02.05.2017
<-назад в раздел
Каноны о поклонах в праздничные дни
К сожалению, в наше время далеко не все верующие знают о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, – в частности о том, что в воскресные дни, великие Господские праздники и во всю Пятидесятницу (от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) – коленопреклонения не совершаются.
Так, 20-е правило Первого Вселенского Собора гласит: «Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».
Шестой Вселенский Собор в своем 90-м правиле нашел нужным еще раз подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причем обосновал его тем, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых.
Вот это правило: «От богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».
В этом правиле примечательно выражение «да не пребываем в неведении». Очевидно, Святые Отцы не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как полагают многие современные христиане, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноном совершенно точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается.
Святитель Василий Великий в своем 91-м правиле, заимствованном из 27-й главы его книги о Святом Духе, весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет значение отмены коленопреклонений в праздничные дни:
«Стоя молитвы творим во едину от суббот (т. е. в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. „И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един" (Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век.
Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся Пятьдесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя Пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо».
О необходимости же соблюдения церковных канонов единогласно учат все Святые Отцы. Например, преподобный Макарий Оптинский наставляет: «Церковь, мать наша, есть столп и утверждение истины (см.: 1 Тим.3, 15)! Вы, так как сын Церкви Православной Греко-Российской Восточной, то и должны свято почитать и хранить ее догматы, уставы, правила и законоположения, ведущие нас к прямой цели спасения. Ибо оные установлены, по временам, Святыми Апостолами, Святыми Вселенскими Соборами и богодухновенными пастырями Святой Церкви, коим в лице Апостолов изрек Господь наш Иисус Христос: „Слушаяй вас Мене слушает, отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене отметается Отца, пославшаго Мя" (Лк. 10, 16), и паки: „А иже преслушает Церковь, буди тебе, якоже язычник и мытарь" (Мф. 18, 17). Почему всякому православному христианину должно повиноваться церковным учениям и постановлениям, основанным на слове Божием, ибо Сам Христос есть краеугольный камень Церкви и глава оной; и отнюдь ничего противного слову Божию не постановлено».
Источник: http://www.christian-spirit.ru/
Так, 20-е правило Первого Вселенского Собора гласит: «Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».
Шестой Вселенский Собор в своем 90-м правиле нашел нужным еще раз подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причем обосновал его тем, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых.
Вот это правило: «От богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».
В этом правиле примечательно выражение «да не пребываем в неведении». Очевидно, Святые Отцы не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как полагают многие современные христиане, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноном совершенно точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается.
Святитель Василий Великий в своем 91-м правиле, заимствованном из 27-й главы его книги о Святом Духе, весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет значение отмены коленопреклонений в праздничные дни:
«Стоя молитвы творим во едину от суббот (т. е. в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. „И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един" (Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век.
Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся Пятьдесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя Пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо».
О необходимости же соблюдения церковных канонов единогласно учат все Святые Отцы. Например, преподобный Макарий Оптинский наставляет: «Церковь, мать наша, есть столп и утверждение истины (см.: 1 Тим.3, 15)! Вы, так как сын Церкви Православной Греко-Российской Восточной, то и должны свято почитать и хранить ее догматы, уставы, правила и законоположения, ведущие нас к прямой цели спасения. Ибо оные установлены, по временам, Святыми Апостолами, Святыми Вселенскими Соборами и богодухновенными пастырями Святой Церкви, коим в лице Апостолов изрек Господь наш Иисус Христос: „Слушаяй вас Мене слушает, отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене отметается Отца, пославшаго Мя" (Лк. 10, 16), и паки: „А иже преслушает Церковь, буди тебе, якоже язычник и мытарь" (Мф. 18, 17). Почему всякому православному христианину должно повиноваться церковным учениям и постановлениям, основанным на слове Божием, ибо Сам Христос есть краеугольный камень Церкви и глава оной; и отнюдь ничего противного слову Божию не постановлено».
Источник: http://www.christian-spirit.ru/