Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
22.03.2017

Беседа со священником о самопознании и духовной прелести

«Всякому человеку необходимо знать себя самого, что он – ничто. Того, кто не знает себя самого, что он ничто, не может спасти Сам всемогущий Бог при всем том, что желает спасти его. И, если бы кто принес Богу в дар весь мир (что, конечно, невозможно), а не думал о себе, что есть ничто, не может спастися никоим образом. Итак, не требуется, чтоб человек взамен за душу свою дал что-либо другое, кроме познания себя, что он – ничто», – пишет преподобный Симеон Новый Богослов.

Об этом важнейшем предмете духовной жизни – спасительном самопознании, а также о всеобщих и особых, частных повреждениях человеческой души и путях исцеления – во дни святого Великого Поста мы побеседовали с насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонахом Геронтием.

 

– Батюшка, в творениях святителя Игнатия (Брянчанинова) говорится, что абсолютно все люди в той или иной степени заражены духовной прелестью. Так, Святой Отец пишет: «Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы в прелести. <…> Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною» (О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отд. 2: О прелести. Аскетические опыты. Т. 1). Как это понимать?

– Тут важно добавить замечание святителя, что уже само знание этого обстоятельства есть «величайшее предохранение от прелести». Т. е. прелесть бывает разная.

Действительно, она есть и общая для всех – когда люди забывают о своем назначении, о смысле жизни на земле, обольщаются благами мира сего, живут так, как будто не умрут никогда, гордятся, тщеславятся… Это и есть уже обольщенное состояние, прелестное. Когда нет покаяния, когда не участвуют в Таинствах церковных… Вообще жизнь вне Церкви есть прелесть.

Но бывают и особые духовные заболевания, которые подлежат врачеванию через отчитки, молебны, молитвы. Существуют и душевные болезни – шизофрения, эпилепсия и др. Как правило, душевные и духовные повреждения тесно переплетаются, – и тогда надо обращаться как за врачебной помощью, так и к духовникам.

Я знал одного священника, старца высокой духовной жизни, который совершал отчитки, а точнее, чин изгнания из человека злых духов (последование определенных молитв, чтений из Священного Писания, – примеч. ред.). К нему приезжала женщина, находившаяся в такой прелести, что, живя в высотном доме, она выходила из окна седьмого этажа и плавно опускалась на землю! Настолько сильно несчастная страдала беснованием, что ее нечистые духи уже носили по воздуху! Вот такие бывают состояния…




– Отец Геронтий, а компьютерная зависимость – это тоже прелесть?

– Да, конечно. Многие современные родители недопонимают этой опасности, приучают детей с малолетства к телефонам, к компьютерам. И человек, с раннего возраста привыкший к этим, на первый взгляд, безобидным предметам, постепенно приходит в опасное положение. Чрезмерное увлечение компьютерными технологиями, и особенно компьютерными играми, уводит его от реальности в виртуальный мир. Многие люди дни и ночи напролет проводят за монитором. Бедные матери приходят, жалуются: «Помолитесь, батюшка, сын мой от компьютера не отходит, прямо уже и ест возле него…» Священники, которые занимаются духовной реабилитацией страждущих, говорят, что от наркотической, алкогольной и других видов зависимости исцеляются по церковным молитвам 30–40% одержимых, а вот от компьютерной – лишь 3–4%. Вот как это страшно!

К одному священнику обратилась мать, расстроенная, в слезах: «Батюшка, помогите!» Он пошел к ней домой. Видит: сын сидит у компьютера со стеклянными глазами, не реагирует ни на что. Батюшка резко вынул вилку провода из розетки. Мальчик сначала ничего не понял. Потом осознал, что его лишают того, без чего он уже не представляет своей жизни, схватил нож и бросился на священника! Тот понял, что шутки плохи, включил компьютер, – ребенок снова уткнулся в экран и успокоился. Тогда батюшка попытался его как-то отвлечь. Говорит ему: «Господь ведь создал мир – не виртуальный, а настоящий. Давай в окошко посмотрим – там сад, птички летают, клумбы, красивые цветочки, деревья, животные – смотри!» Мальчик понемногу стал отрываться от виртуальности и приходить в себя. А батюшка продолжает: «Вот, смотри, книжечки какие – Библия, Новый Завет – с картинками». Так с ним беседовал и потихоньку отвлек его от экрана. И, конечно, молился за него. Ребенок начал гулять, ходить с мамой храм, читать книги и постепенно исцелился.

Главное – надо вывести человека из состояния зависимости, как-то отвратить от предмета пристрастия. Хорошо за такого болящего, если он воцерковлен, заказывать сорокоусты, особенно в монастырях. А если не участвует в Таинствах – то поминовение на Псалтири.

Другая проблема – телевизор. Приходит человек с работы уставший – и что же? Нажал кнопочку – экран перед ним, труд не нужен, усилие воли не требуется, плыви себе по течению… То, что предлагает телевизор, человек впитывает в себя. Но что это такое? Хорошо бы что-то полезное. Однако по большей части там насаждается совсем противоположное… Кто смотрит телевизор, тот духовно слабеет и опустошается.

Увлекаясь интернетом, телевидением, люди, даже верующие, часто забывают о смысле и назначении нашей жизни на земле. Ведь мы находимся здесь под епитимией – чтобы мы научились правильно жить, подготовились для Царства Небесного. А для этого нужно нести свой крест, преодолевать трудности и препятствия, вести борьбу со страстями, с падшими духами. Православный христианин обязан бороться со страстями. Самоисправление – тяжелый труд, но это наш крест. Господь призывает к святости: Будьте святы, ибо Я свят(Лев. 11, 44). А как стать святым? Для этого и необходима борьба – не уход от креста, а несение его. Не бояться креста, а идти вперед и бороться за свое спасение.

А тут предлагается путь бегства от действительности, от борьбы, ухода в пассивное состояние – так же легче! Бес достиг своего: он отступает, уходит тяжесть и напряжение, и человек расслабляется. В виртуальной реальности, открывающейся за экраном, нет скорбей, нет никакого противления страстям – а вместо этого открыты разнообразные развлечения, удовольствия. Особенно опасны т. н. виртуальные шлемы. Наденет его человек – и может как бы на самолете летать, может как бы и в космосе побывать, и на Гавайских островах, и где угодно – только кнопки нажимай. Интересно же, легко, никакого напряжения не требуется, только наслаждение получаешь!..

А самое главное – человек теряет драгоценное время. Святые Отцы что нам говорят? – Чтобы мы каялись в том, что неправильно используем отведенное нам время. Господь каждому дал кому 40, кому 50, 70, 100 лет, и за этот срок мы должны подготовиться к вечности. А тут время тратится на пустое, просто прожигается – это большой грех! Если мы потеряем какое-то материальное богатство, то снова можем его обрести, а если время погубим – никогда оно не вернется. Подойдем к вечности, оглянемся у ее порога на свою жизнь и окажется, что столько часов, дней, лет мы истратили впустую на виртуальные удовольствия, – и потеряли спасение!

 – Т. е. прелестное состояние – это и уход от креста?

– Да, это пассивность, когда плывешь по течению – т. е. уклоняешься от борьбы, от необходимости противостоять злу, напрягать волю; движешься по пути наименьшего сопротивления. Нажимаешь на кнопочки – легко и хорошо, а главное – скорбей нет там, в той нереальной «реальности». В настоящей жизни тебя укоряют, ругают, надо бороться с собой, со своей гордыней, смиряться перед людьми, искоренять свои недостатки, а там – ушел в мечтания, никто не смиряет, не укоряет. Это мнимое спокойствие и привлекает человека, побуждает к оставлению креста. Но Господь нам предлагает иное: Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Несение креста – это распятие своих страстей. А это и есть борьба с прелестью.

Самый лучший путь для христианина – читать Евангелие и стараться жить по нему, идти за Христом. А также следовать церковным заповедям: соблюдать посты, ходить на службы, участвовать в Таинствах – Исповеди, Святом Причащении, исполнять посильное молитвенное правило, благословленное духовником. В этом – исцеление от всех духовных болезней.



– А что такое «мнение»? Приходилось читать у Святых Отцов, что есть такой вид прелести…

– Мнение – это когда человек мнит о себе, что он умнее других, лучше других, достиг какой-то степени совершенства в духовной жизни. Когда он вменяет себе свои подвиги – что вот он сколько лет уже трудится, такое большое правило исполняет, столько-то молитв, кафизм каждодневно читает...

Святитель Игнатий об этом говорит так: «Как нет, по замечанию святого Макария Великого, ни одного человека, совершенно свободного от гордости, – так нет ни одного человека, который бы был совершенно свободен от действия на него утонченной прелести, называемой „мнением" <...>. По этой причине должно бдительно наблюдать за собою, чтоб не приписать собственно себе какого-либо доброго дела, какого-либо похвального качества или особенной природной способности, даже благодатного состояния, если человек возведен в него, – короче, чтоб не признать собственно за собою какого-либо достоинства. Что ты имеешь, говорит апостол, чего бы ты не приял от Бога? От Бога имеем и бытие, и пакибытие, и все естественные свойства, все способности, и духовные, и телесные. Мы должники Богу! Долг наш неоплатим! Из такого воззрения на себя образуется само собою для нашего духа состояние, противоположное „мнению", состояние, которое Господь назвал нищетою духа, которое заповедал нам иметь, которое ублажил...» (Указ. соч.).

Когда мы усердно молимся, исполняем правило, то у нас может зародиться мысль, что мы таким образом делаем Бога своим должником. Но в действительности все труды и подвиги нужны только нам самим – для очищения души и приятия спасительной благодати.

Как-то один иеромонах спросил некую старицу: «Мать, ты сколько лет уже трудишься в монастыре?» – а она давно спасалась в обители. Матушка посмотрела на него серьезно и говорит: «Знаешь, может быть, я и ни одного дня не трудилась!» Сначала он не понял смысла этого ответа. А потом догадался: ин суд Божий, и ин суд человеческий. Мы думаем, что много лет подвизаемся, а пред Господом, может быть, едва ли один день нам зачтется. Как мы считаем – это только наше мнение. А принимает ли Господь наши труды, нашу жизнь – мы не знаем. Узнаем позже.

 – Еще Отцы пишут, что невозможно увидеть свое заблуждение и падение и, соответственно, приступить к исцелению без упражнения в молитве. Но почему тогда, напротив, многие впадают в прелесть именно при прохождении молитвенного подвига?

– Когда верующие совершают свой подвиг разумно, правильно, руководствуясь писаниями учителей Церкви, например, того же святителя Игнатия, – то они избавляются от прелести. Вообще у святого Игнатия очень мудрые наставления, которые как раз и ведут человека к познанию своего несовершенства, своей греховности, своего глубокого падения.

Святитель пишет, что главная причина прелести – гордость, а верным предохранением от нее служит смирение. Он дает такое определение: «Прелесть есть страстное или пристрастное уклонение души ко лжи на основании гордости»(Указ. соч. Отд. 1: О молитве Иисусовой вообще). Поэтому очевидно, что прелесть не действует в душе, живущей не по страстям.

Когда мы идем святоотеческим путем, очищая свое сердце от страстей, когда правильно занимаемся молитвой Иисусовой – со смирением, с самоукорением, не своевольно, а по послушанию духовному отцу, – то молитва эта дает нам верное понятие о себе самих. Господь постепенно открывает нам нашу греховность, духовную нищету и убожество. Иисусова молитва как бы срывает маску с прелестных помыслов, внушаемых врагом, – что мы есть нечто, – и через молитву мы начинаем видеть свое истинное состояние.

 – А как это происходит – избавление от прелести? Почему именно молитва служит целительным средством?

– Так наставляют Святые Отцы. Например, преподобный Исихий Иерусалимский поясняет: «Как нельзя человеку, ходящему по земле, не дышать здешним воздухом, – так невозможно нам очистить сердце свое от страстных помышлений и изгнать из него мысленных врагов без частого призывания имени Иисус-Христова» (К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве, 28. Добротолюбие. Т. 2). А Господь говорит в заповедях блаженства: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Т. е. исцеление – в очищении сердца, что и совершается посредством Иисусовой молитвы. Поэтому-то она преимущественно необходима в деле спасения.

Но еще подвижники замечают: если мы хотим молиться, то нужно и поститься. Как пишет святитель Игнатий, пост отрешает от плотских страстей, молитва же побеждает страсти душевные, и таким образом, проникаясь ею, весь человек очищается. А в очищенный словесный храм приходит Сам Бог.

 – Но ведь многие православные не занимаются Иисусовой молитвой. Что же – они в безнадежном положении? Или душа может врачеваться и как-то иначе?

– Конечно, и другие пути есть. Допустим, простые люди, живущие в миру, терпят скорби – безропотно, со смирением, уподобляясь благоразумному разбойнику, помышляя так: «Господи, я достоин этих скорбей! За мои грехи Господь их попускает, и я должен перенести все со смирением и благодарением». И тогда эти страдания тоже очищают душу и сердце. И страсти умаляются через терпение. Сам Господь дает нам это лекарство – испытания, которые как прижигание, как хирургическое вмешательство действуют на человека.

Беда в том, что мы боимся скорбей, не хотим страдать. Когда Господь наводит их, мы не понимаем причину наших бед, ропщем: «Почему я должен нести эти скорби, почему другие живут благополучно, здоровые, крепкие, а я болею, – почему так?» – Да потому, что, как Господь говорит: «Кого люблю, того наказую» (см.: Евр. 12, 6; Откр. 3, 19). А избранников Своих Он посещает особыми искушениями и бедствиями. Но, конечно, каждому дает Господь по силам – по силе веры, по мере смирения. Если мы принимаем находящие скорби, то они нам служат во спасение, во очищение. «Я полюбил страдания», – писал святитель Лука (Войно-Ясенецкий), опытно познавший плоды крестоношения.

И еще есть способ избавления души от страстей – это чтение Священного Писания: Евангелия, Деяний и Посланий Апостольских. Вникание в Слово Божие и жизнь по заповедям Господа Иисуса Христа, исполнение их очищают сердце и душу и избавляют от прелести.

Но нынешние подвижники благочестия говорят, что в наши дни спасение – преимущественно в молитве Иисусовой. Время сейчас особое, непростое. Если правильно заниматься молитвой, – то это самый лучший путь, прямой, удобный ко очищению сердца, к познанию своей греховности, прелести, заблуждения, к соединению со Христом.

 – Но существует же некая опасность для избирающих этот метод? В чем она состоит?

– Во-первых, враг сильно ополчается на молитвенников помыслами тщеславия и гордости. Другая ловушка состоит в том, что одновременно с молитвой человек может начать решать какие-то вопросы, – что завтра буду делать, что купить надо или продать, или как послушание нести и т. д. Вот эта привычка «параллельных» мыслей, «фона» тоже опасна. Если верующий коснеет в такой нечистой молитве – приучается, молясь, принимать помыслы и заниматься ими, – он никогда не достигнет умной, внимательной молитвы. Поэтому надо сразу пресекать эту привычку, каяться, укорять себя, когда отвлекаешься, возвращать ум в молитву и начинать сначала. Стараться, чтобы качество было на первом месте.

Конечно, от новоначального Господь не требует чистой молитвы – это с годами дается, не сразу. Господь подает молитву молящемуся. Кто стремится к чистой молитве, тот достигает. Стал на путь – и надо всю жизнь подвизаться. И Господь постепенно даст молитву настоящую, чистую, внимательную – если человек с этого пути не сойдет и проявит постоянство. Господу нужна верность. Святые Отцы говорят, что хоть небольшое правильце, но постоянно исполняемое, очень важно и ценно.

– А как и почему прелесть бывает связана с искаженными понятиями о вере, с ересями?

– Из истории мы знаем, что враг вначале ополчался на Церковь гонениями за веру – в первые века многие христиане становились мучениками. Впоследствии возникли испытания другого рода – ереси. Лжеучения были разные: арианство, монофизитство, монофелитство, иконоборчество и др. Но, как показывает практика, все они основывались на тщеславии и гордыне. Ересиархи чаще всего считались благочестивыми подвижниками, искусными ораторами, проповедниками. Но постепенно, превозносясь умом и доверяя своим помыслам и личным мнениям, противным учению Церкви, они дерзали искажать православные догматы.

Истинный аскетический подвиг возможен только в Православии: без глубокого смирения, без познания своей немощи и слепоты он немыслим. Если человек подвизается правильно, то со временем он все яснее начинает видеть свою греховность, страстность, и все меньше у него остается мнения о себе, самонадеянности и гордыньки. А это и есть путь к святости. Как у Святых Отцов сказано: смирение не видит себя смиренным. Т. е. христианин молится, трудится и вовсе не думает, что делает нечто великое…

 – Однажды владыка Никон Липецкий и Задонский на вопрос, как научиться молиться, ответил, что Господь дает молитву за исполнение заповедей…

– Да, и святитель Игнатий учит, что истинная молитва, непрелестная, произрастает из евангельского жития, из жизни по заповедям Божиим.

Был такой старец – Климушка. Он пас коров и любил читать Священное Писание, особенно тщательно изучал Евангелие. За эту любовь к Слову Божию Господь дал ему необычайную память – он всю Библию выучил наизусть и действительно жил по ней. И так обрел великую благодать – стал старцем, хотя и был мирянином. Священный сан не принимал, но получил дар старчества!..

Т. е. такой путь евангельской жизни на самом деле приводит к молитве.

 – Как прельщенный человек может исцелиться от своего повреждения?

– В первую очередь нужно прибегнуть к покаянию, к Таинству Исповеди. Бывает, что дети страдают, когда родители живут во грехе. Поэтому, чтобы болящие чада получили облегчение, каяться должны не только они сами, но и их родители.

Исповедь избавляет от бесовских помыслов. Недаром в монастырях существует обычай откровения помыслов. Это отдельное от Исповеди тайнодействие, которое может совершать не только священник, облеченный в сан, но и опытный монах духовной жизни, или старица (в женских монастырях). Но часто Исповедь соединяется с откровением. На Исповеди мы говорим об уже совершенном грехе, исповедуем его и каемся, а откровение помыслов – это как бы профилактика, пресекающая назревающий грех. Открывая свои мысли, мы тем самым расстраиваем козни падших духов, вовлекающих нас в беззакония через внушения и мечтания. Диавольские наваждения теряют свою силу, и человек начинает видеть, как действуют падшие духи; приобретает опытность.

 – А как быть, если ты понимаешь, что кто-то из близких в прелести, но сам он этого не чувствует?

– За таковых надо молиться – заказывать молебны святителю Митрофану Воронежскому, святителю Тихону Задонскому. Эти святые имеют благодать помогать от уныния. Можно также обращаться к святому великомученику Георгию Победоносцу и другим угодникам Божиим. Еще очень целительно действует Псалтирь – но читать нужно не одну или две кафизмы, а побольше. Да и самому болящему полезно такое чтение. Врачуют и изучение Священного Писания и знакомство с житиями святых. Кроме того в таких случаях часто бывает необходима перемена окружающей среды, круга общения, перемена образа жизни.


 

– Как можно развить в себе главное препятствующее уклонению в прелесть душевное качество – смиренномудрие?

– Надо, как советуют Святые Отцы, все время стараться размышлять: «А не на опасном ли я пути?» Почему Отцы так вопрошали? Потому что не доверяли себе, своему мнению, своей праведности, а смирялись и держали в уме свою зависимость от Бога. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии(Пс. 126, 1).

С Божией помощью нужно углубляться в самопознание, в постижение своей греховности, своего несовершенства – это непременно приведет нас к правильному самовоззрению. Не зря говорится: «Знай Бога и себя, и довольно с тебя».

Когда мы познаем себя, тогда начинаем понимать, что мы далеки от святости и все наши добрые дела и исправления – ничто по сравнению с подвигами самоотвержения святых. Поэтому полезно также чтение житий угодников Божиих и сравнивание своей жизни с их добродетелями. Это тоже приводит к трезвенности ума, к осознанию своего убожества.

 – Батюшка, а когда сильно переживаешь за свое здоровье – это тоже своего рода прелесть?

– Да, бывает, человек начинает лечиться: очищает печень, очищает почки, очищает кровь – очищение, очищение, непрестанное очищение, – годами! А о душе забывает – не думает о том, что ее надо очищать еще усерднее, чем тело. Это уже «перегиб». Нужно не только о здоровье тела заботиться, но и о благополучии души – чтобы все было гармонично.

Святые Отцы как жили? Они пренебрегали плотью, – все внимание уделяли душе. Например, преподобный Даниил Столпник (V в.). Он на столпе подвизался. Ветер, дождь, солнце палит – а он стоит под открытым небом и молится непрестанно. Ноги – как столпы, отекли, покрылись язвами… Однажды зимой ученики нашли его уже обледеневшим – едва отогрели. При этом он получил от Бога великий дар чудотворений и благодатного слова, многим помог, многих исцелил, направил на путь веры. Люди во множестве стекались к его столпу. Святой имел влияние даже на византийских Императоров. Когда по просьбе Патриарха он вынужден был оставить свой столп и отправиться в Константинополь, его несли на руках – поскольку ходить он уже не мог. Вот какое было пренебрежение к телу! Все упование – на Бога, вся забота – о душе. Это, конечно, сверхъестественный подвиг, для нас непостижимый, мы можем только благоговеть пред ним.

Или наш отечественный подвижник иеромонах Адриан Югский, спасавшийся на севере, в Пошехонском монастыре Ярославской епархии († 1853; за два года до кончины старец был переведен в Югскую Дорофееву пустынь. – Примеч. ред.). Как он трудился и какие подвиги нес! Каждый день по нескольку тысяч поклонов с молитвой Иисусовой клал. Бывало, стоял на молитве до тех пор, пока снег под его босыми ногами не таял до самой земли. А питался лишь хлебом и водой. Зимой и летом ходил в худой одежде, без обуви. Он подвизался в юродстве Христа ради, много странствовал. Подвиг этот, конечно, тягчайший, сверхъестественный.

Святой Адриан часто ходил в часовенку к чудотворному образу за десятки километров от своей келлии – босиком! Один раз отправился в путь зимой, добрался до места, помолился, а на обратной дороге зашел к своим духовным чадам. Они его усадили за стол. И вдруг хозяйка слышит стук по полу, глянула на его ноги – а они в ледышки превратились, заледенели! И он ничего не говорит, не жалуется. Она давай их отогревать, растирать. Примечательно, что после этого старец даже не заболел, ноги нисколько не пострадали, не началась гангрена. Вот какая любовь к подвигу, какое самоотвержение!

 – Да, такие примеры, конечно, обличают и воодушевляют… Батюшка, в заключение нашей беседы: что самое главное нужно понять, какой, так сказать, краткий урок о правильном самовоззрении следует усвоить?

– В пустыне подвизался один инок благочестивой жизни. Он постоянно постился, много молился и так угодил Богу, что пищу ему приносил Ангел. Инок в определенное время приходил в известную пещерку, обретая там хлеб и воду и вкушал их с благодарением. Но постепенно он стал привыкать к этому чуду, допустил какое-то небрежение, начал нерадеть о подвиге, кое-какие молитвы опускать – то правило не до конца исполнит, то поклончики не сделает. Одним словом, дело пошло у него на спад. И вот, заходит он как-то в пещерку – находит хлеб, но уже не совсем чистый, как прежде, а какой-то перепачканный. Удивился: что такое? Но все равно употребил этот дар. А Господь вразумлял его, показывая, что неугодно Ему такое отступление. Потом, в следующий раз хлеб оказался уже совсем плохим, как будто изъеденным мышами. Подвижник оскорбился, задумался, но так и не уразумел причины. Начали приходить ему помыслы о том, как хорошо было в миру – хоть поесть нормально удавалось... Оставил он свою пустыньку и ушел в мир. Но все-таки Господь его как-то вразумил, и через некоторое время он вернулся к прежнему образу жизни. И тогда уже начал подвизаться еще усерднее, принося сугубое покаяние.

Т. е. случается, мы привыкаем к благодати и забываем, что все доброе совершается только с помощью Божией. «Не я сам по себе тружусь, а Господь мне помогает – без Него я ничего не могу», – вот так нужно думать, и только такое устроение угодно Богу. А как только мы принимаем помысел, что делаем что-то своими силами, – все, это начало падения, основа заблуждения, первый шажок в прелесть. Безтелесный дух когда-то возмечтал о себе. Наши прародители тоже возмечтали, прельстившись лукавыми речами: Будете, как боги (Быт. 3, 5). Подобное случилось и с тем иноком, впавшим в небрежение. И такое бывает нередко – люди достигают великих духовных мер, а потом скатываются, потому что начинают приписывать себе то, что им не принадлежит, впадают в тончайшее самомнение...

Поэтому надо помнить, что на какой бы степени ни находился подвижник, он всегда может пасть. Если совершеннейший Денница пал, если прародители наши, Адам и Ева, пребывая во благодати, живя в Эдеме, приняли внушение злого духа, возмечтали о себе и прельстились, – то что уж говорить о нас, немощных и грешных, обитающих в юдоли изгнания под епитимией?! Но Господь устроил все так премудро: если мы правильно пройдем это наше земное поприще, то, Бог даст, по Его милости, вернемся туда, где первоначально были они, наши прародители. А может быть, если будем достойны, сподобимся и большего – не только того, что они имели, но и того, к чему были призваны, – вместе со всеми от века угодившими Богу, Емуже слава во веки. Аминь.

 

Беседовала Серафима Смолина

Источник: газета «Православный Крест»


<-назад в раздел

Русский календарь