского народа, исчезает великий русский язык, заменяясь отвратительным... жаргоном, мельчает и вырождается нация... У нас прекрасное прошлое. Но настоящего нет, Великая Россия – в прошлом, сейчас Россия – кладбище живых... Вся национальная жизнь замерла, русский народ гниет, и это вызывает смертельную тревогу у тех, в ком бьется честное русское сердце, полное пламенной любви к своей Родине».

Начиная с 1917 года по сей день в России словно продолжает производиться невиданный доселе страшный эксперимент по переделыванию некогда христолюбивого и царелюбивого богоносного народа в новую расу русскоязычного населения (в «биомассу, нафаршированную бесами», как выразился один из современных авторов); лишенную национального мышления и достоинства, оглупленную, лицемерную, лживую, лукавую, пошлую, но высоко политизированную, болтливую, пронырливую, гордую в своем падении и невежестве, продажную, разнузданную, лишенную такта и манер поведения и безстыдно беснующуюся. Меняются и человеческие лики. Так, все меньше становится не только благородных, но и благообразных лиц; одичавшие толпы, погромы, разбой, экстремизм, массовое хулиганство – ныне все это стало делом обыденным. Да это и понятно, ибо в стране одних алкоголиков и наркоманов более 20 млн. человек! Целое государство в государстве! А сколько неучтенных (и никем не учитываемых) деградированных, утративших человеческий облик, опустившихся, криминально опасных, развратившихся, одичавших и поистине озверевших «нелюдей», «полулюдей», «окололюдей»!?

Отрезвление и возврат к пониманию Богом предназначенного пути, осознание подлинной русской идеологии в русском народе происходит мучительно медленно, и тому есть свои веские причины, главная из которых – 70-летнее богоборческое государственное советское воспитание. Ныне же практически все поля информационного пространства народной жизни оказались в руках недругов России (явных или скрытых). Слава Богу, начинают, правда, появляться среди моря лжи маленькие островки, в основном в виде православных передач и патриотических (в исконном смысле) печатных изданий.

Засорение слуха всяким словоблудием мало изменилось со времен крушения коммунистической идеологии. И тем не менее с каждым годом все меньше русских людей доверяет политическим партиям и течениям, давно разочаровались все и в «правде» ловких говорунов-депутатов. Мысли об иной государственной форме власти, свойственной исторической русской традиции, все более овладевают умами честных и непродажных людей нашего многострадального отечества. И с несомненной очевидностью идея святорусской монархии вновь взывает к душе русского народа. Вместе с тем «сама идея монархии, – как писал преосвященный архиепископ [РПЦЗ] Аверкий (Таушев), – в которой многие справедливо видят спасение, свята и дорога нам не сама по себе, а лишь постольку, поскольку она имеет опору для себя в нашей Православной Вере и Церкви – поскольку Царь наш – Царь православный...".

«Мы любим царя, потому что любим Бога», – говорил Оптинский старец о. Варсонофий (Плиханков). «После Православия они (цари) суть первый долг наш русский и главное основание истинного христианского благочестия», – подчеркивал преп. Серафим Саровский, любивший целыми часами вести душеполезные беседы о столь любезных его сердцу Помазанниках Божиих. «Царская власть есть чудо, – писал оригинальный русский мыслитель В. В. Розанов. – В царской власти и через ее таинственный институт побеждено чуть не главное зло мира, которое никто не умел победить и никто его не умел избежать; злая воля, злое желание, злая страсть».

Глубокими почитателями царской темы были практически все из прославленных русских святых и подвижников благочестия. Многие из них, такие, как преп. Серафим Саровский, митрополит Киевский Филарет или архиепископ Воронежский Антоний, столь умилялись священной теме сей, что нередко плакали даже при одном разговоре о Помазаннике Божием...

Тем не менее, сама по себе монархия, как политическая форма правления, может быть одинаково как хороша, так и плоха, как спасительна для народа, так и гибельна. Но монархия православная, священная, святорусская, благословенная Самим Богом, является для нас делом святым и желанным.

«Только вера православная может побудить нас неуклонно повиноваться царю, его власти и всем поставленным от него властям, ибо она говорит нам о небесном происхождении царской власти в словах Св. Писания», – отмечал архиепископ [РПЦЗ] Серафим (Соболев). Но для восхождения к такой наивысшей христианской государственной форме власти многое должно перемениться, и прежде всего должны в корне измениться мы сами, для чего необходимо очиститься в посте и молитве, обновиться духом Истины, одуматься и осознать свои прежние болезни и падения.

Ведь что бы мы ни говорили, два тяжких и великих нераскаянных греха продолжают тяготеть над всеми нами. Это отступление наших предков от Бога и от Помазанника Божия, что привело к беззастенчивому и безнаказанному цареубийству, в свою очередь повлекшему за собой разрушение русского царства и 70-летнее «египетское» пленение народов бывшей Российской Империи...

Необходимо также заново осознать нам свое предназначение, вернуться к традиционной идеологии наших благочестивых и боголюбивых предков, стать русскими людьми не по названию только территории, на которой всем нам посчастливилось родиться и жить, но по самой сути состояния души и сердца.

А русский человек, по мысли Ф. М. Достоевского, – это человек православный, а, следовательно, и даже непременно при том (свято)монархист!

Священная монархия по праву должна быть отнесена к разряду вероучительных, ибо является не только составной частью христианского учения, касающегося богоугодного правления государством, но и ведет свое происхождение от Божественного установления и устроения. Одним своим существованием она явила себя как важнейшая созидательная и «удерживающая» сила в судьбах всего человечества. Вся истории раннего христианства связана с монархиями, вначале языческой, затем православной, священной.

Православные монархи, по словам патриарха Константинопольского Антония IV, «упрочили и утвердили благочестие во всей Вселенной». Они помогли Церкви Христовой отстоять чистоту Православия от лжеучений, обезпечили саму возможность созыва и проведения Вселенских Соборов, на которых были приняты Символ Веры и другие священные документы, догматически определяющие и канонически регулирующие жизнь Православной Церкви. Благодаря монархам, которых Сам Господь просветил светом Истины, страны языческие были просвещены верой Христовой и приняли христианство (так было с Византией, Россией, Грузией и многими иными странами).

Особо судьбоносное и промыслительное предназначение монархическая государственность имела (и продолжает иметь) для России, само рождение, становление государственности и наибольший расцвет которой связаны непосредственно с монархическим строем.

«Вспомните, братие, судьбы любезного Отечества нашего! – благовествует знаменитый наш богослов и проповедник архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов, 1800-1857). – Кто просветил его светом истинной веры и благочестия? Цари православные. Кто основал, расширил, укрепил его и украсил его памятниками веры и славы народной? Цари православные. Кто призвал к нам науки и искусства, образовал наши нравы, приучил к трудолюбивой промышленности, водворил обилие и довольство? Цари православные. Словом, жизнь народа русского всегда нераздельна была с жизнью царей русских и опиралась на нее: вместе они трудились и преуспевали, вместе терпели и страдали. Вместе молились и уповали, вместе сражались и торжествовали...".

«Нелепо отрицать, что именно самодержавие возвеличило и утвердило Россию, вознеся ее к вершинам силы и славы, превратив удельное княжество Московское в величайшую империю мира», – подчеркивал митрополит [МП] Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) в своем обращении ко Всероссийскому монархическому совещанию в Москве в 1994 году.

Как писал проф. П.Е. Казанский, «верховная власть русского царя сложилась как главный, основной результат более чем тысячелетнего объединительного и организационного процесса, который привел народы восточной Европы и северной Азии к сплочению в одно великое государственное целое. В ней нашли свое выражение судьбы русского народа и его национальные особенности, нравственные идеалы и религиозные убеждения».

По его же мысли, становление русского самодержавия есть результат и вершина всемирной мысли: «Для установления русского самодержавия имела непосредственное значение общая работа всемирной мысли, начиная с Византии, над отысканием лучших форм общественной жизни».

К сожалению, ныне былая мощь, слава, величие и благочестие России искусственно принижаются и замалчиваются историками, а облики православных вождей – Помазанников Божиих рисуются в превратно-искаженном свете...

«В сознании русского народа самодержавие не есть юридическое право, а есть явленный Самим Богом факт, – отмечал священник Павел Флоренский (1882-1943), – милость Божия, а не человеческая условность, так что самодержавие царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область веры...».

«Вопрос о монархии для русского человека не политический вопрос, а вопрос национального существования», – считал русский патриот и писатель В. Ф. Иванов.

Наконец, понимание истинного смысла наилучшей из возможных форм государственности имеет и реальное охранительное значение от вероятных разрушений в результате внутренних и внешних вражеских посягательств.

«Если бы русские православные люди имели веру в богооткровенные истины о царской власти, то они могли бы с успехом бороться с врагами нашей Родины, ее погубившими», – утверждал архиепископ Серафим (Соболев), касаясь причин поражения русского православного царства от диавольской революционной стихии.

Все эти глубокие и мудрые высказывания точны и справедливы, но нуждаются в дополнительных комментариях и вдумчивом методическом изучении, с учетом нашего измененного постсоветского рассудочного мышления и сопутствующего тому душевного всенародного затмения...

Церковь Христова освятила царствование православных государей, духовно окормляла их при разработке учения о «симфонии», суть которой заключается в гармоничном взаимоотношении между Церковью, в лице патриаршей власти, и государством, в лице царской власти. «Догматическое и юридическое основание православное самодержавие, – как пишет митрополит Иоанн (Снычев) в статье "Самодержавие и Россия", – получило... в знаменитых новеллах (т.е. законах) императора Юстиниана (+565), признаваемых Церковью наравне с соборными деяниями и включенных в составленный святым патриархом Фотием Номоканон, а затем и в Славянскую Кормчую.

Величайшие блага, дарованные людям высшею благостию Божией, – говорится там, – суть священство и царство, из которых первое заботится о божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни». Сама жизнь опытно подтвердила и веско удостоверила, что всякое уклонение от этого учения существенно искажает богоугодную форму государственной власти, и напротив, неуклонное следование ему приносит наилучшие и даже превосходнейшие, по сравнению со всеми иными государственными формами правления, результаты.

Русская Православная Церковь, начиная от первых Московских первосвятителей Петра и Алексея и до Филарета и Макария, по словам Г. В. Северина, всегда «освящала и благословляла русское самодержавие», не допуская предательства и измены, видела в этой форме государственной власти лучшее для России устроение. Преимущество священной монархии перед народоправством подтверждено и в новой социальной концепции Русской Православной Церкви.

«Два священных идеала должны освещать наш путь в борьбе за Россию: православие как основа нашей народной жизни, и самодержавие, как государственный идеал России», – писал В. Ф. Иванов в начале тридцатых годов XX века. «Православие, Самодержавие и Народность... суть такая же жизненная истина для России, как крылья для птицы, как воздух для тех, кто дышит», – проникновенно взывал забытый ныне поэт и пламенный монархист конца XIX – начала XX вв. Василий Львович Величко (1860-1903).

«Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и Народность, – находим у признанного авторитета, святого отца Русской Православной Церкви последних времен святителя Феофана Затворника (1863), – вот что надобно сохранять! – Когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя». А ныне даже в православной прессе можно встретить нападки на священные «коренные стихии» русского народа, на которые указывал святитель.

Действительно, именно эти идеалы (Православие. Самодержавие. Народность) составляли и всегда будут составлять саму сущность Святой Руси, битва за возрождение которой уже началась (а незримо не прекращалась и в годы богоборческого рабства русского народа!). И никакой здравомыслящий православный человек не может даже и представить Святую Русь в форме социалистического государства, тем паче президентской секуляризованной республики, но только лишь в царственном достоинстве Христовой Царской России во главе с Белым Православным Государем!

Безразличное отношение православных людей к формам государственной власти отечества своего (так называемая «аполитичность») есть явление новое, нездоровое, опасное и не нормальное для русского человека. Слово Божие свидетельствует, что нет власти не от Бога («ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1). Но государственная власть от Бога может быть только царской. Всякая же иная власть, в том числе и агрессивно-богоборческая (к примеру, большевистская) или же безбожная (республиканская, демократическая), лишь попускается Господом за грехи наши.

«Поэтому вправе мы сказать, – писал св. Исидор Пелусиот, – что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему...». Эти злодеи-беззаконники, похитившие царскую власть у русского народа были масоны-революционеры и близкие к ним другие «нехорошие элементы» (термин государя Николая II). Замена единоначалия на многовластие есть тоже признак греховного отступления от божественных истин. «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников», – говорит о последствиях беззакония народа Священное Писание (Притч. 28, 2).

«Не будет Царя – не будет и России!» – предупреждали русские святые последних времен. «Только монархический строй дает прочность России – убеждал святой праведный Иоанн Кронштадтский свою всероссийскую паству, – при конституции она вся разделится по частям».

Основа русскости есть не национальность, не профессия и не место рождения, а подлинная, воспринятая всем сердцем и всей душою русская идеология, которая отражена в словах: Православие, Самодержавие, Народность. Этот мудрый сплав триединства заповедан русскому народу нашими благочестивыми предками на все времена, до Второго пришествия Христа, как залог верности Православию и грядущего акта Промыслительной вселенской миссии России!

<...> «Будем свидетельствовать, что никакая иная форма правления в России неприемлема, что наш государственный строй может быть только сообразным православной вере русского народа, так как только об этой власти говорят нам богооткровенные писатели и святые отцы», – писал архиепископ Серафим (Соболев) в своей глубокой и удивительно современной книге «Русская идеология».

К сожалению, и ныне в среде православных русских людей каким-то странным образом уживается унаследованный от советской идеологической системы махровый антимонархизм, сочетающийся с невежественным пренебрежительным отношением к царской власти, к самим Помазанникам Божиим. Автору этих строк неоднократно приходилось лично быть свидетелем непочтительного отношения к священной православной монархии (которую почему-то обычно путают с языческой монархией, восточным деспотизмом или искаженными монархическими болезнями формами правления).

Что самое печальное, подобное встречается не только среди мирян, но и среди священства. И уж совсем непонятна нынешняя лояльность нашей церковной цензуры в отношении антимонархических публикаций в православной периодической печати... Примеров тому можно привести немало.

Вспоминаются достойные хрестоматийного признания в качестве канонической истины слова новомученика российского митрополита Владимира (Богоявленского) (1848-1918): «Священник не монархист не достоин стоять у Св. Престола». Насколько же актуально звучат слова Владыки в наши дни! По мысли архиепископа Серафима (Соболева), те православные люди, которые подвержены антимонархическим настроениям, должны немедленно покаяться в том, ибо антимонархизм есть не что иное как внутренне носимое бунтарство против Помазанника Божия, грех противления, иными словами, скрытое беснование. Кульминацией отступления от Бога и Царя в последние времена станет восшествие антихриста на царский трон при отрицании людьми Божественной и царской власти (2 Солун. 2, 4).

Впрочем, довольно часто имеет место иная позиция, заключающаяся не в отрицательном отношении к царской власти, а в полном безразличии, выдаваемом за христианское смирение и терпимость, в том числе ко всякой внешней и внутренней политике государства. Такая позиция не менее ущербна и гибельна, ибо по сути своей близка к осужденной в Священном Писании «теплохладости» (см. Откр. 3, 15-16).

Совершенно иные примеры видим мы в истории Отечества нашего, например, в грозном обличении незаконной самозванной власти Святейшим патриархом Гермогеном (1530-1612), замученным врагами России, но не отрекшимся от правды. И ныне доносятся его пламенные слова ко всем оставшимся верным русской идеологии людям: «Благословляю верных русских людей, подымающихся на защиту веры, царя и отечества, и проклинаю вас, изменники!».

Нынешнее время характеризуется великим разбродом и шатанием умов. Идут поиски новых путей развития страны. Делаются попытки повернуть Россию на путь некого общечеловеческого цивилизованного развития. Появляются в печати статьи некоторых современных авторов (именующих себя православными), в которых положительно оценивается отделение Церкви от государства (давняя мечта масонства!) и демократизация России.

Совершенно очевидно, что в настоящий период наше правительство не имеет достаточных сил и возможностей на самостоятельный курс, подобный провозглашенному некогда Столыпиным: «Россия для русских!». Столь же очевидно, что гонимость Церкви Христовой со стороны секуляризованного государства всегда неизбежна, хотя и может быть облачена в более завуалированные, нежели при большевизме, формы, не связанные с прямым насилием (например, через финансовое, налоговое закабаление и прочее).

Богомудрые святые отцы предупреждали, что мирное сосуществование безбожной власти с Церковью Христовой возможно лишь посредством компромиссов или отступлений от Христовой истины. Особый соблазн для последних времен будет представлять сребролюбие (пророчества преп. Серафима Саровского, свт. Игнатия Брянчанинова и некоторых других святых)...

Вместе с тем происходит все более зримое рассеивание бесовских чар и пробуждение умов у наших людей от величайшего помрачения, затмения и летаргического сна, сна духовного безчувствия и забвения своих истоков (как представляется, животворный процесс этот напрямую связан с прославлением Русской Православной Церковью Царственных Мучеников на Архиерейском Соборе в августе 2000-го года).

Множится число православных храмов, монастырей, патриотических объединений, монархических публикаций, идейных течений, православных издательств и просветительских организаций. Отвергнуть ныне священную монархию (к чему так настойчиво призывают антимонархисты всех мастей в России и вне ее) значило бы отвергнуть русский путь, русскую идеологию, богословие святых отцов наших, погубить дело возрождения Святой Руси!

«Если мы будем считать вопрос о царской власти только проблемой, не будем иметь к ней надлежащего отношения на почве православной веры; если будем рассуждать – установлена она от Бога или нет, и даже утверждать, что она на Священном Писании не основана, что сама по себе не имеет ценности и не может быть предметом нашего внимания, то при наступлении возможности возрождения России враги ее снова воспользуются недостойным отношением нашим к царской самодержавной власти. В таком случае этого возрождения мы не увидим никогда», – справедливо утверждал арх. Серафим (Соболев), так глубоко и всесторонне исследовавший аспекты православного учения, касающиеся священной монархии, и так ясно и веско, вслед за его великим предшественником в этом деле Святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским, выговоривший эти столь необходимые для нашего больного и смутного времени глубокомысленные духоносные слова.

Промыслом Божиим даруется ныне русскому народу открытие подлинной исторической правды, касающейся разрушения России и ее духовного пленения антихристианскими силами. И сквозь густой еще мрак невежества и лжи, удушающей атмосферы нравственного растления и всеобщей растерянности все явственнее слышится зов колоколов Святой Руси, все четче проступают очертания порфиры и венца будущего законного духовного вождя, хозяина земли русской – Белого Православного Царя!


<-назад в раздел

Русский календарь