20.03.2017
<-назад в раздел
Известный священник, отвечает на некоторые духовные вопросы
Известный священник, настоятель храма Рождества св. Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев отвечает на некоторые духовные вопросы.
– Отец Олег, как относиться к чудесам?
– Христианин никогда не должен сомневаться в чудесах. Потому что каждый из нас имеет перед глазами чудо собственной веры. Ведь многие родились в безбожных семьях, получили атеистическое образование и воспитание, но, обратившись к Богу, стали свидетелями величайшего чуда. Какого? Отвечу словами прп. Макария Египетского, который говорил, что истинное чудо – это не мёртвого воскресить, подлинные чудеса — это чудеса веры: когда язычник становится христианином, еретик – православным. Вот Господь призвал тебя и открыл тебе путь познания – как бы взял иссохшее древо твоей жизни и пересадил к потокам вод, чтобы был духовный рост: «Как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет...» (Пс.1,4).
Но главное чудо – Воскресение Христово, которое спасло весь человеческий род от плена смерти и сатаны.
– В Апокалипсисе ап. Иоанн назвал Иисуса Христа «первенец из мертвых» (Откр.1,5). Почему первенец? Ведь в Библии говорится о случаях воскрешения шести человек до воскресения Христа: три случая из Ветхого Завета и три – из Нового Завета.
– Да, в Ветхом Завете говорится о воскрешении сына Сонамитянки (4Цар.4,32–36), сына вдовы из Сарепты Сидонской (3Цар.17,17–23) и человека, тело которого при погребении случайно коснулось костей пророка Елисея (4Цар.13,21). Новый Завет рассказал нам о воскрешении сына вдовы Наинской (Лк.7,12–15), дочери начальника синагоги Иаира (Лк.8,49–55) и воскрешении Лазаря, пробывшего в могиле четыре дня (Ин.11,14,38–44). Но (!) Священное Писание говорит о Воскресении Иисуса Христа в прославленном, нетленном теле, уже никогда не подверженном смерти и тлению, старению и немощам, не имеющем изъянов. Все же вышеописанные люди, воскреснув, продолжали жить в прежних телах, унаследованных от Адама, подверженных тлению, старению, болезням. И в определённое Богом время они умерли, как и все обычные люди. Так можно ли говорить о них, как о первенцах из мертвых? Нет.
Священное Писание указывает, что при Втором пришествии Христа мы все воскреснем в обновлённых телах, подобных телу Христа. Вначале воскреснут умершие во Христе, потом все верующие, дождавшиеся Его прихода на землю, восхитятся, то есть мгновенно изменятся, преобразуются, станут невидимыми для взора оставшихся неверующих людей. Иисус назвал это событие воскресением жизни. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15,22–23)
– Но, батюшка, я слышала выражение, которое заставляет душу трепетать: «Воскресение в смерть». Что это значит?
– Имеются в виду нераскаянные грешники, которые воскреснут, но не тем воскресением, первенцем которого является Сам Христос. Ибо их воскресение будет воскресение в смерть. Потому что жизнью назвать то, что ожидает грешников в аду, невозможно. Тем более что Жизнь – это одно из имён Бога. Слово «сый», «сущий» означает «вечно живущий». И Бог вводит в Свою вечность сотворённые Им существа, даёт им пережить воскресение, так как и Он воскрес. Апостол Иоанн Богослов пишет, что мы не знаем, какими мы будем, знаем только, что будем подобны Ему, как Он будем. А апостол Павел пишет, что мы воскреснем в полноту возраста Христова, т.е. всем будет 33,5 года и не будет болезней, печалей, воздыханий. Но нечестивые будут отличаться от праведных: святые отцы пишут, что их лица будут помрачены.
Давно пора уяснить, что жизнь по Заповедям Божиим – это настоящая жизнь, настоящее бытие. А зло не бытийно, Бог не творил зла. Когда Он сотворил мiр, Он увидел, что всё хорошо. Зло творит человек.
Главное, что мы должны понять, – что вечная жизнь приобретается Кровью Агнца Божия. Блаженный Августин поэтому и говорил для тех людей, которые, став христианами, начинали исправлять свою жизнь: «Весь Закон исполнен тогда, когда все грехи прощены». Почему он так говорил? Потому что когда человек знает, что ему прощены все грехи, – это хорошая мотивация начать исполнять Закон Божий. Ибо мы начинаем исполнять Закон Божий, движимые любовью. Дурная мотивация исполнять Закон Божий – это когда человек говорит: «Чтобы в ад не попасть, я буду что-то делать». А ещё более дурная: «Чтобы в рай попасть, я буду стараться что-то сделать». То есть люди пытаются своими делами, своей автономной праведностью взойти в Царствие Небесное.
– Ситуация: человек всю жизнь прожил в безбожном государстве, но был крещён, Бога не отрицал. К концу жизни стал осознанно приходить к Богу, молился, как мог. Но в церковь не ходил и ушёл из жизни, не успев исповедоваться. Жизнь прожил честно. Неужели он не спасётся? Можно ли его отмолить?
– Для полноты понимания рассмотрим два варианта. Первый: если человек не крещён, он не может спастись. Сам факт первородного греха уже обрекает человека на погибель. Потому что наказанием за первородный грех было изгнание из Рая, смерть и тление. Поэтому воскресение, которое пережил первенец из мертвых Христос, недоступно для такого человека, так же как и вхождение в рай. Единственно, что мы можем сделать в таком случае, – творить милостыню в память об этом человеке, поминать. Почему это важно? Я вспоминаю, как справляли поминки по покойникам в моей семье. Первыми за стол сажали посторонних людей – бабушек из храма, певчих, нищих. И только когда они поедят, родственники садились, а до того вся родня стояла на улице или прислуживала гостям. Иными словами, надо делать добро от имени усопшего. У него возможен статус оглашенного, если он что-то читал, стремился к вере, к Богу. Однако сам факт, что Господь не сподобил его креститься, – это отсутствие христианской кончины.
Но если усопший был крещён, но перед смертью не успел исповедоваться и причаститься, – это другая ситуация. Вы можете за него молиться и творить милостыню от его имени.
– Батюшка, а верите ли Вы в воскрешение Руси?
– Вера любого человека глубоко субъективна. В Писании не сказано: имейте личную веру, но сказано: «Имейте веру Божию» (Мк.11,23). Поэтому даже чувствования наши очень субъективны. У меня складывается впечатление, что тот период, который мы называем воскрешение Руси, уже прошёл. Во-первых, было предсказано, что воскрешение Руси начнётся, когда зазвонит Иван-колокол. Он зазвонил в Кремле. Во-вторых, начнётся служба в Кремле. Служба в Кремле идёт. В-третьих, состоится перенос св. мощей прп. Серафима Саровского. Мощи Преподобного перенесены. Далее – открытие монастырей, массовые обращения в веру и крещения. И мы чувствовали тогда духовный подъём, радовались происходящему. А какое уважительное отношение было тогда к Церкви, к духовенству, к верующим! Сейчас всё становится наоборот – презрительное отношение к Церкви, духовный чин не уважают. Поэтому думаю, что период воскрешения Руси мы уже прошли. Теперь будет затяжная духовная зима, и возможно, что воцарение антихриста уже не за горами. Бодрствуйте!
– Отец Олег, как относиться к чудесам?
– Христианин никогда не должен сомневаться в чудесах. Потому что каждый из нас имеет перед глазами чудо собственной веры. Ведь многие родились в безбожных семьях, получили атеистическое образование и воспитание, но, обратившись к Богу, стали свидетелями величайшего чуда. Какого? Отвечу словами прп. Макария Египетского, который говорил, что истинное чудо – это не мёртвого воскресить, подлинные чудеса — это чудеса веры: когда язычник становится христианином, еретик – православным. Вот Господь призвал тебя и открыл тебе путь познания – как бы взял иссохшее древо твоей жизни и пересадил к потокам вод, чтобы был духовный рост: «Как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет...» (Пс.1,4).
Но главное чудо – Воскресение Христово, которое спасло весь человеческий род от плена смерти и сатаны.
– В Апокалипсисе ап. Иоанн назвал Иисуса Христа «первенец из мертвых» (Откр.1,5). Почему первенец? Ведь в Библии говорится о случаях воскрешения шести человек до воскресения Христа: три случая из Ветхого Завета и три – из Нового Завета.
– Да, в Ветхом Завете говорится о воскрешении сына Сонамитянки (4Цар.4,32–36), сына вдовы из Сарепты Сидонской (3Цар.17,17–23) и человека, тело которого при погребении случайно коснулось костей пророка Елисея (4Цар.13,21). Новый Завет рассказал нам о воскрешении сына вдовы Наинской (Лк.7,12–15), дочери начальника синагоги Иаира (Лк.8,49–55) и воскрешении Лазаря, пробывшего в могиле четыре дня (Ин.11,14,38–44). Но (!) Священное Писание говорит о Воскресении Иисуса Христа в прославленном, нетленном теле, уже никогда не подверженном смерти и тлению, старению и немощам, не имеющем изъянов. Все же вышеописанные люди, воскреснув, продолжали жить в прежних телах, унаследованных от Адама, подверженных тлению, старению, болезням. И в определённое Богом время они умерли, как и все обычные люди. Так можно ли говорить о них, как о первенцах из мертвых? Нет.
Священное Писание указывает, что при Втором пришествии Христа мы все воскреснем в обновлённых телах, подобных телу Христа. Вначале воскреснут умершие во Христе, потом все верующие, дождавшиеся Его прихода на землю, восхитятся, то есть мгновенно изменятся, преобразуются, станут невидимыми для взора оставшихся неверующих людей. Иисус назвал это событие воскресением жизни. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15,22–23)
– Но, батюшка, я слышала выражение, которое заставляет душу трепетать: «Воскресение в смерть». Что это значит?
– Имеются в виду нераскаянные грешники, которые воскреснут, но не тем воскресением, первенцем которого является Сам Христос. Ибо их воскресение будет воскресение в смерть. Потому что жизнью назвать то, что ожидает грешников в аду, невозможно. Тем более что Жизнь – это одно из имён Бога. Слово «сый», «сущий» означает «вечно живущий». И Бог вводит в Свою вечность сотворённые Им существа, даёт им пережить воскресение, так как и Он воскрес. Апостол Иоанн Богослов пишет, что мы не знаем, какими мы будем, знаем только, что будем подобны Ему, как Он будем. А апостол Павел пишет, что мы воскреснем в полноту возраста Христова, т.е. всем будет 33,5 года и не будет болезней, печалей, воздыханий. Но нечестивые будут отличаться от праведных: святые отцы пишут, что их лица будут помрачены.
Давно пора уяснить, что жизнь по Заповедям Божиим – это настоящая жизнь, настоящее бытие. А зло не бытийно, Бог не творил зла. Когда Он сотворил мiр, Он увидел, что всё хорошо. Зло творит человек.
Главное, что мы должны понять, – что вечная жизнь приобретается Кровью Агнца Божия. Блаженный Августин поэтому и говорил для тех людей, которые, став христианами, начинали исправлять свою жизнь: «Весь Закон исполнен тогда, когда все грехи прощены». Почему он так говорил? Потому что когда человек знает, что ему прощены все грехи, – это хорошая мотивация начать исполнять Закон Божий. Ибо мы начинаем исполнять Закон Божий, движимые любовью. Дурная мотивация исполнять Закон Божий – это когда человек говорит: «Чтобы в ад не попасть, я буду что-то делать». А ещё более дурная: «Чтобы в рай попасть, я буду стараться что-то сделать». То есть люди пытаются своими делами, своей автономной праведностью взойти в Царствие Небесное.
– Ситуация: человек всю жизнь прожил в безбожном государстве, но был крещён, Бога не отрицал. К концу жизни стал осознанно приходить к Богу, молился, как мог. Но в церковь не ходил и ушёл из жизни, не успев исповедоваться. Жизнь прожил честно. Неужели он не спасётся? Можно ли его отмолить?
– Для полноты понимания рассмотрим два варианта. Первый: если человек не крещён, он не может спастись. Сам факт первородного греха уже обрекает человека на погибель. Потому что наказанием за первородный грех было изгнание из Рая, смерть и тление. Поэтому воскресение, которое пережил первенец из мертвых Христос, недоступно для такого человека, так же как и вхождение в рай. Единственно, что мы можем сделать в таком случае, – творить милостыню в память об этом человеке, поминать. Почему это важно? Я вспоминаю, как справляли поминки по покойникам в моей семье. Первыми за стол сажали посторонних людей – бабушек из храма, певчих, нищих. И только когда они поедят, родственники садились, а до того вся родня стояла на улице или прислуживала гостям. Иными словами, надо делать добро от имени усопшего. У него возможен статус оглашенного, если он что-то читал, стремился к вере, к Богу. Однако сам факт, что Господь не сподобил его креститься, – это отсутствие христианской кончины.
Но если усопший был крещён, но перед смертью не успел исповедоваться и причаститься, – это другая ситуация. Вы можете за него молиться и творить милостыню от его имени.
– Батюшка, а верите ли Вы в воскрешение Руси?
– Вера любого человека глубоко субъективна. В Писании не сказано: имейте личную веру, но сказано: «Имейте веру Божию» (Мк.11,23). Поэтому даже чувствования наши очень субъективны. У меня складывается впечатление, что тот период, который мы называем воскрешение Руси, уже прошёл. Во-первых, было предсказано, что воскрешение Руси начнётся, когда зазвонит Иван-колокол. Он зазвонил в Кремле. Во-вторых, начнётся служба в Кремле. Служба в Кремле идёт. В-третьих, состоится перенос св. мощей прп. Серафима Саровского. Мощи Преподобного перенесены. Далее – открытие монастырей, массовые обращения в веру и крещения. И мы чувствовали тогда духовный подъём, радовались происходящему. А какое уважительное отношение было тогда к Церкви, к духовенству, к верующим! Сейчас всё становится наоборот – презрительное отношение к Церкви, духовный чин не уважают. Поэтому думаю, что период воскрешения Руси мы уже прошли. Теперь будет затяжная духовная зима, и возможно, что воцарение антихриста уже не за горами. Бодрствуйте!