20.05.2017
В первой половине XX века, в годину безбожных гонений на нашу Церковь, преподобный Серафим Вырицкий пророчествовал, что еще «придет время, когда будет глас Божий, когда поймет молодежь, что так жить дальше невозможно <…>. Тогда пойдут молодые в паломничества по святым местам – славное будет время! То, что сейчас грешат, – так горячее каяться будут. Как свеча перед тем, как погаснуть, ярко вспыхивает, озаряя все последним светом, – так и жизнь Церкви. И это время близко…».
Предсказание старца Серафима вспомнилось в беседе с Александром Порожняковым, основателем общественной организации «Царский крест», – человеком молодым, но при всей свойственной его возрасту непосредственности уже имеющим ценный духовный опыт и глубокий взгляд на многие серьезные вопросы.
– Александр, как Вы пришли к вере?
– Таинство святого Крещения, как и большинство людей у нас в России, я принял в детстве, года в четыре, наверное. Считал себя православным – иногда забегал в храм, ставил свечки; очень редко, как правило, по большим праздникам, приходил на службу... Но в целом жил как все, ничем особо не отличался от сверстников. Однако постепенно у меня стало появляться чувство, что Господь хочет открыть мне нечто большее, указывает некий иной, неожиданный для меня путь. Так, неполезные с духовной точки зрения связи с людьми сами собой начали разрываться; карьерные перспективы, планы уйти в бизнес встречали препятствия и не осуществлялись. И пришло понимание, что спасение души намного важнее материальных проблем, мирских дел и даже самой жизни такого среднестатистического россиянина, следующего стандартным для нынешнего мира алгоритмам существования. Росло ощущение того, что мир сегодня движется в неправильном направлении, к духовной пропасти. И вот, наступил момент, когда из глубины души вырвался молитвенный вопль к Богу: «Господи, как Ты знаешь, как хочешь, управь, устрой, только не оставь меня!» И, конечно, Господь откликнулся... Правда, не обошлось без искушений – некоторых опасных уклонений от Церкви в псевдорелигиозные группы. Но я искренне искал, стремился к истине, просил у Бога просвещения и вразумления. И в конце концов, по молитвам святых и прежде всего, наверное, Царя-Мученика, Господь вывел меня на стезю спасения…
– Вы упомянули Царя-Мученика Николая II, и движение Ваше называется «Царский крест». Как, с чего вдруг в Вас, представителе молодого поколения, воспитанном, можно сказать, в идеологическом вакууме, родилось особое благоговение к убиенному Государю?
– Несмотря на то, что в школе я мало интересовался эпохой правления последнего российского Императора, его жизненным путем и ритуальным убийством Царской Семьи, лик Царя Николая II изначально вызывал у меня светлые чувства, внутреннее умиротворение, ощущение родного, близкого человека, отца. Растиражированные мифы о «слабохарактерном», «кровавом» правителе меня не убеждали, душа отвечала на них: «Не верю!» То же самое, кстати, и в отношении Григория Ефимовича Распутина – смотрю на его фотографии и рассуждаю: «Да нет, он же царский друг – всей той грязи я просто не верю!» В этих людях чувствуется чистота, некая искра Божия, и гадкие клеветнические сплетни с их личностями никак не соотносятся.
Повзрослев, я захотел разобраться в истории с Царем, много читал о достижениях России в период его правления и поражался – сколько же лжи было придумано богоборцами для подрыва и умаления авторитета Государя! Я начал знакомиться с каждым членом Царской Семьи, с укладом их жизни, отношениями между собой, дневниками... И эти святые сделалась для меня близкими и родными, незримо присутствующими в моей жизни. Так я окончательно уверился, что Николай II – самый недооцененный и оболганный русский Царь, преданный всеми, но не предавший Россию; что он и его Августейшая Семья – великие угодники Божии, верно прослужившие Господу и отдавшие себя на заклание за грехи русского народа.
Считаю, что Царь-Мученик – это наш новый Николай Чудотворец! О его молитвенном заступничестве и помощи могу говорить очень долго. Ну, например, когда у меня был некий период паломничества – активного путешествования по святым местам, участия в крестных ходах, мои ранее накопленные финансовые средства закончились. Не находилось денег, чтобы поехать в Екатеринбург на крестный ход в день памяти святых Царственных Мучеников. И тогда я просто и искренне обратился к Государю: «Царь-батюшка! Ты видишь, как я хочу поехать к тебе на крестный ход, но у меня нет денег. Помоги мне туда попасть! Вот, я подал объявление о продаже роликов за пять тысяч рублей – мне бы как раз хватило на поездку…» А объявление это абсолютно безрезультатно висело в интернете уже месяца два. И вот, проходит ровно одна минута – мне звонят и спрашивают: «А Вы ролики еще не продали?» И необходимая сумма оказалась в моем распоряжении уже через полтора часа! И это лишь один случай из великого множества подобных – просто такой наглядный, материальный. А сколько раз я получал духовное укрепление – в смущениях, скорбях, унынии. Конечно, с одной стороны, было бы самонадеянным говорить о чувстве благодати, при всей моей греховности, но, с другой, – думаю, что именно царскими молитвами совершалось мое духовное врачевание и восполнение сил в трудные минуты.
Кстати, что касается паломничеств – одним из мест, где я получал огромную духовную помощь, стало Дивеево. Посетил его два года назад, с тяжелым душевным настроением, в момент внутреннего кризиса. И вот, наверное, после этого Господь направил меня, опять же по молитвам святых, моей матери и духовника, на путь, если можно так выразиться, служения Царю, защиты его имени.
– Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее – о Вашей общественной деятельности и организации.
– Началось все с понимания того, что Россия может воскреснуть, только имея царскую власть в лице Помазанника Божиего и осознав свою миссию быть столпом Православия пред лицом всего мира. Но для этого нам необходимо принести плоды покаяния за убиенного Царя, понять и осознать его христоподражательный подвиг. И вот, мы с соратниками стали организовывать встречи с единомышленниками, проводить обсуждения, дискуссии, участвовать в царских мероприятиях...
А движение «Царский крест» активно проявило себя в связи с появлением информации о съемке кощунственного лжеисторического антиправославного фильма «Матильда». Узнав о нем, я был крайне обезпокоен и, поразмыслив, пришел к выводу, что просто обязан как-либо воспротивиться этому богохульному проекту. Долгое время после выхода анонса он не получал широкого общественного резонанса, недовольство верующих носило скромный локальный характер. Я же четко понимал, что такое поругание святых недопустимо, что нельзя молчать и бездействовать, необходимо бороться до победы…
– А почему Вы решили, что именно «Матильде» нужно дать столь серьезный отпор?
– Потому что этот фильм – как бы второе ритуальное заклание Царя и Царской Семьи, только уже не в подвале дома Ипатьева, а в сердцах людей. Очевидно, врагам Православия и России мало было просто убить Государя – они хотят вытравить и память о нем, чтобы люди не смогли осознать его подвиг, его святость и истинную причину наших сегодняшних бед. А именно – то, что ночь с 16 на 17 июля 1918 года стала роковой точкой отсчета для страны. Меня глубоко поразило некогда прочитанное пророчество блаженной Паши Саровской – что за каждого убиенного в Ипатьевском доме России предстоит по 10 лет страданий. Как она говорила – за семерых членов Царской Семьи – «вынь да положь» (70 лет), – сатана будет ходить и бичевать землю Русскую. А потом еще за четырех слуг, с ними пострадавших (40 лет), – каждые 10 лет Господь будет проверять, покаялся ли русский народ. И вот сейчас как раз, получается, мы приближаемся к окончанию этого срока – 110 лет, – и должны выдержать своего рода экзамен на покаяние. А провокационный фильм А. Учителя и есть некий индикатор, лакмусовая бумажка. И мне думается, что через это попущение – такой «подарок» к 100-летию кровавой революции и убийства Царственных Мучеников от безбожных антихристовых сил – Господь призывает нас преодолеть искушение, подобное невыдержанному нашими предками. Ведь сейчас уже практически все православные узнали об этом фильме, и, следовательно, каждому нужно определиться со своим отношением, сделать выбор – заступиться за память Царя и принести реальные плоды покаяния или промолчать, остаться в стороне. Покаяние же, как учит Церковь, – это прежде всего перемена образа мыслей и жизни, т. е. конкретные действия, а не пустые слова…
– Поясните детали нашей возможной борьбы.
– Опытные люди мне подсказали, что на сегодняшний день один из самых успешных способов законного противостояния кощунству – это сбор значительного числа подписей несогласных. Поэтому наше движение просит всех неравнодушных поучаствовать в сем деле – направить свои обращения о запрете «Матильды» компетентным лицам (образец и адреса получателей см. на стр. 2, – примеч. ред.); подписываться, собирать подписи и информировать об этом «Царский крест».
Еще в связи с попытками распространения такого рода кощунств, мне кажется, очень важно, чтобы верующие объединяли свои усилия. Надо признать и попытаться решить нашу проблему нехватки соборности – потому что, к сожалению, далеко не каждый русский православный человек ощущает себя частью России. Мы отделяем свою светскую жизнь от духовной и становимся двоедушными, двуличными, полухристианами. Но ведь если мы христиане, то должны быть ими всегда и во всем! И кому-то нужно об этом задуматься особенно – например, какое оправдание в этом плане будет огромной массе молчащих чиновников, позиционирующих себя православными, – где их вера, которая без дел мертва?! Это еще и для них испытание, момент истины…
– Да, различные обращения, открытые письма, интернет-петиции и голосования сейчас весьма популярны. Но далеко не все верят, что они не безсмысленны...
– Ну, во-первых, повторюсь: наши подписи – это даже не столько свидетельство властям, мол, смотрите, вот наша позиция, сколько часть деятельного покаяния перед Богом, – что мы – Его чада, мы – за Царя, и мы за эти сто лет все-таки что-то переосмыслили.
А то, что эти методы работают и с помощью Божией могут принести результат, я сам убедился. В начале сопротивления «Матильде» мне нередко приходилось слышать: «Да ладно, это напрасный труд – фильм все равно покажут». Но меня укрепляло убеждение в правоте дела и благодатной силе благословения духовника. И так получилось, что именно после передачи наших обращений депутату Госдумы Наталье Владимировне Поклонской поднялась волна общественной активности. В тот же день в мой адрес посыпался шквал звонков и сообщений от представителей СМИ с предложениями прокомментировать ситуацию…
– Но некоторые говорят, что такими действиями верующие, сами того не желая, только лишний раз привлекают внимание к негативным явлениям, грубо говоря, создают им рекламу…
– Когда в фильм вложено столько денег (бюджетных!) – 25 миллионов долларов, – хотим мы или нет, но все равно картина будет максимально раскручена и растиражирована. Вплоть до того, что кинотеатры обяжут ее гонять, чтобы окупить затраты. Так было, например, с «Викингом». Это тоже лживое и глумливое русофобское кино, в котором мерзко и пошло искажены история Древней Руси и образ святого равноапостольного князя Владимира. И если этот фильм православные активисты упустили из вида, то мерзкий проект Учителя – уже нельзя. Проблема выведена на федеральный уровень, в какой-то степени она касается каждого человека в России – хотя бы потому, что он о ней услышал, узнал. Т. е. пути назад у нас просто нет!
Далее. О том, что участие в общественном противодействии не выходит за рамки христианского благочестия, свидетельствуют примеры из истории, из житий святых. Например, когда в Греции в 1988 году пытались показать богохульный фильм «Последнее искушение Христа», некоторые люди тоже утверждали, что верующие должны сопротивляться лишь на духовном уровне. Но около сотни афонских монахов, в том числе и преподобный Паисий Святогорец, выйдя из своих затворов и келий, спустились со Святой Горы, приехали в Грецию на крестный ход против этого кощунства и также благословили бороться. В итоге кощунственный фильм запретили. С Богом возможно все!
– А чем еще, кроме противодействия «Матильде», занимается «Царский крест»?
– У нас обозначилось также второе существенное рабочее поле – ситуация с лжеостанками. По нашему мнению, их признание царскими мощами недопустимо. Ибо если последует заключение, что эти кости принадлежат Царственным Мученикам, то тем самым будет опровергнут факт ритуального убийства Помазанника Божия и сокрыта великая жертва за русский народ. Получится, что в доме Ипатьева просто были расстреляны «жертвы политических репрессий»…
И есть еще одна большая проблема, тесно связанная с предыдущими, которой мы тоже весьма обезпокоены. Это – отступления в Церкви: наша теплохладность, духовное расслабление, выхолащивание веры, т. н. «розовое Православие», экуменические мероприятия, концерты на амвонах, танцы в храмах, замалчивание проблемы электронной идентификации и прочие апостасийные явления. Считаю, что все такие безобразия также попущены Богом в первую очередь для возбуждения у нас ревности по вере. Самое страшное, что люди перестают реагировать на подобные события, утрачивают чувство благоговения, например, понятия о святости, сакральности дома Божия. Если мы уже не можем отличить театральный зал и дом культуры от храма – значит, у нас большие духовные проблемы и ничем хорошим это не кончится. Да, на первый взгляд кажется, что в России расцвет Православия – строятся храмы, идет работа с молодежью, развивается благотворительность, социальное служение, все чем-то занимаются… Но в то же время самые ключевые моменты духовной, церковной и общественной жизни как бы упускаются священнослужителями из вида, архипастыри и пастыри о них чаще всего «забывают». И это создает благоприятную почву для паразитирования на важных вопросах всевозможных маргинальных и псевдоправославных кругов, которые улавливают благонамеренных ревностных людей в свои сети. Взять ту же царскую тему – сколько духовно нездоровых раскольнических движений муссирует ее на просторах интернета! И, не получая ответов на возникающие недоумения, не находя сочувствия своим благочестивым настроениям в ограде Церкви, верующие души начинают искать истину на «стране далече», впитывая с красивыми словами сектантсткие бредни и духовно повреждаясь…
– Да, это очень актуальная проблема, тема для отдельного разговора. Но, возвращаясь к Вашей деятельности, хочется еще коснуться информационного фронта сражения со злом. Что Вы думаете о современных православных СМИ и необходимых ориентирах для всех пишущих и читающих, говорящих и слушающих, снимающих и смотрящих в наше время?
– Сегодня очень важно, что называется, фильтровать информацию – даже из официальных православных источников. Потому что, например, я знаю людей, которые посидев, вроде бы, на православных сайтах, погружались в итоге в глубокое уныние, озлоблялись и уходили из Церкви. Принимая это во внимание, по совету духовника стараюсь больше «подпитываться» чтением Евангелия и творений Святых Отцов. Сами же Отцы пишут, что только с помощью духовной литературы верующий человек может приобрести правильные воззрения на себя самого и окружающую действительность, внутреннюю чуткость, способность хоть в какой-то мере отличать истину от лжи и улавливать глубинный смысл происходящего. Однако не стоит забывать, что все же необходимо следить за событиями в Церкви и мире, анализируя новости с молитвой. Иначе в наше непростое время легко угодить в диавольскую ловушку, о которой предупреждали святой Паисий Святогорец, архимандрит Кирилл (Павлов) и иные старцы. Сегодня время особого исповедничества!
Главное же, наверное, – научиться идти «царским путем» во всех сферах своей жизни, в каждом деле и начинании. Допустим, православные журналисты не должны обходить стороной или замалчивать пусть даже острые, но действительно важные темы, оправдывая тем самым отступление от истины. Но и вдаваться в горячность, агрессивность, кликушество – тоже недопустимо. Нельзя ни в коем случае слушать проповедников, призывающих к радикальным, революционным шагам, каковых сейчас, к сожалению, немало. Никто из старцев так не поступал и безчинства или раскол не проповедовал. Значит, и мы должны оставаться в Церкви и бороться со злом внутри нее, а иначе будем только содействовать своим врагам – разрушителям Православия и России. И при подаче информации, мне кажется, лучше больше ссылаться на опыт Церкви, наставления святых, а не распространять свои собственные понятия, субъективные толкования и переживания, чаще всего замешанные на страстях.
Кстати, я пришел к выводу, что и на поле информационной борьбы нам как никогда нужен Царь! Только он сможет стать нашим единым общим штурманом, указывающим верный курс во всех областях, и положит конец смутам и разделениям. Надо лишь своими делами и молитвами показать Господу, что мы в это верим, этого хотим и ждем!
103132,Москва, ул. Старая площадь, д. 4
Главе Администрации
Президента РФ ВАЙНО А.Э.
125993, Москва, Малый Гнездниковский пер.,
д. 7/6, стр. 1, 2
Министру Культуры РФ
МЕДИНСКОМУ В.Р.
103274, Москва, ул. Краснопресненская наб., д. 2
Председателю Правительства РФ
МЕДВЕДЕВУ Д.А.
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
Председателю Госдумы
ВОЛОДИНУ В.В.
125993, Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 15А
Генеральному прокурору
Российской Федерации
ЧАЙКЕ Ю.Я.
109044, Москва, ул. пл. Крестьянской заставы, д. 1
Прокурору г. Москвы
ЧУРИКОВУ В.В.
125032, Москва, ул. Тверская, д. 13
Мэру города Москвы
СОБЯНИНУ С.С.
127994, Москва, ул. Петровка, д. 22
Председателю Мосгордумы
ШАПОШНИКОВУ А.В.
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
Депутату Госдумы
ПОКЛОНСКОЙ Н.В.
119034, Москва, Чистый пер., д. 5
Патриарху Московскому
и всея Руси КИРИЛЛУ
111024, Москва,
ул. Авиамоторная, д. 50, стр. 2, а/я 181
(tsarskiy_krest@mail.ru, 8-916-877-77-64)
ПОРОЖНЯКОВУ А.Л.
От: ________________________________
Адрес: ______________________________
В октябре 2017 года в Российской Федерации запланирован выход художественного «исторического» фильма «Матильда» (дополнение к названию на афише – «Тайна дома Романовых») режиссера Алексея Учителя, приуроченного к страшной русской катастрофе – революции 1917 года.
Согласно данным «Российской газеты» (http://rg.ru/2016/01/28/aidinger-site-anons.html), бюджет картины составляет 25 миллионов долларов (примерно 1 млрд. 625 млн. рублей). Царя Николая II сыграл Ларс Айдингер, немецкий актер, в 2012 году исполнивший порнороль в фильме Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания». Проект поддержан «Фондом кино» и реализован исключительно на российские деньги.
Фильм рассказывает о «романтических отношениях» последнего российского Императора Николая II и балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской, придавая им исторически недостоверное пошлое содержание. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой; Царь показан жестоким, мстительным и развратным прелюбодеем.
Эта попытка опорочить последнего русского Государя и его Августейшую Семью, прославленных Русской Православной Церковью в лике святых, дестабилизировала общественно-политическую ситуацию в стране и стала причиной фактического раскола общества, не говоря уже о том, что фильм побудил многих граждан к опасным заявлениям и выступлениям.
С учетом большого общественного резонанса и обращений граждан в государственные органы было проведено комплексное психолого-культуролого-юридическо-лингвистическое, а также историческое исследование материалов фильма. Экспертами выступили доктора психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет. Среди них – научные сотрудники ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», ФГБУ ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, профессор ФГБОУ «Московский государственный лингвистический университет», член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при ГУ Министерства юстиции РФ по Москве.
Результаты исследования таковы: фильм «Матильда» направлен на сознательное оскорбление религиозных чувств верующих, искажение истории и разжигание религиозной розни. В заключении экспертов говорится о недопустимости его широкой демонстрации в нарушение конституционных прав граждан и законодательства России (https://sites.google.com/view/publicpost/экспертиза). Однако Генеральный Прокурор РФ все еще бездействует.
Итак, фильм «Матильда» А. Учителя является сознательной антиисторической подделкой, дискредитацией, глумлением и клеветой на одних из самых почитаемых святых нашей Церкви – Царя-Мученика Николая II и членов его Семьи. Создатели и заказчики данного проекта нарушают мое конституционное право, предусмотренное ст. 28, 29 Конституции Российской Федерации, а также нормы федерального законодательства, а именно – ч. 1 ст. 148 УК РФ, п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ.
Согласно ст. 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Ст. 29 Конституции запрещает «пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду».
Согласно ч. 1 ст. 148 УК РФ, «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок».
В соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ, «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет».
Также стоит отметить, что согласно п. 76, 78, 79 Указа Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 года «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «стратегическими целями обезпечения национальной безопасности в области культуры являются сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности. <...>
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
Угрозами национальной безопасности в области культуры являются: размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры».
Очевидно, что действия создателей фильма «Матильда» преступны не только по отношению к верующим гражданам страны, но и к государству, т. к. они подрывают подписанную президентом В.В. Путиным стратегию национальной безопасности России, а также стратегию развития культурной политики.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 28, 29 Конституции Российской Федерации, п.1 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 148, 282 УК РФ, п. г. п. 10.2 Административного регламента Министерства культуры Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на ее территории, и по ведению государственного регистра фильмов (утвержден Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20 июля 2012 г., № 787), п. 77–82 Указа Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»,
ПРОШУ:
1. Принять установленные законом меры к привлечению лиц, ответственных за создание фильма А. Учителя «Матильда», к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 148, 282 УК РФ.
2. Исполнительным органам власти РФ и города Москвы запретить производство и прокат фильма А. Учителя «Матильда» на территории Москвы и Российской Федерации.
Источник: Газета «Православный Крест» №10 (178) от 15 мая 2017 г.
<-назад в раздел
Вместе защитим имя святого Царя!: Беседа с руководителем «Царского Креста» и заявление против «Матильды»
МОЛОДЫЕ «СВЕЧИ» ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН
В первой половине XX века, в годину безбожных гонений на нашу Церковь, преподобный Серафим Вырицкий пророчествовал, что еще «придет время, когда будет глас Божий, когда поймет молодежь, что так жить дальше невозможно <…>. Тогда пойдут молодые в паломничества по святым местам – славное будет время! То, что сейчас грешат, – так горячее каяться будут. Как свеча перед тем, как погаснуть, ярко вспыхивает, озаряя все последним светом, – так и жизнь Церкви. И это время близко…».
Предсказание старца Серафима вспомнилось в беседе с Александром Порожняковым, основателем общественной организации «Царский крест», – человеком молодым, но при всей свойственной его возрасту непосредственности уже имеющим ценный духовный опыт и глубокий взгляд на многие серьезные вопросы.
– Александр, как Вы пришли к вере?
– Таинство святого Крещения, как и большинство людей у нас в России, я принял в детстве, года в четыре, наверное. Считал себя православным – иногда забегал в храм, ставил свечки; очень редко, как правило, по большим праздникам, приходил на службу... Но в целом жил как все, ничем особо не отличался от сверстников. Однако постепенно у меня стало появляться чувство, что Господь хочет открыть мне нечто большее, указывает некий иной, неожиданный для меня путь. Так, неполезные с духовной точки зрения связи с людьми сами собой начали разрываться; карьерные перспективы, планы уйти в бизнес встречали препятствия и не осуществлялись. И пришло понимание, что спасение души намного важнее материальных проблем, мирских дел и даже самой жизни такого среднестатистического россиянина, следующего стандартным для нынешнего мира алгоритмам существования. Росло ощущение того, что мир сегодня движется в неправильном направлении, к духовной пропасти. И вот, наступил момент, когда из глубины души вырвался молитвенный вопль к Богу: «Господи, как Ты знаешь, как хочешь, управь, устрой, только не оставь меня!» И, конечно, Господь откликнулся... Правда, не обошлось без искушений – некоторых опасных уклонений от Церкви в псевдорелигиозные группы. Но я искренне искал, стремился к истине, просил у Бога просвещения и вразумления. И в конце концов, по молитвам святых и прежде всего, наверное, Царя-Мученика, Господь вывел меня на стезю спасения…
– Вы упомянули Царя-Мученика Николая II, и движение Ваше называется «Царский крест». Как, с чего вдруг в Вас, представителе молодого поколения, воспитанном, можно сказать, в идеологическом вакууме, родилось особое благоговение к убиенному Государю?
– Несмотря на то, что в школе я мало интересовался эпохой правления последнего российского Императора, его жизненным путем и ритуальным убийством Царской Семьи, лик Царя Николая II изначально вызывал у меня светлые чувства, внутреннее умиротворение, ощущение родного, близкого человека, отца. Растиражированные мифы о «слабохарактерном», «кровавом» правителе меня не убеждали, душа отвечала на них: «Не верю!» То же самое, кстати, и в отношении Григория Ефимовича Распутина – смотрю на его фотографии и рассуждаю: «Да нет, он же царский друг – всей той грязи я просто не верю!» В этих людях чувствуется чистота, некая искра Божия, и гадкие клеветнические сплетни с их личностями никак не соотносятся.
Повзрослев, я захотел разобраться в истории с Царем, много читал о достижениях России в период его правления и поражался – сколько же лжи было придумано богоборцами для подрыва и умаления авторитета Государя! Я начал знакомиться с каждым членом Царской Семьи, с укладом их жизни, отношениями между собой, дневниками... И эти святые сделалась для меня близкими и родными, незримо присутствующими в моей жизни. Так я окончательно уверился, что Николай II – самый недооцененный и оболганный русский Царь, преданный всеми, но не предавший Россию; что он и его Августейшая Семья – великие угодники Божии, верно прослужившие Господу и отдавшие себя на заклание за грехи русского народа.
Считаю, что Царь-Мученик – это наш новый Николай Чудотворец! О его молитвенном заступничестве и помощи могу говорить очень долго. Ну, например, когда у меня был некий период паломничества – активного путешествования по святым местам, участия в крестных ходах, мои ранее накопленные финансовые средства закончились. Не находилось денег, чтобы поехать в Екатеринбург на крестный ход в день памяти святых Царственных Мучеников. И тогда я просто и искренне обратился к Государю: «Царь-батюшка! Ты видишь, как я хочу поехать к тебе на крестный ход, но у меня нет денег. Помоги мне туда попасть! Вот, я подал объявление о продаже роликов за пять тысяч рублей – мне бы как раз хватило на поездку…» А объявление это абсолютно безрезультатно висело в интернете уже месяца два. И вот, проходит ровно одна минута – мне звонят и спрашивают: «А Вы ролики еще не продали?» И необходимая сумма оказалась в моем распоряжении уже через полтора часа! И это лишь один случай из великого множества подобных – просто такой наглядный, материальный. А сколько раз я получал духовное укрепление – в смущениях, скорбях, унынии. Конечно, с одной стороны, было бы самонадеянным говорить о чувстве благодати, при всей моей греховности, но, с другой, – думаю, что именно царскими молитвами совершалось мое духовное врачевание и восполнение сил в трудные минуты.
Кстати, что касается паломничеств – одним из мест, где я получал огромную духовную помощь, стало Дивеево. Посетил его два года назад, с тяжелым душевным настроением, в момент внутреннего кризиса. И вот, наверное, после этого Господь направил меня, опять же по молитвам святых, моей матери и духовника, на путь, если можно так выразиться, служения Царю, защиты его имени.
– Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее – о Вашей общественной деятельности и организации.
– Началось все с понимания того, что Россия может воскреснуть, только имея царскую власть в лице Помазанника Божиего и осознав свою миссию быть столпом Православия пред лицом всего мира. Но для этого нам необходимо принести плоды покаяния за убиенного Царя, понять и осознать его христоподражательный подвиг. И вот, мы с соратниками стали организовывать встречи с единомышленниками, проводить обсуждения, дискуссии, участвовать в царских мероприятиях...
А движение «Царский крест» активно проявило себя в связи с появлением информации о съемке кощунственного лжеисторического антиправославного фильма «Матильда». Узнав о нем, я был крайне обезпокоен и, поразмыслив, пришел к выводу, что просто обязан как-либо воспротивиться этому богохульному проекту. Долгое время после выхода анонса он не получал широкого общественного резонанса, недовольство верующих носило скромный локальный характер. Я же четко понимал, что такое поругание святых недопустимо, что нельзя молчать и бездействовать, необходимо бороться до победы…
– А почему Вы решили, что именно «Матильде» нужно дать столь серьезный отпор?
– Потому что этот фильм – как бы второе ритуальное заклание Царя и Царской Семьи, только уже не в подвале дома Ипатьева, а в сердцах людей. Очевидно, врагам Православия и России мало было просто убить Государя – они хотят вытравить и память о нем, чтобы люди не смогли осознать его подвиг, его святость и истинную причину наших сегодняшних бед. А именно – то, что ночь с 16 на 17 июля 1918 года стала роковой точкой отсчета для страны. Меня глубоко поразило некогда прочитанное пророчество блаженной Паши Саровской – что за каждого убиенного в Ипатьевском доме России предстоит по 10 лет страданий. Как она говорила – за семерых членов Царской Семьи – «вынь да положь» (70 лет), – сатана будет ходить и бичевать землю Русскую. А потом еще за четырех слуг, с ними пострадавших (40 лет), – каждые 10 лет Господь будет проверять, покаялся ли русский народ. И вот сейчас как раз, получается, мы приближаемся к окончанию этого срока – 110 лет, – и должны выдержать своего рода экзамен на покаяние. А провокационный фильм А. Учителя и есть некий индикатор, лакмусовая бумажка. И мне думается, что через это попущение – такой «подарок» к 100-летию кровавой революции и убийства Царственных Мучеников от безбожных антихристовых сил – Господь призывает нас преодолеть искушение, подобное невыдержанному нашими предками. Ведь сейчас уже практически все православные узнали об этом фильме, и, следовательно, каждому нужно определиться со своим отношением, сделать выбор – заступиться за память Царя и принести реальные плоды покаяния или промолчать, остаться в стороне. Покаяние же, как учит Церковь, – это прежде всего перемена образа мыслей и жизни, т. е. конкретные действия, а не пустые слова…
– Поясните детали нашей возможной борьбы.
– Опытные люди мне подсказали, что на сегодняшний день один из самых успешных способов законного противостояния кощунству – это сбор значительного числа подписей несогласных. Поэтому наше движение просит всех неравнодушных поучаствовать в сем деле – направить свои обращения о запрете «Матильды» компетентным лицам (образец и адреса получателей см. на стр. 2, – примеч. ред.); подписываться, собирать подписи и информировать об этом «Царский крест».
Еще в связи с попытками распространения такого рода кощунств, мне кажется, очень важно, чтобы верующие объединяли свои усилия. Надо признать и попытаться решить нашу проблему нехватки соборности – потому что, к сожалению, далеко не каждый русский православный человек ощущает себя частью России. Мы отделяем свою светскую жизнь от духовной и становимся двоедушными, двуличными, полухристианами. Но ведь если мы христиане, то должны быть ими всегда и во всем! И кому-то нужно об этом задуматься особенно – например, какое оправдание в этом плане будет огромной массе молчащих чиновников, позиционирующих себя православными, – где их вера, которая без дел мертва?! Это еще и для них испытание, момент истины…
– Да, различные обращения, открытые письма, интернет-петиции и голосования сейчас весьма популярны. Но далеко не все верят, что они не безсмысленны...
– Ну, во-первых, повторюсь: наши подписи – это даже не столько свидетельство властям, мол, смотрите, вот наша позиция, сколько часть деятельного покаяния перед Богом, – что мы – Его чада, мы – за Царя, и мы за эти сто лет все-таки что-то переосмыслили.
А то, что эти методы работают и с помощью Божией могут принести результат, я сам убедился. В начале сопротивления «Матильде» мне нередко приходилось слышать: «Да ладно, это напрасный труд – фильм все равно покажут». Но меня укрепляло убеждение в правоте дела и благодатной силе благословения духовника. И так получилось, что именно после передачи наших обращений депутату Госдумы Наталье Владимировне Поклонской поднялась волна общественной активности. В тот же день в мой адрес посыпался шквал звонков и сообщений от представителей СМИ с предложениями прокомментировать ситуацию…
– Но некоторые говорят, что такими действиями верующие, сами того не желая, только лишний раз привлекают внимание к негативным явлениям, грубо говоря, создают им рекламу…
– Когда в фильм вложено столько денег (бюджетных!) – 25 миллионов долларов, – хотим мы или нет, но все равно картина будет максимально раскручена и растиражирована. Вплоть до того, что кинотеатры обяжут ее гонять, чтобы окупить затраты. Так было, например, с «Викингом». Это тоже лживое и глумливое русофобское кино, в котором мерзко и пошло искажены история Древней Руси и образ святого равноапостольного князя Владимира. И если этот фильм православные активисты упустили из вида, то мерзкий проект Учителя – уже нельзя. Проблема выведена на федеральный уровень, в какой-то степени она касается каждого человека в России – хотя бы потому, что он о ней услышал, узнал. Т. е. пути назад у нас просто нет!
Далее. О том, что участие в общественном противодействии не выходит за рамки христианского благочестия, свидетельствуют примеры из истории, из житий святых. Например, когда в Греции в 1988 году пытались показать богохульный фильм «Последнее искушение Христа», некоторые люди тоже утверждали, что верующие должны сопротивляться лишь на духовном уровне. Но около сотни афонских монахов, в том числе и преподобный Паисий Святогорец, выйдя из своих затворов и келий, спустились со Святой Горы, приехали в Грецию на крестный ход против этого кощунства и также благословили бороться. В итоге кощунственный фильм запретили. С Богом возможно все!
– А чем еще, кроме противодействия «Матильде», занимается «Царский крест»?
– У нас обозначилось также второе существенное рабочее поле – ситуация с лжеостанками. По нашему мнению, их признание царскими мощами недопустимо. Ибо если последует заключение, что эти кости принадлежат Царственным Мученикам, то тем самым будет опровергнут факт ритуального убийства Помазанника Божия и сокрыта великая жертва за русский народ. Получится, что в доме Ипатьева просто были расстреляны «жертвы политических репрессий»…
И есть еще одна большая проблема, тесно связанная с предыдущими, которой мы тоже весьма обезпокоены. Это – отступления в Церкви: наша теплохладность, духовное расслабление, выхолащивание веры, т. н. «розовое Православие», экуменические мероприятия, концерты на амвонах, танцы в храмах, замалчивание проблемы электронной идентификации и прочие апостасийные явления. Считаю, что все такие безобразия также попущены Богом в первую очередь для возбуждения у нас ревности по вере. Самое страшное, что люди перестают реагировать на подобные события, утрачивают чувство благоговения, например, понятия о святости, сакральности дома Божия. Если мы уже не можем отличить театральный зал и дом культуры от храма – значит, у нас большие духовные проблемы и ничем хорошим это не кончится. Да, на первый взгляд кажется, что в России расцвет Православия – строятся храмы, идет работа с молодежью, развивается благотворительность, социальное служение, все чем-то занимаются… Но в то же время самые ключевые моменты духовной, церковной и общественной жизни как бы упускаются священнослужителями из вида, архипастыри и пастыри о них чаще всего «забывают». И это создает благоприятную почву для паразитирования на важных вопросах всевозможных маргинальных и псевдоправославных кругов, которые улавливают благонамеренных ревностных людей в свои сети. Взять ту же царскую тему – сколько духовно нездоровых раскольнических движений муссирует ее на просторах интернета! И, не получая ответов на возникающие недоумения, не находя сочувствия своим благочестивым настроениям в ограде Церкви, верующие души начинают искать истину на «стране далече», впитывая с красивыми словами сектантсткие бредни и духовно повреждаясь…
– Да, это очень актуальная проблема, тема для отдельного разговора. Но, возвращаясь к Вашей деятельности, хочется еще коснуться информационного фронта сражения со злом. Что Вы думаете о современных православных СМИ и необходимых ориентирах для всех пишущих и читающих, говорящих и слушающих, снимающих и смотрящих в наше время?
– Сегодня очень важно, что называется, фильтровать информацию – даже из официальных православных источников. Потому что, например, я знаю людей, которые посидев, вроде бы, на православных сайтах, погружались в итоге в глубокое уныние, озлоблялись и уходили из Церкви. Принимая это во внимание, по совету духовника стараюсь больше «подпитываться» чтением Евангелия и творений Святых Отцов. Сами же Отцы пишут, что только с помощью духовной литературы верующий человек может приобрести правильные воззрения на себя самого и окружающую действительность, внутреннюю чуткость, способность хоть в какой-то мере отличать истину от лжи и улавливать глубинный смысл происходящего. Однако не стоит забывать, что все же необходимо следить за событиями в Церкви и мире, анализируя новости с молитвой. Иначе в наше непростое время легко угодить в диавольскую ловушку, о которой предупреждали святой Паисий Святогорец, архимандрит Кирилл (Павлов) и иные старцы. Сегодня время особого исповедничества!
Главное же, наверное, – научиться идти «царским путем» во всех сферах своей жизни, в каждом деле и начинании. Допустим, православные журналисты не должны обходить стороной или замалчивать пусть даже острые, но действительно важные темы, оправдывая тем самым отступление от истины. Но и вдаваться в горячность, агрессивность, кликушество – тоже недопустимо. Нельзя ни в коем случае слушать проповедников, призывающих к радикальным, революционным шагам, каковых сейчас, к сожалению, немало. Никто из старцев так не поступал и безчинства или раскол не проповедовал. Значит, и мы должны оставаться в Церкви и бороться со злом внутри нее, а иначе будем только содействовать своим врагам – разрушителям Православия и России. И при подаче информации, мне кажется, лучше больше ссылаться на опыт Церкви, наставления святых, а не распространять свои собственные понятия, субъективные толкования и переживания, чаще всего замешанные на страстях.
Кстати, я пришел к выводу, что и на поле информационной борьбы нам как никогда нужен Царь! Только он сможет стать нашим единым общим штурманом, указывающим верный курс во всех областях, и положит конец смутам и разделениям. Надо лишь своими делами и молитвами показать Господу, что мы в это верим, этого хотим и ждем!
103132,Москва, ул. Старая площадь, д. 4
Главе Администрации
Президента РФ ВАЙНО А.Э.
125993, Москва, Малый Гнездниковский пер.,
д. 7/6, стр. 1, 2
Министру Культуры РФ
МЕДИНСКОМУ В.Р.
103274, Москва, ул. Краснопресненская наб., д. 2
Председателю Правительства РФ
МЕДВЕДЕВУ Д.А.
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
Председателю Госдумы
ВОЛОДИНУ В.В.
125993, Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 15А
Генеральному прокурору
Российской Федерации
ЧАЙКЕ Ю.Я.
109044, Москва, ул. пл. Крестьянской заставы, д. 1
Прокурору г. Москвы
ЧУРИКОВУ В.В.
125032, Москва, ул. Тверская, д. 13
Мэру города Москвы
СОБЯНИНУ С.С.
127994, Москва, ул. Петровка, д. 22
Председателю Мосгордумы
ШАПОШНИКОВУ А.В.
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
Депутату Госдумы
ПОКЛОНСКОЙ Н.В.
119034, Москва, Чистый пер., д. 5
Патриарху Московскому
и всея Руси КИРИЛЛУ
111024, Москва,
ул. Авиамоторная, д. 50, стр. 2, а/я 181
(tsarskiy_krest@mail.ru, 8-916-877-77-64)
ПОРОЖНЯКОВУ А.Л.
От: ________________________________
Адрес: ______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
В октябре 2017 года в Российской Федерации запланирован выход художественного «исторического» фильма «Матильда» (дополнение к названию на афише – «Тайна дома Романовых») режиссера Алексея Учителя, приуроченного к страшной русской катастрофе – революции 1917 года.
Согласно данным «Российской газеты» (http://rg.ru/2016/01/28/aidinger-site-anons.html), бюджет картины составляет 25 миллионов долларов (примерно 1 млрд. 625 млн. рублей). Царя Николая II сыграл Ларс Айдингер, немецкий актер, в 2012 году исполнивший порнороль в фильме Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания». Проект поддержан «Фондом кино» и реализован исключительно на российские деньги.
Фильм рассказывает о «романтических отношениях» последнего российского Императора Николая II и балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской, придавая им исторически недостоверное пошлое содержание. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой; Царь показан жестоким, мстительным и развратным прелюбодеем.
Эта попытка опорочить последнего русского Государя и его Августейшую Семью, прославленных Русской Православной Церковью в лике святых, дестабилизировала общественно-политическую ситуацию в стране и стала причиной фактического раскола общества, не говоря уже о том, что фильм побудил многих граждан к опасным заявлениям и выступлениям.
С учетом большого общественного резонанса и обращений граждан в государственные органы было проведено комплексное психолого-культуролого-юридическо-лингвистическое, а также историческое исследование материалов фильма. Экспертами выступили доктора психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет. Среди них – научные сотрудники ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», ФГБУ ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, профессор ФГБОУ «Московский государственный лингвистический университет», член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при ГУ Министерства юстиции РФ по Москве.
Результаты исследования таковы: фильм «Матильда» направлен на сознательное оскорбление религиозных чувств верующих, искажение истории и разжигание религиозной розни. В заключении экспертов говорится о недопустимости его широкой демонстрации в нарушение конституционных прав граждан и законодательства России (https://sites.google.com/view/publicpost/экспертиза). Однако Генеральный Прокурор РФ все еще бездействует.
Итак, фильм «Матильда» А. Учителя является сознательной антиисторической подделкой, дискредитацией, глумлением и клеветой на одних из самых почитаемых святых нашей Церкви – Царя-Мученика Николая II и членов его Семьи. Создатели и заказчики данного проекта нарушают мое конституционное право, предусмотренное ст. 28, 29 Конституции Российской Федерации, а также нормы федерального законодательства, а именно – ч. 1 ст. 148 УК РФ, п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ.
Согласно ст. 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Ст. 29 Конституции запрещает «пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду».
Согласно ч. 1 ст. 148 УК РФ, «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок».
В соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ, «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет».
Также стоит отметить, что согласно п. 76, 78, 79 Указа Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 года «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «стратегическими целями обезпечения национальной безопасности в области культуры являются сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности. <...>
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
Угрозами национальной безопасности в области культуры являются: размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры».
Очевидно, что действия создателей фильма «Матильда» преступны не только по отношению к верующим гражданам страны, но и к государству, т. к. они подрывают подписанную президентом В.В. Путиным стратегию национальной безопасности России, а также стратегию развития культурной политики.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 28, 29 Конституции Российской Федерации, п.1 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 148, 282 УК РФ, п. г. п. 10.2 Административного регламента Министерства культуры Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на ее территории, и по ведению государственного регистра фильмов (утвержден Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20 июля 2012 г., № 787), п. 77–82 Указа Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»,
ПРОШУ:
1. Принять установленные законом меры к привлечению лиц, ответственных за создание фильма А. Учителя «Матильда», к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 148, 282 УК РФ.
2. Исполнительным органам власти РФ и города Москвы запретить производство и прокат фильма А. Учителя «Матильда» на территории Москвы и Российской Федерации.
________________________
(Подпись)
________________________
(Расшифровка Ф.И.О)
________________________
(Дата)
(Подпись)
________________________
(Расшифровка Ф.И.О)
________________________
(Дата)
Источник: Газета «Православный Крест» №10 (178) от 15 мая 2017 г.