Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
19.04.2017

О практике причащать на Пасху всех без разбора



Святитель Григорий Богослов в своем Слове на Святую Пасху предлагает людям, стоящим в храме: «Причастимся Пасхи, ныне пока преобразовательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете. Ибо подзаконная Пасха (осмеливаюсь сказать и говорю) была еще более неясным образованием преобразования. А впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами это новое в Царстве Отца (см.: Мф. 26, 29), открывая и преподавая, что ныне явлено им в некоторой мере, ибо познаваемое ныне всегда ново. В чем же состоит это питие и это вкушение? – Для вас в том, чтобы учиться; а для Него, чтобы учить и сообщать ученикам Своим слово, ибо учение есть пища и для питающего» (Свт. Григорий Богослов. Слово 45. На Пасху).

Святитель Григорий изъясняет, что есть Пасха, но ни слова не говорит ни о Теле, ни о Крови. Несмотря на обилие видимо знакомых призывов, речь идет совершенно не о причащении Святых Христовых Тайн: «Приступите, и мы приобщимся закона, по Евангелию, а не по писмени, совершенно, а не несовершенно, вечно, а не временно. Таково пиршество, которое предлагается тебе».

Святитель Иоанн Златоуст пересказывает в своем Огласительном слове ранее читаемое в храмах Слово святителя Григория, значительно сокращая его в объеме: «Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости».

Возникает вопрос: почему сторонники причащать на пасхальной службе всех без разбору:

1) Под «упитанным Тельцом» подразумевают причастие Тела и Крови, вопреки тому значению, которое подробно истолковывается святителем Григорием Богословом в Слове на Пасху?

2) Приводят в обоснование своей идеи трудников евангельской притчи, пришедших в одиннадцатый час (см.: Мф. 20, 1–16), хотя Великий Пост закончился уже неделю назад и Страстная седмица также миновала: прошло время трудов, настал Праздник?

Видение в Огласительном слове Иоанна Златоуста призыва ко всеобщему причащению на Пасху только на основании присутствия в храме настолько же правомочно, как видение этого призыва в его же Литургии в словах «Пийте от нея вси».

Почитание факта присутствия в храме на богослужении достаточным основанием для причащения на Пасху создает абсурдный исторический нонсенс: живо 69-е Апостольское правило, отлучающее от церковного общения всех тех, кто не соблюдал Великий Пост; написано Слово на Пасху святителя Григория Богослова. Выходит, что святитель Иоанн Златоуст утверждает прямо противоположное и Апостольскому 69-му правилу, и Слову на Пасху святителя Григория Богослова?

Думается, Слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста необходимо понимать не в гуманистически-романтических настроениях века сего, а в сопутствующем его написанию святоотеческом контексте…

 

По материалам православных блогов


<-назад в раздел

Русский календарь